Проблемы развития одаренности и нравственного становления личности
статья на тему
Статья "Проблемы развития одаренности и нравственного становления личности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boyarkina-statya.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы развития одаренности и нравственного становления личности.
Бояркина Ж.В.
Бояркина Ж.В., учитель английского языка
п. Октябрьский Белгородской области,
МОУ «Октябрьская СОШ им. Ю.А. Чумака»
e-mail: janna26@mail.ru, тел.: +7(919)220-23-27
Современный мир становится все более сложным, динамично развивающимся и противоречивым. Ценностью становится высокий интеллект, так как от количества интеллектуальных, креативных личностей, от высокой активности человека, зависит благосостояние и успешное развитие нашего общества, качество жизни в нем. В связи с этим остро встает вопрос развития одаренных детей. Выявление и развитие одаренности детей, изучение условий и факторов, способствующих формированию и становлению интеллектуальных и творческих способностей, становятся одной из актуальных проблем процесса образования.
Феномен одаренности представляет собой комплексную проблему. Само по себе понятие одаренности - сложное явление, имеющее свои положительные и отрицательные проявления.
К положительным относятся: любознательность, собранность, внимательность, настойчивость в поиске ответов, склонность к размышлениям, широкий круг познавательных интересов, абстрактность мышления, сильная воля, постоянная готовность к обучению, большая работоспособность; к отрицательным: нестабильность интересов, повышенная нетерпимость (могут выражать нетерпение и презрение к детям, ниже их в интеллектуальном развитии), [3] требовательность, ощущение неудовлетворенности, сверхчувствительность, повышенная тревожность, различные страхи, перфекционизм, психосоциальная чувствительность.
Такие дети критически относятся к собственным достижениям, в результате чего страдают низкой самооценкой. Стремление ставить перед собой завышенные цели, не имея возможности достичь их, приводит к переживаниям, которые могут привести к моральным травмам.
Выявление одаренности зависит от множества факторов. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддерживать и развивать их. Первостепенной задачей является – создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка, а также воспитание и помощь в нравственном становлении личности. Данное направление предполагает изучение и развитие индивидуальных, личностных качеств ребенка, а также создания благоприятной обстановки для дальнейшего развития. Прежде всего, необходимо обеспечить доброжелательность со стороны педагогов, предоставить детям возможность задавать вопросы, поощрять высказывать свою точку зрения, не сдерживать инициативу ребенка, создавать стимулы с целью развития любознательности, создавать все условия для развития творчества, предъявлять одинаковые требования, как в школе, так и в семье.
Проблема выявления одаренных детей тесным образом связана с уровнем профессиональной подготовки педагогов и психологов. Поэтому важным аспектом в работе с одаренными детьми является самообразование и саморазвитие педагога.
Одной из проблем является и то, что в работе с одаренными детьми необходимо не только делать акцент на развитие способностей детей, но и помощи в социально-психологической адаптации. Педагоги должны осознавать и принимать особенности поведения такого ребенка, его индивидуальность и миропонимание. Таким образом, необходима совместная практическая деятельность детей, родителей и школы. Прежде всего, в семье необходимо создать благоприятные условия для раскрытия и совершенствования способностей детей. Родителям принадлежит особая роль – содействие развитию. Своим личным примером, поведением мы должны подводить одарённого ребёнка к лучшему пониманию себя, своих способностей и возможностей, жизненных целей и ценностей.
Безусловно, нам педагогам необходимо правильно организовать учебный процесс – это и нестандартные уроки, вовлечение детей в исследовательскую деятельность (является возможностью максимально раскрыть свои способности, получить больше знаний, раскрыть достигнутый результат при защите работы) решение нестандартных задач, различные выставки и конкурсы, опережающие задания творческого плана.
В школе основным критерием выявления одаренности у детей служит победа в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Участие и победы во Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» для среднего звена и Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в ХХI веке» для старшеклассников интеллектуальных играх «British Bulldog», «Рыжий кот», «Английский лев», «Познание и творчество» является для детей большим стимулом к развитию и совершенствованию. Это и есть создание для детей ситуации успеха и уверенности. Основная цель работы с одаренными детьми – это содействие в их «становлении» одаренных взрослых. Ведь именно от предприимчивых, одаренных людей зависит дальнейшее развитие нашего государства, его место в мире. В связи с этим возникает необходимость выработки методов и механизмов помощи и поддержки одаренных людей не только в период детства и подросткового возраста, но и на этапе перехода в самостоятельную, взрослую, профессиональную жизнь.
Список литературы:
1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей / Белова Е.С. – М.: Московский психологический институт: Флинта, 1998. – 144 с.
2. Лебедева, В.П. Учителю об одаренных детях [Текст]: пособие для учителя/ В.П. Лебедева, В.И.Панов.- М.: Молодая гвардия, 1997.- 354с.- (Одаренные дети).
3. Мисливец Н.А. Одаренность: виды, проявления, диагностика : Учебно-методическое пособие/ БегГу.-Белгород, 1999.- 60c.
4. Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в школе – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.1998.-256 c.
6. Сидоренко М.Т. К вопросу о социализации одаренных детей в общеобразовательном учреждении. Материалы 3 Всероссийского научно-методического семинара, г. Белгород 2009.-312 c.
7. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок. – М. 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Православная педагогика как система духовно-нравственного становления личности
Без веры и надежды ребенок становится безнадежным....
Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Детство", "Отрочество". Работа над собой. Нравственное становление личности (по учебнику Р.Н.Бунеева).
Это последний урок в системе уроков по творчеству Л.Н.Толстого в 7 классе. Основная тема урока - это становление детского характера, "диалектика" детской души....
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
В то время, как на головы подрастающего поколения сваливается поток негативной, подчас агрессивной, информации, мы на своих уроках помогаем отсечь «лишнее», анализировать услышанное ...
Нравственное становление личности воспитанников младшего школьного возраста в условиях развивающейся среды ГКОУ ЛО «Павловский центр Логос»
От педагогов, ежедневно соприкасающихся с детьми в условиях центра психолого-педагогигической реабилитации и коррекции, зависит, какими людьми станут их воспитанники. В данной статье подробно описан, ...
Нравственное становление личности сегодня
В данном материале рассматривается роль духовной музыки в воспитании нравственности....
нравственное становление личности сегодня
В данной статеье рассматривается роль духовной музыки в воспитании нравственности учащихся...