программа занятий отряда подростков группы риска "ООН"
методическая разработка по теме
программа занятий отряда подростков группы риска "ООН" (отряд особого назначения). Направление: Вторичная профилактика противоправного поведения.
Целевая группа:Дети и подростки с девиантным поведением, дети имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими, дети в кризисной ситуации, дети из семей в СОП.
представлено планирование програмы разработки звнятий программы "Помоги себе сам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomogi_sebe_sam.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Название программы: ООН (отряд особого назначения)
ФИО руководителя программы: Вяткина Наталья Владимировна
Должность: социальный педагог
Название организации: МОУ «Рождественская средняя
общеобразовательная школа»
Карагайского района
Пермского края
ФИО и должность
руководителя организации: Анянова Наталья Геннадьевна,
директор школы
Рабочий телефон: 3-53 - 81
Сроки реализации программы: июнь
Место реализации программы: профильный лагерь при школе
Программа «ООН»
Направление: Вторичная профилактика противоправного поведения.
Целевая группа:Дети и подростки с девиантным поведением, дети имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими, дети в кризисной ситуации, дети из семей в СОП.
Краткое описание условий реализации программы
Организация реабилитационного курса для 15 детей «группы риска» по адаптации в социуме и 3 занятий с родителями (законными представителями) по налаживанию контактов.
Деятельность группы организована в форме лагеря с дневным пребыванием (18 дней), двухразовое питание, диагностика, социально-психологическая и трудовая реабилитация. Для родителей занятия в начале (знакомство с программой), середине (результаты диагностики) и конце смены (рекомендации).
Аннотация программы
Сегодня в обществе, к сожалению, привычными стали понятия «дезадаптированные дети», «дети с аффективным, девиантным и делинквентным поведением», «несовершеннолетние правонарушители». Актуальны эти проблемы и для Рождественской школы.
Анализ причин асоциального поведения показал, что большинство детей проживает в семьях, где родители не выполняют надлежащим образом своих обязанностей; дети состоят на учете психиатра; склонны к бродяжничеству; систематически пропускают занятия без уважительной причины.
Основная цель образовательных учреждений при работе с этой группой детей – вовлечение в образовательный процесс, обеспечение их прав на образование, рост занятости во внеурочное время, т.е. организация пространства социализации ребенка.
Социализация личности - развитие человека на протяжении жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения им социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит.
Еще А.С.Макаренко, к педагогическому наследию которого сегодня вновь обращаемся, говорил о воспитании ребенка на каждом «квадратном метре его жизненного пространства». Поэтому целесообразно и эффективно проводить непрерывную работу с детьми, нуждающимися в педагогическом контроле и поддержке, особенно в период летних каникул.
Летний период позволяет создать условия для возвращения ребенка в «нормальные» социальные границы, перестройки сознания, создание мотивации нацеленной на приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
В ходе работы планируется организация анализа социального развития подростков, выявление проблемных зон, снятие психоэмоционального напряжения и повышение социальной компетенции через занятия курсов «Воспитание законопослушного гражданина» и «Помоги себе сам».
Обучение подростков способам регуляции поведения, восстановление связей с ближайшим окружением – основные цели программы. Ее реализация позволит повысить уровень социальной компетенции подростков, мобилизовать собственные ресурсы ребенка для решения проблем, разработать стратегию и тактику преодоления проблем, организовать отдых и оздоровление детей, снизить численность детей имеющих проблемы поведения.
Цель и задачи:
Оказание социально-педагогической помощи подросткам и их семьям по решению конкретных проблем.
- Выявить проблемные зоны подростков относимых к «группе риска»;
- Сформировать мотивацию самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.
- Актуализация потребности активного участия в общественной жизни;
- Консультирование родителей по поиску путей решения проблем детей.
Выполнение программы позволит:
- повысить уровень социальной компетенции подростков;
- достичь позитивных изменений и разработать (совместно с родителями) стратегию и тактику преодоления проблем;
- обучить необходимым способам поведения, позволяющих успешно интегрироваться в существующую социальную систему.
Ожидаемые результаты на каждом этапе деятельности
Этапы | Ожидаемые результаты |
1.Март-май Подготовительный |
|
2.Июнь Основной |
|
3. Июнь- сентябрь Заключительный |
|
Реализация проекта:
Этапы | Методы работы |
Подготовительный | Рекламно-пропагандистская работа, работа с базой данных школы. |
Основной | Комплексная диагностика ребенка, заполнение индивидуальной карты (тестирование, наблюдение, анкетирование). Повышение социальной компетенции, эмоционально-волевой саморегуляции поведения через занятия спецкурсов. Повышение педагогической грамотности родителей через проведение 3 семейных гостиных, поддержание постоянной связи, индивидуальные консультации. Спортивно-оздоровительные, трудовые, развлекательные мероприятия способствуют повышению социального статуса ребенка в среде сверстников. |
Заключительный | Составление отчета и анализа по результатам деятельности. Обобщение опыта по профилактике. Подготовка рекомендаций педагогам по профилактике асоциального поведения детей. |
Формы деятельности:
Программа носит комплексный характер, поскольку предусматривает организацию социально-педагогического пространства для группы подростков с реализацией курсов психологической, правовой, спортивно-оздоровительной, интеллектуальной и др. направленности.
Осуществляется аналитико-прогностическая и информационно-методическая работа по вопросам социальной адаптации подростков.
Предоставляется информация по вопросам ,касающихся психосоциальной и юридической областей.
Опирается на определенные принципы:
-гуманизма, который предполагает, что главной целью является предотвращение асоциального поведения;
-дифференциации и индивидуализации обеспечивает развитие каждого ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
-конфиденциальности, т.к. вся полученная информация не может быть сообщена третьим лицам без ведома заинтересованного лица;
-развития реализуется через деятельность подростка в зоне его ближайшего развития (уровень которого ребенок может достичь).
Режим дня
10.00 | Линейка, зарядка |
10.30 | Завтрак |
10.50 | Тестирование (в орг.период) «Помоги себе сам» |
12.00 | Игровые, спортивные программы, трудовая занятость |
14.00 | Обед |
14.30 | «Воспитание законопослушного гражданина. |
15.30 | Рефлексия, подведение итогов дня, планирование. |
16.00 | Завершение работы |
Программы курсов
Тестирование
Мультимедийное пособие «Право на защиту от всех форм насилия» / Центр против насилия и торговли людьми. Пермь, 2003 г. (Тесты на определение уровня агрессивности, акцентуациихарактера).
Твоя самооценка
Ученикам предлагается ряд слов - характеризующих различные черты характера[1], которые он должен распределить по 2 столбикам: «Идеал» и «Анти идеал»:
Агрессивность, альтруизм, активность, аккуратность, бережливость, беспечность, благородство, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброжелательность, жадность, жестокость, заботливость, застенчивость, злопамятность, изысканность, импульсивность, инициативность, искренность, коллективизм, лживость, лицемерие, медлительность, мнительность, мстительность, нежность, нервозность, неряшливость, обаяние, обидчивость, озлобленность, оптимизм, осторожность, отзывчивость, пассивность, пессимизм, педантичность, подозрительность, правдивость, принципиальность, пунктуальность, равнодушие, радушие, разбросанность, развязность, раскованность, робость, самостоятельность, сдержанность, скромность, смелость, собранность, сострадание, стыдливость, толерантность, тревожность, трудолюбие, трусливость, уверенность, упорство, уступчивость, черствость, честность, щедрость, эгоизм, эмпатийность …
Далее предлагается отметить в каждом столбике черты, свойственные испытуемому и подсчитать по каждому столбику отдельно соотношение черт свойственных «мне» к общему количеству написанных.
Если в столбике «Идеал» соотношение от 0 до 0,35 – это говорит о низкой самооценке, если от 0,35 до 0,7 – о нормальной, и от 0,7 до 1 – о завышенной.
В столбике «Анти идеал» о низкой самооценке говорит показатель от 1 до 0,7, о средней от 0,7 до 0,35 и о завышенной от 0,35 до 0.
Если показатели не совпадают, это говорит о неустойчивости самооценки.
Можно использовать тест для определения уровня взаимоотношений. Для этого в каждом столбике отметить черты, свойственные большинству окружающих испытуемого людей (лучше это делать до определения самооценки). Подсчет производится также. Причем положительной оценкой в обоих случаях можно считать как нормальную, так и завышенную.
Далее определяется один из 4 возможных уровней:
1 | 2 | 3 | 4 | |
Я | + | + | - | - |
ОНИ | + | - | + | - |
Первый уровень самый предпочтительный. Если «своя» самооценка низкая, то необходима ее коррекция, создание ситуации успеха. Если низкая самооценка у «них», то важно показать, что окружающие люди лучше, чем испытуемый о них думает.
Тест-анкета «Расти здоровым»
Дописать незаконченные предложения:
Мама меня часто … | В школе я … | Заигравшись, я забываю … |
Обливаться холодной водой я... | Аппетит у меня … | Иногда я чувствую себя … |
Утром я просыпаюсь … | В сауну я … | Телевизор я смотрю … |
Простуда меня … | Свои руки я … | Сплю я лучше, когда … |
Занимаюсь спортом я … | Зубы свои я … | Больше всего я люблю … |
? Подумай, какие изменения тебе надо внести в свой образ жизни ? Как ты считаешь, все ли ты делаешь для того, чтобы укрепить свое здоровье? |
«Воспитание законопослушного гражданина»
ПРОГРАММА КУРСА «Воспитание законопослушного гражданина» / под ред. к.п.н Г.А.Новокшоновой - Пермь. Изд-во ПОИПКРО. 2001. –80 с.
Введение курса должно способствовать более эффективному решению задач социализации учащихся, социальной адаптации школьников младшего и подросткового возраста, снижению количества правонарушений. Потребность в данном курсе определяется:
- неустойчивостью социальных норм в кризисный период развития Российского общества;
- потребностью учащихся в самоанализе и самоопределении, самоутверждении в микросоциуме и среди сверстников;
- ростом вовлечения несовершеннолетних в правонарушения и противоправные действия;
- тревожной тенденцией распространения социально-значимых заболеваний среди учащихся всех возрастов;
- снижением контроля со стороны учителей и родителей, в результате чего дети становятся жертвой насилия.
В основе воспитания законопослушного гражданина лежат следующие задачи:
- Знакомство учащихся с нормами и правилами поведения, с правами и обязанностями;
- Воспитание умений и навыков в реализации своих прав и обязанностей;
- Воспитание уважения к правам окружающих.
Методы обучения могут быть различны по целям: активаторы – подвижные игры, привлекающие внимание детей к той или иной стороне формируемого навыка; письменные и устные упражнения, посвященные отработке различных этапов принятия решения, закрепляющие навык принятия решений по отношению к ситуациям, служащие получению опыта принятия решения.
Для летнего периода выбрана 1 тема «Законы для человека и общества».
1. | Права человека | Цель: Показать как складывается у человека представление о его правах в обществе | Диагностика: Как я представляю свои права и обязанности человека и гражданина Анализ приоритетов прав и обязанностей |
2. | Что такое закон? | Цель: Познакомить с видами ответственности и возрастом с которого наступает уголовная ответственность | 1.Виды ответственности: уголовная (за уголовные преступления), административная (за административные правонарушения) 2.Воспитание понятий «преступление» и «правонарушения» 3.С какого возраста наступает ответственность за уголовные и административные правонарушения |
3. | Как уберечься от конфликтов с законом | Цель: Познакомить с видами ответственности и возрастом с которого наступает админи-стративная ответственность | 1.Ответственность – отвечаю за …(варианты детей) 2.Санкции за административные правонарушения 3.Перевести в сумму в рублях (15 мин. зарплат = …) 4.Оформление таблицы в виде таблицы |
4. | Законы семьи | Цель: Дать знания знание о правах в семье | Диагностика: Мое представление о правах и обязанностях членов моей семьи. Анализ приоритетов моих прав и обязанностей |
5. | Законы общества | Цель: Показать роль социальных норм в жизни человека | Беседа: Почему необходимо для общества устанавливать правила поведения людей и обеспечивать выполнение этих правил? Обсуждение – «Опасность беспредела.» |
6. | Я отвечаю за себя | Цель: Профилактика отклоняющегося поведения | О причинах правонарушений 1.Наука криминология 2.Аморализм 3.Бездуховность 4.Безнаказанность |
7. | Ответственность за правонарушения | Цель: Профилактика отклоняющегося поведения | О наказаниях за правонарушения 1.Преступления и правонарушения 2.Что такое вина 3.Что такое ответственность 4.Взыскание и наказание |
8. | Конфликты с законом | Цель: Определение понятий «добро» и «зло» | Дискуссия на тему: Жить так, чтобы не вредить окружающим». |
9. | О причинах правонаруше ний | Цель: Дать понятие девиантности (отклонения от нормы) | 1.Знакомство с понятием «девиантное поведение» 2.Учитель зачитывает формы поведения – учащиеся, каждый самостоятельно, располагают их по двум столбикам 3.Анализ и обсуждение |
«Помоги себе сам»
Программа предназначена для расширения базовых социальных умений детей склонных к противоправному поведению.
Цель: Развитие способности конструктивного построения отношений с окружающими
Задачи:
1. Обучить подростков приемам общения, стимулируя развитие их коммуникативной культуры.
2. Сформировать умение конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
3. Повышать самопонимание и понимание других.
Примечание: перед началом занятий проводятся индивидуальные консультации с каждым подростком, где определяются ожидания детей от работы группы. После окончания групповой работы следует провести еще один цикл индивидуальных консультаций, на которых закрепить произошедшие с детьми изменения. На консультациях проводится тестирование по методике Басса—Дарки. Тестирование позволит отследить эффективность личностных изменений.
Структура занятия
1. Ритуал начала занятия. Приветствие, напоминание «контракта», выяснение общей атмосферы в группе, настрой группы на работу.
2. Основная часть. Настрой на упражнения. Упражнения. Обсуждение результатов.
3. Подведение итогов занятия. Итоговое слово ведущего. Домашнее задание, ритуал окончания занятия.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: «Знакомство»
Цели: заключение «контракта», диагностика ожиданий от группы.
Ведущий рассказывает о цели занятий, об их особенностях и предлагает принять определенные правила поведения на занятиях, особо подчеркнув, что эти правила относятся и к ведущему тоже. Каждое правило обсуждается с подростками.
1. Добровольность участия при четком определении своей позиции: не хочешь говорить или выполнять задание — не делай этого, но сообщи с помощью условного запрещающего знака.
2. Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ тот, который выражает твое мнение.
3. Не выносить информацию за пределы круга. Не обсуждать после занятий.
4. Не лгать (можно просто промолчать).
5. Нельзя оценивать высказывания другого человека, если он сам не просит.
После того как обсуждены все пункты «контракта», ведущий обязан «торжественно обещать» соблюдать эти правила и требует этого же от подростков. Затем вывешивается плакат с этими правилами, где каждый ставит свою подпись. Этот плакат должен постоянно быть перед глазами участников на всех занятиях.
После этого исполняется ритуал начала занятий — общий знак или восклицание, напоминающие о заключенном «контракте».
УПРАЖНЕНИЕ «Ветер дует на того, кто...»
Участники группы садятся по кругу, ведущий стоит в центре круга.
Инструкция:
Сейчас у нас будет возможность познакомиться. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-либо общим признаком. Например, я скажу: “Ветер дует на тех, у кого есть брат”, — и все, у кого есть сбрат, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается успеть занять место, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру.
УПРАЖНЕНИЕ «Визитка»
Инструкция:Каждый человек «подает» себя другим, в том числе и с помощью визиток с различными надписями. У каждого человека есть какой-то девиз или правило, которым он руководствуется в жизни. В течение 5–7 минут придумайте и напишите на своей визитке эту надпись.
Каждый зачитывает свою надпись. Во всех случаях ведущий дает эмоциональную поддержку. Потом проводится короткое обсуждение:
— о чем в основном говорят надписи;
— что мы хотим сообщить о себе другим людям?
В заключение ведущий показывает надпись на своей визитке.
УПРАЖНЕНИЕ «Зови меня...»
Участники образуют круг.
Инструкция:Ведущий предлагает детям выбрать себе какое-нибудь имя, кличку, прозвище, какими они хотели бы называться в группе. Каждый участник, выходя в центр, называет себя, сопровождая это имя условным жестом. Дети делают шаг в круг и повторяют это имя, сопровождая его жестом. После того как вся группа назовет свои новые имена, в центр выходит ведущий и представляется сам.
УПРАЖНЕНИЕ «Уверенный — наглый — робкий»
Инструкция:Ведущий предлагает всем игрокам по очереди взять одну из трех карточек. На карточках написано: на одной — «уверенный», на другой — «наглый», на третьей — «робкий». Группа не видит, какую карточку взял участник. Задача участника — изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какое поведение показывает данный игрок.
Обсуждение: какое поведение легче угадывается? Почему? Легко ли отличить уверенное поведение от наглого? В чем разница?
Большой круг: Итоги дня
ЗАНЯТИЕ 2
Тема: «Тропа доверия»
Цель: установить доверительные внутригрупповые взаимоотношения.
Ритуал начала занятия.
Ведущий рассказывает о доверии как важном факторе жизни в любой компании, группе, коллективе. Предлагает на сегодняшнем занятии поиграть в игру, которая так и называется: «Тропа доверия».
Правила игры:
— Все действия выполняются на время.
— Игроки соревнуются не друг с другом, а с так называемым «идеальным временем», которое для каждого упражнения свое.
— Все задания командные, то есть выполняются всеми членами группы.
— В промежутках между этапами все должны выходить из кабинета, где проводится игра. Входить и выходить нужно взявшись за руки. Если цепочка разорвется, за это начисляется дополнительное (штрафное) время.
— Время и названия этапов отмечаются в маршрутном листе, где уже записаны этапы и «идеальное время».
Играющие берутся за руки и выходят из кабинета. По команде ведущего они снова заходят.
Этап 1. «Посиделки»
Ведущий. Перед дальней дорогой принято присесть на дорожку. Вот и вы сейчас должны сесть, но не просто так, а таким образом, чтобы у каждого кто-то сидел на коленках и каждый сидел у кого-то на коленках.
Больше ничего не объясняя, ведущий дает команду «Начали!» и запускает секундомер.
Как только играющие сообразят, что сесть нужно в круг и примут эту позицию, секундомер останавливается.
Этап 2. «Номерки»
Ведущий показывает игрокам номера (по количеству участников), изготовленные таким образом, что их можно зацепить сзади за воротник одежды (согнутая пополам полоска бумаги). Всем предлагается встать в круг.
Ведущий. Сейчас я прикреплю номер каждому, но не по порядку. Ваша задача — как можно быстрее выстроиться от первого номера к последнему, при этом соблюдая важное условие — не произносить ничего вслух. Свой номер снимать и смотреть нельзя, показывать что-то на пальцах и другими способами тоже нельзя. За нарушение этих правил — 10 секунд штрафа, за оскорбительные высказывания — 20 секунд. Начали!
Этап 3. «Испорченный телефон»
Ведущий объясняет, что этот этап, так же как и предыдущий, нужно будет проходить без слов. Всем предлагается встать в одну линию.
Ведущий. Сейчас всем нужно встать в колонну, то есть в затылок друг другу. Последнему я покажу карточку с названием вида спорта. Например, «футбол». Как только игрок прочтет карточку и кивнет, я запускаю секундомер. После этого играющий должен коснуться плеча впереди стоящего игрока, и только тогда он может обернуться.
Прочитавший карточку должен жестами изобразить тот вид спорта, который был на карточке. Тот игрок, которому этот жест показали, должен невербально передать информацию стоящему впереди игроку. Можно показывать свои жесты, можно те, которые вам показали. Когда название вида спорта дойдет до первого в колонне игрока, он должен будет назвать его вслух.
Говорить ничего нельзя. За каждое слово — 10 секунд штрафа, оскорбительное высказывание — 20 секунд штрафа. Оборачиваться раньше времени нельзя, наказывается штрафом. Если первый игрок называет другой вид спорта, я опрошу стоящих за ним, чтобы выяснить, сколько человек неправильно передали название. За каждого, кто ошибся, назначается 10 секунд штрафа.
Ведущий отвечает на вопросы группы, просит всех повернуться в затылок друг другу и начинает упражнение. На карточках могут быть: «баскетбол», «плавание», «волейбол».
Этап 4. «Лабиринт»
Команда выходит из кабинета, ведущий расставляет пять стульев по одной линии в шахматном порядке. Команда заходит.
Ведущий предлагает выбрать капитана команды.
Ведущий. Сейчас я завяжу капитану глаза. Он должен будет пройти зигзагом между стульями (показывает, как). За любое касание стула или другого игрока налагается штраф в 10 секунд. Команда должна помогать своему капитану, подсказывая ему, куда идти.
Ведущий не предлагает игрокам рассредоточиться по помещению и не подсказывает, что направлять капитана лучше по очереди.
Завязав капитану глаза, ведущий подает команду «Начали!».
Этап 5. «Веревочка»
Когда команда выходит, ведущий ставит стул на стол и привязывает к нему бельевой шнур таким образом, чтобы веревка оказалась на высоте груди среднего по росту игрока. Второй конец ведущий держит в руке. Помещение оказывается перегорожено веревкой посередине.
Ведущий. Сейчас по моей команде вы все должны будете оказаться с другой стороны веревки. Веревочку можно преодолевать только сверху. Никакими предметами — столами, стульями и так далее — пользоваться нельзя. Если кто-то коснется веревки, все, кто успел ее преодолеть, возвращаются на исходную позицию (снизу, под веревкой). Если кто-то упадет, вся команда снимается с этапа и получает 300 штрафных секунд. Начали!
Ведущий не подсказывает играющим, что они должны помогать друг другу. В случае если игроки слаженно, помогая друг другу, работают на этапе, ведущий может «не заметить» случайных касаний веревки и даже чуть веревочку приспустить.
Этап 6. «Коробки»
Ведущий просит команду выстроиться в линию и демонстрирует наружную часть спичечного коробка.
Ведущий. Сейчас вам нужно будет передать коробок от первого к последнему игроку. Условие: коробок мы передаем не руками, а с носа на нос. Первому я надену коробок рукой. Если при передаче коробок упал, то тот, кто передавал, надевает его руками на нос себе и передает снова. Начали!
Этап 7. «Зоопарк»
Ведущий. Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны различные животные. Вы должны будете делать одновременно две вещи: во-первых, подавать звуковой сигнал, характерный для этого животного, а во-вторых, услышать, кто еще кричит так же, и сбиться с ним в «стаю». Например, если у вас написано «баран», то вы кричите «бе-е-е». Как только я увижу, что все уже разделились, я остановлю секундомер и проверю, что написано на ваших карточках. Если кто-то оказался не в своей семье, на команду накладывается по 10 штрафных секунд на каждого, кто ошибся.
Ведущий выстраивает всех в круг и раздает карточки. Начало этапа по команде «Начали!».
Карточки на команду из 7 человек: «собака» — 2 штуки, «кот» — 3 штуки, «гусь» — 2 штуки.
Этап 8. «Тропинка и клич»
Ведущий составляет вместе два стула (на команду из 7 человек) и связывает их веревкой (для устойчивости). Еще 4 стула он расставляет на расстоянии 30 сантиметров друг от друга и от связанных стульев, чтобы получились как бы «тропинка» и «островок».
Ведущий. Сейчас по моей команде вы должны будете пробежать по этой тропинке (показывает на стулья) и встать на этом островке (показывает на связанные стулья). На островке вы должны стоять все. Когда вы встанете на этот островок, вы должны все вместе издать какой-то клич. Как только я увижу, что вы все стоите, и услышу, что вы все кричите, я останавливаю секундомер. Если кто-то упадет с тропинки, вся команда снимается с этапа и получает 300 штрафных очков. Начали!
Обсуждение игры. Сравнение с «идеальным временем». Какие этапы запомнились больше, почему? Что было просто, а что трудно? Что нового вы узнали о своих товарищах?
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: «Смотрю и вижу»
Приветствие.
УПРАЖНЕНИЕ «Ветер дует на того, кто...»
УПРАЖНЕНИЕ «Сыщик»
Упражнение выполняется в парах.
Инструкция:
Это упражнение включает в себя несколько заданий. Каждое из них рассчитано на определенное время. Я буду говорить вам, что надо делать, буду следить за временем и сообщать, когда оно закончится.
Задание 1. В течение 5 минут молча смотрим друг на друга.
Задание 2. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые надо дать письменные ответы. Какого цвета глаза у вашего партнера? Есть ли у него на лице родинка? Если есть, то вспомните, где они находятся. Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки? А теперь повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.
Задание 3. Сейчас сменим пары, один из партнеров переходит в пару, сидящую слева от него. В течение минуты молча смотрите друг на друга.
Задание 4. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите ручки и тетради. Я буду задавать вопросы, касающиеся вашего партнера, на которые надо будет дать письменные ответы. Какого цвета обувь на вашем партнере? Есть ли у него на руках (шее, одежде) какие-либо украшения? На какой руке у него часы? Какой формы пуговицы на его одежде? Повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.
Задание 5. Один из партнеров переходит в пару, сидящую слева от него. Сосредоточьтесь друг на друге. Решите, кто из вас будет первым выполнять задание. Сейчас тот, кто начинает выполнять задание, сообщает своему коллеге все, что он узнал о нем в ходе выполнения предыдущего упражнения. Не торопитесь, постарайтесь ничего не упустить. Рассказ надо построить так: если вы уверены, что ваш партнер оставался на месте, когда пересаживались те, у кого есть сёстры, то вы говорите ему: „у тебя нет сестры, ты любишь классическую музыку, увлекаешься математикой и т. д.". Второй партнер слушает, после чего корректирует ваш рассказ о себе. Затем поменяйтесь ролями”.
УПРАЖНЕНИЕ «Свидетели»
Все участники садятся по кругу. Тренер выходит из круга и дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом.
Инструкция:
У вас есть полторы минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга. (за временем следит тренер.) Через полторы минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорит, обращаясь к нему, например: “Владимир, я иду по кругу (тренер идет вправо или влево) и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь около четвертого человека. Кто это?”. Владимир отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность ответить еще и еще раз, пока не будет получен правильный ответ). После этого тренер предлагает Владимиру ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного участника группы. Например: “Есть ли у Димы галстук?”, “Что у него в руках? Какого цвета у него рубашка?” и т. д.
Далее тренер дает аналогичное задание еще 4—5 участникам. В заключение упражнения тренер просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть друг на друга.
Большой круг – подведение итогов дня.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: «Давайте жить дружно»
Цель: повышение рефлексивности участников тренинга.
Ритуал начала занятия.
Слова ведущего на тему «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Упражнение 1. «Говорящие ладошки»
Ведущий. Сейчас вам надо разбиться на пары, взяться за руки и закрыть глаза. Представьте, что руки у вас стали говорящие. Только с помощью кистей рук вам надо: познакомиться друг с другом, затеять спор, поссориться, поругаться, помириться, попросить извинения друг у друга.
Обсуждение: какие ощущения вы испытывали в различных ситуациях, какие из них приятные, какие нет, почему?
Обсуждение домашнего задания: какие ситуации вызвали у вас негативную оценку, почему? Какие положительную, почему?
Упражнение 2. «Волшебный магазин»
Ведущий. Представьте, что вы попали в волшебный магазин, где можете приобрести все, чего вам не хватает. Любые качества характера, любые духовные ценности: по принципу «бери что хочешь, но плати. Так как магазин необычный, то и платить придется своими качествами.
Организуется пространство: прилавок, склад, дверь; из участников выбирается «приказчик» — помощник ведущего, «рекламный агент», призывающий посетить магазин, и «очередь» из участников. Причем указывается, что время работы магазина строго ограничено, он может закрыться в любой момент. Ведущим поощряется инициатива посетителей, он же ведет торг. Приказчик приносит со склада качества, они продаются, как товар.
Когда в магазине побывают все желающие, проводится обсуждение: как сложно было расставаться со своими качествами? Почему необходимы те или иные качества? Кто как себя чувствовал в процессе игры? Почему кому-то трудно настаивать на покупке?
Упражнение 3. «Закончи предложение»
Ведущий раздает всем участникам бланки, на которых нужно закончить предложения:
— «Счастливее всего я, когда...»
— «Хуже всего мне, когда ...»
— «Не могу понять, почему я...»
— «Моя жизнь была бы лучше, если бы я...»
— «Главное, что я хотел бы в себе изменить, — это...»
Ведущий собирает бланки через 5–10 минут. Результаты в группе не обсуждаются (эти бланки анализируются ведущим и впоследствии используются на индивидуальном консультировании).
ЗАНЯТИЕ 5
Тема: «Я среди друзей»
Ритуал начала занятия
Упражнение 1
Упражнение проводится в начале дня, все участники сидят по кругу.
Инструкция:
Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет три минуты.
Через три минуты тренер продолжает инструкцию: “А сейчас мы будем бросать друг другу мяч, сообщая при этом человеку, которому он адресован, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и постарайтесь никого не пропустить”.
УПРАЖНЕНИЕ 2
Все участники сидят по кругу (упражнение проводится в конце первого дня работы).
Инструкция:
Сейчас мы по очереди будем бросать друг другу мяч, называя при этом имя человека, которому он адресован, и фразу, которую он произносил здесь, в нашем кругу. Получивший мяч бросает его следующему участнику, называя его имя и фразу. Будем внимательны и постараемся, чтобы мяч побывал у всех.
В ходе упражнения у некоторых участников могут возникнуть затруднения, связанные с тем, что они не могут вспомнить фразу. В этом случае тренер не торопит участника, давая ему, возможность вспомнить фразу, или рекомендует ему бросить мяч тому, чью фразу он может назвать.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция:
Нам нужен один доброволец, который хотел бы проверить свою психологическую наблюдательность.
Тренер ждет до тех пор, пока желающий не появится. Допустим, добровольцем оказался участник по имени Андрей. “Андрей, подожди, пожалуйста, одну минуту за дверью”. После того как Андрей покидает комнату, все остальные участники группы располагаются по комнате, оставаясь сидеть на стульях или стоять по одному и парами. Тренер приглашает ожидающего за дверью.
“Андрей, у тебя есть одна минута для того, чтобы постараться запомнить расположение всех, кто находится в этой комнате... Теперь тебе придется еще раз выйти за дверь”.
Тренер быстро меняет некоторых (примерно половину) членов группы местами, приглашает Андрея и предлагает вернуть всех на свои места.
Упражнение целесообразно повторить, чтобы три-четыре участника могли проверить свою наблюдательность. Вариант: можно каждый раз просить быть наблюдателем двух человек одновременно.
После окончания работы тренер обращается с вопросами, прежде всего к тем, кто побывал в роли наблюдателя: “Какие у вас были трудности?”, “Как вы решали поставленную перед вами задачу?”.
Это упражнение можно использовать в сочетании с упражнением 30 из первой части нашего каталога.
УПРАЖНЕНИЕ 4
Группа сидит по кругу. Для проведения упражнения необходимы карточки, на которых написаны имена участников группы.
Инструкция:
Сейчас я дам каждому карточку, на которой написано имя одного из участников группы. (Тренер раздает карточки.) Посмотрите на свои карточки так, чтобы никто не видел, чье имя на ней написано. Далее вам надо будет сделать следующее: на счет “раз” (считать буду я) вы начинаете незаметно наблюдать за человеком, чье имя написано на вашей карточке; при этом, не переставая вести наблюдение, каждый время от времени, но не очень часто, делает два каких-нибудь выбранных заранее движения: например, качает головой, закрывает глаза, потирает руки и т. п. Когда я скажу “два”, а это произойдет через три минуты, вам надо быть готовыми к ответу на два вопроса: “Кто наблюдал за вами?”, “Какие два движения делал человек, за которым вы наблюдали?”. Через три минуты тренер обращается к одному из участников группы с вопросами, которые были сформулированы в инструкции. Сначала он спрашивает: “Кто наблюдал за тобой?” и если ответ правильный, то следует второй вопрос - уже к наблюдателю, который должен ответить, какие движения выполнял его подопечный.
Подведение итогов дня.
ЗАНЯТИЕ 6
Тема: «Я среди людей»
Цель: усиление позиций Эго.
Упражнение 1. «Лепим скульптуру»
Ведущий предлагает детям встать в круг. Один из подростков по жребию становится «глиной», а остальные «скульпторами». Задание: слепить скульптуру под названием «Доброта». Поочередно все участники игры становятся «глиной». Названия скульптур тоже меняются — «Ответственность», «Любовь», «Ненависть», «Решительность», «Уверенность», «Беззащитность», «Справедливость».
Упражнение 2. «Мои права»
Ведущий подводит подростков к пониманию понятий «собственные права», «права человека», что способствует повышению уверенности в себе. Затем ребятам предлагается написать «Декларацию о правах подростка». На выполнение задания дается 10–15 минут. Затем начинает работать «Конституционная комиссия» по выработке общей «Декларации».
Ведущий задает критерии:
1. Твои права не должны ущемлять прав других людей.
2. Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от тебя лично.
Далее в театрализованной форме принимаются права, разработанные в группе. Члены группы могут отстаивать выработанные права, а ведущий может в них усомниться. Принятые предложения фиксируются на доске. Затем ведущий зачитывает полученную «Декларацию».
Ведущий. За защитой своих личных прав мы можем обращаться только к себе и сами отстаивать их, мы должны рассчитывать только на себя. Но для этого необходимо уметь правильно себя вести с другими людьми и не ущемлять их прав.
Самое главное — защищая свои права, нужно помнить, что все эти права есть и у окружающих. Учитесь уважать права окружающих как свои собственные.
Желательно составить список прав и написать их на плакате, чтобы он висел перед глазами детей. Проводится обсуждение, где особое место уделяется соотношению своих и чужих прав.
Подведение итогов дня.
ЗАНЯТИЕ 7
Тема: «Наши обиды»
Ритуал начала занятия.
Упражнение 1. «Будешь! Не буду!»
Ведущий предлагает детям разбиться на пары и, взявшись за руки, поиграть в следующую игру. Один из участников резко тянет к себе другого и приказывает: «Будешь!» Второй дергает на себя и говорит: «Не буду!» (3 минуты). Затем ребята меняются ролями (3 минуты).
Короткое обсуждение: чем отличается просьба от требования? Кто как себя чувствовал в процессе упражнения?
Упражнение 2. «Детская обида»
Ведущий. Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и опишите их в любой (конкретной или абстрактной) манере. Выразите отношение к этой обиде в настоящее время. Опишите или нарисуйте это.
Желающие садятся на «горячий стул» и рассказывают о том, что они чувствовали, переживали. Демонстрируют рисунки «тогда» и «сейчас».
Обсуждение: что такое обида? Как долго сохраняются обиды? Справедливые и несправедливые обиды.
Упражнение 3. «Копилка обид»
Участникам предлагается нарисовать копилку и поместить в нее все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня, в течение 8–10 минут. После этого проводится обсуждение: что с этим делать.
Ведущий говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к себе как об одной из самых плохих привычек. Все решают, что сделать с «копилкой». Ведущий предлагает разорвать и сжечь. Проводится ритуал сжигания обид.
Обсуждение: что делать с текущими обидами? Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду важно для самого себя, но не является решением проблемы, равно как и реванш, месть и другие агрессивные формы.
Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом сжигать записку, мысленно отправляя обиду по ветру, следя как она становится все меньше и меньше.
Обсуждение: как в дальнейшем относиться к обидчику? Прощение обиды.
Ритуал окончания занятия.
ЗАНЯТИЕ 8
Тема: «Хорошее настроение»
Упражнение 1
Ведущий (задание адресовано каждому члену группы). Назови 5 ситуаций, вызывающих ощущение «Я чувствую себя хорошо», воспроизведи их в воображении, запомни чувства, которые при этом возникают, представь, что ты кладешь их в такое место, откуда сможешь достать, когда пожелаешь. Нарисуй, куда ты их положил.
Краткое обсуждение.
Упражнение 2. «Аукцион»
По типу аукциона предлагается как можно больше ситуаций, помогающих справиться с плохим настроением. Все способы фиксируются на доске.
Обсуждение: какие способы более приемлемы? Какие безопасны? Какие следует выбрать?
Упражнение 3. «Вверх по радуге»
Участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взлетают вверх по радуге, а выдыхая, съезжают вниз. Повторить
3 раза.
Обсуждение.
Упражнение повторяется с открытыми глазами, а количество повторений увеличивается до 7 раз.
Обсуждение: как пользоваться своим ресурсным состоянием? Ведущий должен убедиться, что участники тренинга поняли, что теперь они смогут справляться со своими проблемами с помощью собственных ресурсов.
Ритуал окончания занятия.
ЗАНЯТИЕ 9
Тема: «Наши ожидания»
Цели: усиление Эго, повышение социального интеллекта.
Игра «Да — нет»
Играющие разбиваются на две группы. Каждая группа должна сказать «да» или «нет» другой команде, причем сделать это одновременно. Для этого командам выдаются карточки, на одной написано «да», на другой — «нет». Обе команды получают по две разные карточки.
Если обе команды ответили «да», то они получают по 3 очка. Если обе команды ответили «нет», они теряют по 5 очков. Если мнения команд разошлись, то команда, ответившая «да», теряет 5 очков, а команда, сказавшая «нет», получает 3 очка.
Команды принимают общее решение, одна — в кабинете, другая — за дверью. В следующий раз они меняются. Всего 10 ходов.
Задание игрокам: набрать как можно больше очков.
Задание произносится только один раз и не комментируется.
Обсуждение. Ведущий подсчитывает очки и спрашивает, какое было задание. Напоминает, что задание было — набрать как можно больше очков. Всего было 10 ходов, значит, можно было набрать 60 очков. Сколько набрали команды? (Обычно в этой игре нет победивших, все проигравшие, потому что не набрали нужного количества очков.) Ведущий должен подвести участников тренинга к мысли о необходимости сотрудничества.
Ритуал окончания занятия.
ЗАНЯТИЕ 10
Тема: «Моя ценность»
Цель: переоценка личностных качеств.
Игра «Подводная лодка»
Ведущий. Представьте, что ваша группа — экипаж подводной лодки, в котором все знакомы друг с другом настолько, насколько вы сами знакомы. Лодка погружается но дно, и спасутся только те три человека, которые успеют по моей команде выскочить за дверь.
Ведущий дает команду, наблюдает за происходящим, затем просит всех вернуться на свои места.
Обсуждение: спаслись ли самые достойные? (Обычно выбегают те, кто сидел ближе к двери и более настойчивые.)
Ритуал окончания занятия.
ЗАНЯТИЕ 11
- Тема: «Мифы и реальность»
(Возможно по программе «Мой выбор»)
Ведущий. На этом занятии вы получите фактическую информацию о курении, узнаете, сколько людей курит, каковы причины курения, каковы немедленные и кратковременные последствия курения и в чем состоит процесс превращения в курильщика. Будут также затронуты проблемы социальной приемлемости курения.
I. Исследование проблемы
Подростки обычно переоценивают количество курящих людей. Подчеркнуть факт, что курильщики находятся в меньшинстве, задав детям следующие вопросы:
1. Какой процент подростков курит? (Курение в этом случае определяется как одна сигарета в неделю.)
— Подсчитать (больше половины, меньше половины и т.п.);
— проголосовать по каждой из оценок;
— назвать реальные цифры (11,4%).
2. Какой процент взрослых курит?
— Подсчитать;
— проголосовать;
— назвать реальные цифры (30,8%).
Ведущий. Курят гораздо меньше людей, чем мы думаем. В действительности курильщики составляют меньшинство. Большинство взрослых и подростков не курят. С 1975 по 1985 год количество старших подростков, которые курили, снизилось с 29 до 18,7%. 33,3% взрослых мужчин и 54% взрослых женщин никогда не курили.
II. Мозговой штурм
Обсудить причины курения/некурения подростков. Разделить лист бумаги на две части. Озаглавить одну половину «Причины курить», а другую «Причины не курить». Попросить детей перечислить причины того и другого. Каждое мнение выписывается отдельно и не изменяется. Добавить к спискам те причины, о которых дети не подумали.
Причины не курить: мне не нравится курить; курение вредно для здоровья; я не хочу иметь вредные привычки; это неприятно выглядит; это слишком дорого; это вызов другим — показать, что я не курю; никто из моих друзей не курит; это повредит моим спортивным достижениям; мои родители не одобряют курение.
Причины курить: мне нравится курить; курение снимает раздражение, расслабляет меня; это привычка; все вокруг меня курят; курение помогает выглядеть и чувствовать себя старше; курение стимулирует меня, повышает тонус; курение дает мне шанс занять чем-то руки; это поможет мне сбавить вес; курение позволяет мне отвлечься, когда я скучаю или в плохом настроении; курение позволяет мне чувствовать себя независимым.
Информация о курении (в помощь ведущему)
1. Научными исследованиями показано, что курение сигарет является первичным фактором риска для нескольких тяжелых хронических заболеваний, включая рак легких, коронарную недостаточность сердца, эмфизему и бронхит.
2. Девяносто процентов рака легких наблюдается у людей, которые курят.
3. Исследования показали, что каждая выкуренная человеком сигарета, уносит 6 минут его/ее жизни.
4. Сигареты опасны, потому что содержат или выделяют при горении ядовитые вещества — смолы, никотин, угарный газ.
5. Угарный газ является ядовитым веществом, которое снижает способность крови насыщать клетки организма необходимым количеством кислорода.
6. Большинство существующих способов лечения от курения эффективны лишь приблизительно в 50% случаев. В течение 6 месяцев после окончания лечения приблизительно половина лечившихся начинает снова курить.
7. Некоторые специалисты считают, что курение табака может привести к употреблению других наркотиков.
Ведущий. Рассмотрим некоторые причины того, почему люди курят (чтобы расслабиться, выглядеть старше, стать более популярными, лучше концентрироваться). Вы действительно думаете, что сигареты все это могут?
На самом деле сигареты — не магическое средство и не могут сделать все то, что им приписывается.
III. Беседа о долговременных последствиях курения
Спросить, в чем состоят некоторые долговременные, опасные для здоровья, последствия курения. Обсудить риск для курильщика заболеть и умереть от рака, сердечно-сосудистых заболеваний.
Ведущий. Курение является главным фактором риска нескольких видов рака, заболеваний сердца и хронических заболеваний органов дыхания.
Указанные три группы болезней вместе составляют причины 58% смертей в США ежегодно.
Пусть дети обсудят эффект, который курение оказывает на организм немедленно.
Попросить детей ответить на вопросы:
1. Как курит тот, кто только начал? В группе или один?
2. Отличается ли это от того, как курят давно курящие?
3. Думаешь ли ты, что взрослым курильщикам трудно бросить? Почему? Могут ли люди на самом деле зависеть от сигарет?
Ведущий. Большинство курильщиков проходят через одни и те же стадии: пробуют курить, курят от случая к случаю, становятся заядлыми курильщиками.
Люди, курящие много (30 и более сигарет в день), обычно с огромным трудом отказываются от этой привычки, потому что становятся психологически и физиологически зависимыми.
Курение становится сейчас все более неприемлемым социально, все больше и больше взрослых людей бросают курить. За последние 20 лет число курящих снизилось на 12%. Сегодня главная проблема — это возрастание количества девочек-подростков, которые курят. За 10 лет их количество возросло на 7%.
Главные выводы занятия
Подростки переоценивают количество курящих людей. Некурящих большинство.
Сигареты не являются магическим средством и не имеют всех тех эффектов, которые им приписываются.
Существует множество немедленных и отсроченных влияний курения на организм.
Курильщики проходят через ряд стадий при формировании вредной привычки.
Курение постепенно становится все менее и менее социально приемлемым.
Дым от сигарет потенциально опасен для некурящих.
ЗАНЯТИЕ 12
Тема: «Принимаем решения»
Ведущий. Сегодня мы на примере игры узнаем, как и почему люди принимают решения. Чем старше вы становитесь, тем более сложные решения вам придется принимать. Наша игра даст вам возможность поучиться принимать решения.
I. Инструкция
Каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание по инструкции.
Ведущий. Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожены. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.
Ниже приведен список из 15 предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех вас в сумме набирается пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.
Ваша задача — расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий — номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.
• Секстант
• Зеркальце для бритья
• Пятигаллоновый бочонок воды
• Противомоскитная сетка
• Одна коробка с армейским рационом питания
• Карты Тихого океана
• Подушка для сиденья (одобрено как плавсредство службой спасения на водах)
• Двухгаллоновый баллон дизельного топлива
• Транзисторный приемник
• Репеллент для отпугивания акул
• Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика
• Одна кварта пуэрториканского рома
• Пятнадцать футов нейлоновой веревки
• Две коробки шоколада
• Набор рыболовных принадлежностей
II. Выработка решения
После того как каждый закончил работу над своим списком, группа получает 45 минут для выполнения следующей задачи.
Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке.
После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите в приложении к занятию, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом.
III. Обсуждение процесса принятия решения
Проводится в форме групповой дискуссии.
1. Какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия?
2. Какие отношения лидерства и подчинения выявились в процессе принятия общего решения?
3. Кто участвовал в выработке консенсуса, а кто нет?
4. Какой была атмосфера в группе во время обсуждения?
5. Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом?
6. Как можно улучшить процесс принятия общего решения?
Выводы
Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Некоторые рекомендации по достижению соглашения:
• не ставить свое мнение превыше всего; подходить к каждому вопросу с позиций логики;
• не отказываться от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта; поддерживать только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти;
• избегать таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение, торг;
• относиться к расхождениям во мнениях как фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ
Пять этапов принятия решений
1. Проясни для себя, какое решение необходимо принять.
2. Продумай все возможные альтернативы (что ты можешь сделать в этой ситуации).
3. Собери информацию, необходимую для принятия решений.
4. Продумай последствия каждой альтернативы (подумай, что произойдет при принятии каждого возможного решения).
5. Выбери наилучшую альтернативу и осуществи необходимые действия. Будь уверен, что доведешь решение до конца.
Ответы и их обоснование
Эксперты считают, что главным для потерпевших крушение посреди океана является то, что может привлечь к ним внимание, и то, что может поддержать их существование, пока не появится помощь. Навигационные приборы и спасательные шлюпки особого значения не имеют. Даже если небольшой спасательный плот и может доплыть до ближайшего берега сам по себе, необходимые запасы продовольствия на нем не уместятся. Поэтому первостепенную важность приобретают зеркальце для бритья и канистра с горючей смесью. И то и другое можно использовать для сигнализации. Менее важны запасы воды и пищи, например ящик с армейским рационом питания.
Ниже ранжирование оставшихся на яхте предметов приводится вместе с его обоснованием. Краткие пояснения, разумеется, не исчерпывают всех способов применения каждого предмета, а отмечают только самые главные из них.
1. Зеркальце для бритья.
Чрезвычайно важное средство привлечения внимания воздушной службы спасения.
2. Двухгаллоновый баллон дизельного топлива.
Важное средство сигнализации: пятно горючей смеси будет держаться на поверхности воды, где его можно поджечь с помощью спичек и долларовых банкнот.
3. Пятигаллоновый бочонок воды.
Необходим для восполнения потери жидкости в организме.
4. Одна коробка с армейским рационом питания.
Основной запас питания.
5. Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика.
Можно использовать для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
6. Две коробки шоколада.
Резервный запас питания.
7. Набор рыболовных принадлежностей.
Поставлен ниже шоколада, потому что «синица в руках лучше журавля в небе». Рыбу еще поймать надо.
8. Пятнадцать футов нейлоновой веревки.
Веревкой можно привязать нужные вещи, чтобы они не свалились за борт.
9. Подушка для сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на водах).
Если кто-то окажется за бортом, ее можно использовать как спасательное средство.
10. Репеллент для отпугивания акул.
Понятно, для чего он может понадобиться.
11. Одна кварта пуэрториканского рома.
80%-ная крепость достаточна, чтобы использовать ром как антисептик в случае травмы. Во всех остальных отношениях он бесполезен. Прием рома внутрь вызовет жажду.
12. Транзисторный приемник.
Бесполезен, потому что не укомплектован передатчиком и находится вне зоны приема коротковолновых радиостанций.
13. Карты Тихого океана.
Бесполезны в отсутствие другого навигационного оборудования. И вообще неважно, где находитесь вы. Важно, где находятся спасатели.
14. Противомоскитная сетка.
Посреди Тихого океана москитов не бывает.
15. Секстант.
Без навигационных таблиц и хронометра бесполезен.
Основное соображение, на основании которого средства сигнализации помещены выше средств поддержания жизни (пища, вода), состоит в том, что без средств сигнализации практически нет шансов быть замеченными и спасенными. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев спасение происходит в пределах первых полутора суток после катастрофы, а в течение этого времени можно продержаться без воды и питья.
ЗАНЯТИЕ 13
Тема: «Мои роли»
Ведущий. Есть мнение, что человек представляет собой набор ролей. В каждый момент мы не только можем считать себя сложной совокупностью ролей, но с течением времени роли, которые нам приходится играть, расширяются, углубляются или временно отходят на второй план, а то и постепенно исчезают из репертуара. Одни из них постоянно общаются между собой, другие ведут уединенный образ жизни.
Короче говоря, каждого из нас можно считать группой. Момент несовпадения роли и внутреннего «Я» позволяет говорить о масках. Эти маски могут принимать множество различных форм. Например, каждый из вас, сидя за партой, надевает маску хорошего ученика. Выйдя из школы, в кругу друзей, вы меняете маску. Дома она приобретает новый облик.
Маски создаются для того, чтобы помочь людям справляться с жизнью, и поэтому их можно считать «масками приспособления». Каждая из них имеет свою природу. Они создаются для определенной цели. Всем им есть что о себе сказать, и любая история будет связана с чувствами, которые оказываются слишком сильными, чтобы их сдерживать. Поэтому человеку требуется маска, чтобы их скрыть, сковать и отделить от себя.
Таким образом, с одной стороны, маска предохраняет человека, с другой — является окном в его сложный внутренний мир.
I. Групповая дискуссия
Обсудить спектр ролей, присущих человеку, в частности подростку. Мнения детей выписываются на большой лист бумаги. Например, подросток может иметь следующие роли: ученик, сын, брат, покупатель, друг и др.
Выяснить — когда, зачем и в каких ситуациях человек надевает маски. Не имея возможности выразить свои истинные чувства, мы скрываемся за масками, например, «пофигиста», «хорошей девочки», «тусовщика», «крутого парня», «нытика и зануды» и др.
II. Игра «Маски, которые мы надеваем»
Разбить детей на пары. У каждой пары должно быть два стула. Предложить разыграть небольшую сценку из жизни, например: покупатель — продавец, ученик — учитель, родитель — ребенок и т.д., где один участник «надевает» маску. Затем дети меняются местами, и второй участник становится маской первого, то есть происходит вынесение вовне (называние) маски. Далее партнеры разворачивают диалог между маской и «Я». После этого проигрывается маска второго подростка.
Если в начале игры детям сложно справиться с заданием, ведущий должен на примере одной из пар разыграть упражнение.
III. Обсуждение
Попросите детей поделиться своими впечатлениями о том, как развивался диалог и как они чувствовали себя в этой ситуации.
IV. Выводы
В процессе ролевой игры ситуация обретает конкретные черты и становится более понятной детям. Они учатся дифференцировать «Я» и свои роли, роли и маски, называть их (выносить вовне), тем самым позволяя контролировать их и изменять свое поведение в зависимости от ситуации.
ЗАНЯТИЕ 14
Тема: «Мои социальные роли»
Ведущий. В повседневной жизни человеку приходится сталкиваться с проблемами, например, когда он совершает какой-либо проступок. В этих случаях нам трудно адекватно и беспристрастно воспринять ситуацию, взять вину на себя и осознать свои переживания, а также принять точку зрения другого. Вам часто трудно представить себе, что может чувствовать или думать другой человек.
Смена ролей помогает поставить себя на место другого в конфликтных ситуациях — между ребенком и родителями, между ребенком и учителем, между ребенком и сверстниками. Цель смены ролей — добиться понимания чужой точки зрения и тем самым изменить свое поведение или отношение.
I. Мозговой штурм
Детям предлагается ответить на вопрос: когда мы что-то нарушаем, что происходит? Как нас наказывают и что запрещают?
Мнения выписываются на большой лист бумаги и могут быть дополнены ведущим. Например, не разрешают гулять лишний час; не дают карманных денег; не пускают на дискотеку; родители сильно злятся и наказывают по-разному; ставят в угол; не доверят больше чего-то важного; обижаются; прощают; сильно орут; начинается разговор и «промывка мозгов».
II. Групповая дискуссия
Обсудить причины, по которым мы совершаем нарушения.
III. Игра на смену ролей
Разбить участников группы на пары. Задать темы конфликтных ситуаций, например: встреча с контролером в транспорте при безбилетном проезде; вернулся домой с дискотеки наутро; взял без разрешения деньги у родителей и др. (с учетом высказанных мнений). Проиграть ситуацию, в которой попытаться принять точку зрения другого, принять ответственность за содеянный поступок и не дать себя унизить, когда берешь на себя вину.
IV. Обсуждение позиций конфликтующих сторон
Обсудить, как полученные знания можно применить в похожих ситуациях в реальной жизни.
V. Выводы
В конфликтных ситуациях бывает трудно контролировать свое поведение и переживание, что негативно влияет на выяснение отношений. Сумев принять на себя ответственность, нужно также уметь отстаивать свои права, не теряя при этом чувство собственного достоинства.
Смена ролей помогает понять точку зрения другого.
ЗАНЯТИЕ 15
Тема: «Моя самооценка»
Ведущий. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его интересов. На самооценку влияют несколько факторов. Во-первых, представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть; во-вторых, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие; в-третьих, человек испытывает удовлетворение не оттого, что он просто делает что-то хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
I. Групповая дискуссия
Тема дискуссии: «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку». Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются ведущим. Например: улучшаем внешность (прическа, макияж, следим за фигурой); занимаемся самообразованием, развитием своих талантов, способностей; достигаем успеха в каком-то деле; обесцениваем других людей; выигрываем конкурсы, соревнования; помогаем другим людям, тем самым повышая свою самооценку; украшаем свой уголок плакатами с надписями: «Ты — лучший!» и т.д.; «нарываемся» на комплимент; иногда рисуемся (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто», ярко); не ставим глобальных целей; имеем хобби как способ выделиться из толпы; усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.
II. Говорим друг другу комплименты
Отдельно — так, чтобы всем хорошо было видно, поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все остальные члены группы по очереди садятся на свободный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание.
Каждый член группы, по возможности, должен занять место слушателя.
III. Обсуждение
Обсудить, что каждый из участников чувствовал и думал в процессе выполнения задания.
IV. Выводы
Чтобы поддержать позитивную самооценку, мы прибегаем к разным стратегиям. Например, подчеркиваем свой позитивный опыт, избегаем постановки глобальных целей, обесцениваем других и др. Таким образом человек формирует несколько образов «Я», строит гибкую и устойчивую самооценку, выстраивая иерархию образов «Я».
ЗАНЯТИЕ 15
Тема: «Давайте жить дружно»
Ведущий. Есть множество ситуаций, в которых трудно честно и открыто выражать свои чувства и настаивать на своих правах, когда они нарушаются. На этом занятии вы научитесь, как эффективно справляться с такими ситуациями, то есть постараетесь неагрессивно настаивать на своем.
I. Мозговой штурм
Перечислить общеизвестные ситуации, когда людям трудно неагрессивно настаивать на своем. Например: сказать «нет» другу; выразить мнение, не совпадающее с мнением другого; попросить снисхождения для себя, попросить об одолжении; сказать человеку, что в нем есть что-то, что сводит вас с ума; высказать претензии; вернуть обратно некачественный товар, купленный вами; сказать продавцу, что он вас обсчитал; сказать учителю или родителю, что он поступил нечестно.
II. Виды поведения и их причины
Ведущий. На приведенные выше ситуации можно реагировать тремя разными способами. Первый — быть пассивным, то есть никак не реагировать. Такое пассивное поведение предполагает избегание конфронтации, игнорирование ситуации или предоставление активности другому человеку. Второй — агрессивное поведение. Это включает атаку на другого человека, чрезмерное реагирование. Третий — неагрессивное настаивание на своем, которое предполагает умение постоять за свои права, честно и открыто выразить себя, свое отношение и быть ответственным за свое поведение.
Существуют разные причины того, почему люди иногда не настаивают на своих правах и не выражают свои чувства. Например: не хотят начинать спор или ссору; не хотят устраивать сцен; боятся, что будут выглядеть глупо; не хотят оказаться замешанными в драку; не хотят оскорбить другого человека; рационализируют, говоря, что на самом деле это не так уж важно, чтобы вокруг этого создавать проблему.
III. Выгоды неагрессивного настаивания на своем
Спросите детей, какие преимущества, по их мнению, можно получить, умея неагрессивно настаивать на своем. Выпишите это на лист.
Примеры ряда преимуществ: личное удовлетворение; повышение вероятности того, что вы получите то, что хотите; возрастающая самооценка; повышение чувства контроля за своей жизнью; понижение тревоги из-за межличностных конфликтов; повышение способности стоять за свои права и не допускать, чтобы люди брали над вами верх; уважение и симпатия со стороны окружающих.
IV. Упражнения для выработки вербальных навыков неагрессивного настаивания на своем
Ведущий. Первая важная область неагрессивного настаивания на своем включает обучение умению сказать «нет» или стоять на своем, когда что-то требуют или просят.
Умение сказать «нет» включает три компонента:
а) скажите о вашей позиции;
б) назовите причины или суждения в пользу этой позиции;
в) признайте позицию и чувства другого человека.
Другая область неагрессивного настаивания на своем включает умение попросить об одолжении или настаивать на своих правах:
а) скажите о том, что ситуация или проблема должна быть изменена;
б) потребуйте, чтобы ситуация была изменена или проблема разрешена.
Последний навык включает умение выражать чувства, как положительные, так и отрицательные. Например: «Ты мне нравишься на самом деле», «Я на тебя очень зол», «Я ценю, что ты это сказал», «Это меня на самом деле злит» и т.д. Я-высказывания отражают неагрессивное настаивание на своем: я чувствую; я хочу; мне не нравится; я могу; я согласен.
А теперь давайте разыграем сценки, иллюстрирующие вербальный навык неагрессивного настаивания на своем.
V. Упражнения по выработке невербальных навыков неагрессивного настаивания на своем
Ведущий. Идентифицируйте и поупражняйтесь в следующих невербальных навыках неагрессивного настаивания на своем, предполагающих как словесное высказывание, так и соответствующее невербальное сопровождение: громкость голоса; поток произносимых слов; контакт глаз; выражение лица; положение тела (позы); дистанция.
Попросить подростков разыграть ситуации, приведенные выше, но на этот раз сконцентрироваться на невербальных компонентах.
- VI. Выводы
Неагрессивное настаивание на своем служит вашим интересам, отстаивает ваши права, позволяет открыто и честно выражать себя и при этом не задевает прав других людей.
Оно повышает вероятность получения того, что вам в жизни надо, и приносит личное удовлетворение.
Неагрессивное настаивание на своем включает невербальные и вербальные компоненты и может быть сформировано путем упражнений.
ЗАНЯТИЕ 16
Тема: «Как победить дракона»
Цели: повышение самооценки, усиление Эго.
Ритуал начала занятия.
Упражнение 1. «Сказка»
Ведущий. У каждого из нас есть свой «дракон». Это наши недостатки, с которыми мы миримся. Однажды каждый решается убить своего дракона. Но вместо одной головы вырастают три, и мы живем со своим драконом и миримся с ним, отравляя жизнь себе и близким людям.
Ребятам предлагается нарисовать своего дракона и назвать его в целом и каждую голову в отдельности. После этого им надо придумать сказку о том, как они победят своего дракона. История может быть нарисована в виде комикса или написана в виде сценария кинофильма.
Желающие могут объединиться в группы и придумать другую историю и других драконов, но и героев и драконов должно быть столько же, сколько участников в группе.
Для сочинения сказок ребятам предлагается набор карт, сделанных по типу «Карт Проппа». Подчеркивается, что колода сложена по порядку, обычному для сказок, но они могут работать с перетасованной колодой, могут вынуть наугад несколько карт и создать историю по ним и т.д.
Единственное условие — герой должен действовать как человек, уверенный в себе.
Набор «Карт Проппа» включает в себя 31 карту (по числу функций, выделенных Проппом) или 20 (в варианте Дж. Родари).
В данной программе используется набор из 15 карт:
— предписание или запрет;
— нарушение;
— принятие решения о битве с драконом;
— сбор вооружения;
— путь к дракону;
— встреча с дарителем;
— волшебные дары;
— препятствия;
— враги;
— помощники;
— вызов дракона на бой;
— условия битвы;
— битва;
— победа;
— возвращение;
— последствия победы.
На написание истории подросткам дается 30 минут. Затем желающие могут рассказать свои истории.
Обсуждение. Ведущий говорит о том, что для борьбы с драконом почти всем нужны помощники, друзья. Друзья очень важны в жизни. Способность находить друзей зависит от того, насколько мы умеем видеть хорошее в окружающих нас людях.
Упражнение 2. «Контракт»
Ведущий предлагает детям осмыслить все пережитое на группе и составить контракт с собой о том, что хорошего они хотят сделать в ближайшую неделю, ближайший месяц, ближайший год. Дети пишут контракты. В завершение каждый подросток торжественно вручает контракт самому себе.
Упражнение 3. «Новая визитка»
Ведущий предлагает сделать новую визитную карточку.
Подведение итогов занятий. Заключительное слово ведущего.
Литература:
- Автаева И. В. Тренинг сенситивности.
- Программа коррекции агрессивного поведения подростков.
- Профилактика девиантного поведения подростков.
- Фалькович Т.А.и др. Подростки XXIвека:психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях.
Работа с родителями
Родители знакомятся с результатами тестов (по согласию детей) и совместно с педагогом строят индивидуальный график развития ребенка, определяют круг проблем, участвуют в решении практических задач.
Индивидуальный график социального развития:
Здоровье | Самооценка | Семья | Учеба | Общест. работа | Статус в группе | Культура |
Не болеет | Честолюбие | Сотрудничество | Всестор. Интер. | Лидер во всех делах | Признан. Лидер | На подсознат. Уровне |
Редко болеет | Адекватная | Пед. Безграмот. | Целев. Интерес | Лидер по интересам | Авторитет | На сознат. Уровне |
Часто болеет | Завышенная | Морал. Жесток. | Разностор. Интер. | Хочу, но не умею | Есть друг | Необходимы напоминания |
Травмы | Застенчив | Конфликтность | Надо | Надо | Все равнодушны | Нет навыков |
Соматическое заболевание | Комплексы, страхи | Злоуп. Алког. | Равнодушие | Равнодушие | Покупает интерес | Нет знаний о к-л области |
Врожденная патология | самоунижение | Жесток. Обращ. | отвращение | Отказ от общих дел | Отвержен | Нет знаний |
«Квадрат проблем»:
Медицинские (психосоматические, соматические заболевания и физическое развития) | Психологические (страхи перед школой, учителем, нарушенная коммуникация, психическая девиация) |
Интеллектуальные (отставание в учебе, не усвоения того или иного материала или талантливый, любознательный ребенок) | Социальные (неблагоприятные социальные условия социальная девиация, социально-значимые заболевания) |
Все проблемы взаимосвязаны. Любая из них может являться причиной и следствием. Например: Медицинская причина – плохое зрение у ребенка. При отказе носить очки и сидеть на 1 парте ребенок не воспринимает учебную информацию в полном объеме - возникает интеллектуальная проблема отставания. Попытка списать у соседа, вызывает осложнения в отношениях с учащимися и педагогами - психологическая проблема нарушения коммуникации. Затруднения в самоутверждении и самоуважении за счет успехов в учебе способствуют само проявлению в различных девиациях - социальная проблема.
Варианты примеров перехода одной проблемы в другую многослойны: из социальной проблемы (неблагоприятные социальные условия); из интеллектуальной проблемы (талантливый ребенок и «усталый» педагог); психологическая (ребенок не привык к крикам взрослых и боится учителей).
Тезаруус
Адаптация
Приспособление. Выделяется школьная и социальная адаптация.
Социальная – это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды или способность изменять среду и приводить ее в соответствие со своими личностными особенностями.
Школьная – это вид приспособления учащихся к требованиям социальной группы, нормам поведения в образовательном учреждении.
Анализ социального развития учащегося
Социальное развитие – это результат интегративного процесса педагогически регулируемой комплексной системы воздействия на личность учащегося с целью формирования у него общественно-значимых норм и привычек поведения, умений, знаний, качеств, потребностей и др.
За основу анализа уровня индивидуального социального развития предлагается взять 7 критериев, представленных в схеме: здоровье, самооценка, тип семьи, отношение к учебе, отношение к общественной деятельности, уровень принятия в группе сверстников и уровень культуры.
Каждый критерий предлагается оценить по 6 возрастающим уровням, где нижний – самый нежелательный, а верхний самый желательный.
Проведя диагностику по каждому критерию можно выстроить график социального развития и определить наиболее проблемный критерий, на который и следует обратить основное внимание. Через пол года - год проводится контрольный срез, который показывает успешность или не успешность коррекционной работы. Практика показывает, что коррекция одного критерия способствует «поднятию» графика по 2-4 другим критериям.
Аффектные дети
Дети с бурно и быстро протекающей эмоциональной реакцией на внешнее воздействие. При этом возникает неподконтрольное сознанию импульсивное поведение, способное привести к негативным последствиям.
Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными движениями и изменениями в функциях внутренних органов. В состоянии запальчивости ребенок может нанести вред или причинить ущерб другому ребенку. При возникновении ситуации необходимо:
- Обратиться к врачу для снятия состояния возбуждения;
- Обсудить с ребенком его поведение, сформировать у него чувство ответственности за свои поступки;
- При необходимости, заручиться поддержкой родителей (лиц их заменяющих), педагогов, других старших
Девиантные дети
Неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдаемое в детском и юношеском возрасте и характеризуемое устойчивым, повторяющимся нарушением соответствующих возрасту норм и социальных правил, а так же прав других.
Выделяются 4 типа девиантного поведения: досоциализированное - плохие отношения со сверстниками, равнодушие к другим, эгоцентризм; социализированное - привязанность к своим, враждебность к посторонним; неагрессивное - устойчивая ложь, прогулы, побеги из дома, наркомания; агрессивное - физическое насилие над другими, преступное поведение.
Необходимо помнить, что девиация – это, зачастую, подростковый эксперимент, а не устойчивая форма поведения. Фиксация в сознании ребенка одного события, отклоняющегося от нормы как формы поведения и/или черты характера влечет за собой его закрепление.
Дезадаптация (дез - невозможность, адаптация - приспособление)
Промежуточное состояние здоровья человека в общем спектре состояний от нормы до патологии.
Применяемый термин дисадаптация (дис -отклонение) полнее раскрывает содержание. Причины отклонений различны. Диагностика и коррекция этих причин способствует снижению или ликвидации дезадаптации.
Деликвентное поведение
Поведение, отклоняющееся от норм правил морали и разрушающее их. Деликвент- правонарушитель, преступник. Деликвентное поведение, разрушающее традиции, нравственность, отношения, ценности, в том числе материальные.
Педагогическая запущенность (три степени)
Устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания.
Выделяются 3 степени педагогической запущенности, находящиеся в тесной связи с взаимоотношением с субъектами социума (семьей, педагогами, сверстниками, обществом). Для наглядности представим таблицу:
Степень / субъект | Я | Семья | Педагог | Пед. коллектив | Сверстники | Общество |
I | ± | + | - | + | + | + |
II | ± | - | + | - | + | + |
III | ± | - | - | - | - | + |
преступник | + | - | - | - | - | - |
При коррекции педагогической запущенности, важным является замена негативного влияния (-) на позитивное (+). Как видно из таблицы, с увеличением степени, увеличивается негативное взаимодействие субъектов, следовательно увеличивается и объем коррекционной работы.
Раннее выявление и коррекция – гарантия успеха.
Знак ± в столбике Я означает неустойчивую самооценку. Стрелка обозначает приоритетность коррекции, то есть сначала работаем с личностью, затем по порядку с остальными минусами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий с подростками "Тайны моего Я"
1. Целевые группы: учащиеся 7-8 классов, подростки 13-14 лет. Группа 8-10 человек.2. Цель программы, направленность: развитие самоисследования и самосоз...
Программа «Организация досуга и занятости подростков «группы риска» в каникулярное время»
Цель программы:- Создание условий для оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков « группы риска», детей, оставшихся без попечения родителей и обучающихся из других категорий семей;- способств...
Программа занятий для подростков с целью: самопознания и саморазвития учащихся 7-9 классов
Программа позволит подросткам изучить личностные особенности, повысить психологическую компетентность, овладеть навыками эффективного общения....
Методическая разработка. Программа групповых психологических занятий для подростков, учащихся 1 курса и П-групп «Я и мир вокруг меня».
Методическая разработка. Программа групповых психологических занятий для подростков, учащихся 1 курса и П-групп «Я и мир вокруг меня». ...
Программа занятий для подростков по профилактике отклоняющегося поведения «Преодоление»
Поиск эффективности мер профилактики предполагает определение сущности понятия «отклоняющееся поведение», его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся,...
Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми «группы риска» «Профилактика девиантного поведения подростков».
Внеклассная работа. Поурочные разработки....
Рабочая программа занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии «ЖИТЬ ЗДОРОВО!»
Цель: Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, аутоагрессии, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья...