Статья: "Создание в школьном коллективе среды, сберегающей и развивающей здоровье"
статья на тему
Для планирования и проведения работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, превращения используемых в школе педагогических технологий в здоровьесбережение методически полезным представляется введение и конкретизация на отдельных примерах представления о здоровьесберегающем пространстве школы (далее – ЗПШ), объединяющем феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегабщих образовательных технологий, и объединённых в несколько структур по характеру этих феноменов и психолого-педагогических характеристик. Воздействие этого пространства на обучающихся и педагогов происходит непосредственно в школе, однако, как во всех других случаях, когда мы имеет дело с человековедческими технологиями, первичное воздействие служит лишь запуском процессов дальнейших изменений как педагогического пространства, так и субъектов в нем действующих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_zdorovesberegayushchey_sredy.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Орехова В.А.,
классный руководитель 5«Б» класса,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»
Создание в школьном коллективе среды, сберегающей и развивающей здоровье
Для планирования и проведения работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, превращения используемых в школе педагогических технологий в здоровьесбережение методически полезным представляется введение и конкретизация на отдельных примерах представления о здоровьесберегающем пространстве школы (далее – ЗПШ), объединяющем феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегабщих образовательных технологий, и объединённых в несколько структур по характеру этих феноменов и психолого-педагогических характеристик. Воздействие этого пространства на обучающихся и педагогов происходит непосредственно в школе, однако, как во всех других случаях, когда мы имеет дело с человековедческими технологиями, первичное воздействие служит лишь запуском процессов дальнейших изменений как педагогического пространства, так и субъектов в нем действующих.
Главные особенности ЗПШ, отличающие его, в том числе, и от общеизвестных гигиенических норм и рекомендаций, соответствуют принципам здоровьесберегающих образовательных технологий и кратко могут быть представлены тремя положениями.
Сутью ЗПШ является его позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся.
Другой особенностью ЗПШ является инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Наконец, третья особенность - направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделенных собственными правилами и обязанностями. В их числе - необходимость обретения багажа знаний, обязательного для грамотной заботы о своем здоровье и здоровье своих близких.
В структуре ЗПШ можно выделить несколько феноменологически близких явлений, которые в совокупности его и составляют. Эти совокупности однородных феноменов, эти "подпространства" мы будем для удобства называть соответствующими пространствами - экологическим, эмоционально-поведенческим, вербальным, культурологическим и др. Экологическое пространство связано с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на обучающихся и педагогов.
Одним из элементов экологического пространства является воздушная среда. В последние годы представление о воздействии запахов на человека оформились в новую науку - ароматологию и её прикладную ветвь - ароматотерапию. Лучший источник полезных и гармоничных запахов - растения. Выращивание в классах комнатных растений, безусловно, целесообразно и должно быть связано с задачами сохранения и укрепления здоровья. Кроме того, при этом решается и другая, не менее важная задача – воспитательная. Выращивание растений в классе, уход за ними лучше поручать самим школьникам. Привлекаясь к уходу за растениями, дети приучаются бережно относиться к ним, а значит, и ко всему живому, получая, тем самым, основы экологического воспитания.
При подборе растений в классе должны быть соблюдены два обязательных условия:
- запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим;
- присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из учащихся.
То повышенное внимание, которое мы уделяем этому элементу экологического пространства школы, связано не только с воздействием воздуха, которым мы дышим, на здоровье, но и с тем, что при выполнении на уроках физических, а, тем более, дыхательных упражнений (в рамках физкультминуток), воздух в классе обязательно должен быть чистым и лёгким – иначе вреда от этих занятий будет больше, чем пользы.
Эмоционально – поведенческое пространство здоровьесбережения школы – также являющееся собственной частью ЗПШ, представлено совокупностью действий, поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе. Характеристиками этого пространства могут служить:
- уровень коммуникативной культуры обучающихся и педагогов;
- характеристики эмоционально – психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе школы;
- стиль поведения обучающихся и учителя на уроке;
- формы и характер поведения обучающихся на переменах;
- забота обучающихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака интеллигентности в целом) и т.д.
Во время ответа ученика у доски индикаторами его нерационального напряжения служат поза, характер голоса, движения пальцев рук. Понятно, что оценка знаний школьника, отвечающего в неадекватно напряженном состоянии, не может быть обыкновенной. Но еще важнее воздействие таких состояний на здоровье обучающегося. Задача - не допустить, чтобы нежелательные привычки закреплялись, мешая подростку реализовать свои возможности, как в школе, так и в дальнейшей жизни.
Но и самому учителю следует обратить внимание на то, как он держится в классе, какие позы для него характерны, как эмоциональное состояние отражается на характеристиках речи, какие мышечные "зажимы" мешают телу. Пример учителя по всему спектру внешних проявлений - образец для учащихся, причем, во многом на подсознательном уровне.
Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Это мощный противовес подкрадывающемуся к школьнику состояния утомления. Задача учителя – попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
Вербальное пространство характеризуется речевым поведением всех субъектов образовательного процесса.
Иллюстрация вербального пространства здоровьесбережения школы касается феномена, локализующегося преимущественно вне класса и связанного с культурными традициями как отдельных семей, школ, так и нашей страны в целом. Этот феномен – речевая культура школьников, формирование которой всегда считалось одной из важнейших задач школы, и которая также может и должна быть распространена в аспекте здоровьесбережения.
В последнее время в стране катастрофически возросло употребление слов – паразитов и ненормативной лексики всеми слоями населения, но особенно подростками, молодёжью. Эта тенденция, имеющая корни в национально – исторических традициях, отражает современное снижение общего уровня культуры, обеднение словарного запаса, находящееся в очередной связи с социальным климатом в обществе, ухудшением психологического и духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.
Можно с определённостью утверждать, что человек, привычно и часто использующий ненормативную лексику, уже имеет отклонения в области психологического здоровья и процесс его дальнейшей деградации продолжается. Из понимания здоровья как единого целого, в котором физическое (соматическое), психическое (душевное), духовно – нравственное здоровье соединены теснейшими взаимосвязями, следует подтверждаемый исследователями факт патогенного воздействия употребления ненормативной лексики (мата) не только на психическое, но и на соматическое (телесное) здоровье, благодаря процессам резонансных колебаний клеточных структур. Если молитва оказывает оздоравливающее действие не только на верующего, но и на любого молящегося, то ненормативную лексику можно сравнить с «антимолитвой», разрушающей и душу, и тело.
Главная задача школы, в том числе и на путях решения задачи здоровьесбережения, видится в том, чтобы воспрепятствовать развитию этой тенденции, направить свои усилия на формирование моды на речевую культуру (как составную часть общей культуры человека). Культурологическое здоровьесберегающее пространство отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательные процессы школы и через это влияющие на здоровье учащихся и педагогов.
Если внеурочная воспитательная работа часто включает занятия сценических студий, секций изобразительного искусства, музыкально-хоровых кружков и т.п., то на уроках, кроме музыки, такие формы учебной работы – исключение. Вместе с тем, определённую часть учебного материала, особенно по предметам гуманитарного цикла, можно трансформировать в формы и методы, присущие сфере искусства. Разыгрывание сценок исторических событий и литературных сюжетов – самый часто встречающийся на практике вариант интеграции сценического искусства, ролевых игр в уроки истории и литературы. При этом не только повышается эффективность образовательного процесса, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся. Нейтрализация напряжения и стресса, эмоциональная разрядка, повышение коммуникативной компетентности, в том числе при разрешении конфликтов, преодоление эгоцентрической позиции через идентификацию с историческими, литературными или вымышленными героями – вот лишь краткий перечень психологических эффектов, которые возникают при таких формах проведения уроков. Использование здоровьесберегающих технологий при решении именно воспитательных задач в наибольшей степени может быть успешно реализовано именно в этом пространстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Создание коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения II вида»
В статье кратко представлены основные аспекты по созданию коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения для слабослышащих учащихся. Статья со...
Статья "Создание развивающей среды в детском доме"
В данной статье идет описание условий, факторов, обеспечивающих полноценное развитие ребёнка....
статья "Создание творческой среды для развития личности на уроках физики"
интегративный метод на уроках физики...
Статья "Создание комфортной среды на уроке"
Статья о необходимости достижения школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности....
статья "Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся"
Создание мотивационно-обучающей среды достижения образовательных результатов обучающихся...
« Создание в школьном коллективе среды сберегающей и развивающей здоровье»
Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного проц...
Профилактика конфликтных ситуаций, фактов проявления «буллинга» (травли) в школьном коллективе, недопущения распространения деструктивной идеологии в молодежной среде в МКОУ «Камызякская СОШ №4»
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии современного общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и представители молодого поколения оказываются н...