Статья "Создание развивающей среды в детском доме"
статья по теме

Ридель Елена Петровна

В данной статье идет описание условий, факторов, обеспечивающих полноценное развитие ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание развивающей среды в детском доме.

Механизмом полноценного развития ребёнка является его деятельность. Для обеспечения полноценного развития ребёнка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослого с детьми.

Развиваемая среда включает в себя: природную, информационную, социальную, предметную, художественно-эстетическую среды. Названые условия признаны удовлетворить жизненно-важные потребности человека, обеспечить его безопасность, охрану жизни и здоровья, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям, познавательно-эстетическим, культурным, потребностям в общении с другими людьми.

Правильно созданная развивающая среда способствует:

  1. Приобретению полезных социальных умений и навыков;
  2. Овладению социальных отношений между людьми;
  3.  Дети развиваются физически;
  4. Созданию продуктов собственного творчества и т.д.

В детском доме должна продится кропотливая работа по созданию духовной и материальной развивающей среды, которая необходима для развития, формирования и становления личности ребёнка и его будущей взрослой жизни.

Материальная среда проявляется, во-первых, в создании бытовых условий воспитателя совместно с детьми. Это и подготовка к новому году, украшение интерьера семьи, ремонт квартиры, изготовление различных поделок, салфеток и т.д. Всё это происходит под руководством воспитателя. Во-вторых, в создании такого типа отношений, при которых происходит формирование у детей «+» навыков, в том числе санитарно-гигиенических.

Большое внимание должно уделяться трудовому воспитанию детей и формированию у них позитивного отношения к трудовой деятельности. Необходимо развивать потребность к самообслуживанию, умению доводить начатое дело до конца, обучать правилам экономии через различные беседы, конкурсы.

При проектировании развивающей среды нужно учитывать тот факт, что строго определить для ребёнка его жизненную среду невозможно, так как он меняется, «перерастает», становится другим. В связи с этим необходимо уделять внимание дизайну зоны ближайшего окружения детей. В каждой комнате наблюдается гармоничное цветовое сочетание. Надо давать детям возможность изменять окружающую их среду в соответствии со своими вкусами и настроением. Это проявляется в возможности изменения интерьера, как своей комнаты, так и семьи в целом.

Работа по духовному развитию ребёнка просматривается через особенности общения педагога с детьми, уровне и культуре общения. Это может проявляться прежде всего, в том, что речь педагога эмоционально - насыщенная, грамотная, отсутствие в ней слов паразитов, сквернословия, что является примером для ребёнка и влияет на уровень его развития.

Неотъемлемым аспектом развивающей среды является открытость природе, способствующей развитию у детей любви к животным и растениям, умению ухаживать и заботиться о них. В связи с этим, в детском доме в каждой комнате должно находиться большое разнообразие цветов, выращиванием которых занимаются дети.

Ещё одним аспектом развивающей среды является открытость культуре. Поскольку элементы культуры не должны носить только оформительский характер, поэтому может быть организовано взаимодействие с культурными заведениями, в частности, с ДДТ (дом детского творчества). Данное учреждение даёт детям возможность познакомится с лучшими образцами общечеловеческой культуры.

Так же хотелось бы отметить, что детям необходимо посещать различные кружки, работающие как на базе детского дома, так и за его пределами.

Например, кружок «Золотая иголочка», «Радиотехник», «Весёлая ниточка», «Хозяюшка» -  в котором дети познают азы кулинарии и домоводства

Таким образом, среда для развития ребёнка, обеспечивающая разные виды его активности становится основой его активности для самостоятельной деятельности, условием для собственного саморазвития ребёнка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике правонарушений среди воспитанников детского дома.

Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в нашем детском доме особенно ....

Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"

Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...

Сценарий концертной программы в рамках республиканского многожанрового фестиваля"Звезды детства" среди воспитанников детских домов и школ -интернатов

Материал сценария концертной прграммы послужит помощью педагогам в подготовке к праздникам,мероприятиям....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ...

Создание условий по предупреждению конфликтных ситуаций среди воспитанников детского дома.

Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии. Ведь только конструктивная критика может позволить принять обоснованное, наиболее правиль...