Разработка классного часа
классный час (9 класс) на тему
Данная разработка применима для проведения классных часов, круглых столов,открытых мероприятий по толерантности для учеников старших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 93.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНГЕЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРОЕКТ
Разработка классного часа
для старших классов
на тему: «Сила России -
в единстве народов»
Классный руководитель 9 класса
Суздалева Екатерина Александровна.
г.Красногорск
2010г.
Цель: Продолжить формирование и развитие чувства патриотизма, обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей и религиозных конфессий, а также улучшить психологический климат в классе с многонациональным составом.
Задачи:
1. Познакомить учеников с историей формирования национального состава населения России
2. Сформировать у учеников нравственное представление о толерантности, патриотизме.
3. Провести анкетирование детей для определения уровня толерантности каждого ребенка и обсудить полученные результаты.
Методы: беседа, анкетирование
Оборудование: анкеты для учеников, блок-схема “толерантность”, карточки с терминами “нация”, “патриотизм”, “толерантность”, “национализм”, “шовинизм”.
План классного часа
- Исторические аспекты формирования населения России.
- Нация, национальность, национализм.
- Патриотизм и национализм: как их различить?
- Толерантность, диагностика ее уровня у школьников.
- Заключение.
Ход классного часа
“В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений”
В.П. Максаковский
“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”
Н.А. Добролюбов
Россия – многонациональное государство. Оно включает в себя более 100 различных народов (см. приложение 1).
Вопрос к классу: Какие народы в составе Российской федерации вы знаете?
Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.
Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, "чужаки", могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая "чужие" обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.
В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.
Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения. Но тогда славяне не были предрасположены к шовинизму (крайней форме национализма, проявление агрессии по отношению к другим народам)
Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, наша страна имеет множество политических, социальных, экономических проблем.
Вопрос к классу: Почему люди разных национальностей в большинстве своем испытывают взаимную неприязнь друг к другу?
Каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает чаще всего у других людей неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо зафиксированное мышление: “Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно”.
Предпосылки развития национальной проблемы начались еще давно. Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой “Советский народ”. При распаде СССР это обстоятельство исчезло, и появились законы, направленные на самоопределение национальностей, входящих уже в Российскую Федерацию.
И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. Русские вдруг почувствовали себя национальным меньшинством, по отношению к которому проявлена дискриминация.
Естественно, напряженность межнациональных отношений России чревата тяжелыми последствиями: это всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д.
Нация, национальность, национализм.
Для того чтобы понять причину межнациональных разногласий, нужно определить значение таких понятий, как “нация”, “национальность” и “национализм”. Именно большое количество существующих наций (народов, народностей, этносов, этнических общин) и определяет данную проблему.
НАЦИЯ (карточка с термином размещается на доске) – (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.
“Нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям”. (Уильям Индж).
Вопрос к классу: что такое национальность и как ее определить?
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ (карточка с термином размещается на доске) – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.
Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность – раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и считать её недостатком.
Со смешанными семьями труднее. В любом случае национальность по смешению кровей узнать невозможно. Как ни странно, в таких ситуациях большое значение имеет собственное убеждение человека – кем он себя считает, если имеет “разных” родителей.
Я, Суздалева Екатерина Александровна, 18.10.1973 г.р. Место рождения: Россия, г. Москва. Мать: русская. Отец: русский. Следовательно, я – русская.
Вопрос к классу: Может ли кто-нибудь из Вас точно так же, как и я, сказать, кем по национальности являетесь Вы?
Важным фактом является то, что в паспорте убрали графу “Национальность”.
В 2000 году Государственная Дума приняла новый образец паспортов, на который нужно было срочно поменять свой паспорт старого образца. Кроме того, что паспорта могли получить 14-летние граждане нашей страны, в этом документе было еще одно новшество, точнее, отсутствие графы “национальность”. Такой шаг российского государства в наше время является актуальным и понятным каждому человеку, хотя бы раз сталкивающимся с проявлением национальной дискриминации. Наличие этой графы в документе придавало особую значимость национальной принадлежности, и лишний раз заостряло внимание граждан на этой больной теме.
Народности имеют отличия друг от друга, причем эти отличия или сразу бросаются в глаза, или незначительны и на первый взгляд незаметны. Принадлежность к определенному народу, а также осознание этого, создает у человека чувство особенности, которое нередко путается с другим чувством – привилегированности, и часто перетекает в НАЦИОНАЛИЗМ.
НАЦИОНАЛИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.
Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном:
“Национализм может быть огромным. Но великим – никогда”.
Станислав Ежи Лец
Национализм проявляется в двух видах: так называемый, бытовой и международный.
Бытовой национализм — это его более легкая (но немаловажная) форма, когда межнациональные конфликты не переходят в войны. Это в основном, события, основанные на ущемлении национального достоинства в повседневной жизни.
Сюда можно отнести факты, нигде не зафиксированные официально: конфликты между небольшими группами людей, употребление резких “ярлыков”, затрагивающих национальные чувства, проявление неприязни в общении, частные столкновения и т.д.
Большую проблему представляет собой международный национализм – войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран.
Противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и т.д. и делают невозможным в перспективе формирование какого-нибудь единого политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России.
При таком раскладе “кавказская война” может обернуться войной не только и не столько против “общего врага” в лице “Российской империи”, сколько войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.
Проблема национализма затрагивает многих людей и, соответственно, народов. Её пытаются решить на протяжении долгих лет, но, на мой взгляд, эта задача будет существовать еще очень долго, до тех пор, пока на Земле не останется только одна национальность.
Но в любом случае, даже если эта проблема исчезнет, решится, люди найдут другой повод для вражды друг с другом: “Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность”.
Есть, конечно, категория людей, относящихся терпимо к другим народностям, не считающих их чужими. Но число националистов часто перевешивает их.
Патриотизм и национализм: как различить
Вопрос к классу: что такое патриотизм?
ПАТРИОТИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) – любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.
Обратите внимание: в этом определении нет никакого намека на дискриминацию других народов, ущемление чьих-то прав. Тем более, ненависть к другому народу не означает, что этот человек является патриотом.
Патриотизм переходит в шовинизм, когда человек не имеет возможности помогать своей стране и стремится угнетать другую.
ШОВИНИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. Чаще всего это происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств нации, проживающей рядом, в России.
Понятие толерантности
Обращение к классу: А теперь давайте поговорим о толерантности (карточка с термином размещается на доске). Вам знакомо это слово?
Понятие толерантности многолико. В качестве особого аспекта оно присутствует при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных языках.
Для того чтобы понять, применимо ли это понятие к данной ситуации, необходимо хотя бы вкратце знать значение этого слова.
Перевод слова “толерантность” с разных языков
язык | Перевод на русский язык |
английский | Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь |
французский | Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов |
китайский | Проявление великодушия в отношении других |
арабский | Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим |
персидский | Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению |
Обращение к классу: Мы с вами разобрались, что такое толерантность, давайте же теперь попытаемся сами дать определение этому понятию. (ученики предлагают свои варианты)
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей.
Впрочем, существует мнение, что понятие “толерантность” – не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”, которые отличаются от нас. В “других” признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат.
Как вы видите, это понятие очень сложно, и мы можем дать множество его определений, в зависимости от того, что каждый из нас считает наиболее важным. Существует ряд социальных показателей, которые выделяют психологи, и по наличию или отсутствию которых мы можем оценить ситуацию в обществе. Блок-схема “толерантность” размещается на доске (см. рисунок 1)
Рисунок № 1.
Блок-схема “толерантность”
По мнению психологов, лучшее понимание толерантности воспринимается благодаря уяснению сущности ее противоположности – нетерпимости (ИНТОЛЕРАНТНОСТИ). В основе нетерпимости лежит убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Она отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочитает подавление, а не убеждение. Формы проявления нетерпимости разнообразны: оскорбления, игнорирование, осквернение религиозных или культурных символов, угрозы, запугивание, преследование, поиск врага, дискриминация, расизм.
Обращение к классу: А теперь нам с вами предстоит выполнить непростую задачу: мы попытаемся сейчас определить именно ваш уровень толерантности. Для этого я раздам вам специальные анкеты. Для их заполнения Вам хватит нескольких минут. А после мы все вместе подсчитаем баллы и подведем итоги.
Учитель раздает заранее подготовленные анкеты (см. Приложение 2).Дети заполняют анкеты и по количеству набранных баллов определяют свой уровень толерантности (см. Приложение 3). Учитель подсчитывает количество детей, относящихся к той или иной группе, и вместе с ними делает вывод на основе полученных данных.
Заключение
Стремление сохранить оригинальность, народность той или иной нацией характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на её территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным улучшением “национального достоинства”. Оттенки этого опасения различны: от полного принятия до агрессии, от холодного безразличия до проявлений страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации.
Так или иначе, россиянин (в частности русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная “забывчивость” ведёт среди людей – к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических и фашистских идей.
Обращение к классу: а теперь давайте с вами подведем итоги нашей беседы и выделим самое важное из сказанного. (Выводы записываются на доске)
Выводы:
- Национальность определяется не местом рождения, а национальностью родителей
- Каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на самоопределение
- Своей национальной принадлежностью нужно гордиться
- национальные вопросы должны решаться законным путем с помощью переговоров;
- шовинизм, как форма национализма, ни разу не привел к улучшению жизни граждан, а почти всегда приводил к конфликтам;
- компромисс – самый эффективный способ решения национальных проблем;
- каждый человек в отдельности, который является националистом, несет ответственность за разгоревшуюся вражду.
Обращение к классу: Сегодня мы попытались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме, весьма актуальной в нашей стране, проблеме межнациональных отношений. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь друг к другу повнимательнее: я уверена, что вы найдете много общего, и подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Может быть, в вашем поведении тоже стоит кое-что подкорректировать.
Приложение № 1
Народы, входящие в состав Российской Федерации
численность | ||
В тыс. человек | В % ко всему населению | |
Русские | 113522 | 82,61 |
Татары | 5011 | 3,65 |
Украинцы | 3658 | 2,66 |
Чуваши | 1690 | 1,23 |
Народности Дагестана | 1402 | 1,02 |
Башкиры | 1291 | 0,94 |
Мордва | 1111 | 0,81 |
Белорусы | 1052 | 0,77 |
Немцы | 791 | 0,58 |
Чеченцы | 712 | 0,52 |
Евреи | 701 | 0,51 |
Удмурты | 686 | 0,50 |
Марийцы | 600 | 0,44 |
Казахи | 518 | 0,38 |
Коми и коми-пермяки | 466 | 0,34 |
Армяне | 365 | 0,27 |
Осетины | 352 | 0,26 |
Буряты | 350 | 0,25 |
Якуты | 327 | 0,24 |
Кабардинцы | 319 | 0,23 |
Другие | 2487,6 | 1,81 |
Всего | 137411,6 | 100,0 |
Приложение № 2
Анкета
1. ФИО____________________________________________________________
2. Ваш возраст_______________________
3. Кем по национальности являются Ваши родители?
Мать____________________________________________________________
Отец____________________________________________________________
4. Кем по национальности Вы себя считаете?
_________________________________________________________________
5. Имеете ли Вы российское гражданство? да нет
6. Считаете ли Вы правильным изъятие графы «национальность в паспорте РФ»? да
нет
мне все равно
7. Поддерживаете ли Вы практику милиции проверять документы у лиц неславянской внешности?
да, это нужно делать обязательно
да, это необходимо в некоторых случаях
нет, это неприемлемо
8. Как Вы относитесь к тому, что в вашем доме (городе) живут люди другой национальности (религии)? Почему?
это плохо _______________________________________________________
это хорошо_______________________________________________________
мне все равно ______________________________________________________
9. К вам относились когда-нибудь хуже, чем к другим людям по национальному признаку?
никогда
такое случалось
это происходит регулярно
10. Поддерживаете ли Вы организации, выступающие против миграции под лозунгом «Россия для русских»?
полностью поддерживаю и готов стать членом такой организации
в принципе согласен, но вступать не хочу
не поддерживаю такую позицию
11. Считаете ли Вы деятельность молодежных антифашистских организаций полезной?
да, они борются с неофашизмом
да, они дают молодежи выразить свою точку зрения
нет, не считаю
12. Есть ли среди Ваших близких друзей люди других национальностей?
да, конечно
пока нет, но такое может случиться
для меня это неприемлемо
13. Может ли отношение к человеку зависеть от его внешности?
да, конечно
нет
в зависимости от ситуации
14. Стали бы Вы врагом человеку, принадлежащему к другой вере?
да, потому что моя позиция верна
нет, он имеет право выбора
в зависимости от ситуации
15. Вас пригласили на день рождения к однокласснику из семьи переселенцев. Примете ли Вы приглашение?
да, конечно
ни за что
как себя поведет большинство
16. Как Вы поведете себя, если на дискотеке Вас пригласит на танец молодой человек (или девушка) другой национальности?
соглашусь
конечно, не соглашусь
в зависимости от ситуации
Приложение № 3
Ключ для оценки результатов анкетирования.
№ ответа | № вопроса | |||||||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||
1 | баллы | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 |
2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 | |
3 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
17 – 22 балла Высокий уровень интолерантности. Выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иной нации, проявляется в склонности человека характеризовать другие культуры как отклонение от нормы. Проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям.
11 – 16 баллов Невысокий уровень интолерантности. Характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп (в данном случае - национальных). К сожалению, часто эти проявления нетолерантного отношения к людям в школе не замечают.
5 – 10 баллов Невысокий уровень толерантности. Определяется признанием и принятием различия между людьми, уважением к самым разнообразным группам, но при этом склонностью человека разделять некоторые культурные предрассудки. Это объясняет непонимание другого, неумение увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.
0 – 4 балла Высокий уровень толерантности. Характеризуется признанием, принятием и пониманием иных культурных групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»
Классный час – телепередача «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями. 2. Выявление профессиональных склон...
Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»
Пояснительная записка (для педагога)Автор материала (ФИО)Майгорова Дарига СанзасбаевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель-дефектологОбразовательное учреждениеГосударственное Б...
Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"
Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...
Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"
План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...