Разработки классных часов
классный час (5 класс) по теме

Очень люблю проводить тематические классные часы, материала очень много, но не весь переведён в электронный вид, делюсь готовым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cvety_v_nashey_zhizni.doc56 КБ
Microsoft Office document icon troica_kl._ch..doc105 КБ
Microsoft Office document icon uchimsya_smotret_i_videt.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы для проведения классного часа

Цветы в нашей жизни

                                                О ! Сколько их на полях !

                                                Но каждый цветет по-своему…

                                                Вот высший подвиг цветка!

   

1.  Цветы – остаток  Рая  на  земле.

    ( Из истории поклонения цветам ).

2.  Цветы  сопровождают  нас  всю  жизнь.

     Поклонение цветам – часть общей культуры народа.

4.  Символика цветов,  характерная  для  России.

5.  Диалог  с  букетом  в  руках.

6.  Легенды  о  цветах.

7.  Цветы  и  поэзия.

   

У  каждого  народа  свое  восприятие   ПРИРОДЫ,   зависящее  от  общей  культуры  и  климата.

ВОСТОК  –  яркость,  пышность.

ЗАПАД  –  изящество  линий.

ЯПОНИЯ  –  Один цветок  –  уже картина.

 «В истории цветов заключается часть истории человечества»  

Ауэрбах

                     

                 Рассмотрим символику некоторых растений , характерную для России:

ВЕРБА  –  жизненная  сила,  плодородие.

НАРЦИСС - пища  для  души.

ЛИЛИЯ  - Благая  весть.

ИРИС – радуга.        

МАК  –  плодородие.   Цветок  Ангелов.

ВАСИЛЕК  -  Христианская  душа.

ФИАЛКА  –  слезы  Адама  о  РАЕ.

ЛАНДЫШ  – слезы  ДЕВЫ  МАРИИ.

       

       

   Разговор  при помощи букета.

Анютины  глазки  -  не  забывай  обо  мне.

Бальзамин  -  мы  не  равны.

Барвинок  -  светлые  воспоминания.

Гвоздика  -  целомудрие.

Георгин  -  достоинство  и  уважение.

Гортензия  -  жестокосердие.

Жасмин  -  дружеское  расположение.

Ирис  -  могу  что – то  сообщить.

Колокольчик  -  постоянство.

Лаванда  -  откровенность.

Ландыш  -  возвращение  счастья.

Лилия  -  целомудрие,  скромность.

Лотос  -  земная  любовь  ушла.

Кувшинка  -  непорочность.

Магнолия  -  хочу  вас  любить.

Мак  -  сон.

Мимоза  -  чувствительность.

Нарцисс  -  самовлюбленность.

Незабудка  -  искреннее  чувство.

Одуванчик  -  говорю  правду.

Орхидея  -  красота.

Пион  -  хвастовство.

Роза  -  любовь.

Сирень  -  влюблённость.

Флоксы  -  взаимность.

Фиалка  -  верность,  слезы  о  безвозвратном.

Хризантема  -  откровенность,  приветливость.

 

        

Использованная  лит - ра :

1.  Е. Н. Черней.   «Цветы и фантазия».  Кишинев.  «Тимпул»  1987 г.

2.  Н. Ф. Золотницкий. «Легенды о цветах». Киев. «Довира»  1994 г.

3.  «Одинокий  сверчок»   Д.  Л.  1987 г.

4.  «Японская классическая поэзия». Смоленск. «Русич».  2001 г.

                         Давай  пройдемся  медленно  по  лугу

       И  «Здравствуй» скажем  каждому

                  цветку.

                        

Гроза  прошла,  и  ветка  желтых роз

                            В окно мне дышит ароматом…

Взгляните на белые  Мальвы,

На стройность их стеблей тугих,

На  их  молодые усилия

Быть выше и чище других.

                        …Разбежались в таком изобильи,

                                 Так порхают сухи и легки,

                                Точно бабочек  это все крылья,

                                А не маков простых лепестки .

Мой сад с каждым днем увядает  –

Помят он,  оборван  и  пуст,

Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный  куст.

Шиповник так благоухал,

Что даже превратился в слово …

        Ц В Е Т О Ч Н Ы Й          Э Т И К Е Т

Цветочный этикет родился на Востоке и создали его женщины. Лишённые общения, не смеющие часто открывать лица, они перенесли на цветы все оттенки своего настроения и чувства. Возникшие однажды ассоциации постепенно превращались в стойкие символы, благодаря которым можно было вести разговор.

В восточной традиции считается важным: когда поднесены цветы; как дарящий держит букет: соцветиями вверх или вниз; в левой или правой руке; украшен ли букет листьями и убраны ли шипы у розы. Молодой человек дарит девушке цветок и пристально смотрит: если она приколола его на корсете, у сердца, значит, любит, а если поместила в прическу - предостережение.

Знания о цветочном этикете попали в Европу благодаря заметкам двух персон: Обри де ля Моттрея (фр. Aubry de la Mottraye) и леди Мэри Уортли Монтегю. Обри де ля Моттре описал свое пребывание при дворе короля Швеции Карла XII в Турции в двухтомнике «Путешествие... по Европе, Азии и Африке» в 1727 году.

Жена британского посла в Стамбуле в 1717 году Мэри Уортли Монтегю описала тайный язык любовной переписки "селам", именуемый также "языком предметов и цветов", в своих письмах, опубликованных в 1763 году, вскоре после её смерти, и сделавших её знаменитой. "Нет такой краски, цветов, сорной травы, фруктов, травы, камня, птичьего пера, которые не имели бы соответствующего им стиха, и вы можете ссориться, браниться, слать письма страсти, дружбы, любезности, или обмениваться новостями, при этом не испачкав свои пальцы". - леди Мэри Уортли Монтегю.

Цветочные словари публиковались в течение всего XVIII столетия, рассказывая о значении того или иного растения. Очень популярен был язык цветов и во Франции и в Англии времен королевы Виктории. В Викторианскую эпоху цветочный этикет исполь-зовали для тайного выражения чувств, в тех случаях, когда о них нельзя было говорить открыто. В 1930 году в Петербурге была издана книга "Селам или язык цветов" русского поэта Д.П. Ознобишина, где описывалось около 400 значений растений. В основном, символы и значения цветов отображали общепринятые ассоциации, часто надуманные и вымышленные. Книга была очень популярна среди молодежи.

Ассоциации цвета в цветочном этикете. Красный цвет ассоциировался с цветом жизни, любви, (отсюда роза - символ любви, гвоздика - цветок страсти), а также как цвет крови, символ гнева и мести (цвет войны и революции). Белый цвет - символ чистоты и невинности лилии; чёрный - символ печали, траура; жёлтый - символ отвращения, ненависти; кроме золотистого - символа солнца и радости; зелёный - символ надежды; голубой цвет богов; синий - символ верности незабудки, фиалки; пурпурный - символ величия.

Л Е Г Е Н Д Ы      О       Ц В Е Т А Х

     Цветок-радуга.

Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям,    на земле вспыхнула дивным семицветием радуга – так велика была радость всего живого на свете. Уже и закат отгорел, и день угас, и солнце ушло, а радуга – та по-прежнему светилась над миром, даруя людям надежду. Она не гасла до самого рассвета, а когда утром снова вернулось на свое место солнце, там, где горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели ирисы…  Древние греки дали цветку название по имени богини радуги Ириды. Рассыпалась радуга на мелкие осколки – вот и зацвели ирисы. Три лепестка, сложенные в заостренный конус, три других отогнуты книзу, а по окраске – все цвета радуги! Кому не известен этот простенький, но очаровательный цветок? В германии этот цветок за форму листьев носит название меч-лилия. В Египте цветы ириса были символом красноречия, а в Аравии, наоборот считались символом молчания и печали. В Японии и поныне устраивают  на исходе весны ханами – праздник созерцания ирисов. В этой стране можно повсюду встретить изображения ириса: его листья, похожи на мечи, и поэтому считают, что они пробуждают в мужчинах мужество. Слова ирис и воинский дух в японском языке обозначаются одним и тем же иероглифом.  Вот такой разный он, этот цветок-радуга, вместе с огнем подаренный Прометеем человечеству.

Вестница надежды

С сиренью связаны у нас прежде всего воспоминания о весне, о чудном месяце мае, когда пробудившаяся от зимнего сна природа укрывает деревья и кустарники свежей зеленью, засеивает луга пестрыми цветами.  В скандинавской саге рассказывается о том, как солнце в сопровождении весенней радуги шло над землей, и лучи его, перемешива-ясь с переливами радуги, падали на землю, превращаясь в цветы – желтые, оранжевые, красные, синие, белые. Когда же солнце достигло Севера, у радуги остались лишь два цвета – лиловый и белый. Лиловый цвет, смешавшись с солнечными лучами, упал на маленькие кустарники, и те покрылись сиреневыми цветами. А белый цвет, рассыпанный над землею, дал белую звездчатую сирень…  Научное название сирени – Syringa. “стон Сиринги в тростнике звучит”, – писал Шиллер в одном из своих стихотворений. Поэтический образ навеян великому немецкому поэту одним из древнегреческих мифов.   …Бог лесов и полей Пан с рождения был безбразен – рогат и бородат, да еще и с козлиными копытцами. Но, как говорится, сердцу не прикажешь. Влюбился молодой пан в прекрасную, как майское утро, лесную нимфу Сирингу. Всюду бродил Пан, преследуя красавицу. Однажды он издали увидел Сирингу в дремучем лесу и захотел догнать ее. Тогда нимфа в ужасе взмолилась Артемиде: «Спаси меня от позора!». Та превратила нимфу в  душистый куст сирени, расцветающий каждую весну. А безутешный пан отломил ветку сирени, сделал из нее свирель (сиринкс) и уже никогда с ней не расставался. Когда в часы тихой грусти или буйного веселья Пан начинал играть на свирели, в лесу замолкали птицы, а в поле стихал ветерок. И казалось, в этот момент можно было услышать трепетное дыхание самой земли, когда она чистая, нежная, еще девственная, просыпается под лучами солнца и отдается ему вся, в кротком поцелуе первой зари.   Мы благодарны сирени за ее веселый куст, за то, что по весне она первой распускает свои зеленые листья, а осенью позже других сбрасывает их. Но сколько надежды, тепла, солнца таится в каждом лиловом ее букете! Качнется цветущая ветка под легким ветром – и осыплет тебя дождем из лепестков…

Лилия долин, цветущая в мае.

У ландышей знатная родня. Он – из семейства лилейных, то есть близкий родст-венник лилиям и тюльпанам. Его название на латыне Convallaria majalis. Оно переводится, как «лилия долин, цветущая в мае». Вот какое гордое имя у цветка!   Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух в лесу настоен на их аромате. Недаром и присловье есть такое в народе: «Ландыши – дыши!». Отцветет ландыш, и на месте осыпавшихся лепест-ков появляется крупная красная ягодка. Древние германцы уверяли, что это вовсе не ягодка, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает свое расставание с Весной. Весна хоть и полюбила ландыш, но ненадолго. Вечно молодая и непоседливая, Весна не нахо-дит себе покоя и, рассыпая всем ласки, ни с кем долго не бывает. Мимоходом приласкала она и ландыш. Тот расцвел от счастья, потянулся к Весне, но она оставила бедняжку посреди жаркого леса. Ландыш поник от горя, цветочки его опали, и выкатились из стебелька кровинки-слезинки.  У многих народов есть легенды о ландыше. На Украине, например, рассказывают, что он вырос там, где упали слезы девушки, ждавшей своего суженого из далекого похода.  А по древнерусской легенде, царевна Волхова полюбила удалого купца Садко, но тот отдал свое сердце Любаве – дочери полей и лесов.     Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И слезы ее превратились в ландыши – символ чистой и безответной любви. Древние скандинавы считали ландыш цветком богини восходящего солнца, в честь ландыша зажигались костры и устраивались праздники. Цветы ландыша приносили в жертву богам. Во Франции первое майское воскресенье – день ландышей. Цветами украшают окна и камины, девушки прикалывают букетики ландышей к платьям, парни вставляют их в петлицы пиджаков. Если танцующая пара обменивается букетиками – молодые люди понравились друг другу. А в давние времена их считали бы уже помолвленными. Отказ от букета – отказ от дружбы.  К сожалению, исчезает этот цветок. Рвут его безжалостно, собирают в букеты вместе с листьями, а значит, обрывают корневище, от чего погибает вся колония. Приятно, конечно, смотреть на него в комнате, приятно подарить другу. Но сколько таких букетов вынесено из леса, столько загублено цветов!



Предварительный просмотр:

         Борискина Е.А.      МОУ  СОШ  №  13.

Классный  час:  « Шедевр  древней  русской  живописи –

икона     А.  Рублёва  « Троица »  

1.   Значение и смысл праздника.

2.   Троицкие обряды Владимирской губернии.

3.   Т.-С .Лавра  ( краткая справка).

4.   Как  «читать  и  видеть»  икону.

5.   Жемчужина древнерусской живописи  Икона   « ТРОИЦА»   А.  Рублева.

Справочный материал  :

И . П. Калинский.  «Месяцеслов»

М. А. Ильин.   Загорск.

История русской живописи.

Троица празднуется на 50 день после ПАСХИ. Этот день именуется Троицей,

   потому,  что  тут  чествуется  вся  Святая  Троица:  именно сошествие  Святаго   Духа

явило  нам  попечение  всех  Лиц  Триединого  Бога  о  мире.

Бог  Отец  творит  мир,  Бог  Сын  искупает  людей  от  рабства  диаволу.   Бог

Дух  Святой  освящает  мир  через  устроение  Церкви  и  всемирную проповедь  веры.

Т .-С, Лавра основана в  1337 (1345) году .

Икона  «Троица»  написана  св.  Андреем  Рублёвым  около  1411  года.

Чтобы  понять  и  прочесть  икону,  нужно  учитывать  её:

  1. строгую  каноничность;
  2. её  драматичную  судьбу;
  3. историческое  значение;
  4. культурно – религиозные  формы;
  5. икона  это  образ…;

Нужно  знать:

  1. текст  святого  Писания;
  2. символику  цвета,  композиции,  сюжета.
  3. значение символов:  Нимб- святость,  Горки - горний мир,  Здания  – строительство

новой  Церкви,  Дерево  –  древо  жизни.

Икону смотрят душой !

Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице - Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного - прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных».

Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса.

Приступать к росписи соборных стен можно только через год после его постройки, когда фрескам уже не будет угрожать осадка здания. Но работы по внутреннему убранству храма можно было начинать сразу после окончания строительства. И первой заботой было создание главной иконы - «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат.

«Троица» с момента своего создания «была любимейшей иконой древнерусских художников», служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений.

Андрей Рублев жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и начинала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. Разорительное нашествие хана Едигея в 1408 году еще раз показало, что русским князьям надо прекратить междоусобную вражду, только вместе они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». Ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение - «Троицу». Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда (как указывалось выше) в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор.

Ветхозаветная Троица была символом единения. Еще в середине XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы, дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира».

На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев изобразил ветхозаветную Троицу - явление Аврааму Бога в виде трех ангелов. Библейский рассказ в интерпретации Андрея Рублева утратил все те повествовательные черты, которые традиционно включались в композицию иконы на этот сюжет. Нет Авраама и Сарры, нет сцены заклания тельца, даже атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы.

Идейным и композиционным центром «Троицы» является чаша с головой жертвенного тельца - прообраз агнца новозаветного. В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля», из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». В рублевской «Троице» «чаша смертная» - залог жизни будущей.

Вокруг престола с чашей сидят три задумчивых ангела, которые образуют собой как бы замкнутый круг - символ вечности, света и любви. Ангелы в одеяниях густого теплого тона, склоняя с бесконечной грацией убранные высокими прическами головы, со спокойно-строгой задумчивостью устремили глаза в вечность. В иконе нет ни движения, ни действия, только триединое и неподвижное созерцание.

За каждым из трех ангелов изображена его эмблема. За средним - древо, которое означает не только дуб мамрийский из библейского повествования, но и «древо жизни», «древо вечности», путь к которому после изгнания первых людей из рая заградил «серафим с пламенным вращающимся мечом». Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения. За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты. В «Псалтири» палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. За третьим ангелом возвышается гора - древний символ всего возвышенного. В Библии «гора» - образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение - на горе Елеонской.

Кроме ссылок на позднейшие монастырские описи и «Сказание о святых иконописцах», достоверных сведений о написании этой иконы нет. До сих пор ведется спор о том, действительно ли «Троица» была написана Андреем Рублевым для Троицкого собора или она попала туда позднее. Историк В.А. Плугин полагает, что «Троица» попала в монастырь только при Иване Грозном, да и то в качестве дара. Царь Иван Грозный высоко чтил Троице-Сергиев монастырь - место своего крещения. Ежегодно ко дню памяти Сергия (25 сентября), а иногда и в другие дни, он приезжал в монастырскую обитель и делал щедрые вклады. Среди многочисленных его вкладов монастырские архивы упоминают и три иконы: «Богоматерь Умиление», «Сергий в житии» и «Троицу». Правда, некоторые ученые считают, что царь только обложил икону золотым окладом. Но если «Троица» попала в Троице-Сергиев монастырь только при Иване Грозном, где же тогда она находилась в течение ста пятидесяти лет? И для какого храма она была написана первоначально? В.А. Плугин предполагает, что она попала в Московский Кремль в конце 1540-х годов, когда туда свозилось множество икон из разных городов - Новгорода, Смоленска, Звенигорода, Дмитрова. До передачи в Троице-Сергиеву лавру икона могла находиться либо в Благовещенском соборе Кремля, либо в кремлевских царских «казнах» - хранилищах, либо в покоях (например, в личной молельне царя).

В июне 1547 года в Москве случился страшный пожар, во время которого выгорела большая часть Кремля, в том числе все иконное убранство Благовещенского собора и царский дворец с его иконами и сокровищами. Но «Троицы» тогда в Москве не было, она появилась там не позднее 1554 года, поскольку к этому времени для нее был уже изготовлен великолепный золотой оклад. Создать его могли только златокузнецы царских мастерских Кремля.

Вернувшийся на пепелище юный монарх приказал вызвать из Новгорода и Пскова лучших художников, чтобы они украсили иконами и фресками выгоревшие церкви и палаты. Для выполнения этих работ требовалось немало времени, и потому царь разослал во многие русские города «по святые и честные иконы» и велел поставить их в «Благовещении» и других храмах, «доколе новые иконы напишут». Вероятно, тогда-то и появилась в Москве «Троица».

После написания новых икон привезенные ранее по обычаю были возвращены обратно, но не все. Поскольку «святость с государевых дворов» была собственностью царя, то Иван Грозный и оставил у себя «Троицу». Но не просто оставил, а уделил ей особое внимание. Вскоре после победоносного возвращения с Волги он украсил многие прославленные иконы, но ни одну так пышно, как «Троицу». В конце XVI века этот оклад был заменен новым, сделанным по заказу Бориса Годунова.

А в Троице-Сергиев монастырь, как предполагает Плугин, икона попала в декабре 1564 года. В это время Иван Грозный ввел опричнину, которая характеризовала собой новый этап в жизни Московского государства, когда царь внезапно уехал в Александровскую слободу со всеми приближенными и слугами, со всей казной и «святостью». По дороге в слободу Иван Грозный посетил Троицкую обитель, которая незадолго до того погорела и нуждалась в иконах. Может быть, тогда Иван Васильевич и пожертвовал монастырю лучшее произведение великого мастера.

До революции «Троица» оставалась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением Советского правительства была передана для реставрации в только что учрежденные Центральные государственные реставрационные мастерские. Рублевская икона и до этого не раз промывалась, прописывалась, иногда покрывалась олифой, которая скоро темнела. Все это, конечно же, сказывалось на сохранности первоначальной живописи. Лишь в 1919 году «Троица» была окончательно освобождена от поздних наслоений, и с тех пор она всех чарует своим художественным совершенством. После реставрации в 1920 году она была выставлена для всеобщего обозрения среди других икон, а ныне находится в Третьяковской галерее. Вместо нее в иконостасе Троицкого собора поставлена копия, очень хорошо выполненная художником-реставратором Н.А. Барановым.

Уже при первом взгляде на икону зритель оказывается в плену грациозных, певучих линий ее рисунка и нежнейшей красоты сочетающихся цветов. И чем дольше мы всматриваемся в чарующую живопись иконы, тем сильнее ощущаем душевное спокойствие, умиротворенность и неизъяснимое чувство гармонии с миром.

Много раз изученная и описанная, рублевская «Троица» и сегодня продолжает волновать искусствоведов загадочной сложностью своего художественного стиля. Кроме этого, в ученых кругах до сих пор не снят вопрос, который, на первый взгляд, может вызвать недоумение: «Кто написал «Троицу?» Знаток и собиратель икон Д.А. Ровинский высказал мысль о том, что икону мог написать итальянский мастер. Искусствовед Андрей Никитин пишет, что надо говорить не о «Троице» Рублева, а о «Троице Рублева», потому что произведениям великого иконописца рекомендовалось подражать как непревзойденным образцам русского иконописного искусства.

Андрей Рублев (ок.1370-1430)

Апостолы Матфей и Лука. Фреска. Успенский собор во Владимире

Об Андрее Рублеве сохранилось представление как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости». Все созданное им - плод глубокого раздумья. Окружающих поражало, что Рублев подолгу, пристально изучал творения своих предшественников, относясь к иконе как к произведению искусства.

Хотя имя Рублева упоминается в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 году «Троицы» - главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублев. Только тогда начались поиски других произведений художника.

Андрей Рублев родился в конце 60-х годов XIV века в небольшом городке Радонеже неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. По всей вероятности, в юности Андрей был послушником этого монастыря, а потом принял сан монаха.

Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублев уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей.

Невозможно последовательно проследить творчески и путь Рублева, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы. Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублева крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу. Бесспорны лишь два сообщения, фигурирующие в летописях под 1405 и 1408 годами. В первом говорится о том, что Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев начали работу над иконостасом Благовещенского собора Московского Кремля. Исследователи установили, что Рублев написал для собора одну из лучших своих икон - «Преображение», выдержанное в холодной серебристой гамме. По-видимому, к тому же времени относится и исполненный Рублевым памятник книжного искусства - «Евангелие Хитрово». Это название рукопись получила по имени боярина, которому она принадлежала в XVII веке.

«Самая замечательная миниатюра «Евангелия Хитрово» - это изображение ангела в качестве символа евангелиста Матфея, - считает искусствовед М.В. Алпатов. - В этом светлом видении юношеской чистоты ярко проявилась неповторимость художественного дара Рублева. Снова, как в и коне «Преображение», мотив круга имеет определяющее композиционное значение. Мастер превосходно решил трудную задачу - он так замкнул крылатого кудрявого юношу круглым обрамлением, что оно придает широко шагающей и парящей фигуре спокойствие и завершенность». Ученые предполагают, что такая драгоценная рукопись, как «Евангелие Хитрово», могла быть создана на средства великого князя или самого митрополита.

Во втором сообщении 1408 года говорится о том, что мастера Даниил Черный и Андрей Рублев отправлены расписывать Успенский собор во Владимире. Владимирский Успенский собор особо почитался в Древней Руси, и великие князья московские не переставали заботиться о его убранстве. Так произошло и в 1408 году, когда великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, повелел заменить новыми фресками утраченные части его росписей XII века.

Сохранившиеся фрески представляют фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену храма. Анализ стилистических особенностей помог ученым определить группу изображений, принадлежащих Рублеву - фигуры трубящего ангела, апостола Петра, сцену Страшного суда. Трактовка сцены Страшного суда, ее эмоциональный настрой необычны: здесь нет ощущения ужаса перед страшными карами и торжествует идея всепрощения, просветленное настроение.

Долгие годы исканий, которые проявились уже во фресках Успенского собора, нашли завершение в образах так называемого «Звенигородского чина». В них Рублев обобщил размышления своих современников о моральной ценности человека. «Звенигородский чин» - это часть иконостаса, созданного для одного из звенигородских храмов. Время создания этого иконостаса точно не известно. Сейчас от росписей в соборах сохранились только фрагменты, а из икон дошли лишь три. «Их создателем, - писал о звенигородских иконах Н.Э. Грабарь, первый исследователь драгоценной находки, - мог быть только Рублев, только он владел искусством подчинять единой гармонизирующей воле эти холодные розово-сиренево-голубые цвета, только он дерзал решать колористические задачи, бывшие под силу разве лишь венецианцам, да и то сто с лишком лет спустя после его смерти».

Из всего монументального замысла Рублева сохранились только поясные изображения «Спаса», «Архангела Михаила» и «Апостола Павла».

«Несмотря на то, что от «Спаса» дошли только лик и часть одежды, всякий испытывает силу воздействия его проницательного взгляда, - пишет И.А. Иванова. - Это произведение показывает нам, как представлял себе художник идеальный характер человека. Внешний и внутренний облик «Спаса» глубоко национален. Он полон энергии, внимания, благожелательности... Апостол Павел трактован художником как сосредоточенный философ-мыслитель. Широко и мягко очерчена его фигура. Полны сдержанного звучания серовато-сиреневые с голубым тона его одежд...

Совсем другой замысел лег в основу образа «Архангела Михаила». В нем Рублев воспел тихое, лирическое раздумье поэта. Мы забываем о том, что это ангел, то есть существо «бесплотное», «небесное», - так обаятельна в нем земная красота человека, переданная Рублевым»

Пока иконописцы работали во Владимире, на Москву двинулось войско татарского хана Едигея. Не сумев взять Москву, татары сожгли множество городов и деревень. Сгорел и Троицкий монастырь, настоятелем которого был игумен Никон. Он с большим рвением принялся за восстановление и украшение монастыря. На месте деревянного храма возводится в 1423-1424 годах белокаменный.

В середине двадцатых годов Даниил Черный и Андрей Рублев были приглашены Никоном расписать новый каменный собор Св. Троицы. Эти работы Рублева относятся к 1425-1427 годам. Рублев написал и главную икону монастыря - знаменитую «Троицу».

Вскоре после завершения работ в соборе Св. Троицы умер Даниил Черный. Он был похоронен в Троице -Сергиевом монастыре. Потеряв своего друга, Рублев  вернулся в Андроников  монастырь, где выполнил свою «конечную» работу. Если верить Епифанию  Премудрому, Рублев принимал участие не только в росписи церкви Спаса, но и в ее построении.

Рублев скончался 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре в Москве, который сейчас носит его имя. В 1988 году, в год тысячелетия крещения Руси, Русская православная церковь причислила Андрея Рублева к лику святых. Он стал первым художником, который был канонизирован христианской церковью.



Предварительный просмотр:

УЧИМСЯ СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ

Методика проведения бесед по описанию худ. Произведений

Программные задачи:

РАЗВИВАТЬ:

1.Широкое использование средств выразительности русского языка.

2.Понимание связи между содержанием произведения и выразительными средствами.

3.Умение сравнивать, обобщать, анализировать.

4 .Воспитание различных чувств.

5 .Определение нравственной ценности содержания картины.

6 .Умение видеть красоту жанровой живописи.

7 .Умение оценить худ .- выразительные средства.

8.Умение дать эстетическую оценку  произведения.

9.Умение описать общее впечатление от картины (учесть цвет ,технику, композицию ).

10.Умение эмоционально откликаться на данное произведение .

ЖИВОПИСЬ занимает особое место в развитии речи.

        Описание худ . произведений.

             ПОРТРЕТ.

1.Автор,название.

2 . КТО? Что мы можем рассказать о нем?

3.О чем говорят глаза? Лицо, руки.

4.Секреты деталей картины.

5.О чем говорит фон?

6.Общее настроение.

7.Отношение автора.

8.Общее восприятие .ЧТО понравилось? ЧТО нет?

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ.

Как поведет себя герой через пять минут?

      ЖАНРОВАЯ  КАРТИНА.

1.Автор,назние.

2.Что изображено?

3.Общая композиция. Взаимодействие фигур

4.Кто самый главный? (комп. центр).

5.Как это выделено? (цвет, контраст).

6.Что самое яркое в картине? Почему?

7.Какое настроение? Чем выражено?

8.О чем вы думаете, когда смотрите на эту  картину?

9.Чем она вам понравилась?

10.Как бы вы ее назвали?

ИГРОВОЙ МОМЕНТ.

А если герои оживут?

 

       ПЕЙЗАЖ.

1.Общее настроение.

2.Первый план.

3.Соотношение неба и  земли.

4.Цвет в пейзаже – основное выр. средство.

5.Созвучие с поэзией и музыкой.

6.Какое стихотворение вы подберете к этой картине?

ИГРОВОЙ МОМЕНТ

Давайте заглянем в этот уголок природы…..

ПЕЙЗАЖ:

Эпический.

Романтический.

Драматический.

СРЕДСТВА    ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  ЖИВОПИСИ:

ЦВЕТ.

СВЕТОТЕНЬ.

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ.

ТЕХНИКА.

РИТМ ЛИНИЙ.

КОМПОЗИЦИЯ.

ОПИСАТЬ КАРТИНУ МОЖЕТ:

ИССКУСТВОВЕД.

ЖУРНАЛИСТ .

ПРОДАВЕЦ-КОНСУЛЬТАНТ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

1.Худож.салон

2.Оформи выставку.

3.Создай свой сюжет

4.Сравни и докажи.

5.Картина ожила.

6.Загадай деталь(использование нескольких репродукций)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»

Пояснительная записка (для педагога)Автор материала (ФИО)Майгорова  Дарига СанзасбаевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель-дефектологОбразовательное учреждениеГосударственное Б...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...