Воспитательная система класса «Мы выбираем верный путь!» (на традициях казачества)
проект
Материал с муниципального этапа областного конкурса педагогических новаций «Реализация основных позиций Стратегии развития воспитания в деятельности классного руководителя».
В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях. Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности и коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_klassa_my_vybiraem_vernyy_put.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Использование традиций казачества выступает средством воспитания и формирования классного коллектива в современной образовательной среде школы в условиях роста национального, патриотического самосознания людей, обращении педагогической науки к историческим памятникам, культурным традициям, в частности традициям казачества, как средству воспитания подрастающего поколения.
Наш девиз: Ни шагу назад, ни шагу на месте, только вперед и только все вместе!
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности и коллектива. Стержень воспитательной системы «Мы выбираем верный путь!» - это приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, совместное с педагогом ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение педагога с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей. Воспитание приобретает иной смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т. д. воспитанники погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же самими.
Целью создания такой модели взаимодействия в нашем классе стало формирование личностно развивающей, духовно-нравственной, социально ориентированной и психологически комфортной среды, способствующей развитию и воспитанию духовно-нравственного компетентного обучающегося, достойного гражданина России. Для реализации выдвинутой цели мы решаем несколько задач: развивать отношения между семьей и школой от взаимодействия к сотворчеству; совершенствовать психолого-педагогические знания педагогов и родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания; обеспечить психолого-педагогическое сопровождение участников воспитательно-образовательного процесса; развивать внешкольную и общественно полезную деятельность обучающихся как условие формирования социально адаптированной личности; развивать гражданско-патриотическое воспитание через систему психологического сопровождения и подготовки обучающихся к поступлению и обучению в классах школы; укреплять и расширять имеющуюся систему социального партнерства школы с организациями и учреждениями села, района и области.
Принципы воспитательной системы: принцип аксиологичности ; принцип деятельностного подхода; принцип сотрудничества ; принцип возрастно-психологической сообразности; принцип следования примеру. Ожидаемые результаты В процессе реализации у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности: активная гражданская позиция; способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, Родины; чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству; духовность, нравственность, личная и общественная ответственность; способность к саморазвитию.
«Каждому народу свойственна своя культурная традиция, как в материальном, так и в духовном плане ». Национальная традиция «создается национальными общностями, объединенными общим языком, территорией, экономикой, этническим самосознанием» К. Леви– Стросс (1908-2009г.)
Самобытность культуры, традиции являются важнейшим фактором национального единства и солидарности .
Ценности отечественного казачества духовно-нравственное совершенствование коллективное единство и сплочение
«Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье» Шалва Александрович Амонашвили академик АПН СССР , доктор психологических наук, профессор г. Тбилиси
В основе веры казаков лежит глубокая идея любви к ближнему , казак готов «положить душу свою за други своя »
Заповеди казаков Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Казаки все равны в правах. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе. Служи преданно своему народу, а не вождям. Держи слово, слово казака дорого. Чти старших, уважай старость. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. Погибай , а товарища выручай! Будь трудолюбив, не бездействуй. Береги свою семью, служи ей примером!
Высокий духовно-нравственный коллективный воспитывающий потенциал: любовь и уважение к близким, родной земле, почитание веры и культуры других народов, ответственность, сплоченность, взаимопонимание, защищенность, взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, «чувство локтя», гласность и здоровая критика, соревнование .
Казачья культура Южного Урала
Казачьи традиции - это устойчивая транслируемая компонента содержания образования, эффективность использования которых в процессе формирования классного коллектива вызывает у подростков и старшеклассников патриотические чувства, активизацию познавательных мотивов, «согласование» содержания воспитания с «образом» духовной культуры казачества, усвоение духовно-нравственных норм морали и поведения.
Коллектив Коллектив Коллектив Классный коллектив Производственные отношения Эмоционально-волевые отношения Личные отношения Интеллектуальные отношения Среда освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями
Основные направления образовательно-воспитательной деятельности: духовно-нравственное , патриотическое воспитание на исторических традициях Оренбургского казачества, общефизическая, огневая и строевая подготовка, песенный фольклор, всестороннее развитие, углубленное изучение предметов по выбору.
Изучение быта казаков, создание образцов одежды
Изучение инструментов , предметов декоративно-прикладного искусства
МЕРОПРИЯТИЯ Военно-спортивный лагерь Поездки , пешие походы и марш-броски Посещение краеведческих музеев Посещение областного цирка Посещение воинских частей Плавание Верховая езда (джигитовка) и т.д.
Учащиеся принимают активное участие во всех мероприятиях
Программа имеет духовно-нравственную основу и направлена на формирование единого, сплоченного детского коллектива
Традиционные наказы казакам По тебе судят о народе твоем! Каждое слово твое – слово народа твоего. Все люди равны, и нет народов больших и малых. Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь ровно добр и открыт всем – «как аукнется, так и откликнется! Не мсти! Будь свободен душой, но страсти держи в оковах. Никогда не воюй со слабеющим, но только с тем, кто сильнее тебя! Сразив врага, будь милостив. Победив его рукою крепкою, победи его милостивым и милосердным сердцем, иначе, чем мы остановим ненависть человеческую. Прощай врагам своим, не трать души своей на ненависть и зависть.
Казак без песни не казак!
Самое существенное качество группы – уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование , новый социальный организм – в группу-коллектив.
Культурные традиции казачества раздвигают границы выбора. В коллективной деятельности школьники сами могут найти ответы на волнующие их вопросы, овладевают способами ведения диалога, дискуссии, умениями рефлексии.
Людмила Борисовна Соколова доктор педагогических наук, профессор г. Оренбург Каждый в коллективе осваивает роль лидера - организатора; подчиненного - исполнителя, сохраняющих стиль, тон и традиции коллектива. Объединенные единством цели и деятельности , они все вступают в определенные отношения ответственной зависимости , руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов коллектива.
Только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные, стимулирующие, воспитывающие функции!
Прогнозируемый результат Критерии оценки Механизм отслеживания результата 1.Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия Активное участие в жизни класса, посещение всех мероприятий, микроклимат в коллективе Ведение дневника классного руководителя 2.Положительное отношение к ЗОЖ Положительный мотив к ЗОЖ Анкетирование, наблюдение, беседа 3. Общее психическое и физическое оздоровление учащихся Реальное улучшение физического здоровья детей, создание оптимистического настроя к жизни Беседа, анкетирование, наблюдения, медосмотр Прогнозируемые результаты:
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме: «Отражение традиций казачества посредством изучения народного творчества (пословиц и поговорок)».
Классный час рекомендован для классов казачьей направленности с целью получения знаний о жизни Кубанского народа посредством изучения устного народного творчества....
Организация мероприятий, связанных с изучением истории, культуры, традиций казачества, в МОУ Кировская СОШ, Алтайского района.
Енисейское казачество сыграло огромную роль в присоединении территории южной Сибири к Российскому государству в 17 – 18 веках. Наш Алтайский район Хакасии свое название получил от села Алтай, чт...
Выступление на августовском пленарном совещании "Военно - патриотическое и духовное воспитание на основе традиций казачества".
Выступление на августовском пленарном совещании на тему "Военно - патриотическое и духовное воспитание на основе традиций казачества"....
06Почитание стариков (традиции казачества)
Исторические сведения о традициях казаков...
Развитие традиций казачества в современной школе
В данном материале описывается, как поставлена работа в гимназии в данном направлении...
Влияние возрождения традиций казачества и их значение в патриотическом воспитании через организацию республиканских мероприятий
Духовно-нравственное воспитание на традициях казачества выступает одним из направлений совершенствования регионального компонента. Традиции казачества позволяют привить учащимся духовно-нравственный и...
Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)
Рабочая программа классного руководителя (класс, основанный на традициях казачества)...