Воспитательная система класса
методическая разработка (5 класс) по теме
Диагностика показывает, что у детей к пятому классу уже сформированы понятия истины, добра и красоты, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном образе жизни. Таким образом, появляется потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая началась еще в начальных классах. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива. Складывается ситуация необходимого построения воспитательной системы класса как благоприятной среды для становления и проявления личности, способной самостоятельно строить свою жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_klassa.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №13»
ГОРОДА НОВОМОСКОВСКА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
КЛАССА
Автор: Белова Наталья Викторовна
классный руководитель 5 «б» класса
г. Новомосковск
2009 г.
- УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Свой педагогический опыт я накапливала в муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия №13». С 2002 года гимназия – базовая площадка кафедры воспитания и социализации личности ИПКиППРО Тульской области по созданию гуманистической воспитательной системы. Мой педагогический опыт формировался в процессе становления и развития гуманистической воспитательной системы гимназии. Интеллектуально-познавательная деятельность является системообразующей и реализует основные функции воспитательной системы:
- интегрирующую;
- регулирующую;
- развивающую;
- защитную и компенсаторно-корректирующую.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются всех сфер жизни подростка, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир. Конечно, этот процесс очень сложный, требующий определенных знаний, умений. И без помощи взрослых подростки часто не в состоянии найти правильное решение, ответы на вопросы, которые их волнуют.
Диагностика показывает, что у детей уже сформированы понятия истины, добра и красоты, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном образе жизни. Таким образом, появляется потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая началась еще в начальных классах. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива.
Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как классному руководителю, решившему выстроить свою воспитательную систему, близка и понятна Концепция системного построения процесса воспитания, авторами которой являются известные ученые В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова. Разработчики этой Концепции полагают, что и в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Однако каждый педагог, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям, что я и попыталась сделать. Именно поэтому воспитательную систему в своем классе я выстраиваю на основе Концепции по формированию созидательного образа жизни.
Конечно, каждый классный руководитель должен понимать, что Концепция не инструкция к обязательному исполнению. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики авторов. И если я вижу смысл в том, чтобы мои воспитанники уже в школьные годы отучались от бездумного существования и эгоизма, точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципами истины, добра и красоты, то именно поэтому и выстраиваю свою систему, опираясь на Концепцию созидательного образа жизни.
Классный руководитель в своей практике имеет дело со следующими субъектами:
- учащимися;
- родителями;
- учителями-предметниками.
Воспитание – целенаправленное восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь. Следовательно, цель построения воспитательной системы – создание благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка.
Основная цель моей деятельности – личность, способная вести созидательный образ жизни, имеющая активную гражданскую позицию, обладающая экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющая определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества.
Основные задачи моей деятельности:
- осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием воспитанника;
- создание оптимальных условий для развития личности;
- изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех;
- организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей воспитанников в общественно-ценностные отношения;
- формирование у воспитанников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- формирование классного коллектива, как воспитывающей сферы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
- организация взаимодействия и сотрудничества воспитательных сил общеобразовательного учреждения и социума;
- вовлечение семьи в жизнедеятельность классного коллектива;
- содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод
- ОПИСАНИЕ ИДЕИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Данная воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума — всех воспитывающих сил, влияющих на становление и развитие личности воспитанника.
Воспитательная система является перспективной и рассчитана на 5 лет.
Сроки и этапы реализации воспитательной системы:
1 этап – 5 класс– этап проектирования системы;
2 этап – 6 класс – этап становления системы;
3 этап -7 класс – этап стабильного функционирования системы;
4 этап -8 класс – этап стабильного функционирования системы;
5 этап -9 класс – этап завершения функционирования системы.
Восхождение ребенка, его движение от одной ступеньки к другой успешно проходит только благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом. Классный руководитель должен всегда помнить о трех основных функциях:
- обустройство жизни ребенка в школе;
- организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;
- организация духовной деятельности по осмыслению жизни.
Личность классного руководителя играет здесь важную роль, ведь в каждом шаге ребенка обязательно должны присутствовать эти три вида деятельности.
Каким правилам должен подчинить свои действия классный руководитель, формируя у своих питомцев созидательный образ жизни?! Эти правила рождаются в той или иной педагогической ситуации и теряют смысл, когда ситуация разрешается.
Более универсальными являются основные принципы построения воспитательной системы.
Основополагающие идеи-принципы:
- принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками, прежде всего, нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры);
- принцип субъектности (необходимо содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге - своей жизни);
- принцип индивидуальности (нужно уметь признавать права ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
Дидактические принципы:
- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
- принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
- принцип высокой мотивированности любого вида деятельности;
- принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
- принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
- принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности (индивидуальными, групповыми, коллективными);
- принцип самоактуализации;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип доверия и поддержки.
Деятельность субъектов воспитательной системы строится на идее интеграции культурно-образовательных ресурсов гимназии и города как решающего обстоятельства для формирования благоприятной среды саморазвития и самовыражения ребенка. Опыт подсказывает, что именно через среду интегрированного курса можно осуществить целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника. В связи с этим появилась необходимость разработки воспитательной системы класса.
Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для классного руководителя – использование ресурсов общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. С этой целью необходимо чтобы на достаточно высоком уровне были налажены:
- информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе;
- координация деятельности учителей-предметников и родителей;
- прогнозирование и мониторинг успеваемости;
- содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования;
- планирование и реализация работы с одаренными и неуспевающими учащимися.
Понятие «воспитание» теоретиками воспитательных систем признается важнейшей составной частью целостного процесса образования. И, несомненно, в любой образовательной технологии отражены процессы воспитания.
95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.
В основе воспитательной системы по формированию созидательного образа жизни лежит идея интеграции подсистем (дидактической и воспитательной), которая позволяет каждому субъекту воспитательного и образовательного процесса найти применение своим методам и технологиям.
Педагогические технологии и методики | Образовательная среда | Воспитательная среда | Средства |
Развивающее обучение | Все предметы учебного плана | олимпиады, экскурсии, познавательные мероприятия | Факультатив по русскому языку «Речь и культура общения» |
Модульная | Все предметы учебного плана | конференции, театральные сценки, устные журналы, творческие вечера | |
Исследовательские методы | Природоведение, история, литература, английский язык | информационные часы «По страницам газет и журналов», «Любимые теле- и радиопередачи» | Кружок «Краеведение» |
Проектные | Русский язык, литература, история, английский язык, технология, природоведение | создание творческих проектов | Совместные дела в детской организации «Солнце» |
Игровые | Все предметы учебного плана | ролевые игры, интеллектуальные игры, часы рефлексии | Кружки и спортивные секции |
Групповые технологии | Все предметы учебного плана | участие в различных патриотических и экологических акциях, в выставках, конкурсах, тематических классных часах | Совместные творческие дела, классные часы |
Информационно- коммуникационные | Русский язык, литература, информатика, природоведение, английский язык | создание электронного портфолио, создание мультимедийных презентаций о жизни и досуге класса | Внеурочные занятия по теме «Основы ИКТ» |
Здоровье- сберегающие | Все предметы учебного плана | физкультминутки, подвижные игры во время перемен, неделя здоровья, спартакиады | Школьные спортивные секции |
Доминирующей целью интеграции внеурочной и урочной деятельности является личностное развитие ребенка. Необходимо стараться, используя различные методы и технологии, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется, прежде всего, готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы. Поэтому главным фактором данной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и позволяет фиксировать, достаточными ли качествами обладает на данном этапе ребенок. Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
- НАПРАВЛЕНИЯ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
Свою деятельность я ориентировала на следующие направления:
«Семья и здоровье»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности; использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости его физического и психологического здоровья, для будущего самоутверждения.
Основные понятия: семья, уклад и традиции семей, родительский дом, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, защищенность ребенка в семье, психическое и физическое здоровье, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества для сохранения здоровья.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- формирование любви, уважения, чувства долга к родителям, близким людям, ответственности и уважения к окружающим людям;
- знакомить воспитанников с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья нации;
- формировать у воспитанников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей, родителей;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей в системе «учитель - воспитанник - родитель».
Основополагающие моменты деятельности:
1.Поощрение родителей, участвующих в жизни класса, гимназии.
2.Сотрудничество с психологической службой гимназии для изучения физического и психического состояния воспитанников и возможной коррекции здоровья воспитанников и для организации консультативно индивидуальной и групповой работы с родителями.
3.Изучение семей воспитанников, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка.
4.Формирование собственного отношения воспитанников к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.
5.Подготовка к семейной жизни.
6.Сотрудничество с медицинским персоналом гимназии и медицинскими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья воспитанников.
Виды деятельности с классным коллективом и родительским коллективом:
1.Тематические классные часы «Откуда начинается мой род», «История создания моей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Спорт в моей жизни», «Спорт в нашей семье», «Спорт и интеллект - понятия совместные?», «Красивый спорт и грубый спорт - как это понимать?», «Вредные привычки. Как от них избавиться?».
2.Праздники семьи, спортивные соревнования.
3.Походы выходного дня, дни здоровья, экскурсии, викторины, брейн-ринги.
4.Встречи со спортсменами, старшеклассниками - победителями спортивных соревнований, родителями и семьями, активно занимающимися спортом, со студентами физкультурного колледжа.
5.Индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями.
«Коллектив и общество»
Цель: формирование культуры учебной и трудовой деятельности, межличностных отношений в коллективе; воспитание национально-интернациональной, правовой, экологической, экономической культуры, патриотизма.
Основные понятия: эмоции и чувства, рефлексия, толерантность, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой, право, закон, права и обязанности, правонарушение, ответственность, долг, честь, личность, правовые нормы.
Задачи:
- формирование у воспитанников культуры общения в системе «учитель-воспитанник», «воспитанник-воспитанник», «взрослый-ребенок»;
знакомить воспитанников с традициями и обычаями общения различных поколений;
- создание условий для проявления воспитанниками класса инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях;
- развитие способности адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям;
- использование активных форм внеклассной деятельности на основе учета возрастных особенностей воспитанников;
- формировать гуманистическое мировоззрение, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
- обучение решению задач правового воспитания, связанных проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.
Основополагающие моменты деятельности:
1.Изучение способностей к общению каждого ребенка в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики.
2.Изучение с воспитанниками исторического опыта организации общения людей в человеческом сообществах, их роли и последствий для последующих поколений.
3.Предоставление воспитанникам возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение.
4.Предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений воспитанников.
5.Стимулирование инициативы и активности воспитанников в жизни класса.
6.Изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения воспитанников к законам и правовым нормам.
7.Построение деятельности для создания ситуации нравственно-правового выбора.
Виды деятельности классного руководителя:
- празднование памятных дат в жизни воспитанников;
- празднование памятных дат календаря;
- тематические классные часы, часы откровенного разговора;
- посещение театров, музеев, выставок;
- литературные балы, конкурсы талантов;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
посещение воинской части;
- тренинги общения воспитанников и их родителей.
«Мир и гармония»
Цель: обучение воспитанников пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Основные понятия: культура, нравственное поведение и нравственное просвещение, духовность, ценностные ориентации личности.
Задачи:
- формировать у воспитанников нравственную культуру миропонимания;
- формировать у воспитанников сознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем.
Основополагающие моменты деятельности:
1.Формирование духовной культуры, приобщение к общечеловеческим ценностям.
2.Развитие у воспитанников желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
3.Художественно-эстетическое воспитание.
Виды деятельности классного руководителя:
- творческие конкурсы, творческие отчеты;
- посещение спектаклей, фильмов, выставок;
- встречи с интересными людьми;
- туристические поездки, экскурсии, походы.
«Я в этом мире человек»
Цель: помочь ребенку в осознании своего Я.
Основные понятия: умственное развитие, культура умственного труда, самореализация личности, жизненное самоопределение, интеллектуальная свобода, духовная свобода, самосознание.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей воспитанника, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения воспитанников в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования;
раскрыть и реализовать внутренние резервы (способности, интересы, таланты, личные качества).
Основополагающие моменты деятельности:
1.Воспитание интереса воспитанников к самим себе, желание самосовершенствования.
2.Развитие волевых качеств воспитанника, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
3.Воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях.
4.Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
5.Сотрудничество с психологической службой гимназии для организации коррекции интеллектуальных умений воспитанников.
6.Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей каждого воспитанника.
Виды деятельности классного руководителя:
- часы откровенного разговора, беседы;
- психологический практикум;
- внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
- научно-исследовательские конференции;
- спецкурсы и факультативы;
- профориентационный мониторинг, аутотренинг.
Классный руководитель
Учителя-предметники
Родители
Дети
Направления воспитательной деятельности
Я в этом мире человек
Мир и гармония
Коллектив и общество
Семья и здоровье
Следует заметить, что в педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. Главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. В целом же показателем эффективности функционирования воспитательной системы обязательно должны быть следующие критерии:
- уровень воспитанности учащихся;
- сформированность классного коллектива, межличностные отношения;
- сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям;
- стремление к успешности.
Прогнозируемые основные результаты работы по данной воспитательной системе:
- повышение уровня воспитанности учащихся;
- достижение определенных успехов в деле сплочения коллектива;
- приобретение навыков уважительного отношения к людям;
- увеличение уровня познавательной активности;
- возрастание уровня самостоятельности: дети сами планируют свои совместные дела, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, серьезно относятся к обязанностям в классе, анализируют свою работу, совместно решают проблемы.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
- педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;
- тестирование;
- анализ учебной деятельности.
- ДИАГНОСТИКА
Школьная психологическая служба оказывает неоценимую помощь классному руководителю в работе с классом. Эта помощь идет по направлениям: психологическое просвещение воспитанников класса и их родителей, психолого-педагогическая диагностика и коррекционная деятельность с классным коллективом и самими воспитанниками. Организуя работу с детским коллективом, классный руководитель получает определенную информацию (в рамках разумного) у школьного психолога, а также школьный психолог помогает классному руководителю исследовать следующие аспекты личности воспитанника:
- мотивацию прихода в гимназию;
- отношение к своей семье;
- уровень IQ;
- интерес воспитанников;
- общие и специальные способности воспитанников;
- нравственные приоритеты личности;
- профессиональные интересы и потребности;
- лидерство и изолированность и т.д.
Классный руководитель должен помнить нравственное правило: любая информация о воспитаннике, используемая не тактично и не профессионально, может привести к печальным последствиям и вызвать глубокую депрессию воспитанника.
В 5 классе:
- Проведено изучение школьной тревожности по методике Филлипса.
Цель: изучение проблем адаптации детей при переходе из начальной школы в среднюю. Выступление на родительском собрании и индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностики.
- Для выявления личностных проблем, связанных с положением в классе, проведен рисуночный тест «Несуществующее животное».
Цель: изучение проблем личностного характера и выявление их причин. Собеседование по результатам тестирования индивидуально с каждым воспитанником.
- Проведение рисуночного теста: «Кинетический рисунок семьи».
Цель: выявление проблем, влияющих на дисциплину и обучаемость, связанных с системой воспитательной деятельности семьи или отсутствием таковой. Индивидуальные беседы с родителями с целью коррекции родительских установок и улучшения микроклимата в семье.
- Определение активности воспитанников (методика доцента Е.Н. Степанова).
- Проведена социометрическая методика с целью выявления межличностных отношений в классе.
Цель: выравнивание положения воспитанников в классе.
Отчетливое осознание достижений, проблем формирующейся системы помогает более обоснованно избрать пути дальнейшего ее развития. Целевые установки, содержание данной системы полностью соответствуют возможностям и условиям школы, поэтому есть все предпосылки для того, чтобы, выстроив систему на одном классе, выстроить до конца образ созидателя.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреева В.В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманитарной воспитательной системе школы // Кл.руководитель.-1997.-№2.-С.15.
- Анахина Т., Крылова Н. Педагогическая поддержка - иная культура воспитания // Народное образование.-1997.-№3.-С. 108.
- Бочкарёв В.И. Правовые основы взаимоотношений учителя, ученика, родителей // Воспитание школьников. 1991. №2,3.
- Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.,1998.
- Воспитание и педагогическая поддержка в образовании / Под ред. Газмана О.С. М: Инноватор, 1996.
- Газман О.С. Свобода ребёнка в образовательном процессе / В сб. Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М: АПН СССР, 1993.
- Гуткина Л.Д. и др.Организация воспитательной работы в школе: Метод рекомендован для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1996.-С.80.
- Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель. -Тула, 1999.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком, как? М., 1997.
- Декларация прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка // Народное
образование. 1993. - №5. - С. 22-40.
- Демакова И.Д. Должность или призвание. М., 1991. 12.Демакова И.Д. С верою в ученика. М., 1989.
- Журавлева О.А. Определение основных направлений воспитательной работы в школе // Кл.руководитель.-1997.-№2.-С.60.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.,1989.
- Капустин Н.П. Технология и методика рефлексивного воспитания //
Кл.руководитель.-1997.-№2.-С.5.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М, 1992.
- Караковский В.А, Новикова Л.И, Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...Воспитание! Теория и практика воспитательных систем. М., 1996.
- Спутник классного руководителя. М.Центр «Педагогический поиск», 2003г.
- Караковский В.А. А как быть с воспитанием? // Открытая школа.-1997.-№1.-С.З.
- Кривоторова С.А. О создании единого воспитательного пространства района // Проблемы школьного воспитания.-1996.-№3.-С15. 20.Ливак М. Алгоритм удачи :(Психол. Основы воспитания) // Воспитание школьников.-1996.-№2,4.
- Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода // Педагогика.-1994.-№2.-С.35-40.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика.-1997.-№3.-С.52-56.
- Лутошкин А.И. Как вести за собой. М., 1986.
- Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для
воспитателей, классных руководителей. М., 1994. 27.Маленкова Л.И. Право и подросток. М., 1996.
- Метелягин А. Воспитание (школьников) на традициях русской культуры // Воспитание школьников.-1996.-№5.-С. 11.
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.
- Мудрик А.В. Общее в процессе воспитания.-М. Лед. общество России,2001.
- Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем: В 2т. М., 1991.
- Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 1988.
- Новикова Л.И., Кулешова И.В. Воспитательное пространство: опыт и
размышления // Проблемы школьного воспитания.-1996.-№3.-С.5.
33.Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М., 1996
34. Результативность и эффективность воспитания: от администрирования к управлению: Сб. ст. Российской науч.-практ. конф. (Тула, 18-20 марта 2009 года): В 2 ч./Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО; Под ред. Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой, Д.В.Григорьева.-Ч.1.-М.:Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО; Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2009.-229 с.
35.Сергеева В.П. Классный руководитель: Планирование и организация работы от А до Я.-М.: Пед. общество России.-2001.
З6. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе/ Под ред. Н.Л.Селивановой, В.М.Лизинского.-М.: АПК и ПРО, 2003.-83 с..
37.Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М.: Педагогика, 1986.-С.112.
38.Щуркова Н.Е. Диалогичность воспитания // Воспитание школьников.- 1996.-№3.-С8.
39.Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М, 1997.
40.Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
41.Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. М., 1997.
План воспитательной деятельности в 5 «Б» классе
Направления работы | Сентябрь | Октябрь | ||
1-2 неделя | 3-4 неделя | 1-2 неделя | 3-4 неделя | |
Семья и здоровье | Месячник безопасности дорожного движения. | Родительское собрание: «Трудности адаптации ребёнка к обучению в пятом классе». | Спортивные соревнования (среди 5 классов). | |
Коллектив и общество | Праздник «День знаний». День памяти Зои Космодемьянской. | Дежурство по гимназии. Рейд «Гимназист». Поездка в цирк. | День учителя. | Конкурс «Презентация творческих возможностей классного коллектива». Генеральная уборка закреплённого кабинета. |
Мир и гармония | Классный час: «Наш класс».
| Конкурс чтецов. | Оформление стенгазеты «Читая Толстого». | Классный час: «Мир твоих увлечений». |
Я в этом мире человек | Адаптация к среднему звену: - методика Филипса; - анкета для родителей. | Классный час: «Законы жизни». | Рисуночный тест «Несуществующее животное» | |
Особые отметки |
Направления работы | Ноябрь | Декабрь | ||
1-2 неделя | 3-4 неделя | 1-2 неделя | 3-4 неделя | |
Семья и здоровье | Родительское собрание: «Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочное время». | Веселые старты. | ||
Коллектив и общество | Конкурс «Весёлые истории». | Дежурство по гимназии. Рейд «Гимназист». | Новогодние праздничные мероприятия: -выпуск новогодних открыток; -новогодний утренник; -оформление класса. Генеральная уборка закреплённого класса. | |
Мир и гармония | Литературный Новомосковск. | Классный час: «Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!» | ||
Я в этом мире человек | Рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» | Мастерская общения «Расскажи мне обо мне». | ||
Особые отметки |
Направления работы | Январь | Февраль | ||
1-2 неделя | 3-4 неделя | 1-2 неделя | 3-4 неделя | |
Семья и здоровье | Спортивные соревнования на лыжах. | Родительское собрание: «Роль общения в жизни школьника». | ||
Коллектив и общество | Социальная акция «Новогоднее чудо» для детей сирот. | Рейд «Гимназист». | Месячник оборонно-массовой работы 23 февраля: - смотр-конкурс строевой песни.
Школьный праздник «Масленица». | |
Мир и гармония | Классный час: «Мы составляем наш автопортрет» | Поездка на Куликово поле. | Классный час: «Этикет и мы!» | |
Я в этом мире человек | Ситуационный классный часы: «Отношение к школе и её имуществу». | |||
Особые отметки | ||||
Направления работы | Март | Апрель | ||
1-2 неделя | 3-4 неделя | 1-2 неделя | 3-4 неделя | |
Семья и здоровье | Акция, направленная на пропаганду здорового образа жизни: - конкурс рисунков «Молодое поколение выбирает…»; | - конкурс «Самый здоровый класс»; - спортивные мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух». | Месячник безопасности дорожного движения.
| |
Коллектив и общество | Праздничный концерт, посвящённый 8 марта. | Генеральная уборка закреплённого класса. Рыцарский турнир. Рейд «Гимназист». | КВН юных информатиков. Классный час: «Итоги триместра, учебные результаты». | Праздничные мероприятия, посвящённые Дню рождения гимназии: - конкурс «Лучший ученик года»; - предметно-интеллектуальный марафон. |
Мир и гармония | Конкурс творческих работ «Мой Пушкин» | Неделя театра (просмотр спектакля) | ||
Я в этом мире человек | Мастерская общения «Приручить своих драконов». | Определение активности воспитанников по методике доцента Е.Н.Степанова. | ||
Особые отметки | ||||
Направления работы | Май | Июнь | ||
1-2 неделя | 3-4 неделя | 1-2 неделя | 3-4 неделя | |
Семья и здоровье | Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослей». | Общешкольный день здоровья. | Школьный лагерь | Школьный лагерь |
Коллектив и общество | Участие в мероприятиях посвящённых 9 мая. Рейд «Гимназист». | Классный час: «Наши отношения в классе». Генеральная уборка закреплённого класса. | ||
Мир и гармония | ||||
Я в этом мире человек | Классный час: «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» | |||
Особые отметки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...
Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)
Программа воспитания охватывает два года школьной жизни (10 и 11 классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...