Воспитательная система класса
методическая разработка (5 класс) по теме

Белова Наталья Викторовна

Диагностика показывает, что у детей к пятому классу уже сформированы понятия истины, добра и красоты, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном образе жизни. Таким образом,  появляется  потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая началась еще в начальных классах. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива. Складывается ситуация необходимого построения воспитательной системы класса как благоприятной среды для становления и проявления личности, способной самостоятельно строить свою жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_klassa.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №13»

ГОРОДА НОВОМОСКОВСКА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
КЛАССА

Автор: Белова Наталья Викторовна

классный руководитель 5 «б» класса

г. Новомосковск

2009 г.

  1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

        Свой педагогический опыт я накапливала в муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия №13». С 2002 года гимназия – базовая площадка кафедры воспитания и социализации личности ИПКиППРО Тульской области по созданию гуманистической воспитательной системы. Мой педагогический опыт формировался в процессе становления и развития гуманистической воспитательной системы гимназии. Интеллектуально-познавательная деятельность является системообразующей и реализует основные функции воспитательной системы:

- интегрирующую;

- регулирующую;

- развивающую;

- защитную и компенсаторно-корректирующую.

  1. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются всех сфер жизни подростка, уровня развития познавательных  процессов, интеллекта и способностей. Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир. Конечно, этот процесс очень сложный, требующий определенных знаний, умений. И  без помощи взрослых подростки часто не в состоянии найти правильное решение, ответы на вопросы, которые их волнуют.

Диагностика показывает, что у детей уже сформированы понятия истины, добра и красоты, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном образе жизни. Таким образом,  появляется  потребность в систематизации воспитательных аспектов, направленных именно на продолжение той работы, которая началась еще в начальных классах. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива.

Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как  классному руководителю, решившему выстроить свою воспитательную систему, близка и понятна Концепция системного построения процесса воспитания, авторами которой являются известные ученые В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова. Разработчики этой Концепции полагают, что и  в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Однако каждый педагог, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям, что я и попыталась сделать. Именно поэтому воспитательную систему в своем классе я выстраиваю на основе Концепции по формированию созидательного образа жизни.

Конечно, каждый классный руководитель должен понимать, что Концепция не инструкция к обязательному исполнению. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики авторов. И если я вижу смысл в том, чтобы мои воспитанники уже в школьные годы отучались от бездумного существования и эгоизма, точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципами истины, добра и красоты, то именно поэтому  и выстраиваю свою систему, опираясь на Концепцию созидательного образа жизни.

  1. СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Классный руководитель в своей практике имеет дело со следующими субъектами:

  1. учащимися;
  2. родителями;
  3. учителями-предметниками.

  1. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Воспитание – целенаправленное восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь. Следовательно, цель построения воспитательной  системы – создание благоприятной среды для саморазвития и  самовыражения ребенка.

Основная цель моей деятельности – личность, способная вести созидательный образ жизни, имеющая активную гражданскую позицию, обладающая экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющая определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества.

Основные задачи моей деятельности:

- осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием воспитанника;

- создание оптимальных условий для развития личности;

- изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех;

- организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей воспитанников в общественно-ценностные отношения;

- формирование у воспитанников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- формирование классного коллектива, как воспитывающей сферы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;

- организация взаимодействия и сотрудничества воспитательных сил общеобразовательного учреждения и социума;

- вовлечение семьи в жизнедеятельность классного коллектива;

- содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод

  1. ОПИСАНИЕ ИДЕИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Данная воспитательная система призвана стать своеобразным посредником между подростком и миром, помощником в организации жизнедеятельности, в осмыслении своего я, создателем благоприятной развивающей среды в классе, координатором усилий педагогов, семьи, социума — всех воспитывающих сил, влияющих на  становление и развитие личности воспитанника.

Воспитательная система является перспективной и рассчитана на 5 лет.

Сроки и этапы реализации воспитательной системы:

1 этап – 5 класс– этап проектирования системы;

2 этап – 6 класс – этап  становления системы;

3 этап -7 класс – этап стабильного функционирования системы;

4 этап -8 класс – этап стабильного функционирования системы;

5 этап -9 класс – этап завершения функционирования системы.

Восхождение ребенка, его движение от одной ступеньки к другой успешно проходит только благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом. Классный руководитель должен всегда помнить о трех основных функциях:

  1. обустройство жизни ребенка в школе;
  2. организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;
  3. организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Личность классного руководителя играет здесь важную роль, ведь в каждом шаге ребенка обязательно должны присутствовать эти три вида деятельности.

Каким правилам должен подчинить свои действия классный руководитель, формируя у своих питомцев созидательный образ жизни?! Эти правила рождаются в той или иной педагогической ситуации и теряют смысл, когда ситуация разрешается.

Более универсальными являются основные принципы построения воспитательной системы.

Основополагающие идеи-принципы:

  1. принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками, прежде всего, нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры);
  2. принцип субъектности (необходимо содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге - своей жизни);
  3. принцип индивидуальности (нужно уметь признавать права ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

Дидактические принципы:

  1. принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
  2. принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
  3. принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
  4. принцип высокой мотивированности  любого вида деятельности;
  5. принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
  6. принцип нравственного обогащения  используемых в качестве средства видов деятельности;
  7. принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности (индивидуальными, групповыми, коллективными);
  8. принцип самоактуализации;
  9. принцип выбора;
  10. принцип творчества и успеха;
  11. принцип доверия и поддержки.

Деятельность субъектов воспитательной системы строится на идее интеграции культурно-образовательных ресурсов гимназии и города как решающего обстоятельства для формирования благоприятной среды саморазвития и самовыражения ребенка. Опыт подсказывает, что именно через среду интегрированного курса можно осуществить целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника. В связи с этим появилась необходимость разработки воспитательной системы класса.

  1. ОПИСАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМ

Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для классного руководителя – использование ресурсов общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. С этой целью необходимо чтобы на достаточно высоком уровне были налажены:

  1. информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе;
  2. координация деятельности учителей-предметников и родителей;
  3. прогнозирование и мониторинг успеваемости;
  4. содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования;
  5. планирование и реализация работы с одаренными и неуспевающими учащимися.

Понятие «воспитание» теоретиками воспитательных систем признается важнейшей составной частью целостного процесса образования. И, несомненно, в любой образовательной технологии отражены процессы воспитания.

95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.

В основе воспитательной системы по формированию созидательного образа жизни лежит идея интеграции подсистем (дидактической и воспитательной), которая позволяет каждому субъекту воспитательного и образовательного процесса найти  применение своим методам и технологиям.

Педагогические технологии и методики

Образовательная среда

Воспитательная среда

Средства

Развивающее обучение

Все  предметы  учебного  плана

олимпиады, экскурсии, познавательные мероприятия

Факультатив  по русскому языку «Речь и культура общения»

Модульная
методика

Все  предметы  учебного  плана

конференции, театральные сценки, устные журналы, творческие вечера

Исследовательские методы

Природоведение,  история,  литература, английский  язык

информационные часы «По страницам газет и журналов», «Любимые теле- и радиопередачи»

Кружок «Краеведение»

Проектные
методы

Русский  язык, литература, история,  английский  язык,   технология, природоведение

 создание творческих проектов

Совместные дела в детской организации «Солнце»

Игровые
технологии

Все предметы учебного плана

ролевые игры, интеллектуальные игры, часы рефлексии

Кружки и спортивные секции

Групповые технологии

Все предметы учебного плана

участие в различных патриотических и экологических акциях, в выставках, конкурсах, тематических классных часах

Совместные творческие дела, классные часы

Информационно-

коммуникационные

Русский язык, литература,

информатика, природоведение, английский язык  

создание электронного портфолио, создание мультимедийных презентаций о жизни и досуге класса

Внеурочные занятия по теме «Основы ИКТ»

Здоровье-

сберегающие
технологии

Все  предметы  учебного  плана

физкультминутки,

подвижные игры во время перемен, неделя здоровья, спартакиады

Школьные спортивные секции

Доминирующей целью интеграции внеурочной и урочной деятельности является личностное развитие ребенка. Необходимо стараться, используя различные методы и технологии, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется, прежде всего, готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы. Поэтому главным фактором данной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный  и творческий характер и позволяет фиксировать, достаточными ли  качествами обладает на данном этапе ребенок. Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

  1. НАПРАВЛЕНИЯ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.

Свою деятельность я ориентировала на следующие направления:

«Семья и здоровье»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности; использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости его физического и психологического здоровья, для будущего самоутверждения.

Основные понятия: семья, уклад и традиции семей, родительский дом, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, защищенность ребенка в семье, психическое и физическое здоровье, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества для сохранения здоровья.

Задачи:

- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

- формирование любви, уважения, чувства долга к родителям, близким людям, ответственности и уважения к окружающим людям;

- знакомить воспитанников с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья нации;

- формировать у воспитанников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей, родителей;

- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей в системе «учитель - воспитанник - родитель».

Основополагающие моменты деятельности:

1.Поощрение родителей, участвующих в жизни класса, гимназии.

2.Сотрудничество с психологической службой гимназии для изучения физического и психического состояния воспитанников и возможной коррекции здоровья воспитанников и для организации консультативно индивидуальной и групповой работы с родителями.

3.Изучение семей воспитанников, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка.

4.Формирование собственного отношения воспитанников к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.

5.Подготовка к семейной жизни.

6.Сотрудничество с медицинским персоналом гимназии и медицинскими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья воспитанников.

Виды деятельности с классным коллективом и родительским коллективом:

1.Тематические классные часы «Откуда начинается мой род», «История создания моей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Спорт в моей жизни», «Спорт в нашей семье», «Спорт и интеллект - понятия совместные?», «Красивый спорт и грубый спорт - как это понимать?», «Вредные привычки. Как от них избавиться?».

2.Праздники семьи, спортивные соревнования.

3.Походы выходного дня, дни здоровья, экскурсии, викторины, брейн-ринги.

4.Встречи со спортсменами, старшеклассниками - победителями спортивных соревнований, родителями и семьями, активно занимающимися спортом, со студентами физкультурного колледжа.

5.Индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями.

«Коллектив и общество»

Цель: формирование культуры учебной и трудовой деятельности, межличностных отношений в коллективе; воспитание национально-интернациональной, правовой, экологической, экономической культуры, патриотизма.

Основные понятия: эмоции и чувства, рефлексия, толерантность, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой, право, закон, права и обязанности, правонарушение, ответственность, долг, честь, личность, правовые нормы.

Задачи:

- формирование у воспитанников культуры общения в системе «учитель-воспитанник», «воспитанник-воспитанник», «взрослый-ребенок»;

знакомить воспитанников с традициями и обычаями общения различных поколений;

- создание условий для проявления воспитанниками класса инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях;

- развитие способности адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям;

- использование активных форм внеклассной деятельности на основе учета возрастных особенностей воспитанников;

- формировать гуманистическое мировоззрение, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;

- обучение решению задач правового воспитания, связанных проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.

Основополагающие моменты деятельности:

1.Изучение способностей к общению каждого ребенка в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики.

2.Изучение с воспитанниками исторического опыта организации общения людей в человеческом сообществах, их роли и последствий для последующих поколений.

3.Предоставление воспитанникам возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение.

4.Предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений воспитанников.

5.Стимулирование инициативы и активности воспитанников в жизни класса.

6.Изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения воспитанников к законам и правовым нормам.

7.Построение деятельности для создания ситуации нравственно-правового выбора.

Виды деятельности классного руководителя:

- празднование памятных дат в жизни воспитанников;

- празднование памятных дат календаря;

- тематические классные часы, часы откровенного разговора;

- посещение театров, музеев, выставок;

- литературные балы, конкурсы талантов;

- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

посещение воинской части;

- тренинги общения воспитанников и их родителей.

«Мир и гармония»

Цель: обучение воспитанников пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Основные понятия: культура, нравственное поведение и нравственное просвещение, духовность, ценностные ориентации личности.

Задачи:

- формировать у воспитанников нравственную культуру миропонимания;

- формировать у воспитанников сознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем.

Основополагающие моменты деятельности:

1.Формирование духовной культуры, приобщение к общечеловеческим ценностям.

2.Развитие у воспитанников желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

3.Художественно-эстетическое воспитание.

Виды деятельности классного руководителя:

- творческие конкурсы, творческие отчеты;

- посещение спектаклей, фильмов, выставок;

- встречи с интересными людьми;

- туристические поездки, экскурсии, походы.

«Я в этом мире человек»

Цель: помочь ребенку в осознании своего Я.

Основные понятия: умственное развитие, культура умственного труда, самореализация личности, жизненное самоопределение, интеллектуальная свобода, духовная свобода, самосознание.

Задачи:

- определить круг реальных учебных возможностей воспитанника, его ближайшую зону развития;

- создать условия для продвижения воспитанников в интеллектуальном развитии;

- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования;

раскрыть и реализовать внутренние резервы (способности, интересы, таланты, личные качества).

Основополагающие моменты деятельности:

1.Воспитание интереса воспитанников к самим себе, желание самосовершенствования.

2.Развитие волевых качеств воспитанника, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

3.Воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях.

4.Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

5.Сотрудничество с психологической службой гимназии для организации коррекции интеллектуальных умений воспитанников.

6.Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей каждого воспитанника.

Виды деятельности классного руководителя:

- часы откровенного разговора, беседы;

- психологический практикум;

- внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;

- научно-исследовательские конференции;

- спецкурсы и факультативы;

- профориентационный мониторинг, аутотренинг.

  1. УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

Классный руководитель

Учителя-предметники

Родители

Дети

Направления воспитательной деятельности

Я в этом мире человек

Мир и гармония

Коллектив и общество

Семья и здоровье

        

  1.  ДОСТИЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Следует заметить, что в педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. Главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. В целом же показателем эффективности функционирования воспитательной системы обязательно должны быть  следующие критерии:

  1. уровень воспитанности учащихся;
  2. сформированность классного коллектива, межличностные отношения;
  3. сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям;
  4. стремление к успешности.

Прогнозируемые основные результаты  работы по данной   воспитательной системе:

  1. повышение уровня воспитанности учащихся;
  2. достижение определенных успехов в деле сплочения коллектива;
  3. приобретение навыков уважительного отношения к людям;
  4. увеличение уровня познавательной активности;
  5. возрастание уровня самостоятельности: дети сами планируют свои совместные дела, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, серьезно относятся к  обязанностям в классе, анализируют свою работу, совместно решают проблемы.

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:

  1. педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;
  2.  тестирование;
  3. анализ учебной деятельности.

  1. ДИАГНОСТИКА

Школьная психологическая служба оказывает неоценимую помощь классному руководителю в работе с классом. Эта помощь идет по направлениям: психологическое просвещение воспитанников класса и их родителей, психолого-педагогическая диагностика и коррекционная деятельность с классным коллективом и самими воспитанниками. Организуя работу с детским коллективом, классный руководитель получает определенную информацию (в рамках разумного) у школьного психолога, а также школьный психолог помогает классному руководителю исследовать следующие аспекты личности воспитанника:

- мотивацию прихода в гимназию;

- отношение к своей семье;

- уровень IQ;

- интерес воспитанников;

- общие и специальные способности воспитанников;

- нравственные приоритеты личности;

- профессиональные интересы и потребности;

- лидерство и изолированность и т.д.

Классный руководитель должен помнить нравственное правило: любая информация о воспитаннике, используемая не тактично и не профессионально, может привести к печальным последствиям и вызвать глубокую депрессию воспитанника.

В 5 классе:

  1. Проведено изучение школьной тревожности по методике Филлипса.

Цель: изучение проблем адаптации детей при переходе из начальной школы в среднюю. Выступление на родительском собрании и индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностики.

  1. Для выявления личностных проблем, связанных с положением в  классе, проведен рисуночный тест «Несуществующее животное».

Цель: изучение проблем личностного характера и выявление их причин. Собеседование   по   результатам   тестирования   индивидуально   с   каждым воспитанником.

  1. Проведение рисуночного теста: «Кинетический рисунок семьи».

Цель: выявление проблем, влияющих на дисциплину и обучаемость, связанных с системой воспитательной деятельности семьи или отсутствием таковой. Индивидуальные беседы с родителями  с  целью  коррекции  родительских установок и улучшения микроклимата в семье.

  1. Определение активности воспитанников (методика доцента Е.Н. Степанова).
  2. Проведена социометрическая методика с целью выявления межличностных отношений в классе.

Цель: выравнивание положения воспитанников в классе.

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Отчетливое  осознание достижений, проблем формирующейся системы помогает более обоснованно избрать пути дальнейшего ее развития. Целевые установки, содержание данной системы полностью соответствуют возможностям и условиям школы, поэтому есть все предпосылки для того, чтобы, выстроив  систему на одном классе, выстроить до конца образ созидателя.

  1.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева В.В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманитарной воспитательной системе школы // Кл.руководитель.-1997.-№2.-С.15.
  2. Анахина Т., Крылова Н. Педагогическая поддержка - иная культура воспитания // Народное образование.-1997.-№3.-С. 108.
  3. Бочкарёв В.И. Правовые основы взаимоотношений учителя, ученика, родителей // Воспитание школьников. 1991. №2,3.
  4. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.,1998.
  5. Воспитание и педагогическая поддержка в образовании / Под ред. Газмана О.С. М: Инноватор, 1996.
  6. Газман О.С. Свобода ребёнка в образовательном процессе / В сб. Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М: АПН СССР, 1993.
  7. Гуткина Л.Д. и др.Организация воспитательной работы в школе: Метод рекомендован для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1996.-С.80.
  8. Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель. -Тула, 1999.
  9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком, как? М., 1997.
  10. Декларация прав ребёнка. Конвенция     о правах ребёнка // Народное

         образование. 1993. - №5. - С. 22-40.

  1. Демакова И.Д. Должность или призвание. М., 1991. 12.Демакова И.Д. С верою в ученика. М., 1989.
  2. Журавлева О.А. Определение основных направлений воспитательной работы в школе // Кл.руководитель.-1997.-№2.-С.60.
  3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.,1989.
  4. Капустин Н.П. Технология и методика рефлексивного воспитания //

          Кл.руководитель.-1997.-№2.-С.5.

  1. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М, 1992.
  2. Караковский В.А, Новикова Л.И, Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...Воспитание! Теория и практика воспитательных систем. М., 1996.
  3. Спутник классного руководителя. М.Центр «Педагогический поиск», 2003г.
  4. Караковский В.А. А как быть с воспитанием? // Открытая школа.-1997.-№1.-С.З.
  5. Кривоторова С.А. О создании единого воспитательного пространства района // Проблемы школьного воспитания.-1996.-№3.-С15. 20.Ливак М. Алгоритм удачи :(Психол. Основы воспитания) // Воспитание школьников.-1996.-№2,4.
  6. Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода // Педагогика.-1994.-№2.-С.35-40.
  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  8. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика.-1997.-№3.-С.52-56.
  9. Лутошкин А.И. Как вести за собой. М., 1986.
  10. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990.
  11. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
  12. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для

воспитателей, классных руководителей. М., 1994. 27.Маленкова Л.И. Право и подросток. М., 1996.

  1. Метелягин А. Воспитание (школьников) на традициях русской культуры // Воспитание школьников.-1996.-№5.-С. 11.
  2. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.
  3. Мудрик А.В. Общее в процессе воспитания.-М. Лед. общество России,2001.
  4. Новикова Л.И. Теория и практика воспитательных систем: В 2т. М., 1991.
  5. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 1988.
  6. Новикова Л.И., Кулешова И.В.  Воспитательное  пространство:  опыт и

размышления // Проблемы школьного воспитания.-1996.-№3.-С.5.

33.Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М., 1996

34. Результативность и эффективность воспитания: от администрирования к управлению: Сб. ст. Российской науч.-практ. конф. (Тула, 18-20 марта 2009 года): В 2 ч./Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО; Под ред. Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой, Д.В.Григорьева.-Ч.1.-М.:Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО; Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2009.-229 с.

35.Сергеева В.П. Классный руководитель: Планирование и организация работы от А до Я.-М.: Пед. общество России.-2001.

З6. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе/ Под ред. Н.Л.Селивановой, В.М.Лизинского.-М.: АПК и ПРО, 2003.-83 с..

37.Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М.: Педагогика,     1986.-С.112.

38.Щуркова Н.Е. Диалогичность воспитания // Воспитание школьников.- 1996.-№3.-С8.

     39.Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М, 1997.

     40.Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М.,     1994.

      41.Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. М., 1997.



План воспитательной деятельности в 5 «Б» классе

Направления работы

Сентябрь

Октябрь

1-2 неделя

3-4 неделя

1-2 неделя

3-4 неделя

Семья и здоровье

Месячник безопасности дорожного движения.

 Родительское собрание: «Трудности адаптации ребёнка к обучению в пятом классе».

 Спортивные соревнования (среди 5 классов).

Коллектив и общество

Праздник  «День знаний».

День памяти Зои Космодемьянской.

Дежурство по гимназии.

Рейд «Гимназист».

Поездка в цирк.

День учителя.

Конкурс «Презентация творческих возможностей классного коллектива».

Генеральная уборка закреплённого кабинета.

Мир и гармония

Классный час: «Наш класс».

 

Конкурс чтецов.

Оформление стенгазеты «Читая Толстого».

Классный час: «Мир твоих увлечений».

Я в этом мире человек

Адаптация к среднему звену:

- методика Филипса;

- анкета для родителей.

Классный час: «Законы жизни».

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Особые отметки

Направления работы

Ноябрь

Декабрь

1-2 неделя

3-4 неделя

1-2 неделя

3-4 неделя

Семья и здоровье

Родительское собрание: «Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочное время».

Веселые старты.

Коллектив и общество

Конкурс «Весёлые истории».

  Дежурство по гимназии.

Рейд «Гимназист».

Новогодние праздничные мероприятия:

-выпуск новогодних открыток;

-новогодний утренник;

 -оформление класса. Генеральная уборка закреплённого класса.

Мир и гармония

Литературный Новомосковск.

Классный час: «Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!»

Я в этом мире человек

Рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи»

Мастерская общения «Расскажи мне обо мне».

Особые отметки

Направления работы

Январь  

Февраль  

1-2 неделя

3-4 неделя

1-2 неделя

3-4 неделя

Семья и здоровье

Спортивные соревнования на лыжах.

Родительское собрание: «Роль общения в жизни школьника».

Коллектив и общество

Социальная акция «Новогоднее чудо» для детей сирот.

Рейд «Гимназист».

Месячник оборонно-массовой работы 23 февраля:

- смотр-конкурс строевой песни.

 

Школьный праздник «Масленица».

Мир и гармония

Классный час: «Мы составляем наш автопортрет»

Поездка на Куликово поле.

Классный час: «Этикет и мы!»

Я в этом мире человек

Ситуационный классный часы: «Отношение к школе и её имуществу».

Особые отметки

Направления работы

Март

Апрель

1-2 неделя

3-4 неделя

1-2 неделя

3-4 неделя

Семья и здоровье

Акция, направленная на пропаганду здорового образа жизни:

- конкурс рисунков «Молодое поколение выбирает…»;

- конкурс «Самый здоровый класс»;

- спортивные мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух».

Месячник безопасности дорожного движения.

   

Коллектив и общество

 Праздничный концерт, посвящённый 8 марта.

 Генеральная уборка закреплённого класса.

Рыцарский турнир.

Рейд «Гимназист».

КВН юных информатиков.

Классный час: «Итоги триместра, учебные результаты».

Праздничные мероприятия, посвящённые Дню рождения гимназии:

- конкурс «Лучший ученик года»;

- предметно-интеллектуальный марафон.

Мир и гармония

Конкурс творческих работ «Мой Пушкин»

Неделя театра (просмотр спектакля)

Я в этом мире человек

Мастерская общения «Приручить своих драконов».

Определение активности воспитанников по методике доцента Е.Н.Степанова.

Особые отметки

Направления работы

Май

Июнь

1-2 неделя

3-4 неделя

1-2 неделя

3-4 неделя

Семья и здоровье

Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослей».

Общешкольный день здоровья.

Школьный лагерь

Школьный лагерь

Коллектив и общество

 Участие в мероприятиях посвящённых  9 мая.

Рейд «Гимназист».

 Классный час: «Наши отношения в классе».

Генеральная уборка закреплённого класса.

Мир и гармония

Я в этом мире человек

Классный час:  «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?»

Особые отметки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов

Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее  время, когда практические не существует...

Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)

Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления  воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...

Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)

Программа воспитания охватывает два года  школьной жизни (10 и 11  классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...