Классный час на тему: "Добро и зло".
классный час (11 класс) по теме

Комарова Мария Дмитриевна

Классный час для взрослых обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_dobro_i_zlo.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час. Тема: «Добро и зло»

Цели и задачи:

  1. попытаться исследовать природу добра и зла вообще и в человеке в частности;
  2. рассмотреть мотивы поведения относительно добра и зла.      

Участники: обучающиеся вечерней школы

Чтение стихотворения учащейся:

Ю. НОВИКОВ

Споры о добре и зле

                        Как часто мы спорим, не зная значения слов.

А суть их поймёшь — и ответ очевидный готов.

 Вот так же с вопросом важнейшим о зле и добре.

Все спорят, а смысл исчезает, как в чёрной дыре.

 Но этот вопрос нам нельзя отложить на потом.

Иначе неясно, зачем на Земле мы живём.

 Источник добра — совершенный и вечный Творец,

А зла — Разрушитель, кого ждёт бесславный конец.

 Добро — гармоничный, живой, многокрасочный мир.

А зло — разрушенье, болезнь, паразит и вампир.

 И ясно, что злу равноправным с добром не бывать.

И сущность свою злу приходится вечно скрывать.

 Избытка добра не бывает нигде, никогда.

И лучше для всех, чтобы сгинуло зло навсегда.

 И зло «нужно» миру, как людям — несчастья, беда,

Болезни, пороки, преступность, война и вражда.

 И цель нашей жизни — гармонию мира крепить,

От зла отказаться, не дать ему мир погубить.

 Но снова твердят о медали и двух сторонах,

О двух порождающих жизнь силовых полюсах…

 Возможно, хотят утвердить своё право на зло,

Мечтают, чтоб зло им хоть в чём-нибудь, да помогло.

 Но жизнь дал Творец, отвечать нам придётся пред ним.

А мы здесь всё спорим и правды признать не хотим…

1.Предварительная беседа.

Попытайтесь определить концепцию добра и зла.

 Может быть добро без зла?

Да, добро и зло не зависят друг от друга.

  1. следует ли быть вначале избитым до полусмерти одним человеком, чтобы потом оценить тепло и доброту другого человека?
  2. если вы живете в роскоши, то будет ли вам лучше при мысли, что многие в вашем городе не могут нормально обеспечить семью и прокормить своих детей?
  3. считаете ли вы необходимым вначале съесть кусок мыла для того, чтобы потом почувствовать настоящий вкус мороженого?

Обсуждение поставленных вопросов.

Вывод: Зло и конфликты не повышают значение добра и гармонии. Природа добра и зла противоположна. Добро всегда старается победить зло, и наоборот.

2.Что произошло бы если эти проблемы исчезли? Прекратил бы мир свое существование?

Верно ли, что борьба противоположностей обеспечивает прогресс общества и страны?

Предлагаются обучающимся  ситуации для обсуждения.

  1. Проблема: в некоторых районах города происходит большое количество убийств.
  2. Проблема: голод в мире

Что вы знаете о геноциде, ГУЛАГе, этнических чистках?

Вывод: в каждом из этих случаев общество считало, что  все эти проблемы существуют вне его.

3. А что, если бы люди заглянули вглубь себя и поняли природу добра и зла?

В каждом человеке заложен потенциал добра и зла.

 Подумайте о человеке, которого вы считаете хорошим. Как правило, мы считаем хорошим того, кто живет ради других людей. Такой человек иногда жертвует своими устремлениями, чтобы помочь другим. Зачастую такие люди причисляются к героям или, по меньшей мере, пользуются всеобщим уважением.

Мотивировка – важный фактор при определении доброго или злого поступка.

Почему важна мотивировка поступка?

Рассмотрите ситуацию. Есть два человека. У каждого – десять хороших друзей.

  1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду и т.д. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.
  2. Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему.  Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.

С кем из этих людей вы хотели бы дружить и почему?

Причины наших поступков (ситуации для обсуждения).

  1. Тимур сильно отставал по математике. За партой впереди него сидела Таня – круглая отличница по всем предметам. Внешне она была не слишком привлекательной, и у нее совсем не было друзей. В конце года Тимур запаниковал. Он всеми силами старался найти выход, чтобы сдать математику. Через некоторое время он стал оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения цветы и поздравительную открытку. Он стал часто подходить к ней на переменах,  стараясь ее развлечь, рассказывал смешные истории. Никто никогда не уделял тане такого внимания, поэтому теперь ей казалось, что она Тимуру по-настоящему нравится. На выпускных экзаменах Тимур полностью переписал ее работу и получил «5».
  2. Лада была старшеклассницей. У неё было много друзей, и ей нравилось быть в центре внимания. По вечерам она часто помогала другим. В душе она ненавидела это занятие, но знала, что это единственный способ избежать участи сиделки при младшем брате каждый день после школы. Её маме действительно нужна была помощь, но отец настаивал, чтобы Лада помогала другим. Все были рады её помощи, но очень часто Лада чувствовала, что поступает неправильно.

    Обсуждение

4.Учащимся предлагается тест «Добрый ли я?»

Все люди очень разные…. Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься. А к какой категории относитесь вы сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим?

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать «Да» или «НЕТ»

Вопросы:

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить их все на подарки своим друзьям?
  2. Друг рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что это вас мало интересует?
  3. Если ваш партнер слабо играет в какую-либо игру, будете ли вы иногда поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
  4. Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы поднять настроение?
  5. Любите ли вы злые шутки?
  6. Долго ли вы помните неприятности, которые вам доставили ваши друзья?
  7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
  8. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  9. Охотно ли вы выполняете просьбы окружающих?
  10. Можете ли вы подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
  11. Охотно ли вы пишите письма друзьям?
  12. Часто ли вы звоните своим друзьям, чтобы поддержать их?
  13. Являетесь вы сторонником смертной казни?
  14. Могли бы вы помочь пьяному человеку?
  15. Любите ли вы маленьких детей?
  16. Считаете ли вы, что шумных собак надо бить?
  17. Сможете ли вы подойти к другу после ссоры первым?
  18. Охотно ли вы даете читать свои книги знакомым?

Бланк для ответов

Фамилия, имя__________________________ Дата_______________

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ответ

Баллы

№ вопроса

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Ответ

Баллы

Общая сумма баллов_____________________

Примечание: фамилию и имя пишем по желанию.

Обработка результатов

Используя данный ключ, сравните свои результаты и подсчитайте количество полученных баллов.

Вопрос

Вариант ответа

Вопрос

Вариант ответа

«да»

«нет»

«да»

«нет»

1

1

0

10

0

1

2

0

1

11

1

0

3

2

0

12

1

0

4

1

0

13

0

1

5

0

1

14

1

0

6

0

1

15

1

0

7

1

0

16

0

1

8

0

1

17

1

0

9

1

0

18

1

0

Интерпретация результатов и психотехнические упражнения

 

От 0 до 6 баллов. Общение с вами людям не совсем приятно, так как вы редко доверяете им. Видимо, на основании своего жизненного опыта вы пришли к выводу, что не стоит быть особенно добрым, так как другие этого не оценят и могут отплатить злом. Но это серьезное заблуждение. Будьте более доброжелательны и добры, и у вас будет больше друзей.

Комментарий. Учитесь сдерживать свое недовольство окружающими, свои отрицательные эмоции. Вам, безусловно, хочется высказать, что вы думаете о них, но окружающим неприятно переносить проявление вашего пренебрежения. Учитесь не ругаться.

Дайте себе слово – целый день всем все прощать, принимать слова других с пониманием, никого не критиковать, не делать замечаний, как бы этого ни хотелось, ни с кем не ругаться. Доведите длительность упражнений до одной недели, а потом проанализируйте, что изменилось в вас и в ваших отношениях с людьми.

От 7 до 12 баллов. Ваша доброта – вопрос случая. Вы бываете добры далеко не со всеми людьми. Это не так уж плохо, но будьте более внимательны в своих отношениях с окружающими, более терпимы и добры даже с теми, кого совсем не знаете.

Комментарий. Если вопрос, который вызывает у вас неприятные эмоции, не слишком принципиален, стремитесь общение с человеком сделать просто приятным. Прав ваш собеседник или не прав (сейчас это не имеет принципиального значения), постарайтесь, чтобы этому человеку с вами было хорошо, спокойно и у него появилось желание еще раз встретиться и поговорить с вами.

От 13 до 18 баллов.  Вы умеете общаться практически со всеми людьми. Вы по-настоящему доброжелательны и добры. Вы не отталкиваете от себя тех, кто имеет другие взгляды, но никогда не пытаетесь всем угодить.

Комментарий. Научитесь встречать окружающих доброй и приветливой улыбкой, тем более,

 когда к вам обращаются также с улыбкой. Если сразу не получается, попробуйте улыбнуться внутренней улыбкой, она должна быть всегда, тем более что по природе своей вы действительно добрый и отзывчивый человек. Успехов вам!

Использован материал из журнала «Классный руководитель» и ресурсов интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: "Добро не терпит промедленья..."

Классный час в начальной школе по теме: "Добро не терпит промедленья..." хорошее подспорье по нравственному воспитанию младших школьников. Разработала Коробова Т.А....

Классный час по теме "Добро и зло".

Данный классный час проводится для учащихся 5 классов перед изучением темы "Добро и зло" в рамках ОРКСЭ....

классный час на тему "Добро в нас и вокруг нас"

Классный час можно провести в любой возрастной группе....

Материал для классного часа по теме : "Доброе сердце".

Материал для классного часа по теме : "Доброе сердце"....

Классный час на тему "Добро и зло творить всегда во власти всех людей..."

Классный час посвящён теме добра и зла.В результате занятия учащиеся смогут  дать нравственную оценку жестоким поступкам; раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности; оценить человеческ...

Классный час по теме "Добру откроются сердца"

Классный час по теме "Добру откроются сердца" включает конспект, и презентацию...

Классный час на тему «Добру откроются сердца»

Цель: Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер.Презентационный матер...