Внеклассное мероприятие ВЕЧЕР ВСТРЕЧИ С ВИКТОРОМ ПЕТРОВИЧЕМ АСТАФЬЕВЫМ «ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?»
классный час (9 класс) по теме
ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПОМОЖЕТ СТАРШЕКЛАССНИКАМ ОСМЫСЛИТЬ САМЫЕ ПРОСТЫЕ, НО САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВЕЩИ: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК; КАК НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ПРИРОДЕ, К СЕБЕ, К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ; ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astafev_vp.docx | 813.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПОМОЖЕТ СТАРШЕКЛАССНИКАМ ОСМЫСЛИТЬ САМЫЕ ПРОСТЫЕ, НО САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВЕЩИ: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК; КАК НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ПРИРОДЕ, К СЕБЕ, К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ; ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ.
ВЕЧЕР ВСТРЕЧИ С ВИКТОРОМ ПЕТРОВИЧЕМ АСТАФЬЕВЫМ
«ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?»
Цель: создание прочной основы для воспитания детей в духе гуманизма и любви к своей Родине.
Задачи: - приобщать старшеклассников к творчеству В.П.Астафьева;
- развивать навыки выразительного чтения, актёрского мастерства, публичного выступления;
- воспитывать в подростках такие нравственные качества, как милосердие и сострадание, ответственность и отзывчивость, чувства долга и патриотизма.
Оборудование: компьютер, проектор, диски; выставка книг В.П. Астафьева, свечи, костюмы.
Ход мероприятия.
- Инсценировка (зажжённые свечи, тихая мелодия вальса «Сказка венского леса»).
Голос за кадром: «Лучшие дни на моей Родине… Это было в Игарке. Я возвращался домой, в детдом. Я шёл-шёл, было очень ветрено, в апреле месяце ветра там бывают жуткие, а пальтишки не то, что у вас сейчас, куцые ведь были, значит, кое-как закроешься… И я увидел на деревянном заборе полузанесённую снегом кинорекламу: стоит скрипач, очень красивый, а в воздухе парит в белом платье женщина. Мне было уже 15 лет, я на всё это смотрел уже с пристрастием, и я прочитал – «Большой вальс». Тогда иностранных картин показывали очень мало. И мне до того захотелось посмотреть фильм, ну хотя бы кусочек. Время-то позднее, а мне 15 лет. Во-первых, если бы даже деньги были, меня всё равно на взрослый фильм не пустят. Смотрю, лежит на полу скомканный рубль.
Мальчик ( стучит в окошко,встал на цыпочки ): «Мне билет!»
Кассирша: «Так тебя же не пустят, мальчик! Всё равно не обманешь!»
Мальчик: «Я выпрошусь! Только дайте мне билет!»
Кассирша: « Эх! На вот, за 75 копеек!»
Мальчик: «Спасибо!!!» ( и бегом стриганул в клуб, прибегаю – и тут мне не везёт: стоит пожилая тётенька).
Мальчик(скорчился): «Тётечка! Миленькая! Голубушка моя!»
Тётенька: «Мальчик, тебе же нельзя, сеанс-то поздний».
Мальчик: « Я из детдома! Мне терять нечего!»
Тётенька: «Ну, смотри у меня!»
Голос за кадром: (звучит вальс «Сказка венского леса») «О, господи! Уже слышу, начинается сеанс. Увертюра фильма начинается с вальса, и я слышу, какая это прекрасная музыка, господи! Так я вот пережил самый счастливый свой день в жизни! А какое у вас представление о счастье? В чём оно?»
- Вопросы ведущего.
- А какое у вас представление о счастье? В чём оно? (ответы учащихся).
*Стихотворение И.А.Бунина «О счастье мы всегда лишь вспоминаем» (подготовленный ученик).
- «Счастье глазами В.П.Астафьева» (выступления детей).
1 ученик: «Счастье – это детство. В.П.Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева.
Его мать, Лидия Ильинична, урождённая Потылицына, утонула в Енисее, когда ребёнку было 8 лет. В 1934 году отец женился вторично, но сын был чужой, ненужный в этой новой семье. Сиротство скрашивала любовь деда и бабушки Потылицыных, всей их «трудовой, огромной, степенной и певучей крестьянской семьи».
2 ученик: « В школу пошёл, как и все тогда, восьми лет. Учителя, вспоминал Виктор Петрович, были замечательные. Муж и жена – Евгений Фёдорович и Евгения Фёдоровна. Они читали детям вслух – это было первым потрясением. Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» и «Дед Архип и Лёнька» Горького. Впечатление осталось на всю жизнь. Детство «всё-таки было удивительно светлой и счастливой моей порой».
3 ученик: «В своей книге «Последний поклон» В.П.Астафьев продолжает традиции русской литературы, в которой детская душа рассматривается с психологической и поэтической точек зрения. «Последний поклон» - это поэтическое свидетельство о собственном детстве, о детстве своего поколения, это свидетельство деревенского сироты 1924 года рождения, подростка голодных военных лет, подростка с бескорыстной и неподкупной детской памятью. Два противоположных чувства постоянно сочетаются в «Последнем поклоне»: горячая благодарность за все светлые мгновения жизни – за людскую любовь и за красоту природы – и неподкупная беспощадность к злу, подлости, равнодушию.
4 ученик: « К нам, к его читателям, в первую очередь обращены и высокие призывы писателя хранить родную землю и гневные обличения за поругание этой земли. Проза Астафьева ждёт от читателя прежде всего совестливой требовательности к самому себе.»
5 ученик:В «Последнем поклоне» есть подробное описание игр, которыми развлекались некогда многие поколения русских людей, некоторых забав, свойственных и сейчас сельским жителям.
Дети (по очереди): - Бег по мелкой речке,
-брызганье в студёной воде,
-катанье с горок,
-походы,
-игры в кон или в сшибалку,
-игра в бабки, в чижа, в солону, в лапту, в городки, в свайку, в прятки.
* Танец «Игра в бабки».
6 ученик: Самой яркой и значительной фигурой в повести «Последний поклон», «настоящим счастьем» для Астафьева является бабушка – Катерина Петровна Потылицына. К ней идут за помощью, советом, она всю деревню лечит, обшивает на знаменитой машинке «Зингер». Катерина Петровна – великая труженица; тринадцать сыновей и дочерей выпестовала, голод и холод знавала, но не утратила умения радоваться жизни.
7 ученик: «Выходило по её рассказам так, что радостей в её жизни было куда больше, чем невзгод. Она не забывала о них и умела замечать их в простой и нелёгкой жизни. Дети родились – радость… Урожай на хлеб хороший – радость…»
8 ученик:Прекрасных людей я знавал немало, но не из родни: первым – после мамы, бабушки и деда – был Василий Иванович Соколов (воспитатель, затем директор детского дома в Игарке).
Василий Иванович возвышал в собственных глазах униженных и прибитых сиротством малых людей, выявляя в них не то, за что их можно ещё больше унизить и растоптать, а то, что от рождения было дано им матерью и природой».
9 ученик: « Валериана Ивановича Репнина из повести «Кража» я писал, имея в виду Василия Ивановича Соколова… Подлинная простота, подлинная, не показная интеллигентность – одна из отличительных черт настоящего человека, а если ещё природой дарованы ему доброта и способность к состраданию, то и удивляться нечему, что сперва я начал уважать Василия Ивановича, затем полюбил скрытой, застенчивой любовью, мне уже хотелось стать лучше…».
1 ученик: В детском доме преподавал литературу другой замечательный педагог и воспитатель – красноярский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский. Василий Иванович Соколов и Игнатий Дмитриевич Рождественский видели в своих воспитанниках маленьких граждан, у каждого из которых был свой «огонёк» в душе. На одном из уроков литературы и появилось школьное сочинение Виктора Астафьева «Жив!», впоследствии ставшее рассказом «Васюткино озеро». А тогда, в детском доме, сочинение поместили в рукописном журнале школы.
2 ученик: «Я уже говорил, что везло и везёт мне на людей совестливых, честных, тех самых, о которых говорится: если бы даже из меди сделан, потёршись о золото, хочешь не хочешь – заблестишь. Что и говорить, дружба настоящая всегда требовательна, строга. Но помогают в бою и с поля боя выносят только настоящие друзья». Настоящее счастье – иметь настоящих друзей. А у Астафьева было немало именно настоящих друзей.
3 ученик: (звучит тихая музыка под песню «Мне кажется порою, что солдаты…»
Душевная боль, память о мгновенной смерти друзей на войне не отпускала его всю жизнь. Однажды Астафьев написал о своём друге, писателе-фронтовике Константине Воробьёве: «Он писал, страдая, а не любуясь войной и подвигами, не наряжал войну в романтические одежды… Писал о войне, страдая за людей». Это Астафьев сказал и о себе. Солдат Ланцов, персонаж повести «Пастух и пастушка», говорит: «Ночью, лёжа в снегу, я думал: неужели такое кровопролитие не научит людей? Эта война должна быть последней! Или люди недостойны называться людьми».
*Под эту музыку 2 пары танцуют вальс (в военной форме).
4 ученик: Счастье – это человеческая любовь.« Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старика. И мёртвых било их осколками, посекло одежонку, вырвало серую вату из латаных телогреек, в которые оба они были одеты… Хведор Фомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше – вместе на веки вечные…». «Пастух и пастушка» - повесть Виктора Астафьева о войне и о любви; о смерти, крови и страданиях. Война не просто бесчеловечное явление, она противоестественна.
5 ученик: « Спешите, торопитесь, не опаздывайте с любовью к живым, им помогайте всеми силами улучшить и тем самым продлить их жизнь, - пишет литературовед Николай Яновский о повести В. Астафьева «Кража». – Не к себе одному обращены мысли Толи Мазова, они обращены к нам, ко всем живущим, они образное выражение смысла произведения».
6 ученик: Виктора Астафьева интересуют не только отношения между людьми, но и отношения между природой и современным человеком.
Писатель по праву считает природу – настоящим счастьем, подаренным человеку. «Человек вовсе не царь природы, он находится не над ней, а в ней самой, как её часть, далеко не самая необходимая, но самая жестокая и эгоистичная, а в конечном счёте и антиприродная…» - слова из книги «Царь-рыба».
7 ученик: Браконьерство – страшное зло. Но никакой рыбнадзор, никакая милиция не спасут нас от этого зла, пока сам человек не ужаснётся тому, что делает. Главный герой повествования понял наконец, что попалась ему царь-рыба. Вспомнил он дедовы слова: «Лучше отпустить её, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше…»
8 ученик: «Иди, рыба, иди! Поживи, сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!» - и ему сделалось легче. Телу – оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нём сутунком, душе – от какого-то, ещё не постигнутого умом, освобождения».
4. Подведение итогов.
Ведущий: А освобождение, по Астафьеву, - это жизнь в гармонии с природой, со своей совестью, с самим собой; это умение радоваться жизни, умение дружить, понимать, любить. Это и есть счастье.
В заключение нашей встречи, ещё один рецепт счастья от В.П.Астафьева, рецепт простой и всем нам доступный – мелодия, которая когда-то сделала по-настоящему счастливым пятнадцатилетнего мальчика Витю.
* Звучит вальс «Сказка венского леса».
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Виктор Петрович Астафьев (1924-2001). К 80-летию со дня рождения.- Автор-сост.: А.И.Живова, - М.: Школьная библиотека, 2004.
- В.П.Астафьев. Последний поклон. – М.: Детская литература, 1983.
- Научно-методическая газета «Литература». №14. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема памяти в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н. Вид и структура урока: урок-мастерская. Его ц...
Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством"
Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством" посвящен вечеру встречи с выпускниками в год олимпиады в Сочи....
Внеклассное мероприятие "Вечер "Встреча поколений"
Методическая разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников "Вечер "Встреча поколений". Вечер был организован для учащихся 11-х классов и "золотых" выпускников, т.е. для тех, кто окончил шко...
6 класс Тестовые задания на материале рассказа Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой».
Считаю, что использование художественного текста в качестве дидактического материала на уроках русского языка дают определённые положительные результаты. Ребята получают возможность не только почувств...
проект по литературе "Автобиографическая основа и вымысел в рассказах Виктора Петровича Астафьева"
научн-исследовательский порект...
Биография Виктора Петровича Астафьева
Биография Виктора Петровича Астафьева...
Викторина по рассказу Виктора Петровича Астафьева "Далёкая и близкая сказка".
Викторина по рассказу Виктора Петровича Астафьева "Далёкая и близкая сказка" (14 вопросов)....