проект по литературе "Автобиографическая основа и вымысел в рассказах Виктора Петровича Астафьева"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Зверева Ирина Васильевна

научн-исследовательский порект

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по литературе: Автобиографическая основа и вымысел в рассказах Виктора Петровича Астафьева. выполнил ученик 6 класса МОУ Глуховской СШ Белоусов Иван учитель Зверева И.В.

Слайд 2

Тип проекта - исследовательский

Слайд 3

Цель проекта: раскрыть роль художественного вымысла в автобиогрфических рассказах В.П.Астафьева « Васюткино озеро» и «Конь с розовой гривой»

Слайд 4

Задачи: 1.Прочитать рассказы « Васюткино озеро и «Конь с розовой гривой» 2. Найти в интернет-источниках дополнительный материал о детстве В.П. Астафьева 3. Подобрать материал по истории создания рассказов. 4. Сопоставить вымысел с реалистической основой рассказов

Слайд 5

Продукт проекта Компьютерная презентация

Слайд 6

При изучении рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» мы обратили внимание на то, что в основе этого рассказа лежат факты из жизни писателя, как и рассказа « Васюткино озеро», который изучали в 5 классе. Мы задались целью выяснить, как влияет сочетание жизненной основы и художественного вымысла на раскрытие замысла писателя

Слайд 8

Изучая биографию писателя, мы узнали, что он рано остался без матери. С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку - сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков", на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу, в лице ребенка, с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат. "Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки", - напишет впоследствии В. П. Астафьев. Многие его рассказы имеют автобиографическую основу. Вот что говорит писатель об истории создания рассказа « Васюткино озеро»

Слайд 9

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА « Васюткино озеро»

Слайд 10

Вспомним сюжет рассказа Васютка заблудился в огромной тайге. После долгих испытаний мальчику , благодаря его наблюдательности, смекалке и выносливости, удается выйти к реке, где его и подбирают рыбаки в с огромной теплотой и тревогой думает о своих родителях, которые места себе не находят в тревоге за сына. Так описывает автор встречу мальчика с родными.

Слайд 11

«В цветастом переднике, со сбившимся набок платком показалась Васюткина мать. Когда она увидела спускавшегося по трапу оборванного Васютку , ноги ее подкосились. Она со стоном осела на камни, протягивая руки навстречу сыну. И вот Васютка дома! В избушке натоплено так, что дышать нечем. Накрыли его двумя стегаными одеялами, оленьей дохой да еще пуховой шалью повязали. Лежит Васютка на топчане разомлевший, а мать и дедушка хлопочут около, простуду из него выгоняют. Мать натерла его спиртом, дедушка напарил каких-то горьких, как полынь, корней и заставил пить это зелье. — Может, еще что-нибудь покушаешь, Васенька? — нежно, как у больного, спрашивала мать. — Да, мам, некуда уж. — А если вареньица черничного? Ты ведь его любишь!» А в жизни – матери давно нет, Виктор бродяжничает, живет в детском доме.

Слайд 12

Воспоминания Васютки о семье, о школе, окрашивают эмоциональную атмосферу рассказа в теплые, нежные тона. Сопоставление событий рассказа с жизнью писателя не только более полно раскрывает одну из основных мыслей произведения: как важно знать и понимать природу,- но и позволяет острее почувствовать и глубже понять, как важна для человека семья, помощь и поддержка близких.

Слайд 13

Эта же тема звучит в рассказе «Конь с розовой гривой»

Слайд 14

Какое-то время после смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных . О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

Слайд 15

Какое-то время после смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных . О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

Слайд 16

События происходят в сибирской деревне 30-х годов - это время детства автора. Русская деревня тогда жила очень бедно. Чтобы бабушка купила внуку пряник в форме коня с розовой гривой, мальчик собирает землянику для продажи, а после вместе с ребятами, поддавшись их влиянию, съедает ягоды, набивает туесок травой, присыпав ее сверху земляникой.

Слайд 17

е Обман раскрывается, когда бабушка продает на рынке ягоды. Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Екатерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обиженный внук чувствует раскаяние. Он уже и не ждет от бабушки угощения.

Слайд 18

Но какой поражающий неожиданностью явилась для него чудесная сказочная картина: «По скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами, и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой ».

Слайд 19

Витька извлекает урок «высокой этики». И дело не только в понимании, что нельзя обманывать предавать близких, а в осознании необходимости прощать. А прощает бабушка Витю как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания сиротской души ребенка .

Слайд 20

Потому-то: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой

Слайд 22

В возвращении к детству, в прикосновении к детской душе, отзывчивой, доверчивой и открытой миру, воспринимающей его как что-то необыкновенное, сказочное, видит Астафьев лучшую и, пожалуй, единственную возможность вочеловечиться .

Слайд 23

Таким образом, обращение к жизненной основе, к воспоминаниям о детстве в сочетании с художественным вымыслом достигает невероятной убедительности и силы эмоционального воздействия, позволяет более ярко и точно раскрыть главный замысел автора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие ВЕЧЕР ВСТРЕЧИ С ВИКТОРОМ ПЕТРОВИЧЕМ АСТАФЬЕВЫМ «ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?»

ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ  ПОМОЖЕТ СТАРШЕКЛАССНИКАМ ОСМЫСЛИТЬ САМЫЕ ПРОСТЫЕ, НО САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВЕЩИ: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК; КАК НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ПРИРОДЕ, К СЕБЕ, К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ; ЧТО  ТАКОЕ ...

Тема памяти в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н. Вид и структура урока: урок-мастерская. Его ц...

Проект "Пионеры-герои:правда и вымысел"

Проект создан  в рамках курсовой подготовки по программе "INTEL. Образование для будущего", реализован в 2013 году на базе школьного музея "Из истории детских и юношеских организаций" МБОУ С...

6 класс Тестовые задания на материале рассказа Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой».

Считаю, что использование художественного текста в качестве дидактического материала на уроках русского языка дают определённые положительные результаты. Ребята получают возможность не только почувств...

Биография Виктора Петровича Астафьева

Биография Виктора Петровича Астафьева...

Викторина по рассказу Виктора Петровича Астафьева "Далёкая и близкая сказка".

Викторина по рассказу Виктора Петровича Астафьева "Далёкая и близкая сказка" (14 вопросов)....