проект по литературе "Автобиографическая основа и вымысел в рассказах Виктора Петровича Астафьева"
методическая разработка по литературе (6 класс)
научн-исследовательский порект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
научно-исследовательский проект по рассказам В..П. Астафьева | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип проекта - исследовательский
Цель проекта: раскрыть роль художественного вымысла в автобиогрфических рассказах В.П.Астафьева « Васюткино озеро» и «Конь с розовой гривой»
Задачи: 1.Прочитать рассказы « Васюткино озеро и «Конь с розовой гривой» 2. Найти в интернет-источниках дополнительный материал о детстве В.П. Астафьева 3. Подобрать материал по истории создания рассказов. 4. Сопоставить вымысел с реалистической основой рассказов
Продукт проекта Компьютерная презентация
При изучении рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» мы обратили внимание на то, что в основе этого рассказа лежат факты из жизни писателя, как и рассказа « Васюткино озеро», который изучали в 5 классе. Мы задались целью выяснить, как влияет сочетание жизненной основы и художественного вымысла на раскрытие замысла писателя
Изучая биографию писателя, мы узнали, что он рано остался без матери. С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку - сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков", на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу, в лице ребенка, с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат. "Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки", - напишет впоследствии В. П. Астафьев. Многие его рассказы имеют автобиографическую основу. Вот что говорит писатель об истории создания рассказа « Васюткино озеро»
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА « Васюткино озеро»
Вспомним сюжет рассказа Васютка заблудился в огромной тайге. После долгих испытаний мальчику , благодаря его наблюдательности, смекалке и выносливости, удается выйти к реке, где его и подбирают рыбаки в с огромной теплотой и тревогой думает о своих родителях, которые места себе не находят в тревоге за сына. Так описывает автор встречу мальчика с родными.
«В цветастом переднике, со сбившимся набок платком показалась Васюткина мать. Когда она увидела спускавшегося по трапу оборванного Васютку , ноги ее подкосились. Она со стоном осела на камни, протягивая руки навстречу сыну. И вот Васютка дома! В избушке натоплено так, что дышать нечем. Накрыли его двумя стегаными одеялами, оленьей дохой да еще пуховой шалью повязали. Лежит Васютка на топчане разомлевший, а мать и дедушка хлопочут около, простуду из него выгоняют. Мать натерла его спиртом, дедушка напарил каких-то горьких, как полынь, корней и заставил пить это зелье. — Может, еще что-нибудь покушаешь, Васенька? — нежно, как у больного, спрашивала мать. — Да, мам, некуда уж. — А если вареньица черничного? Ты ведь его любишь!» А в жизни – матери давно нет, Виктор бродяжничает, живет в детском доме.
Воспоминания Васютки о семье, о школе, окрашивают эмоциональную атмосферу рассказа в теплые, нежные тона. Сопоставление событий рассказа с жизнью писателя не только более полно раскрывает одну из основных мыслей произведения: как важно знать и понимать природу,- но и позволяет острее почувствовать и глубже понять, как важна для человека семья, помощь и поддержка близких.
Эта же тема звучит в рассказе «Конь с розовой гривой»
Какое-то время после смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных . О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Какое-то время после смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных . О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
События происходят в сибирской деревне 30-х годов - это время детства автора. Русская деревня тогда жила очень бедно. Чтобы бабушка купила внуку пряник в форме коня с розовой гривой, мальчик собирает землянику для продажи, а после вместе с ребятами, поддавшись их влиянию, съедает ягоды, набивает туесок травой, присыпав ее сверху земляникой.
е Обман раскрывается, когда бабушка продает на рынке ягоды. Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Екатерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обиженный внук чувствует раскаяние. Он уже и не ждет от бабушки угощения.
Но какой поражающий неожиданностью явилась для него чудесная сказочная картина: «По скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами, и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой ».
Витька извлекает урок «высокой этики». И дело не только в понимании, что нельзя обманывать предавать близких, а в осознании необходимости прощать. А прощает бабушка Витю как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания сиротской души ребенка .
Потому-то: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой
В возвращении к детству, в прикосновении к детской душе, отзывчивой, доверчивой и открытой миру, воспринимающей его как что-то необыкновенное, сказочное, видит Астафьев лучшую и, пожалуй, единственную возможность вочеловечиться .
Таким образом, обращение к жизненной основе, к воспоминаниям о детстве в сочетании с художественным вымыслом достигает невероятной убедительности и силы эмоционального воздействия, позволяет более ярко и точно раскрыть главный замысел автора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие ВЕЧЕР ВСТРЕЧИ С ВИКТОРОМ ПЕТРОВИЧЕМ АСТАФЬЕВЫМ «ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?»
ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПОМОЖЕТ СТАРШЕКЛАССНИКАМ ОСМЫСЛИТЬ САМЫЕ ПРОСТЫЕ, НО САМЫЕ ВАЖНЫЕ ВЕЩИ: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК; КАК НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ПРИРОДЕ, К СЕБЕ, К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ; ЧТО ТАКОЕ ...
Тема памяти в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н. Вид и структура урока: урок-мастерская. Его ц...
Проект "Пионеры-герои:правда и вымысел"
Проект создан в рамках курсовой подготовки по программе "INTEL. Образование для будущего", реализован в 2013 году на базе школьного музея "Из истории детских и юношеских организаций" МБОУ С...
6 класс Тестовые задания на материале рассказа Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой».
Считаю, что использование художественного текста в качестве дидактического материала на уроках русского языка дают определённые положительные результаты. Ребята получают возможность не только почувств...
Проект по предмету «Основы духовно – нравственной культуры народов России» в 5 классе. Тема проекта: «Храмы и монастыри родной земли»
Цель проекта: создать фильм – экскурсию о храмах и монастырях Липецкой земли....
Биография Виктора Петровича Астафьева
Биография Виктора Петровича Астафьева...
Викторина по рассказу Виктора Петровича Астафьева "Далёкая и близкая сказка".
Викторина по рассказу Виктора Петровича Астафьева "Далёкая и близкая сказка" (14 вопросов)....