система воспитательной работы с коллективом обучающихся
материал по теме
Представлены приоритетные направления работы,формы организации воспитательной деятельности: определен социум, т.е. дополнительные образовательные учреждения и учреждения культуры, с которыми можно взаимодействовать по вопросам воспитания и развитию обучающихся,выбраны приемлемые формы и методы воспитательной работы, опирающиеся на традиции и принципы жизнедеятельности школы, работу органов самоуправления. В работе с родителями сделан акцент на привлечение их к учебно-воспитательному процессу школы и их педагогическое просвещение. С целью коррекции поведения и успеваемости обучающихся предусмотрена работа с педагогами, работающими в классе и «проблемными» детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_klyuchiki_vospitaniya.rar | 8.34 КБ |
sistema_vospiatelnoy_raboty_s_kollektivom_obuchayushchihsya.rar | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛЮЧИКИ ВОСПИТАНИЯ
Есть такая притча. Люди переносили тяжелый груз. Он был упакован в мешки разной величины, удобные и неудобные для переноски. Каждый работник подходил и выбирал мешок поудобней, относил его и возвращался, с тем, чтобы вновь выбрать для себя такой же. Лишь один человек из работавших каждый раз со вздохом взваливал на себя самую тяжелую ношу и с трудом доставлял ее на место. Когда его спросили, почему он добровольно выбирает себе ношу потяжелей, ведь были среди работавших люди и сильнее его, он ответил: «Кому-то ведь надо ее нести. Рано или поздно. Пусть это буду я». Быть классным руководителем – нелегкая ноша, а заниматься воспитанием современных детей - вдвойне. Но прислушайтесь, и если вы услышали в самом себе голос, произносящий фразу: «Пусть это буду я!», то тогда вперед.
Наши дети – это «замочки» с особыми секретами и к каждому из них нужен свой «ключик». Да и одним ключиком здесь не обойдешься. Вот тут-то на помощь нам, классным руководителям, приходит хозяйка ключей - наука психология. Она многое может поведать нам о человеке, подсказать, что можно и чего нельзя ожидать от детей определенного возраста, склада характера, способностей. Она может посоветовать, каким ключом лучше воспользоваться, чтобы приоткрыть для себя мир детей. Так давайте заглянем, например, в страну Подростков. Венгерский психолог Г.Элемер в своей книге «Удивительная страна» писал: «Она (страна) наполнена особенностями, чудесами и странностями. Жители страны то очень веселые и шумные, то вдруг боязливые и беспомощные; иногда сомневающиеся и не верящие в себя; очень часто слишком самоуверенные и спесивые; иногда то очень скромные и замкнутые, то невыдержанные и нахальные. Главным образом они жаждут того, чтобы не обращались с ними, как с детьми, а старались бы их признать как уже молодых людей…».
Да, недаром этот возраст иногда называют трудным. Подросток звонит во все колокола и требует признания его прав на взрослость. И нужно уважительно отнестись к его стремлению стать взрослым, помочь войти в «наш» мир, освоить его.
Еще не забывайте, что дети очень активны, движение – это их привычное состояние. Поэтому поменьше бесед и разговоров, нравоучений и больше живых конкретных дел, в которых есть простор для творчества. И более близкие перспективы увлекают их сильнее, чем удаленные во времени (учтите это при планировании вашей работы).
Не бойтесь поручать ответственные дела ребятам. Вспомните – ведь на ошибках тоже учатся. А в разговоре выберите самый верный тон – доверительный и требовательный. Ну не любят наши подростки, когда с ними «сюсюкаются».
У каждого из них велико стремление занять достойное место в классном коллективе. Если не предоставляется подростку возможность самоутвердить себя в учебе, спорте, общественных делах, то формы самоутверждения могут исказиться (грубость, драчливость и др.), поэтому надо предоставить ребенку возможность попробовать себя в различных ролях: руководителя, организатора, исполнителя. Если мы участвуем в уборке урожая, то это для того, чтобы обеды в школьной столовой были дешевле, а если проводим классный час «Закон есть закон!», то это для того, чтобы Андрей и Вадим не совершили больше правонарушений.
А теперь давайте посмотрим на себя со стороны, насколько современны мы сами. Знаем ли что модно этой осенью, какую музыку слушают наши дети в классе, кто такие «готы» и «эмо», соблюдаем ли мы правила дорожного движения, отвечаем ли грубостью на грубость и т.д. Ведь если мы воспитываем что-то в наших детях, то это должно быть и в нас. И хотелось бы, чтобы образцом для подражания стали лучшие наши качества.
И в заключении хочу сказать, что, наверное, к каждому ребенку можно подобрать свои ключики, которые откроют дверцу в его мир и помогут нам в воспитании Человека.
И еще - пусть всегда с вами будут слова Маленького Принца из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Все взрослые в начале были детьми, только мало кто из них об этом помнит».
Удачи!
О.И. Гулюткина,
классный руководитель 6 «б» класса
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Искитимская средняя общеобразовательная школа»
Юргинского района
Кемеровскойобласти
В будущее - с уверенностью
Система воспитательной работы с коллективом обучающихся
Составитель: О.И. Гулюткина
классный руководитель
6 «б» класса
п/ст. Юрга 2-я
Пояснительная записка
Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Воспитательная работа в школе в данной программе составлена в соответствии с требованиями к воспитанию личности, как к целенаправленному процессу ее развития (Закон РФ «Об образовании» от 30.12.2001г.) и в соответствии с моделью выпускника школы (Устав школы).
Приоритетные направления выбраны благодаря результатам психолого-педагогических исследований обучающихся и возрастных особенностей данного возраста (5-11 кл.). Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка.
Формы организации воспитательной деятельности:
- воспитание в процессе обучения;
- внеучебная деятельность:
а) внутриклассная,
б) межклассная;
в) внеклассная;
г) участие в работе творческих объединений;
д) внешкольная;
е) массовая, общешкольная;
ж) работа с семьей и общественностью.
Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, воспитательных мероприятий, предметных месячников, в ходе которых проходят конкурсы, олимпиады, викторины, КВНы. Прежде всего, это система школьных традиций. Традиции формируют дух школы, определяют ее лицо, являются объединяющим началом для детей и педагогов. Традиции являются ключевыми делами школы и проводятся, как правило, по методике КТД.
Определен социум, т.е. дополнительные образовательные учреждения и учреждения культуры, с которыми можно взаимодействовать по вопросам воспитания и развитию обучающихся.
Выбраны приемлемые формы и методы воспитательной работы, опирающиеся на традиции и принципы жизнедеятельности школы, работу органов самоуправления.
В работе с родителями сделан акцент на привлечение их к учебно-воспитательному процессу школы и их педагогическое просвещение.
С целью коррекции поведения и успеваемости обучающихся предусмотрена работа с педагогами, работающими в классе и «проблемными» детьми.
Результатом эффективности реализации воспитательной программы должны стать:
- сформированная положительная самооценка обучающихся;
- успешность в учении и труде; отношение к обществу, людям, окружающему миру, самому себе;
- удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания детей, их положением в классном и школьном коллективах.
Цели и задачи воспитания
обучающихся
Цель: формирование успешной личности.
Задачи:
- Совершенствовать у обучающихся умения и навыки планирования и организации учебной и учебно-исследовательской деятельности.
- Создать условия для формирования позитивной самооценки подростков.
- Формировать навыки оценивания результатов собственного труда.
- Повысить мотивацию обучающихся развития ключевой компетенции первичного профессионального самоопределения.
Структура самоуправления в классе
Собрание
обучающихся класса
Микрогруппы
Совет дела
Актив класса
Социум
(учебно-воспитательный комплекс)
Филиал районной сельской библиотеки
Дополнительное образование
ДЮСШ
ДК Сарсаз
ДК п.ст. Юрга 2
ДК д. Шалай
Районный краеведческий музей
Музыкальная школа
школа
Работа органов самоуправления
№ | Мероприятие | Срок | Ответственные |
1 | Собрание «О нашей работе» | Сентябрь | Кл. руководитель |
2 | Выборы активов классов. Распределение поручений | Сентябрь | Лидер |
3 | Заседание Совета Лидеров (подготовка, проведение и анализ мероприятий, ключевых дел) | В течение года | Лидер |
4 | Учеба актива | 1 раз в четверть | |
| Лидер | ||
| Кл. руководитель | ||
| Ответственный за культмассовую работу | ||
| Ответственный за учебу | ||
9 | Работа советов дела | В течение года | Лидер |
10 | Огоньки | 1 раз в месяц | Лидер |
11 | Собрание класса «Итоги года» | Май | Актив класса |
Формы работы
по направлениям воспитательной работы
Направления | Формы работы |
Познавательное направление |
|
Нравственно-правовое направление |
|
Патриотическое направление |
|
Художественно-эстетическое |
|
Физкультурно-оздоровительное |
|
Трудовое направление и профориентация |
|
Самоуправление класса
Главным органом самоуправления в классе является ученическое собрание.
На собрании каждый может высказать свое мнение, участвовать в обсуждении и принятии решений. На классном собрании рассматривается и утверждается план работы классного коллектива, выбирается актив класса, обсуждаются все вопросы жизнедеятельности класса и принимаются по ним соответствующие решения.
Лидер класса – организует жизнедеятельность ученического коллектива, руководит работой актива , участвует в работе Совета Лидеров школы, вдохновляет других на достижение успеха, добивается максимального вовлечения одноклассников в работу, учит сотрудничеству, разрабатывает пути решения
Ответственный за учебные дела – создает условия для учебной деятельности учеников школы, собирает информацию об учебе, проводит мероприятия познавательного направления
Ответственный за спортивные дела – готовит и проводит спортивные соревнования, физминутки, организует участие классов в общешкольных спортивных мероприятиях, знакомит учеников школы со спортивной жизнью
Ответственный за трудовые дела – организует дежурство классов по школе, проведение трудовых операций, субботников
Ответственный за культмассовую работу – готовит и проводит вечера отдыха, праздники, конкурсы, организует экскурсии, культпоходы, встречи с интересными людьми
План работы класса
План работы школы составляют сами обучающиеся совместно с заместителем директора по воспитательной работе.
Приемы для составления плана:
- План составляется в группах, затем защита и обсуждение;
- Анкета:
- Лучшие дела за прошлый год
- Неудачные мероприятия. В чем причина неудач
- Твои предложения
- С кем бы хотел встретиться
- Куда хотел бы пойти на экскурсию
- Что предложил бы сделать для школы, села
- Что ты можешь организовать сам и провести
- Что интересного провести на каникулах
- Тематическое планирование. Ребята в группах планируют работу по направлениям (спортивные дела, трудовые и т.п.);
- Публичная защита главного дела года;
- Разведка (интересные люди, кому нужна помощь, места экскурсий, походов и т.д.)
Стрелка планирования дела
Принцип трех «С» - сами планируем,
сами проводим,
Задачи
сами анализируемРесурсы
Видение
Цели
Роли
Что?
Кто?
Когда?
Критические факторы успеха
Что поможет
- Видение (Что сделать?) Проблема
- Цели (Для чего?)
- Задачи (Как?) Несколько задач
- Роли ( Кто? Что? Когда?)
- Ресурсы (Что есть?)
- Критические факторы успеха
(Что глобально помешает?)
- Что глобально поможет?
Работа с родителями
Без эффективного взаимодействия классных руководителей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить невозможно.
Задача классных руководителей – забота о развитии личности каждого ребенка.
Задача учителей – дать определенную сумму знаний по предметам, научить творчески мыслить.
Задача родителей – помочь ребенку стать образованным и мыслящим, любящим, здоровым, готовым принять самостоятельные решения, т.е. воспитать саморазвивающуюся личность.
Формы работы с родителями
- Общее родительское собрание
- Совместные собрания родителей и обучающихся
- Собрание родителей с ограниченным числом участников (состав определяется поставленной проблемой)
- Индивидуальные беседы с родителями
- Анкетирование родителей
- Формирование банка данных о семье (социальный паспорт)
- Приглашение на уроки и внеклассные мероприятия
- Посещение семей и знакомство с особенностями семейного воспитания
- Организация встреч родителей со специалистами школы, медиками, инспекторами ПДН
Работа с педагогами,
работающими в классе
- Изучение учебной мотивации обучающихся
- Изучение учебных интересов обучающихся и их учет педагогами
- Сотрудничество педагогов с обучающимися класса во внеурочное время
- Помощь педагогов обучающимся по ликвидации пробелов знаний
- Привлечение педагогов к участию в родительских собраниях
Индивидуальная работа
с «проблемными»
обучающимися класса
- Индивидуальная работа по коррекции поведения
- Вовлечение во внеурочную деятельность (кружки, спортивные секции)
- Индивидуальные беседы по итогам успеваемости
- Организация работы школьных специалистов с обучающимися
Традиции классных коллективов
- Каждому – поручение
- Классные часы
- Дежурство по классу
- Дежурство по школе
- Совет дела
- Проверка дневников
- Операция «Праздничная открытка» (8 Марта, 23 Февраля, День влюбленных, день рождения)
- Майские посиделки (окончание учебного года)
Принципы жизнедеятельности ученического коллектива
- Много знать – престижно
- Помогать друг другу – нормально
- Готовить дело по чужому сценарию – невозможно
- Жить в неуютной обстановке - нельзя
Диагностическая деятельность
- Методика «Изучение мотивов участия в деятельности»
(по Л.В. Байбородовой)
- Методика «Атмосфера в классе» (по Л.Т. Жедуновой)
- Методика «Готовность к саморазвитию» (по С. Грачеву)
- Методика «Определение уровня саморазвития в ученическом коллективе» (по М.И. Рожкову)
- Методика «исследование мотивации общения»
(по М. Орлову, В.И. Шкуркину, Л.П. Орловой)
- Методика «Наши отношения» (по Л.М. Фридман)
- Методика «Определение уровня воспитанности» (по Ю.В. Васильевой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы воспитательной работы с коллективом.
Статья о новых формах работы с коллективом....
Новые формы воспитательной работы с коллективом.
Статья "Новые формы воспитательной работы с коллективом....
Анализ воспитательной работы классного коллектива.
Для реализации поставленных целей при проведении классных часов, большое внимание уделялось формированию потребностей общения, умению сообща думать, умение выслушивать мнение других, быть добрыми и че...
Программа воспитательной деятельности в коллективе обучающихся 8 «Б» класса на период 2014-2015 учебного года.
Программа воспитательной деятельности в коллективе обучающихся 8 «Б» класса на период 2014-2015 учебного года....
«Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе. Портфолио обучающегося как ресурс оценивания учебно-воспитательной работы педагогического коллектива»
В связи с переходом на ФГОС второго поколения в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных дост...
Современные формы визуализации достижений обучающихся в системе воспитательной работы
В презентации отображены современные формы визуализации достижений обучающихся в сиситеме воспитательной работы ЦПВ и ПР ГБОУ "Балтийский берег"...
МАСТЕР – КЛАСС: «ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИОННО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА»
Анализ значения инновации, внедряемой во Владыкинской школе с 2009 года....