Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по теме

 Симонян  Анаит Рафиковна

                                          

        Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС  является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения»,  «детей с ограниченными возможностями здоровья».

       В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание уделяется вопроса обеспечения условий для получения образования детьми с ОВЗ

       Итак, общая характеристика трудностей  обучения по основным предметам школьного курса начальной школы детей с ограниченными возможностями здоровья.

-Неумение включиться в учебную работу;

-неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;

- непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);

-недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);

- неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач;

- смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;

- подмена задания (логически и алгоритмически более простым);

-неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;

- неумение применить знания в нестандартной ситуации;

- неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.

 

Общая характеристика трудностей межличностных  отношений

Характер взаимодействия ученика и учителя

- Непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого);

– боязнь критики, негативной оценки;

– отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.

Взаимодействие ученика и других учеников

– Эгоцентричность, неумение общаться,

– повышенная тревожность,

– неумение строить совместную деятельность;

– заниженная (завышенная) самооценка;

– другие трудности…

 

Трудности в обучении чтению, письму

- Замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству

- пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов;

- перестановки букв и слогов;

- неправильная постановка ударения в слове;

- нарушения понимания прочитанного;

- нарушение границ слов.

 

Трудности при усвоении русского языка

- Недостаточный , низкий словарный запас;

- низкий уровень устной и письменной речи, сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении;

– смысловые, грамматические, орфографические ошибки при письменном оформлении высказывания;

- отсутствие дифференциации качественных характеристик звуков;

- неумение определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков;

– трудности разбора слова по составу,

-трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова;

- неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы;

- несформированность навыка -  применять знание орфограмм при письме под диктовку,при записи собственного текста.

 

Трудности в процессе овладения читательской деятельностью

- Неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях   текста;

- неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;

- неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст;

- трудности в работе с текстами-инструкциями, с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д.

 

Трудности в изучении математики

- Неспособность записать число (величину) и дать его (ее) характеристику;

- проблемы пространственной ориентировки, неразличение, неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего;

- неспособность решить текстовую задачу в 1-2 действия;

- неумение пользоваться математической терминологией;

- неумение применить алгоритм (способ, прием) выполнения арифметического действия;

- неумение использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений;

            Для преодоления трудностей в обучении,  коррекции  недостатков  в  физическом  психическом  развитии  обучающихся,  с ограниченными возможностями здоровья  разрабатывается адаптированная образовательная программа  обучающегося с ОВЗ

         Но одним из важных направлений в деятельности воспитателя является работа с родителями детей с ОВЗ.

         Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Что же значить работать с родителями?

       Различают несколько кризисных периодов в жизни родителей детей с ОВЗ.

1-й период — когда родители узнают, что их ребенок имеет ограничения по состоянию здоровья. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребенка; в первые три года жизни ребенка; при поступлении в школу.

2-й период — когда ребенок постепенно осознает, что он не такой, как все.

3-й период — когда встает вопрос получения профессии и последующего трудоустройства. Родители все чаще думают о том, что же будет с их ребенком, когда их не станет.   Каждый из этих периодов  может стать источником сильной личностной деформации родителей ребенка с ОВЗ. Именно в эти периоды помощь специалистов становится особенно актуальной.

         Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.

        Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, однако главная роль в этом процессе принадлежит учителю, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.

        Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определяется  общая  цель педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

         Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку.

           Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей.

                Обнаружение у ребенка дефекта развития почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Можно  выделить четыре фазы развития данного стрессового состояния:

 

  1. «Шок». Характеризуется состоянием растерянности родителей, возникновением чувства собственной неполноценности, беспомощности, страха, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного». Иногда агрессия обращается на ребенка, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Мать также может чувствовать себя виноватой за рождение ребенка с ОВЗ.

 

  1. Развитие неадекватного отношения к проблемеХарактеризуется негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией родителей ребенка.

 

  1. «Частичное осознание проблемы ребенка». Возникает чувство хронической печали и скорби по     желанному здоровому ребенку. Родители начинают понимать, что они ответственны за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода. Начинается поиск советов у специалистов.

 

  1. «Развитие социально-психологической адаптации всех членов семьи». Родители смиряются с произошедшим, принимают ситуацию и начинают жить с учетом того, что в семье есть ребенок с ОВЗ.

 

           К неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1.  Страх ответственности;

2. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

3. Гиперболизация проблем ребенка;

4. Вера в чудо;

5. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

          Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

Как же  нам  определить, готовы ли родители к сотрудничеству?  Параметры уровня готовности родителей к сотрудничеству:

1. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка в данный период;

2. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества;

3. Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого – педагогических, так и медицинских рекомендаций.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный–всестороннее уважение и любовь к ребенку, вера в семью.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем и родителями.

 

Концепция взаимодействия образовательного  учреждения  и семьи

       Семья – центр жизни ребенка.  Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития. Это  величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели приходят и уходят.  Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог. А педагоги и  профессиональные консультанты-- помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования.

     Формы организации психолого-педагогической помощи семье    следующие:

      Необходимо информировать  и обсуждать с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы; обсудить с родителями задачи, содержания и формы работы, сообщить о формах и содержании работы с детьми в семье; оказать  помощь в решении текущих организационных вопросов.

      Важны   индивидуальные формы работы.   Беседы и консультации специалистов проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.

      Основная  задача этих  встреч- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.

       Такое сотрудничество со специалистами школы помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

      Ожидаемый результат после  проведенной работы – это  появление интереса родителей к работе школы, повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах,     увеличение количества обращений с вопросами к педагогам,  возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в школе, рост удовлетворенности родителей работой педагогов школы в целом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка 103 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.»

Подготовила  учитель начальных классов Симонян А.Р.

Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения.

Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Социально-образовательная интеграция предполагает такую организацию совместного обучения, при которой обеспечиваются условия, необходимые для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия. Содержание образования для детей, интегрированных в ОУ, должно отличаться от того, которое они могли бы получить в специальных (коррекционных) классах. Такое обучение может быть эффективно лишь для детей, соответствующих или близких по уровню психофизического и  речевого  развития возрастной  норме  и психологически готовых к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Эти дети (у меня их  3) включаются в обычные классы общеобразовательной  школы .

       При обучении таких учеников необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Еще сложнее выстроить систему обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Они нуждаются в особых условиях обучения, социально - психологического сопровождения,  воспитания  и первоначальной профессиональной подготовки.

ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
(ИНТЕГРИРОВАННОГО) КЛАССА

Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья зачисляются в те классы, которые работают по традиционным массовым программам..

При совместном обучении детей с особенностями психофизического развития существует опасность их изоляции от основного коллектива.

Классы интегрированного обучения объединяют разных детей, отличающихся друг от друга. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества.

 Основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.

      В классе интегрированного обучения необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым будет осуществляться принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями

     Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений.

    Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения реализуется благодаря использованию различных приемов обучения, помогающих вызвать у школьников переживания и сочувствие. Переживания стимулируют развитие интеллекта. Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагается усвоить, научиться его использовать в самостоятельной практической деятельности, что невозможно без положительного эмоционального отношения ребенка к обучению.

     

     На основе учебного плана школы, выбранных программ и разработанных по ним учебников и учебных пособий составляется интегрированное календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам, объединяющее общеобразовательные и специальные (коррекционные образовательные программы).

      Учителя и специалисты коррекционного образования разрабатывают календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной образовательной программе.

 

      Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе интегрированного обучения. Ниже приведена таблица структуры урока при внутренней дифференциации, которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.

Структура урока при внутренней дифференциации

Этапы урока

Методы и приемы

Организация

работы по общеобразовательной программе

Организация

работы по программе для С(К)ОУ VII вида

Орг. момент

Словесный  (слово учителя)

Общий для всех детей класса

Проверка домашнего задания

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)

Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка

Индивидуальная проверка

Повторение изученного материала

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)

Беседа, письменное и устное выполнение упражнений

Работа по карточкам

Подготовка к восприятию нового материала

Словесный (беседа)

Беседа

Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе

Изучение нового материала

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания)

Закрепление изученного

Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам)

Выполнение упражнений. Проверка

Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам

Итог урока

Словесный (беседа)

Общий для всех детей класса

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Словесный (слово учителя)

Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием

Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой.  Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).

Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с психофизическими нарушениями в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии (проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал). Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока. При необходимости он может использовать для объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий школьника, различные задания и упражнения. Такой прием обучения применяется в том случае, когда учитель не может уделять много времени учащимся с умственной недостаточностью и вынужден весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по типовой общеобразовательной программе для детей с нормальным психофизическим и интеллектуальным развитием.

. Коррекционные классы VII вида создаются для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость; для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. 

 

 

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

 

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

игровые ситуации;

дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).

Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.

Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.

При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.

Необходимо тщательно отбирать и  комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).

Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

Учителю необходимо:

следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;

посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;

поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;

разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;

требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете обучающихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Презентация заседания круглого стола для педагогов, работающих со школьниками с ОВЗ и их родителями....

Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье широко представлен материал о работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, который включает в себя организационные формы работы с родителями и перспективный план совместн...

Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512951","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формы и методы работы с родителями детейс ограниченными возможностями здоровья...

Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....

Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Работа с родителями направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание совместной помощи детям этой катег...