Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по теме
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения», «детей с ограниченными возможностями здоровья».
В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание уделяется вопроса обеспечения условий для получения образования детьми с ОВЗ
Итак, общая характеристика трудностей обучения по основным предметам школьного курса начальной школы детей с ограниченными возможностями здоровья.
-Неумение включиться в учебную работу; -неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи; - непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых); -недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил); - неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач; - смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении; - подмена задания (логически и алгоритмически более простым); -неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания; - неумение применить знания в нестандартной ситуации; - неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности. |
Общая характеристика трудностей межличностных отношений |
Характер взаимодействия ученика и учителя |
- Непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого); – боязнь критики, негативной оценки; – отсутствие положительного опыта общения со взрослыми. |
Взаимодействие ученика и других учеников |
– Эгоцентричность, неумение общаться, – повышенная тревожность, – неумение строить совместную деятельность; – заниженная (завышенная) самооценка; – другие трудности… |
Трудности в обучении чтению, письму |
- Замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству - пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов; - перестановки букв и слогов; - неправильная постановка ударения в слове; - нарушения понимания прочитанного; - нарушение границ слов. |
Трудности при усвоении русского языка |
- Недостаточный , низкий словарный запас; - низкий уровень устной и письменной речи, сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении; – смысловые, грамматические, орфографические ошибки при письменном оформлении высказывания; - отсутствие дифференциации качественных характеристик звуков; - неумение определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков; – трудности разбора слова по составу, -трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова; - неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы; - несформированность навыка - применять знание орфограмм при письме под диктовку,при записи собственного текста. |
Трудности в процессе овладения читательской деятельностью |
- Неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях текста; - неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение; - неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст; - трудности в работе с текстами-инструкциями, с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д.
|
Трудности в изучении математики |
- Неспособность записать число (величину) и дать его (ее) характеристику; - проблемы пространственной ориентировки, неразличение, неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего; - неспособность решить текстовую задачу в 1-2 действия; - неумение пользоваться математической терминологией; - неумение применить алгоритм (способ, прием) выполнения арифметического действия; - неумение использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений; |
Для преодоления трудностей в обучении, коррекции недостатков в физическом психическом развитии обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается адаптированная образовательная программа обучающегося с ОВЗ
Но одним из важных направлений в деятельности воспитателя является работа с родителями детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Что же значить работать с родителями?
Различают несколько кризисных периодов в жизни родителей детей с ОВЗ.
1-й период — когда родители узнают, что их ребенок имеет ограничения по состоянию здоровья. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребенка; в первые три года жизни ребенка; при поступлении в школу.
2-й период — когда ребенок постепенно осознает, что он не такой, как все.
3-й период — когда встает вопрос получения профессии и последующего трудоустройства. Родители все чаще думают о том, что же будет с их ребенком, когда их не станет. Каждый из этих периодов может стать источником сильной личностной деформации родителей ребенка с ОВЗ. Именно в эти периоды помощь специалистов становится особенно актуальной.
Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.
Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, однако главная роль в этом процессе принадлежит учителю, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определяется общая цель педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей.
Обнаружение у ребенка дефекта развития почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Можно выделить четыре фазы развития данного стрессового состояния:
- «Шок». Характеризуется состоянием растерянности родителей, возникновением чувства собственной неполноценности, беспомощности, страха, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного». Иногда агрессия обращается на ребенка, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Мать также может чувствовать себя виноватой за рождение ребенка с ОВЗ.
- Развитие неадекватного отношения к проблеме. Характеризуется негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией родителей ребенка.
- «Частичное осознание проблемы ребенка». Возникает чувство хронической печали и скорби по желанному здоровому ребенку. Родители начинают понимать, что они ответственны за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода. Начинается поиск советов у специалистов.
- «Развитие социально-психологической адаптации всех членов семьи». Родители смиряются с произошедшим, принимают ситуацию и начинают жить с учетом того, что в семье есть ребенок с ОВЗ.
К неосознаваемым установкам могут быть отнесены:
1. Страх ответственности;
2. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
3. Гиперболизация проблем ребенка;
4. Вера в чудо;
5. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.
Как же нам определить, готовы ли родители к сотрудничеству? Параметры уровня готовности родителей к сотрудничеству:
1. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка в данный период;
2. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества;
3. Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого – педагогических, так и медицинских рекомендаций.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный–всестороннее уважение и любовь к ребенку, вера в семью.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем и родителями.
Концепция взаимодействия образовательного учреждения и семьи
Семья – центр жизни ребенка. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития. Это величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели приходят и уходят. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог. А педагоги и профессиональные консультанты-- помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье следующие:
Необходимо информировать и обсуждать с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы; обсудить с родителями задачи, содержания и формы работы, сообщить о формах и содержании работы с детьми в семье; оказать помощь в решении текущих организационных вопросов.
Важны индивидуальные формы работы. Беседы и консультации специалистов проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.
Основная задача этих встреч- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.
Такое сотрудничество со специалистами школы помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Ожидаемый результат после проведенной работы – это появление интереса родителей к работе школы, повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах, увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в школе, рост удовлетворенности родителей работой педагогов школы в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.»
Подготовила учитель начальных классов Симонян А.Р.
Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения.
Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Социально-образовательная интеграция предполагает такую организацию совместного обучения, при которой обеспечиваются условия, необходимые для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия. Содержание образования для детей, интегрированных в ОУ, должно отличаться от того, которое они могли бы получить в специальных (коррекционных) классах. Такое обучение может быть эффективно лишь для детей, соответствующих или близких по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме и психологически готовых к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Эти дети (у меня их 3) включаются в обычные классы общеобразовательной школы .
При обучении таких учеников необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Еще сложнее выстроить систему обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Они нуждаются в особых условиях обучения, социально - психологического сопровождения, воспитания и первоначальной профессиональной подготовки.
ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
(ИНТЕГРИРОВАННОГО) КЛАССА
Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья зачисляются в те классы, которые работают по традиционным массовым программам..
При совместном обучении детей с особенностями психофизического развития существует опасность их изоляции от основного коллектива.
Классы интегрированного обучения объединяют разных детей, отличающихся друг от друга. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества.
Основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.
В классе интегрированного обучения необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Тем самым будет осуществляться принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями
Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений.
Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения реализуется благодаря использованию различных приемов обучения, помогающих вызвать у школьников переживания и сочувствие. Переживания стимулируют развитие интеллекта. Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагается усвоить, научиться его использовать в самостоятельной практической деятельности, что невозможно без положительного эмоционального отношения ребенка к обучению.
На основе учебного плана школы, выбранных программ и разработанных по ним учебников и учебных пособий составляется интегрированное календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам, объединяющее общеобразовательные и специальные (коррекционные образовательные программы).
Учителя и специалисты коррекционного образования разрабатывают календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной образовательной программе.
Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе интегрированного обучения. Ниже приведена таблица структуры урока при внутренней дифференциации, которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.
Структура урока при внутренней дифференциации
Этапы урока | Методы и приемы | Организация работы по общеобразовательной программе | Организация работы по программе для С(К)ОУ VII вида |
Орг. момент | Словесный (слово учителя) | Общий для всех детей класса | |
Проверка домашнего задания | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка | Индивидуальная проверка |
Повторение изученного материала | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Беседа, письменное и устное выполнение упражнений | Работа по карточкам |
Подготовка к восприятию нового материала | Словесный (беседа) | Беседа | Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе |
Изучение нового материала | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Объяснение нового материала | Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания) |
Закрепление изученного | Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам) | Выполнение упражнений. Проверка | Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам |
Итог урока | Словесный (беседа) | Общий для всех детей класса | |
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Словесный (слово учителя) | Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием | Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии |
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).
Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с психофизическими нарушениями в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии (проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал). Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока. При необходимости он может использовать для объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий школьника, различные задания и упражнения. Такой прием обучения применяется в том случае, когда учитель не может уделять много времени учащимся с умственной недостаточностью и вынужден весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по типовой общеобразовательной программе для детей с нормальным психофизическим и интеллектуальным развитием.
. Коррекционные классы VII вида создаются для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость; для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).
Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.
Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.
При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.
Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания).
Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
Учителю необходимо:
следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления;
требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Презентация заседания круглого стола для педагогов, работающих со школьниками с ОВЗ и их родителями....
Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье широко представлен материал о работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, который включает в себя организационные формы работы с родителями и перспективный план совместн...
Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512951","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы и методы работы с родителями детейс ограниченными возможностями здоровья...
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....
Статья "Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации коррекционной работы"
Коррекционная педагогика...
Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Работа с родителями направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание совместной помощи детям этой катег...