Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация
Работа с родителями направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание совместной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 30.7 КБ |
Презентация | 895.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Целевое назначение работы с родителями:
Работа с родителями направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание совместной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Задачи:
- обогащение воспитательного потенциала семей, имеющих детей с ОВЗ, активизацию их воспитательных умений, поддержку уверенности в собственные педагогические возможности;
- создание развивающих условий для детей и их социально-педагогическое сопровождение;
- объединение усилий педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы.
Ход
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда является трагедией, родители испытывают горе, боль, чувство вины и нередко впадают в отчаяние. При этом часто родители не справляются с проблемой, что ведет к распаду семьи.
Проблемы воспитания особенного ребенка в большинстве случаев приводят к глубокой социальной дезадаптации всей семьи, поэтому современной системе образования крайне важно создать такие условия, которые позволили бы включить семью во взаимодействие с социумом, а ребенку предоставить шанс стать его полноправным членом. Однако добиться такого результата очень сложно, ведь многие дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на домашнем обучении. По этой причине большинство родителей, воспитывающих особенных детей, сталкиваются со следующими проблемами:
- изолированность родителей от родителей других школьников;
- опасение, что особенного ребенка не примут сверстники, а он станет изгоем в классе и объектом насмешек;
- отсутствие полноценного контакта ребенка со своими сверстниками;
- нахождение родителей один на один со своими проблемами;
- отсутствие объективных сведений о школьном образовательном процессе.
Одним из основных факторов, который способствует развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является его постоянный контакт с различными людьми, в первую очередь, со своими сверстниками. Однако родители из-за опасения, что их ребенка могут начать обижать, стараются максимально сузить круг его общения. В дальнейшем именно такое поведение родителей часто ведет к развитию депрессии у их ребенка, так как он начинает думать, что окружающие его специально избегают и не хотят с ним общаться. Кроме того, у ребенка отсутствует опыт по выстраиванию контакта с другими детьми, а это значит, что он не знает, как надо дружить.
В этой связи педагог, который работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, значительное внимание должен уделять и работе с его родителями. Такая работа предполагает активное с ними сотрудничество, постоянное обучение и партнерство, а ее целью является оказание помощи семье в решении проблем с воспитанием ребенка, его социальной адаптации и раскрытия его возможностей.
Педагога следует рассматривать как посредника между ребенком и взрослыми, также он играет и роль наставника ребенка при его взаимодействии с другими детьми. Именно от работы педагога и его профессионализма зависит, насколько семья с особенным ребенком понимает политику школы, проводимую по отношению к воспитанию и обучению детей с ОВЗ.
При работе учителя с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья он руководствуется следующими принципами:
- принятие обучающегося с ОВЗ наравне с другими школьниками;
- включение ребенка с ОВЗ в одинаковые виды деятельности, разница заключается только в постановке других задач;
- вовлечение обучающегося в групповое решение задач и коллективные формы обучения;
- применение разнообразных форм коллективного участия. К ним относятся разнообразные игры, конкурсы, совместные проекты, смотры знаний и др.
К основным направлениям сотрудничества педагога с родителями можно отнести следующие:
- активное вовлечение в образовательный процесс, для чего организуются дни открытых дверей, открытые уроки и различные внеклассные мероприятия;
- психолого-педагогическое просвещение, которое осуществляется в ходе проведения родительских конференций и заседаний;
- привлечение родителей для управления учебно-воспитательным процессом (наиболее эффективная форма – участие в работе родительского комитета).
К основным формам взаимодействия с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья относится групповая, индивидуальная и коллективная работа.
Индивидуальная работа педагога с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья
В первую очередь педагог проводит изучение семейной микросреды ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для чего осуществляется диагностико-аналитическая работа. Она может включать в себя различные формы и методы:
- Для быстрого получения подробных и достоверных сведений проводится анкетирование родителей. При его помощи удается выявить общий план семьи, уровень образования и возраст родителей, характер их взаимоотношений с ребенком. В то же время анкетирование не позволяет узнать индивидуальные особенности ребенка, а также особенности его жизни в семье.
- Посещение семьи. Это лучший способ максимально близко познакомиться с ребенком и его семьей в привычной для него обстановке. В разговоре с родителями педагогу надо постараться собрать как можно больше информации об интересах ребенка, его привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Во время беседы с родителями педагог получает ценные сведения о склонностях ребенка, его отношении к родителям, школе.
- Учитель также может подробно рассказать об успехах ребенка в школе, его взаимоотношениях с одноклассниками, дать советы по организации выполнения домашних заданий.
- Проведение консультаций. Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог свободно себя почувствовать в классе со здоровыми детьми, требуется проведение бесед со всеми родителями. Цель таких бесед – привитие толерантного отношения к особенным детям, так как далеко не каждый взрослый человек готов принять факт нахождения рядом с ним или его ребенком человека с ограниченными возможностями здоровья.
- Переписка с родителями. При помощи регулярной отправки электронных писем педагог может информировать родителей об успехах ребенка и имеющихся трудностях. В письмах педагог также может извещать родителей о предстоящих школьных событиях, поздравлять их с праздниками, давать какие-либо советы или пожелания по воспитанию детей. Главное условие – это доброжелательный тон переписки.
- Проведение совместных занятий, в ходе которых осуществляется погружение родителей в учебный процесс. Во время таких занятий родители могут познакомиться с действующими учебными требованиями, оценить успехи и неудачи своего ребенка.
- Демонстрация родителям фото- и видеоматериалов с уроков в школе, каких-либо школьных мероприятий с целью более подробного разбора определенных моментов воспитания и обучения ребенка.
- Просмотр видео, снятого самими родителями. Такие записи могут являться своего рода отчетом родителей о проделанной работе и могут использоваться педагогом для разработки предложений по воспитанию ребенка.
Консультации проводятся и для того, чтобы исключить беспокойство родителей о безопасности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Регулярные беседы побуждают родителей более пристально приглядываться к своему ребенку, выявлять особенности его характера и осуществлять поиск оптимальных путей по его воспитанию.
Во время общения с родителями от педагога требуется проявление максимума тактичности. Недопустимым считается стыдить родителей, если, по мнению педагога, они не в полном объеме выполняют свой родительский долг. Разговор должен вестись с позиции того, что перед родителями и педагогом стоит общая задача и им необходимо совместно ее решать.
Коллективные и групповые формы работы с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья
К наиболее распространенным формам следует отнести следующие:
- Родительские лектории и практикумы, которые предполагают выработку у родителей разнообразных педагогических умений по воспитанию детей и решению различных педагогических ситуаций. На такие занятия могут приглашаться родители детей с ограниченными возможностями здоровья, которые находятся как на домашнем обучении, так и регулярно посещающие занятия. Темы для проведения практикумов могут быть самыми разнообразными.
- Обмен опытом между родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятие обычно проводится в форме круглого стола.
- Родительское собрание. Является универсальной формой взаимодействия школы с родителями обучающихся, которая позволяет повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей. Благодаря тому, что на собрания приглашаются и родители детей с ограниченными возможностями здоровья, то они могут почувствовать себя равноправными членами коллектива и при желании вступить в родительский комитет.
- Совместные досуговые мероприятия, которые направлены на повышение родительской активности на собраниях с участием обучающихся. Примерами таких мероприятий могут быть разнообразные развлечения, показы художественной самодеятельности, постановка сказки и т.д. В зависимости от заболевания ребенка для него выбирается задание, с которым он однозначно справится.
- Тематические консультации. Они организуются как для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, так и могут иметь вид обще классного занятия. Альтернативным вариантом может стать использование программы «Скайп» для организации онлайн-консультации.
Даже если это будет несложное задание, но ребенок будет участвовать вместе с другими одноклассниками, это даст положительный эффект от мероприятия. Так, родители смогут с другой стороны посмотреть на своего ребенка и получат эстетическое удовольствие, другие родители также смогут по-новому взглянуть на ученика с ограниченными возможностями здоровья. При этом сам ребенок тоже получит возможность проявить себя с лучшей стороны и получить ценный опыт социального общения.
Организовывая совместное участие детей и их родителей в разнообразных интеллектуальных, творческих и спортивных конкурсах и турнирах, совместных проектах, необходимо учитывать, что социализация детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется не только в ходе совместного обучения со здоровыми детьми. Так, обучающиеся с ОВЗ могут проявить себя, участвуя в различных олимпиадах и конкурсах, которые проводятся как очно, так и дистанционно.
Задачей же педагога является мотивирование родителей на участие в предлагаемых проектах и разнообразных мероприятиях, так как это не только сблизит родителей с их ребенком, но и обеспечит воспитательно-образовательный эффект.
Педагог также может организовывать различные выставки творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья или проводить конкурсы рисунка. Отличных результатов можно добиться и за счет организации совместных интернет-проектов детей с ОВЗ и их одноклассников, где физические недостатки просто не замечаются.
Необходимо также более широко применять современные интернет-технологии, благодаря которым обучающийся с ОВЗ может активно общаться со своими сверстниками, участвовать в различных программах, а родители получают дополнительную возможность взаимодействовать со специалистами школы как в социальных сетях, так и официальных школьных форумах.
Применение индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями обучающихся с ОВЗ позволяет поднять на новый уровень взаимодействие между школой и семьёй и тем самым существенно повысить эффективность всего процесса воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Родительская позиция в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, часто характеризуется неадекватностью, сиюминутностью и ригидностью.
Многие родители также невольно допускают грубые ошибки в воспитании, которые приводят к психологическим травмам ребенка, и бессознательно применяют такие модели воспитания, которые в дальнейшем становятся причинами невротизации детей. Соответственно, неправильный стиль общения родителей со своими детьми отрицательно влияет и на их способность к социализации.
Социализирующий потенциал семьи во многом определяется позицией, которую занимают родители. Выделяют четыре основные линии поведения родителей с особенным ребенком:
- бегство (пассивная автаркия). Проявляется в том, что семья старается избегать прямых контактов с обществом;
- борьба (агрессивная автаркия). Характеризуется тем, что родители критикуют общественные нормы и ценности или воспринимают их неадекватно;
- отделение (фильтрация). Семья с такой моделью поведения принимает только те ценности общества, которые совпадают с их собственными представлениями;
- гибкость (флексибильность - это способность индивидуума изменить свою психическую установку или легко приспособиться к изменившейся ситуации). Семья понимает о необходимости принятия общественных норм и под влиянием общества формирует собственные представления и ценности.
Выделяют также три критерия оценки родительской позиции:
- адекватность, при которой родители полностью осознают особенности своего ребенка;
- динамичность. В данном случае родительская позиция может часто меняться, а вместе с ней изменяются формы и способы общения с ребенком;
- прогностическая. Данная оценка позиции отражает способность родителей перестроить свое взаимодействие с ребенком, а также адекватно оценить дальнейшие жизненные перспективы.
Таким образом, семья может оказывать как положительное влияние на социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и создавать значительные препятствия данному процессу. Для того чтобы сформировать конструктивные родительско-детские взаимоотношения, необходимо ведение целенаправленной психолого-педагогической и медико-социальной работы с семьей, ведь именно от взаимоотношений в семье напрямую зависит успешность социализации и социальной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
- Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
- Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С -Пб, Воронеж, Минск, 2004.
- Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – СПб.: Издательство ППМИ, 1993.
- Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С -Пб, «Речь», 2005.
- Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
- Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Презентация заседания круглого стола для педагогов, работающих со школьниками с ОВЗ и их родителями....
Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье широко представлен материал о работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, который включает в себя организационные формы работы с родителями и перспективный план совместн...
Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512951","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы и методы работы с родителями детейс ограниченными возможностями здоровья...
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....