Викторина "Что такое этикет? Это – можно, это – нет…"
методическая разработка (5 класс) по теме

Материал позволяет расширить знания учащихся об общении с людьми;

расширить представления учащихся о разных народах и их культуре;

воспитывать вежливость, уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_chto_takoe_etiket_dek_2013.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МБОУ гимназия №1 города Липецка
  2. Попова Ольга Николаевна, учитель математики
  3. 5 – 6 класс
  4. «Что такое этикет? Это – можно, это – нет…»
  5. Викторина
  6. Цель: расширять знания учащихся об общении с людьми; расширять представления учащихся о разных народах и их культуре; воспитывать вежливость, уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение друг к другу.
  7. Оборудование: доска для фиксирования результатов
  8. Место проведения – класс или актовый зал

Описание мероприятия

Здравствуйте! Мы приглашаем вас принять участие в викторине «Что такое этикет? Это – можно, это – нет…». Сегодня встретятся две команды 5-х и 6-х классов. Именно они и будут доказывать, кто из них более культурный и вежливый, кто обладает более широкими познаниями об этикете.

/Представление команд пятых и шестых классов/

ПРАВИЛА ИГРЫ

Игра будет проходить в 2 тура. В турнире принимают участие и болельщики от каждой команды. Ведущий, задавая вопрос, объявляет и количество баллов, которое заработает команда в случае правильного ответа. На обдумывание вопроса даётся 30 секунд. Если за это время ни одна из команд не даёт ответа, вопрос переходит к болельщикам, и очки добавляются той команде, чьи болельщики дали правильный ответ.

За ходом игры будет наблюдать  компетентное жюри (можно пригласить старшеклассников).

/Представление жюри. Предлагается жюри в составе нечетного количества человек/

Итак, мы начинаем викторину.

1 тур включает в себя вопросы по правилам поведения в общественных местах и в гостях.

 Объявляется начало 1 тура.

1ТУР

  1.           2 ОЧКА

Вы звоните другу, а трубку берет его мама. Она вас еще не знает. Как вы будете с ней разговаривать?

  (Обязательно нужно поздороваться, назвать свои имя и фамилию, сказать, что вы друг ее сына, и только потом попросить позвать его к телефону.)

  1.           3 ОЧКА

 Общеизвестно, что дамам принято дарить цветы. А можно дарить цветы мужчинам?

    (Да, но только в особо торжественных случаях)

  1.             3 ОЧКА

Можно ли прийти в     гости за час до назначенного времени?

 (Нет, можно застать хозяев врасплох или поставить в неловкое положение.)

  1.            1 ОЧКО

Допустимо ли, разговаривая, активно жестикулировать, брать         собеседника за рукав, за пуговицу?

 (Нет, этого делать нельзя; правилами этикета предусматривается умеренность в жестах: жест нужен там, где слов не слышно.)

  1.             2 ОЧКА

Что делать, если вы вдруг забыли имя собеседника или вам его не представили?

(Вполне допустимо попросить собеседника назвать свое имя, это лучше, чем назвать человека чужим именем.)

  1.            1 ОЧКО

Что вы ответите, если кто-то попросит у вас извинения?

(Ничего страшного)

  1.            3 ОЧКА

Когда вы проявляете любезность (например, уступаете место в транспорте), нужно ли проявлять особую настойчивость?

(Нет, так как ситуации могут быть разными)

  1.            3 ОЧКА

К вам пришли гости и преподнесли большой букет, он упакован в красивую бумагу, украшенную к тому же пышным бантом. Как вы поступите с этим букетом?

(Нужно поблагодарить дарящего и, как бы красиво ни был упакован букет, развернуть его и поставить цветы в вазу.)

Жюри подводит итоги1 тура, с учетом результатов полученных болельщиками команд.

 Переходим ко 2 туру викторины, который включает в себя вопросы поведения за столом во время приема пищи.

 Объявляется  начало 2 тура

2 ТУР

  1. 2 ОЧКА

Куда деть жевательную резинку, если вы находитесь в гостях, за столом?

(Нужно завернуть её в бумажку и выкинуть в мусорное ведро. Не стоит оставлять её в тарелке, даже в бумаге, а тем более прилеплять её к столу)

  1. 3 ОЧКА

Как правильно съесть яблоко?

 (Неочищенное яблоко режут на 4части. Можно придерживать яблоко рукой или вилкой, но ни в коем случае нельзя резать его навесу; сердцевину вырезают, придерживая фрукт вилкой на тарелке. Едят дольки с помощью вилки.)

  1. 2 ОЧКА

Как вы поступите, если в помещении рядом с вами кто-то чихнул?

(Если вокруг чихающего много людей, совсем не обязательно говорить: «Будьте здоровы», достаточно просто не обращать на это внимания. Есть способ «античих»: сильно потереть переносицу.)

  1. 3 ОЧКА

 Как пользоваться    бумажными и матерчатыми салфетками?

(Текстильную салфетку принято держать на коленях, а бумажную располагать слева от тарелки. У них разные функции: текстильная салфетка предназначена для защиты одежды, а бумажными обычно вытирают губы и пальцы. Закончив есть, бумажную салфетку кладут в тарелку, а текстильную оставляют слева от тарелки, ведь она дается одна на все застолье, а бумажные салфетки можно брать без ограничений.)

  1. 2 ОЧКА

Как правильно есть овощи, положенные на тарелку?

(Нужно разделить овощи на части вилкой или ножом. Недопустимо разминать овощи до состояния пюре.)

  1. 3 ОЧКА

Перед вами тарелка с мясом и гарниром, рядом с тарелкой нож и вилка. Опишите, как вы будете кушать это блюдо.

(В правой руке – нож, в левой – вилка; придерживая мясо вилкой, нужно отрезать от него маленький кусочек, положить на него ножом немного гарнира и, не уронив ни крошки, отправить  в рот. И так, пока не съедите все блюдо. Оставлять на тарелке остатки угощения не принято. Лучше взять сразу порцию поменьше, с которой вы справитесь наверняка.)

  1. 2 ОЧКА

Как правильно есть зеленый горошек?

 (Возьмите вилкой одну или несколько зеленых горошин, не наколов, а поддевая их.)

  1. 3 ОЧКА

Если понадобилось сказать другу что-то такое, что не должны слышать посторонние, можно ли сказать это ему шепотом на ухо?

 (Шептаться в присутствии третьих лиц считается верхом неприличия.

Нужно отозвать человека в сторону и решить возникшие вопросы)

Это был последний вопрос 2 тура.

Жюри подводит  итоги этого тура и игры в целом.

/Награждается команда-победитель( возможны сладкие призы, книги); ведущий благодарит участников и болельщиков и прощается/

Как люди здороваются (дополнительная информация)

Это сообщение могут подготовить ученики 5 и 6 класса. Оценивается дополнительными баллами.

Достаточно простые правила поведения будут понятны и русским, и французским, и английским, и испанским и немецким и многим другим мальчикам и девочкам. Этих правил не так много, и если уметь ими пользоваться, то в любой компании вы будете чувствовать себя легко и непринужденно. С древних времен люди стремились, увидев друг друга, выразить свое отношение к встрече определенными знаками внимания или словами. Это и ритуал - подать руку, обнять друг друга, поцеловать руку, снять головной убор при встрече, поклониться и выразить словами пожелания здоровья и добра. Общение начинается с приветствия. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое "добрый день" и " здравствуйте " – вот различные способы приветствия.

О племени масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Житель Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. Европейцы, приветствуя друг друга,  приподнимают шляпу и слегка кланяются. Русские, англичане пожимают друг другу руку. Китаец, встречая друга, пожимает себе руку. Лапландцы трутся носами. Эскимосы, приветствуя друга, легонько стучат ему кулаком по голове и по плечам. Жест приветствия египтян напоминал отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу. Представители некоторых африканских народов в знак приветствия передают тыкву. Держат её в правой руке, а левой поддерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения. Мексиканец или испанец, выражая восхищение, сложит для этого 3 пальца, прижмут их к губам и воспроизведут звук поцелуя. Бразилец же возьмётся за мочку уха. Молодой американец, приветствуя приятеля, хлопает его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щёку. Военные отдают честь. Самоанцы обнюхивают друг друга. Современные греки приветствуют друг друга словами " Будь здоров!", а их предки говорили в знак приветствия " Радуйся!". Английские школьники

возгласом " Эй!". Арабы приветствуют словами " Мир с тобой!", а индейцы племени навахо -фразой " Всё хорошо!"

Использованные ресурсы

  1. http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/azbuka-markiza-ehtiketa.html
  2. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/klassnyi-chas-chto-takoe-etiket-eto-mozhno-eto-net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?

Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства.  3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...

Классный час "Что такое этикет? Это-можно, это - нет"

Основные правила поведения в обществе людей называют этикетом. В один из исторических дней 17 века у французского короля Людовика 14 состоялся прием. Людовик, имевший громкое прозвище «король-солнце» ...

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...

С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...

Что такое одаренность и какого ребенка можно назвать одаренным

Материал содержит доклад и интересную презентацию на данную тему...

Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."

Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."...

Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильн...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...