Викторина "Что такое этикет? Это – можно, это – нет…"
методическая разработка (5 класс) по теме
Материал позволяет расширить знания учащихся об общении с людьми;
расширить представления учащихся о разных народах и их культуре;
воспитывать вежливость, уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_chto_takoe_etiket_dek_2013.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
- МБОУ гимназия №1 города Липецка
- Попова Ольга Николаевна, учитель математики
- 5 – 6 класс
- «Что такое этикет? Это – можно, это – нет…»
- Викторина
- Цель: расширять знания учащихся об общении с людьми; расширять представления учащихся о разных народах и их культуре; воспитывать вежливость, уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение друг к другу.
- Оборудование: доска для фиксирования результатов
- Место проведения – класс или актовый зал
Описание мероприятия
Здравствуйте! Мы приглашаем вас принять участие в викторине «Что такое этикет? Это – можно, это – нет…». Сегодня встретятся две команды 5-х и 6-х классов. Именно они и будут доказывать, кто из них более культурный и вежливый, кто обладает более широкими познаниями об этикете.
/Представление команд пятых и шестых классов/
ПРАВИЛА ИГРЫ
Игра будет проходить в 2 тура. В турнире принимают участие и болельщики от каждой команды. Ведущий, задавая вопрос, объявляет и количество баллов, которое заработает команда в случае правильного ответа. На обдумывание вопроса даётся 30 секунд. Если за это время ни одна из команд не даёт ответа, вопрос переходит к болельщикам, и очки добавляются той команде, чьи болельщики дали правильный ответ.
За ходом игры будет наблюдать компетентное жюри (можно пригласить старшеклассников).
/Представление жюри. Предлагается жюри в составе нечетного количества человек/
Итак, мы начинаем викторину.
1 тур включает в себя вопросы по правилам поведения в общественных местах и в гостях.
Объявляется начало 1 тура.
1ТУР
- 2 ОЧКА
Вы звоните другу, а трубку берет его мама. Она вас еще не знает. Как вы будете с ней разговаривать?
(Обязательно нужно поздороваться, назвать свои имя и фамилию, сказать, что вы друг ее сына, и только потом попросить позвать его к телефону.)
- 3 ОЧКА
Общеизвестно, что дамам принято дарить цветы. А можно дарить цветы мужчинам?
(Да, но только в особо торжественных случаях)
- 3 ОЧКА
Можно ли прийти в гости за час до назначенного времени?
(Нет, можно застать хозяев врасплох или поставить в неловкое положение.)
- 1 ОЧКО
Допустимо ли, разговаривая, активно жестикулировать, брать собеседника за рукав, за пуговицу?
(Нет, этого делать нельзя; правилами этикета предусматривается умеренность в жестах: жест нужен там, где слов не слышно.)
- 2 ОЧКА
Что делать, если вы вдруг забыли имя собеседника или вам его не представили?
(Вполне допустимо попросить собеседника назвать свое имя, это лучше, чем назвать человека чужим именем.)
- 1 ОЧКО
Что вы ответите, если кто-то попросит у вас извинения?
(Ничего страшного)
- 3 ОЧКА
Когда вы проявляете любезность (например, уступаете место в транспорте), нужно ли проявлять особую настойчивость?
(Нет, так как ситуации могут быть разными)
- 3 ОЧКА
К вам пришли гости и преподнесли большой букет, он упакован в красивую бумагу, украшенную к тому же пышным бантом. Как вы поступите с этим букетом?
(Нужно поблагодарить дарящего и, как бы красиво ни был упакован букет, развернуть его и поставить цветы в вазу.)
Жюри подводит итоги1 тура, с учетом результатов полученных болельщиками команд.
Переходим ко 2 туру викторины, который включает в себя вопросы поведения за столом во время приема пищи.
Объявляется начало 2 тура
2 ТУР
- 2 ОЧКА
Куда деть жевательную резинку, если вы находитесь в гостях, за столом?
(Нужно завернуть её в бумажку и выкинуть в мусорное ведро. Не стоит оставлять её в тарелке, даже в бумаге, а тем более прилеплять её к столу)
- 3 ОЧКА
Как правильно съесть яблоко?
(Неочищенное яблоко режут на 4части. Можно придерживать яблоко рукой или вилкой, но ни в коем случае нельзя резать его навесу; сердцевину вырезают, придерживая фрукт вилкой на тарелке. Едят дольки с помощью вилки.)
- 2 ОЧКА
Как вы поступите, если в помещении рядом с вами кто-то чихнул?
(Если вокруг чихающего много людей, совсем не обязательно говорить: «Будьте здоровы», достаточно просто не обращать на это внимания. Есть способ «античих»: сильно потереть переносицу.)
- 3 ОЧКА
Как пользоваться бумажными и матерчатыми салфетками?
(Текстильную салфетку принято держать на коленях, а бумажную располагать слева от тарелки. У них разные функции: текстильная салфетка предназначена для защиты одежды, а бумажными обычно вытирают губы и пальцы. Закончив есть, бумажную салфетку кладут в тарелку, а текстильную оставляют слева от тарелки, ведь она дается одна на все застолье, а бумажные салфетки можно брать без ограничений.)
- 2 ОЧКА
Как правильно есть овощи, положенные на тарелку?
(Нужно разделить овощи на части вилкой или ножом. Недопустимо разминать овощи до состояния пюре.)
- 3 ОЧКА
Перед вами тарелка с мясом и гарниром, рядом с тарелкой нож и вилка. Опишите, как вы будете кушать это блюдо.
(В правой руке – нож, в левой – вилка; придерживая мясо вилкой, нужно отрезать от него маленький кусочек, положить на него ножом немного гарнира и, не уронив ни крошки, отправить в рот. И так, пока не съедите все блюдо. Оставлять на тарелке остатки угощения не принято. Лучше взять сразу порцию поменьше, с которой вы справитесь наверняка.)
- 2 ОЧКА
Как правильно есть зеленый горошек?
(Возьмите вилкой одну или несколько зеленых горошин, не наколов, а поддевая их.)
- 3 ОЧКА
Если понадобилось сказать другу что-то такое, что не должны слышать посторонние, можно ли сказать это ему шепотом на ухо?
(Шептаться в присутствии третьих лиц считается верхом неприличия.
Нужно отозвать человека в сторону и решить возникшие вопросы)
Это был последний вопрос 2 тура.
Жюри подводит итоги этого тура и игры в целом.
/Награждается команда-победитель( возможны сладкие призы, книги); ведущий благодарит участников и болельщиков и прощается/
Как люди здороваются (дополнительная информация)
Это сообщение могут подготовить ученики 5 и 6 класса. Оценивается дополнительными баллами.
Достаточно простые правила поведения будут понятны и русским, и французским, и английским, и испанским и немецким и многим другим мальчикам и девочкам. Этих правил не так много, и если уметь ими пользоваться, то в любой компании вы будете чувствовать себя легко и непринужденно. С древних времен люди стремились, увидев друг друга, выразить свое отношение к встрече определенными знаками внимания или словами. Это и ритуал - подать руку, обнять друг друга, поцеловать руку, снять головной убор при встрече, поклониться и выразить словами пожелания здоровья и добра. Общение начинается с приветствия. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое "добрый день" и " здравствуйте " – вот различные способы приветствия.
О племени масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Житель Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. Европейцы, приветствуя друг друга, приподнимают шляпу и слегка кланяются. Русские, англичане пожимают друг другу руку. Китаец, встречая друга, пожимает себе руку. Лапландцы трутся носами. Эскимосы, приветствуя друга, легонько стучат ему кулаком по голове и по плечам. Жест приветствия египтян напоминал отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу. Представители некоторых африканских народов в знак приветствия передают тыкву. Держат её в правой руке, а левой поддерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения. Мексиканец или испанец, выражая восхищение, сложит для этого 3 пальца, прижмут их к губам и воспроизведут звук поцелуя. Бразилец же возьмётся за мочку уха. Молодой американец, приветствуя приятеля, хлопает его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щёку. Военные отдают честь. Самоанцы обнюхивают друг друга. Современные греки приветствуют друг друга словами " Будь здоров!", а их предки говорили в знак приветствия " Радуйся!". Английские школьники
возгласом " Эй!". Арабы приветствуют словами " Мир с тобой!", а индейцы племени навахо -фразой " Всё хорошо!"
Использованные ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?
Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства. 3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...
Классный час "Что такое этикет? Это-можно, это - нет"
Основные правила поведения в обществе людей называют этикетом. В один из исторических дней 17 века у французского короля Людовика 14 состоялся прием. Людовик, имевший громкое прозвище «король-солнце» ...
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...
С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...
Что такое одаренность и какого ребенка можно назвать одаренным
Материал содержит доклад и интересную презентацию на данную тему...
Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."
Притча к классному часу на тему "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..."...
Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.
Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильн...
Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?
В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...