Программа духовно-нравственного воспитания
рабочая программа по теме
Работа с классным коллективом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya.docx | 36.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования и по делам молодёжи
администрации Куженерского муниципального района
МБОУ «Ивансолинская основная общеобразовательная школа»
Разработала классный руководитель
6 класса Яковлева Лилия Валентиновна
д. Купсола
2012 г.
Пояснительная записка
В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Базовое звено образования - общеобразовательная школа. Именно средние учреждения активно включились в реформирование образования, которое происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Программа содержит разделы:
1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
3. Основные направления и содержание духовно- нравственного воспитания.
4. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Раздел 1.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Основная педагогическая цель — воспитание, со циально-педагогическая поддержка становления и разви тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творчес кий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответ ственность за настоящее и будущее своей страны, уко ренённый в духовных и культурных традициях многона ционального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам и предусматривают
в области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реа лизации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней уста новке личности школьника поступать согласно своей со вести;
• формирование основ нравственного самосознания лич ности (совести) — способности школьника форму лировать собственные нравственные обязательства, осу ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения;
• формирование основ морали — осознанной обучающим ся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, долж ном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного опти мизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценнос тей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаи вать свою нравственно оправданную позицию, проявлять кри тичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступ кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо ра, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению труд ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих воз можностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответствен ности за Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему нацио нальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотруд ничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв чивости, понимания и сопереживания другим людям;
• становление гуманистических и демократических ценно стных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным орга низациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэт нического общения, уважения к языку, культурным, религи озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе россий ского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отноше ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Раздел 2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.
Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Можно привести несколько формулировок духовно- нравственного воспитания:
Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
«Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и нацио нальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,
• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, за бота о благосостоянии общества;
• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
• груд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетичес кое развитие;
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Раздел 3. Основные направления работы
Блоки | Воспитательные задачи |
Я и Я | 1) Формирование духовно-нравственных ориентиров. |
Я и Отечество | 1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. |
Я – защитник Отечества | Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите. |
Я и здоровье | 1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся. |
Я и культура | 1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры. |
Я и семья | 1) Формирование представлений о семейных ценностях. |
Я и школа | 1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. |
Я и планета | 1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой. |
Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию.
6 класс
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Классный час «Заветы нашего класса» |
Октябрь | Классный час «Уроки доброты» |
Ноябрь | Акция «Протянем руку помощи» Классный час «Цветы в нашей жизни» |
Декабрь | Эколого-природоведческая игра «Мир вокруг нас» |
Январь | Практикум «Давайте говорить друг другу комплименты» |
Февраль | Классный час «Мир моих увлечений» Классный час «память сердца» |
Март | Праздник «Загляните в мамины глаза» |
Апрель | Праздник «День воды» |
Май | Урок мужества «Подвигу народа жить в веках!» |
7 класс
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Практикум «Чтобы иметь друга, надо быть им» |
Октябрь | Классный час «О милосердии и доброте» |
Ноябрь | Оформление альбома «История моей семьи» |
Декабрь | Классный час «Правила поведения на природе» |
Январь | Диспут «Современно ли чувство «любовь»?» |
Февраль | Классный час «Профессии милосердия и добра» |
Март | Конкурс сочинений «Самый дорогой человек» Литературно-музыкальная композиция «Целую руки матери моей». |
Апрель | Классный час «Нам жизнь дана на добрые дела» |
Май | Классный час «Дорогами фронтовыми» |
8 класс
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Викторина «Классики литературы о добре и зле» |
Октябрь | Классный час «Должен ли быть человек толерантным?» |
Ноябрь | Классный час «В человеке всё должно быть прекрасно» |
Декабрь | Классный час «я личность» |
Январь | Беседа «Ещё жива природа, но…» |
Февраль | Классный час «О дружбе и друзьях» |
Март | Диспут «Истоки милосердия» |
Апрель | Классный час «Быть человеком» |
Май | Классный час «Мои предки в труде и в бою» |
Раздел 4. Ожидаемые результаты:
Результат воспитания –
ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Портрет обучающегося МБОУ «Ивансолинская основная общеобразовательная школа».
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
- обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Литература
- Кочетов А. И. и др. Эксперимент по программе воспитания в школе. Ярославль, 1994 г.
- Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.
- Титова Е. В. Если знать, как действовать. М., Просвещение, 1993 .
- Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.
- Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994.
- Щуркова Н. Е. Собранье пёстрых дел. Владимир, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...
3.1.Участие учителя в разработке и реализации программ духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации личности обучающихся
Справка-подтверждение; сертификат; рейтинговая таблица...
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...