Программа духовно-нравственного воспитания
рабочая программа по теме

Яковлева Лилия Валентиновна

Работа с классным коллективом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования и по делам молодёжи

 администрации Куженерского муниципального района

МБОУ «Ивансолинская основная общеобразовательная школа»

Разработала классный руководитель

6 класса Яковлева Лилия Валентиновна

д. Купсола

2012 г.

                Пояснительная записка

 

В концепции модернизации российского образования  сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. 

            Базовое звено образования - общеобразовательная школа. Именно средние учреждения  активно включились в реформирование образования, которое происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

–      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

–      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

–      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

–      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

–      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

–      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

–      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

–      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

–      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Программа содержит разделы:

    1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.  

2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

 

3. Основные направления и содержание духовно- нравственного воспитания.

 

4. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

 

 

Раздел 1.

    Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

 

      Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

 

 Основная педагогическая цель — воспитание, со циально-педагогическая поддержка становления и разви тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

 

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творчес кий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответ ственность за настоящее и будущее своей страны, уко ренённый в духовных и культурных традициях многона ционального народа Российской Федерации.

 

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам и предусматривают

в области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реа лизации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

•  укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней уста новке личности школьника поступать согласно своей со вести;

•  формирование основ нравственного  самосознания лич ности (совести) — способности  школьника форму лировать собственные нравственные обязательства, осу ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали — осознанной обучающим ся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, долж ном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного опти мизма;

•  принятие обучающимся базовых национальных ценнос тей, национальных и этнических духовных традиций;

•  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•  формирование способности открыто выражать и отстаи вать свою нравственно оправданную позицию, проявлять кри тичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступ кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо ра, к принятию ответственности за их результаты;

развитие трудолюбия, способности к преодолению труд ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих воз можностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

 

В области формирования социальной культуры:

•  формирование основ российской гражданской идентичности;

пробуждение веры в Россию, чувства личной ответствен ности за Отечество;

•  воспитание ценностного отношения к своему нацио нальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

развитие навыков организации и осуществления сотруд ничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

•  укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв чивости, понимания и сопереживания другим людям;

•  становление гуманистических и демократических ценно стных ориентаций;

•  формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным орга низациям, к вере и религиозным убеждениям;

•  формирование толерантности и основ культуры межэт нического общения, уважения к языку, культурным, религи озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

 

В области формирования семейной культуры:

•   формирование отношения к семье как основе россий ского общества;

•  формирование у обучающегося уважительного отноше ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

•  формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

•  знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 

 

Раздел 2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

 

Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Можно привести несколько формулировок духовно- нравственного воспитания:

Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

«Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

        Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие ценности:

•    патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

•    социальная солидарность — свобода личная и нацио нальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,

•   гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, за бота о благосостоянии общества;

• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

•  груд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

•   наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

•  традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

•  искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетичес кое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

•  человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

            Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

 

 

Раздел 3. Основные направления работы

Блоки

Воспитательные задачи

Я и Я

1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.
2) Формирование гражданского отношения к себе.
3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

Я и Отечество

1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.
3) Воспитание верности духовным традициям России.
4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

Я – защитник Отечества

 Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.

Я и здоровье

1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.
2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

Я и культура

1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.
3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Я и семья

1) Формирование представлений о семейных ценностях.
2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери - матери

Я и школа

1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

Я и планета

1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
2) Воспитание гуманистического отношения к людям.
3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию.

6 класс

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Классный час «Заветы нашего класса»

Октябрь

Классный час «Уроки доброты»

Ноябрь

Акция «Протянем руку помощи»

Классный час «Цветы в нашей жизни»

Декабрь

Эколого-природоведческая игра «Мир вокруг нас»

Январь

Практикум «Давайте говорить друг другу комплименты»

Февраль

Классный час «Мир моих увлечений»

Классный час «память сердца»

Март

Праздник «Загляните в мамины глаза»

Апрель

Праздник «День воды»

Май

Урок мужества «Подвигу народа жить в веках!»

7 класс

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Практикум «Чтобы иметь друга, надо быть им»

Октябрь

Классный час «О милосердии и доброте»

Ноябрь

Оформление альбома «История моей семьи»

Декабрь

Классный час «Правила поведения на природе»

Январь

Диспут «Современно ли чувство «любовь»?»

Февраль

Классный час «Профессии милосердия и добра»

Март

Конкурс сочинений «Самый дорогой человек»

Литературно-музыкальная композиция «Целую руки матери моей».

Апрель

Классный час «Нам жизнь дана на добрые дела»

Май

Классный час «Дорогами фронтовыми»

8 класс

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Викторина «Классики литературы о добре и зле»

Октябрь

Классный час «Должен ли быть человек толерантным?»

Ноябрь

Классный час «В человеке всё должно быть прекрасно»

Декабрь

Классный час «я личность»

Январь

Беседа «Ещё жива природа, но…»

Февраль

Классный час «О дружбе и друзьях»

Март

Диспут «Истоки милосердия»

Апрель

Классный час «Быть человеком»

Май

Классный час «Мои предки в труде и в бою»

Раздел 4. Ожидаемые результаты:

Результат воспитания –

ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Портрет обучающегося МБОУ «Ивансолинская основная общеобразовательная школа».

 

  1. умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  2. владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  3. обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  4. любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  5. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  6. любящий свой край и свою Родину;
  7. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  8. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  9. доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  10. выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

 

Литература

 

  1. Кочетов А. И. и др. Эксперимент по программе воспитания в школе. Ярославль, 1994 г.
  2. Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.
  3. Титова Е. В. Если знать, как действовать. М., Просвещение, 1993 .
  4. Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.
  5. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994.
  6. Щуркова Н. Е. Собранье пёстрых дел. Владимир, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год

Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...