КТД "Только память делает нас людьми"
классный час (9 класс) по теме

Удилова Татьяна Александровна

Сценарий педагогического события ко Дню победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktd__tolko_pamyat_delaet_nas_lyudmi.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала и провела: Удилова Т. А..,

учитель биологии  МОУ «СОШ № 4» г. Называевска

Только память делает нас людьми. Память и знания…

Пусть, отдавшие жизнь, живут вечно в нашем сердце.

КТД:  «Только память делает нас людьми"

Цель: «Чтобы помнили..."

Задачи: способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения и привлечь внимание к живым «памятникам природы», прививать чувство любви к большой и малой Родине.

Оборудование: выставка книг, плакаты с изображением деревьев, покалеченных войной, вечный огонь, 125 г хлеба, цветы, свечи.

Звучит песня М. Матусовского "С чего начинается Родина"

Вступительное слово классного руководителя: Сегодня наш классный час посвящается великому празднику Дню Победы. К нам в гости мы пригласили детей войны  (ФИО)

Наша встреча состоит из двух частей:

  1. Литературная гостиная
  2. Беседа на тему "Дети и война"

Мне хочется, чтобы вы помнили о войне не только литературные произведения книги истории, кинофильмы, но и живое слово, наш сегодняшний разговор, участниками которого являетесь вы сами. Наша литературная гостиная посвящается живым «памятникам природы».

"О, житель, коль ты человек. Запомни: лес  - твой друг навек!"

Велико значение леса в жизни человека!  Вы знаете это из курса биологии и экологии. А сегодня мы поговорим о лесе с исторической точки зрения. Леса живут не один десяток лет, берёза живёт до 120 лет, а дубы до 1300 лет. Их жизнь по человеческим меркам очень длинная и на своём веку деревья многое повидали и поэтому их иногда называют хранителями истории человечества. Хозяевами нашей литературной гостиной будут наши ведущие …………………      Добро пожаловать!

1-й ведущий: Давно отгремели залпы ВОВ. Дорогой ценой было завоёвано счастье жить и трудиться под мирным небом. И память об этом живёт в сердцах людей. Немало памятников и обелисков появилось на нашей Земле. Они призывают не забывать о трагедии войны. Но есть и другие памятники - живые, напоминающие о военном времени.

Чтец 1                                          

 Их обжигала

Пламенем  война.

Под их шатрами

Умирали люди,

И потому, быть может,

Седина на их коре,

Что путь был очень труден...

Стоят в веках свидетели войны,

Они всю жизнь глядят в реку  с обрыва...

И каждому прохожему видны дубы,

Напоминающие взрывы.

И.Гончаров

 2-й Ведущий: Много могут рассказать о войне деревья. Они видели, как в 1941 году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, горели города, сёла, леса и поля. И вместе со всем народом на защиту Родины встали леса.

На фоне музыки "Священная война" звучит стихотворение "Деревья тоже воевали".

Чтец 2.

Деревья тоже воевали

Как стяги, голову подняв.

Где нужно, гордо умирали,

С груди своей листву сорвав...

Земли родной тревоги, беды

По-настоящему поняв,

Они смотрели на свет белый,

Корнями Родину обняв.

                                                              Т. Гармата

1-й ведущий:

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать берёзу, чтобы его жизнь продолжалась в зелёном цвете дерева. Стоят берёзки у вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвёртый россиянин погиб во время ВОВ.

 Песня "Русские берёзы".

2-й ведущий: В нашем краю не ступал сапог фашиста. А вот на оккупированной территории фашисты не знали покоя ни днем, ни ночью. Лес как верный друг помогал вести в тылу врага партизанскую войну. Исторически сложилось так, что особенно почётна слава тульских засек, калининских, новгородских, псковских, белорусских, брянских, украинских, карельских, калужских, смоленских, ленинградских лесов. Фашисты трепетали от страха в сумерках даже от одиноко стоящего дерева.

Чтец 3.                          

Деревья ложились плашмя, как солдаты,

Редели ряды с каждым днём.

А немцы сжигали лесные квадраты

Губительным, шквальным огнём

Строчил пулемёт

в амбразуре бетонной.

Покоя не знал гарнизон.

Наш лес партизанский,

могучий, зелёный

Весной наступал на бетон.

Под камнями кости

захватчиков тлеют,

Их каски ржавеют вокруг.

А лес разрастается, лес зеленеет,

Наш верный помощник и друг.          

                                                                                                И.Василевский

1-й ведущий: Свинцовым градом пуль поливал враг нашу землю. Часть смертоносного груза приняли на себя берёзовые рощи, дубравы, еловые леса и сосняки. И сейчас еще деревья хранят в себе следы стали и свинца.

Чтец 4.    

Война прошла, но подвиг вечен,

Как цепь сражавшихся солдат

(Кто опалён, кто изувечен) -

Берёзы русские стоят.

Стоят, как прежде  - белоноги,    

И люди - боже, их прости!

Пришли, чтоб выровнять дороги,

Срубить берёзы на пути.

    Один сказал с  улыбкой: «Ну-ка! -

И хвать по дереву сплеча.

Топор сорвался с резким звуком,

Свинец тяжёлый повстречав.

Застыли люди. Значит, скольких

Спасли берёзы, что в рубцах!

В стволах засели те осколки,

Что быть могли бы в них, бойцах...

                                                                              В.Потемкин

2-й ведущий: Растут деревья, как продолжение жизни тех, кто отдал её за мирный шепот лесов, чистое небо над головой, счастливое будущее нынешнего и будущего поколений! Берёза - символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

1-й ведущий: «Россия» - шепчут мне берёзки,

2-й ведущий: «Россия»,- шепчут камыши,

1-й ведущий: «Россия»,- ключ журчит в ложбинке,

Классный руководитель: И я им тихо вторю: «Русь!»

Мне не трудны твои нагрузки:

Росла я в поле, косы русы,

И я люблю тебя по-русски,

Моя берёзовая Русь!

Звучит песня «Берёзы» (ЛЮБЭ и Сергей Безруков) Двери литературной гостиной закрываются. Спасибо за внимание!

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

1-й ведущий: Нечеловеческие испытания   выпали в годы войны на долю наших земляков. Война, жестокая и беспощадная, она оставила на полях сражений 4500 человек из нашего района. Это тысячи незаживающих сердечных ран оставленных вдов, матерей, сирот, тысячи исковерканных судеб.

 2-й ведущий: Наши земляки принимали участие в боевых действиях на всех фронтах и направлениях и вместе со всеми участниками с доблестью выполнили свой долг перед Родиной. Подвиг называевцев в годы войны получил отражение в книге «Солдаты Победы».

На фронтах также сражались и наши учителя, находящиеся в данный момент на заслуженном отдыхе - Новицкий Виктор Францевич и Горячев Александр Фёдорович.

 1-й ведущий: Среди учителей нашей школы были и такие, на долю которых выпало военное детство. Их, к сожалению, с нами нет - это Буяльская Надежда Ивановна, Дорошенко Тамара Кирилловна, Скосырская Ольга Алексеевна, Игнатенко Эмма Николаевна.

Классный руководитель: Дети и война...  Как несовместимы эти два слова, также как и в наше время слова «дети» и «терроризм» (дети Беслана, детский сад на Украине, угон автобусов, самолётов и т. д.). Это страшная трагедия нашего времени. Но мы сегодня затрагиваем тему детей ВОВ. Документы свидетельствуют: «Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребёнка до 16 лет истребили немцы в лагерях, на оккупированных территориях. В лагере прибывших отправляли в газовые камеры, а здоровых подростков изнуряли на тяжёлых работах. Детей, родившихся в лагере, сразу же умерщвляли». Какое же детство было у тех, кто остался в живых? Ещё никто не приводил статистических сведений о ранней смерти этих детей. Но мы сами знаем, что уже сейчас очень трудно найти среди детей войны мужчин. Почему? Главным ответом была война. Самым страшным ужасом для детей был голод. Как растущий организм может обойтись без белков - кирпичиков - никак. Что говорить про белковую пищу? Хлеба не видели дети! А если ели, то каков этот хлеб войны?

2-й ведущий:

Вы помните тревожные вести, тревожную схватку судеб

       И счастье голодного детства - пайковый, немыслимый хлеб?

Горячий, тяжёлый как глина, на треть из пустой лебеды,

Его бы в музей, на витрину, как память народной беды.

1-й ведущий: Найдётся ли среди нас человек, который знает, из чего состоял блокадный хлеб. Как вкусно пахла крошечная горбушка хлеба, смешанная с травой и опилками. Тот хлеб, который получали ленинградцы в дни войны, трудно назвать хлебом: 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 2% муки - выбоя из мешков, вот каким был блокадный ленинградский хлеб - 125 грамм хлеба в сутки.

Чтец 5.                  

На Невском замерло движенье.  

Не ночью, нет - средь бела дня.

                               На мостовой, как изваянье, фигура женщины видна.

                             Там, на дороге, как - во сне, седая женщина стояла -

                              В её протянутых руках горбушка чёрная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок, обезображенный бездушьем,

         Размятый множеством машин и все забывшим равнодушьем.

А женщина держала хлеб и с дрожью в голосе шептала:

                            - Кусочек этот бы тогда - и сына я б не потеряла.

                             Кусочек этот бы тогда... Кусочек этот бы тогда...

Кто осквернил? Кто позабыл: блокады страшные года...

                              Кто, бросив на дорогу хлеб, забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза с застывшим ужасом, в слезах...

Классный руководитель: Кто осквернил, кто позабыл? Мы забыли, новое поколение. Прежде чем бросить кусочек хлеба под ноги вспомните ту мать на дороге, которая потеряла сына.

2-й ведущий:

Да, хлеб войны был с лебедой, пополам с большой бедой.

Жизнь - была ему цена... Помнит эти дни страна.

Хлеб сражался за народ, хлеб в тылу спасал сирот,

Среди стали и свинца грел ладони и сердца.

Был ещё и бабий хлеб... и тот, кто сердцем не ослеп,

О бабе помнит. Как она, покуда в мире шла война,

Была и плугом и серпом, и лошадью и хомутом...

Классный руководитель: Ребята готовились к  классному часу, собирали сведения о ветеранах войны, писали сообщения о своих дедушках и бабушках. Сейчас послушаем некоторые из них.

Чтец 6.                    

Я не знал размера обуви своей мальчишеской ноги

Бывало с печки ли, с порога ли  в чужие прыгал сапоги

Не знал я прелести обновок, как вкусен запах калача,

Носил рубаху не с иголки - с чужого  взрослого плеча.

Зато я знал войну и голод  и летом, лютой ли зимой

Я без прогноза зной и холод  определял своей спиной

Я мог картофель мерзлый кушать, носить штаны в заплатах,

Но не мог, чтоб каждый день не слушать в годы те Совинформбюро.

Звучит песня «День Победы». Слово гостям.

2-й ведущий: А теперь послушаем стихотворение нашего современника. Читают чтецы  (в руках свечи).

Ты любишь уют и покой своих снов,

Ты смотришь одни сериалы.

Когда в «Новостях» видишь

трупы и вдов -

Переключаешь каналы.

Но слёзы у всех - солоны,

А кровь - горяча и красна,

И если нет дела тебе до войны,

Настигнет тебя война.

И, может, ты живёшь не тем совсем,

 чем я,

И, может, молишься иному Богу -

У нас одна страна, у нас - одна судьба,

У нас - одна беда, одна дорога.

И если пока что стрельба далеко -

Она на твоей планете.

Ты это поймёшь, если за упокой

Свечу затеплишь по детям...

Ведь слёзы у всех - солоны,

А кровь горяча и красна,

И если ты скажешь: «На мне нет войны!»

То в этом уже вина...

И, может, ты живёшь не тем совсем,

чем я,

И, может, молишься иному Богу -

У нас одна судьба, у нас - одна вина,

У нас одна звезда, одна дорога!

  Кирносов Сергей

1-й ведущий: Но вместе с горем и скорбью  были и великая радость, гордость за свою страну, всё вынесшую и победившую, гордость за своих героев, а они были в каждой семье.

Классный руководитель: рассказ о своей семье

1-й ведущий: На планете сейчас не спокойно

 2-й ведущий: Но мы верим в цветенье весны.

1-й ведущий: Не нужны нам никакие войны.

 2-й ведущий: Пусть нам снятся мирные сны.

Звучит песня М. Матусовского "С чего начинается Родина"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...

«ПАМЯТЬ, ПАМЯТЬ, ЗА СОБОЮ ПОЗОВИ…»

15 февраля - день памяти воинов-интернационалистов. В этот день мы чтим ветеранов, прошедших горнило афганской и чеченской войн, с честью, достоинством и героизмом исполнивших свой воинский долг. Мы о...

сценарий "Память солдатская память"

разработка данного мероприятия,...

Внеклассное мероприятие "Память, память, за собою позови..."

Цель данного мероприятия - формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, формирование нравственной позиции.Воспитательная ценность ...

«В память о делах твоих, пилот! К 80-летию перелета В. П. Чкалова из СССР в Америку через Северный полюс» Методическая разработка экскурсии по постоянной экспозиции музея, посвященной В.П. Чкалову

Валерий Чкалов - легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс. Цель нашей экскурсии –повысить интерес к подвигу л...

А.С. Прозоров. А.В. Фильчугов. ПАМЯТЬ И ДЕЛО. Описание

Представлена методическая разработка деятельности Детско-юношеской общественной организации "Память и дело", действующей в ГБОУ гимназии № 209 "Павловская гимназия" в рамках Российского движения школь...

Правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с людьми у которых имеются преступные намерения)

В статье предоставлены правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с людьми у которых имеются преступные намерения)...