Гендерные представления подростков
статья по теме
В данной статье расматриваются гендерные представления подростков. От того насколько чётко сформированы гендерные представления подрастающего поколения зависит смогут ли они в будущем взять на себя ответственность в роли кормильца семьи или хранительницы домашнего очага. Что в конечном итоге составляет будущее нации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernye_predstavleniya_podrostkov.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В подростковом возрасте происходит переосмысление личностного опыта, подросток стремится найти себя, определить границы между собой и окружающим миром. Одной из важнейших задач подросткового возраста является принятие на себя мужской или женской роли. Что означает быть мужчиной? Что означает быть женщиной? Как должен выглядеть мужчина, а как – женщина? Как они должны себя вести? Кем должны стать в жизни?
Сложность связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образы мужественности / женственности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в своей личности, различные социальные роли, образы поведения и черты, чтобы впоследствии успешно адаптироваться во взрослом мире.
Цель данного исследования: изучение гендерных представлений подростков. От того насколько четко сформированы гендерные представления подрастающего поколения зависит смогут ли они в будущем взять на себя ответственность в роли кормильца семьи или хранительницы домашнего очага. Что в конечном итоге составляет будущее нации.
Исследование было анонимным и проводилось в 7 классе МОУ «СОШ №18». При обработке данных использовался количественный и качественный анализ.
Интересные данные получены в результате опроса исследуемой группы. Мы проанализировали обращения, как специфический вербальный символ гендерной принадлежности. Лидирующие позиции заняли у мальчиков «пацаны, парни, мужики» в обращении к представителям своего пола, и «девушки», а также безличное «эй, ты» в отношении женского. Девочки обращаются со словами «мальчики, мужчины, пацаны» к представителям мужского пола и «девушки, девчонки» - к лицам своего пола.
Что касается предметного окружения мальчики на I место ставят наличие машины для мужчины. А для женщины они считают определяющими такие вещи как: мягкие игрушки, сумки и помады. Девочки также среди предметов, знаковых для мужчин на I место ставят машину. Для себя определяют следующее: мягкие игрушки, косметика, яркая одежда, посудомоечная машина. Особой разницы гендерной специфики профессий нами не обнаружено. И мальчики, и девочки единодушны в том, что для мужчин характерными являются такие профессии как таксист (I место), полицейский, военнослужащий, бизнесмен, строитель, хирург. А для женщин - бухгалтер (I место), учитель, продавец, дизайнер, повар, Позиция «домохозяйка» получила лишь по одному голосу в той и другой группе, что говорить о том, что большинство подростков не рассматривают вопрос о том, что женщина может просто заниматься домом.
Среди учебных предметов мальчики считают для себя предпочитаемыми: физкультура – I место, математика – II место, технология – III место. Для девочек они ставят рисование на I место, музыку на II место, а русский язык – на III место.
У девочек получены следующие ответы. Для мальчиков они ставят физкультуру на I место, историю и технологию на II место, физику на III. Для себя они на I место ставят технологию и рисование, на II место – русский язык и музыку, на III место – биологию.
Гендерных различий в отношении к видам спорта не выявлено. Мальчики и девочки к мужским видам спорта относят футбол, баскетбол и хоккей, а к женским видам – плавание, волейбол и легкую атлетику.
Что касается хобби и увлечений, то мальчики и девочки убеждены в следующем. Мужчины приоритет отдают спорту, автомобилям и компьютерам. Женщины выбирают шопинг, танцы. хозяйственную деятельность по дому, болтовню по телефону и шитье. Одна испытуемая ответила, что для мужчины является главным увлечением «пить пиво, есть чипсы и орать». Еще один испытуемый ответил, что главным мужским увлечением являются «девушки и пиво».
Особенности выбора личностных качеств у мальчиков следующие. Среди мужских качеств на I место они ставят быстроту в принятии решения, II место отдают мужественности, способности защищать свои взгляды, силе, III место получили вера в себя, дух соревнования и готовность к действию.
Среди женских качеств выделяют женственность (I место), очаровательность, любовь к модной одежде, нелюбовь к ругательствам, нежность (II место), непостоянство, умение сочувствовать (III место). Не востребованы оказались такие женские черты как верность и скромность (по одному выбору).
Особенности выбора личностных качеств у девочек следующие.
Мужскими они считают мужественность (I место), агрессивность, вспыльчивость (II место), резкость, напористость, силу, склонность к риску (III место).
У женщин выделяют женственность (I место), мягкость, скромность (II место), застенчивость, нежность, способность утешать (III место).
Мы видим, что по мужским качествам общими позициями являются мужественность и сила, а по женским качествам общими позициями являются женственность и нежность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"
В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...
Социальный проект по гендерному воспитанию подростков «Каким ты был… Таким ли ты остался?»
Социальный проект "Каким ты был... Таким ли ты остался?" направлен на повышение уровня гендерной культуры учащегося и содействие их успешной психолого-педагогической адаптации и социализации....
Социальный проект по гендерному воспитанию подростков «Каким ты был… Таким ли ты остался?»
Социальный проект "Каким ты был... Таким ли ты остался?" направлен на повышение уровня гендерной культуры учащегося и содействие их успешной психолого-педагогической адаптации и социализации....
Гендерный вопрос в процессе социализации подростка
Возрастная и гендерная специфика правовой социализации в подростковом возрасте...
Половая и гендерная идентичность подростков как условие принятия семейных ролей супруга и родителя в будущем
Окончание второго тысячеления ознаменовалось появлением нового понятия в сфере прав человека-"гендер". Понятие гендер не имеет окончательного определения, его рассматривают как целый комплекс понятий,...
Изучение гендерных различий в представлениях о дружбе в юношеском возрасте
Постепенно общество осознает значимость глубоких в человеческой жизни отношений. Поэтому тема дружбы очень актуальна, так как эта связь людей ценилась всегда, и практически нет человека, у которого ря...
Гендерная идентификация подростков и психологическое здоровье подростков
Л.Н.Толстой считает, что мужчина только тогда имеет право так называться, когда стремится проявить себя в общественной жизни, а женщина - только в том случае достойна этого...