Добро и зло: причины наших поступков
классный час (6 класс) по теме
Данный классный час разработан в цикле "Нравственные классные часы". Он является вторым. На этом классном часе, основываясь на итоги, сделанные во время беседы "Учитесь делать добрые дела", ребята выполняют похожие задания, используя свой личный опыт. Различные творческие задания помогут выявить способности всех школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_prichiny_postupkov.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Добро и зло: причины наших поступков
Цели:
- Воспитать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу доброты;
- формировать знания о бережном отношении к окружающим людям
Оборудование: компьютерная презентация «Добро и зло. Причины наших поступков», листы бумаги, фломастеры, высказывания о добре, карточки с названиями предметов, которых можно взять с собой в путешествие.
Форма проведения: беседа с элементами ролевой игры
Материал, использованный во время подготовки к классному часу:
- Давыдова А. В. Классные часы. М.: ВАКО, 2010. – с. 15
- Жиренко О. Е. , Савченко Е. В. Классные часы. 5-9 кл. – М.: ВАКО, 2006. – с.52-53
Ход классного часа
Организационный момент. Знакомство с темой, целями и планом кл. часа
Вступительное слово учителя:
«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то
удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым –
счастье»
Ю. Яковлев
Говорят, что если есть в человеке доброта, зна чит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмо циональную школу — школу воспитания добрых чувств. Рядом со словом «добро» всегда ступало и ни на минуту не останавливалось слово «зло». Добро и зло – две силы, которые борются упорно и вечно. Причины наших поступков измеряются именно двумя этими словами.
У врат обители святой
Стоял ,просящий подаянье,
Бедняк , иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Когда лишь хлеба он просил,
А взор являл живую муку,
Но кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется, прежде всего отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье.
Ролевая игра «Кто спасется»
Ребята, представьте, что вы идете через пустыню, один из вас будет стариком, матерью, ребенком, отцом, проводником. На столе карточки, на которых написано все, что человек может с собой взять в путешествие, например: машину, коня, верблюда, бутылку с водой, книжку, пакет с сухофруктами, теплое одеяло, лопату, бутерброды и т.д. Нужно перейти пустыню за неделю. Сейчас вы по очереди будете подбрасывать кубик и возьмете со стола столько карточек, сколько цифр выпало на кубике. Затем расскажете, как поступите с тем, что вам досталось, например: не возьмете с собой, поделитесь с кем-либо, используете только для себя.
Вопросы для беседы.
Стоит ли в наше время быть милосердным? Кому милосердие и сострадание нужнее всего? Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступ ках и ждать за них благодарности?
Можно ли упрекать других людей за то, что они не прояв ляют милосердия?
Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситу ациях?
Есть ли люди не достойные милосердия?
Я вам прочту сказку В. Немировича-Данченко
«Ключ врага милосердного»
«Караван шел по пустыне... Солнце жгло. Золотые бугры пес ков пропадали в ослепительной дали. Небо тонуло в опаловом блеске. Впереди белой извилистой линией — дорога... Ее, соб ственно, не было. Дорогой здесь казались остовы павших верб людов. Колодцы остались позади, и пилигримы взяли с собой воды на два дня. Только завтра они могут добраться до оазиса с чахлыми пальмами. Утром еще мерещились вдалеке чудесные марепа с синими водами, с тенистыми рощами. Теперь и мира жи пропали. Все замирало под строгим взглядом беспощадного солнца... Сонно покачивались всадники, следуя за проводни ком. Кто-то запел, но в пустыне и песня падает на душу слеза ми. И певший тотчас же смолк. Тишина ... Только слышался равномерный шорох тонких ног, погружавшихся в песок, да шелест шелковых занавесок, за которыми прятались от зноя смуглолицые бедуинки. Все замирало, даже и душа человечес кая! На пути встретился каравану умирающий араб; рядом ле жал загнанный конь, белый на золотом песке; всадник, завер нув в белый бурнус голову, положил ее на бездыханное тело сво его друга... Бесстрастно проходили мимо верблюды. Никто из людей даже не повернул головы туда, где из-под белого шелка остро и жадно следовал за ними взгляд погибавшего в пусты не... Уже весь караван миновал его. Только старик, ехавший позади, вдруг слез с седла и наклонился над арабом.
— Что с тобой?
— Пить! — только и мог проговорить умиравший. Старик посмотрел вслед каравану — он медленно двигался и
ослепительную даль, никто не оглядывался назад. Старик под нял голову в высоту, и оттуда вдруг почудилось ему что-то, ка кое-то веяние, проникавшее в его душу... Старик снял мехи с водой, обмыл сначала лицо и рот умирающему, потом дал ему сделать глоток... другой.
Лицо умирающего оживилось.
— Ты из рода Оммиадов?
— Да... — ответил старик.
— Я угадал по знаку на твоей руке... Я из Эль-Хамидов. Мы смертельные враги...
— В пустыне перед лицом Аллаха — мы только братья. Пей!.. Я стар, ты молод. Пей и живи...
Умирающий жадно припал к мехам... Старик посадил его на своего верблюда...
— Поезжай и расскажи своим о мести одного из Оммиадов.
— А ты?
— Мне все равно жить осталось мало.
— Поедем вместе.
— Нельзя. Верблюд мал, он не выдержит такой тяжести. Араб колебался. Но он был молод, его ждала слава и лю бовь. Он молча сел... Остановился...
— У тебя есть родные?
— Никого! — ответил старик.
— Прощай!
Оставшийся долго смотрел ему в след... Он обманул своего врага... У него были дети, но они славились как храбрые вои ны... Он уже не нужен был им.
Караван исчез в ослепительной дали... Солнце жгло... Небо тонуло в опаловом блеске. Старик завернул голову в покрыва ло и лег лицом к земле.
Прошло несколько месяцев.
Та же пустыня. Так же пилигримы взяли в последнем оази се с собой воды на два дня... Сонно покачивались всадники на утомленных верблюдах, и вдруг проводник остановился... — Что там? — указал он вдаль. Нагонявшие его пилигримы уже в изумлении глядели туда... Там, среди бесконечных пес ков, видна была зелень. Раскинулись высокие, гордые паль мы, меж пышно поднявшихся кустов журчал источник, и ве селый лепет прохладных струй наполнял томную зловещую тишину окружающей пустыни... Яркие цветы нежным благо уханием, точно ласковым приветом, встречали утомленных путников. У ручья лежало нетленное тело милосердного старика. Его подняли, обернули в шелковые покровы и повезли в оазис его рода.
Арабы говорят, что новый источник забил из глубочайших недр земли по велению Аллаха там, где в песок упало несколь ко капель воды из мехов старого шейха. Бедуины зовут этот чудесный оазис «Ключом врага милосердного».
Вопросы к сказке.
Как вы думаете, почему старик проявил милосердие?
Как бы вы поступили на месте молодого араба?
Можно ли было найти какой-нибудь выход, чтобы спастись вдвоем?
Почему там, где погиб милосердный старик, появился оазис? Представьте, что вы едете по пустыне и у вас кончилась вода.
Что вы предпримете?
Творческое задание «Оазис милосердия»
Представьте, что каждый милосердный поступок превраща ется в цветущий оазис в пустыне. Нарисуйте такой оазис и рас скажите, что должно измениться на земле, чтобы все пустыни превратились в оазисы, и возможно ли это.
Творческое задание «Проект помощи»
«Люди во всем мире могут выглядеть по-разному, принад лежать к разным вероисповеданиям, могут получать разное об разование и находиться на разных ступенях социальной лест ницы, но все они одинаковы. Все они люди, которых надо лю бить и которым надо помогать, если они нуждаются в нашей помощи.»
Мать Тереза
Ребята делятся на группы. Каждая группа должна составить проект деятельности благотворительной организации. Дети дол жны написать: как будет называться их организация; кому она будет помогать; на каких условиях в ней будут работать люди; кто ее будет финансировать; ее основные принципы и т.д.
Итог классного часа
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Маленькие добрые дела, маленькие слова любви помогают осчастливить землю и подобны небесам на земле. Творите добро, учитесь делать добрые дела, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро и зло в нашей жизни" А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
Данная методическая разработка предназначена для учащихся 5 класса при изучении сказки А. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатврях". На уроке учащиеся выявляют различия русской народной и ли...
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР НАШИХ УЧЕНИКОВ!
Технология веб-квест при подготовке к изучению романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Сценарий познавательного мероприятия в рамках месячника «Толерантность – основа добрых отношений между народами нашей страны» тема: «Мы – большая семья»
Сценарий познавательного мероприятия в рамках месячника «Толерантность – основа добрых отношений между народами нашей страны»...
Внеклассное мероприятие "Добро и зло. Причины наших поступков"
Классный час, направленный на воспитание морально-нравственных ценностей...
Как понять свою проблему. Мотивы наших поступков.
Занятие педагога-психолога с учениками 10 класса в условиях дистанционного обучения....
Классный час. Добро и зло: причины наших поступков. 9 класс
Классный час. Добро и зло: причины наших поступков....
Час информации по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Последствия наших поступков»
Цели проведения: профилактика правонарушений несовершеннолетних;пропаганда правовых знаний;формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения; формирование н...