Внеклассное мероприятие "Добро и зло. Причины наших поступков"
классный час (5 класс) на тему

Гаврильченко Светлана Ильинична

Классный час, направленный на воспитание морально-нравственных ценностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_dobro_i_zlo._prichiny_nashih_postupkov.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

МОКУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа

 имени И.В.Гермашева»

Добро и зло.

Причины наших поступков

Классный час, направленный на воспитание

морально-нравственных ценностей.

                                       Составила: Гаврильченко С. И.

                                                                         школьный библиотекарь

Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

Задачи:

  • Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, познакомить с произведениями литературы.
  • Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.
  • Воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.

Форма проведения: беседа с элементами ролевой игры

Библиотекарь:

С тех пор как существует человечество, две силы ведут между собой борьбу. Это добро и зло. В широком смысле этого слова «добро» и «зло» означают положительные и отрицательные ценности вообще. Всем известно добрый – это хороший, злой – плохой.

        На  всем земном шаре, из всех существ, населяющих его, только один человек имеет понятие о нравственности. Всякий знает, что поступки человека или хорошие (добрые), или дурные (злые). Этими понятиями человек отличается от всех животных. Животные поступают так, как свойственно поступать им по природе или приучены дрессировкой. О том, как же различать добрые поступки от злых, мы сегодня будем говорить на нашем уроке.

        Несомненно,  одним из проявлений зла является зависть. Это очень страшное чувство, которое со временем может разрастись в человеке и заслонить в нём всё светлое.

- Вспомните, кто из героев сказки А.С.Пушкина умер от зависти?

(Царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»)

- Так ли уж преувеличивал поэт?

- Давайте представим ситуации, которые могут вызвать у вас чувство зависти.

- Каким прилагательным чаще всего называют зависть? (Чёрная)

- Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием другого.

А сейчас я хочу прочитать вам притчу из Библии  о Каине и Авеле.

(Библиотекарь читает Притчу)

- Многие строки из Библии говорят о зависти. В другой священной книге с тысячелетней историей – Коране – сказано: «Если вы творите добро, то вы творите его для самих себя, если творите зло, то для самих себя же».  

-А теперь послушайте стихотворение О. Высотской «Завидущие глаза».

Там, где кочки и ухабы,

Там, где горы и леса,

Там жила на свете баба –

Завидущие глаза.

Ей казалось, что счастливей

У соседей жизнь идет,

И цветник у них красивей, и богаче огород.

У соседок юбки ярче

И острее топоры,

Даже солнце светит жарче

На соседские дворы.

У самой коза, корова

И муки полным – полно,

Но с добра она чужого
Глаз не сводит все равно.

Библиотекарь:

Как вы понимаете смысл названия этого стихотворения «Завидущие глаза»? Какие это глаза? (Прищуренные, бегающие, злые)

А что нужно испытывать по отношению к удачам и победам других?

Библиотекарь:

Одним из самых главных недостатков современного общества является ложь. Она приняла настолько обобщенный характер, что стала повседневной.

Вам знакомы такие ситуации?

- Звонят по телефону. Дочка просит: «Скажи, что меня нет дома»,

- Ученик не выучил уроки. «Скажу, что весь день болела голова»

- Загорел у бабушки в деревне, а всем объяснил, что ездил с родителями по путевке в Турцию.

Библиотекарь:

Я хочу прочитать вам ещё один рассказ из Библии.

(О Исаве и Иакове)

- Ложь может опуститься до предательства.

В основе многих преступлений лежит зависть, а сопутствует ей ложь.

Библиотекарь:

А особенно опасны сплетни. К сожалению, сплетня сделалась излюбленной принадлежностью чуть ли не каждой беседы.

Инсценировка стихотворения Р.Сефа «Сплетницы»

Автор:

Встретит Жанна Яну

На дороге встанут

Жанна и Яна (вместе)

- Вот проходит Лиза,

А на Лизе блуза –

Это прямо ужас,

До чего кургуза!

Автор:

Встретит Лиза Жанну,

На дороге встанут

Начинает Жанна

Жанна:

- Говорила Яна,

Что твоя, мол, блуза

Чересчур кургуза.

Автор:

Лиза покраснела:

Лиза:

- Ей какое дело?

На свою бы кофту

Лучше поглядела!

Автор:

Встретит Лиза Яну,

На дороге встанут.

Начинает Яна:

Яна:

- Говорила Жанна,

Что твоя, мол, блуза

Чуточку кургуза.

Автор:

Лиза побледнела:

Лиза:

- Ей какое дело?

На свою прическу

Лучше бы глядела!

Автор:

Встретит Жанна Яну,

На дороге встанут.

Начинает Яна:

Яна:

- Ты болтушка Жанна…

Жанна:

- Это я болтушка?

Ты сошла с ума!

Ты, моя подружка,

Сплетница сама!

(уходят)

Библиотекарь:

Что же несет с собой сплетня? Добро или зло?

Библиотекарь:

А сейчас прозвучит ещё одно стихотворение, которое обозначит ещё одну тему нашего разговора о добре и зле.

Инсценировка стихотворения О Высотской «Про скупого».

Рассказчик:

-Попросил я у скупого:

- Дай мне хлебушка ржаного!

Скупой:

- Что ты, братец, хлеба нет!

Сам без хлеба ел обед.

Рассказчик:

- Ну, так дай щепотку соли!

Скупой:

- Соли нет! Ищите в поле!

Вишь, сорока со стола

Всю солонку унесла!

Рассказчик:

-Одолжи хоть сена клок!

Ты припрятал целый стог!

Скупой:

- Целый стог? Да ты в уме ли?

Нынче сено волки съели!

Рассказчик:

Подшутил над ним прохожий:

- Дай снежку! – сказал ему.

Он и снега не дал тоже: Вдруг не хватит самому?

(Уходят)

        Библиотекарь:

- Какие синонимы к слову скупой вы знаете?

(жадный, прижимистый, вредный)

- Посмотрите, сколько отрицательных качеств вмещает в себя это слово!

- А теперь послушайте еще одно стихотворение. Я.Аким «Моя родня».

        Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестрёнка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка.

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

А ещё есть друг у меня,

Друг Серёжка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Всё на свете ему подарю.

Библиотекарь:

Что вас привлекает в герое этого стихотворения?

Как автор подчёркивает его доброту и щедрость?

Библиотекарь:

А сейчас я прочитаю вам стихотворение Р.Сефа «Совет»

Поссорились чашка и блюдце

Сейчас они разобьются.

Скоро в кухне, на полке,

Будут лежать осколки.

И ты не ссорься напрасно –

ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО!

- Почему так опасно ссориться?

сора вызывает раздражение, злость, гнев…)

- Врагами добрых отношений между людьми являются грубость и брань. И многие уже настолько ослепли, отупели, ссорясь между собой, что этого уже не замечают.

Но самым отвратительным из злоречья, сквернословия нужно, безусловно, признать позорную, отвратительную привычку к непечатной брани, которой подвержены многие.

Библиотекарь:

- А если ссора уже произошла, бранное слово уже вылетело? Что нужно сделать, чтобы обида и зло не переросли в ненависть? (ответы детей)

- А умеем ли мы первыми сказать доброе слово, сделать шаг к примирению?

- Задумайтесь над этим.

- А я вам прочитаю ещё одно стихотворение Р.Сефа

«Если ты ужасно гордый»

Если ты ужасно гордый,

Если ты ужасно твердый,

Но нечаянно обидел

Маму среди бела дня,

Оставаясь очень гордым,

 Независимым и твёрдым,

Под вечер шепни ей тихо:

- Мамочка, прости меня…

Библиотекарь:

А что, по–вашему, нужно делать, чтобы ссор было как можно меньше? Что может излечить, обрадовать, успокоить?

Библиотекарь:

А теперь, я предоставляю слово  вашему классному руководителю.

Классный руководитель:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

                                   (В.Солоухин «Слово о словах»)

(Классный руководитель делает обобщение по уроку)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия на тему: «Обычаи наших бабушек».

Разработка внеклассного мероприятия  на тему: «Обычаи наших бабушек». Рождество Христово....

Добро и зло: причины наших поступков

Данный классный час разработан в цикле "Нравственные классные часы". Он является вторым. На этом классном часе, основываясь на итоги, сделанные во время беседы "Учитесь делать добрые дела", ребят...

Внеклассное мероприятие "Наш русский лес-наше богатство"

Внеклассноемероприятие " Наш русский лес- наше богатство" к дню защиты природы. Презентация к мероприятию "наш русский лес-наше богатство"...

Внеклассное мероприятие "Весенние палы - причина пожара"

Поджигание травы весной получило название - весенние палы.            Сезон массовых травяных палов начинается со времени схода снега ...

Как понять свою проблему. Мотивы наших поступков.

Занятие педагога-психолога с учениками 10 класса в условиях дистанционного обучения....

Классный час. Добро и зло: причины наших поступков. 9 класс

Классный час. Добро и зло: причины наших поступков....

Час информации по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Последствия наших поступков»

Цели проведения:    профилактика правонарушений несовершеннолетних;пропаганда правовых знаний;формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;  формирование н...