Внеклассное мероприятие "Добро и зло. Причины наших поступков"
классный час (5 класс) на тему
Классный час, направленный на воспитание морально-нравственных ценностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_dobro_i_zlo._prichiny_nashih_postupkov.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
МОКУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа
имени И.В.Гермашева»
Добро и зло.
Причины наших поступков
Классный час, направленный на воспитание
морально-нравственных ценностей.
Составила: Гаврильченко С. И.
школьный библиотекарь
Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.
Задачи:
- Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, познакомить с произведениями литературы.
- Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.
- Воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.
Форма проведения: беседа с элементами ролевой игры
Библиотекарь:
С тех пор как существует человечество, две силы ведут между собой борьбу. Это добро и зло. В широком смысле этого слова «добро» и «зло» означают положительные и отрицательные ценности вообще. Всем известно добрый – это хороший, злой – плохой.
На всем земном шаре, из всех существ, населяющих его, только один человек имеет понятие о нравственности. Всякий знает, что поступки человека или хорошие (добрые), или дурные (злые). Этими понятиями человек отличается от всех животных. Животные поступают так, как свойственно поступать им по природе или приучены дрессировкой. О том, как же различать добрые поступки от злых, мы сегодня будем говорить на нашем уроке.
Несомненно, одним из проявлений зла является зависть. Это очень страшное чувство, которое со временем может разрастись в человеке и заслонить в нём всё светлое.
- Вспомните, кто из героев сказки А.С.Пушкина умер от зависти?
(Царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»)
- Так ли уж преувеличивал поэт?
- Давайте представим ситуации, которые могут вызвать у вас чувство зависти.
- Каким прилагательным чаще всего называют зависть? (Чёрная)
- Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием другого.
А сейчас я хочу прочитать вам притчу из Библии о Каине и Авеле.
(Библиотекарь читает Притчу)
- Многие строки из Библии говорят о зависти. В другой священной книге с тысячелетней историей – Коране – сказано: «Если вы творите добро, то вы творите его для самих себя, если творите зло, то для самих себя же».
-А теперь послушайте стихотворение О. Высотской «Завидущие глаза».
Там, где кочки и ухабы,
Там, где горы и леса,
Там жила на свете баба –
Завидущие глаза.
Ей казалось, что счастливей
У соседей жизнь идет,
И цветник у них красивей, и богаче огород.
У соседок юбки ярче
И острее топоры,
Даже солнце светит жарче
На соседские дворы.
У самой коза, корова
И муки полным – полно,
Но с добра она чужого
Глаз не сводит все равно.
Библиотекарь:
Как вы понимаете смысл названия этого стихотворения «Завидущие глаза»? Какие это глаза? (Прищуренные, бегающие, злые)
А что нужно испытывать по отношению к удачам и победам других?
Библиотекарь:
Одним из самых главных недостатков современного общества является ложь. Она приняла настолько обобщенный характер, что стала повседневной.
Вам знакомы такие ситуации?
- Звонят по телефону. Дочка просит: «Скажи, что меня нет дома»,
- Ученик не выучил уроки. «Скажу, что весь день болела голова»
- Загорел у бабушки в деревне, а всем объяснил, что ездил с родителями по путевке в Турцию.
Библиотекарь:
Я хочу прочитать вам ещё один рассказ из Библии.
(О Исаве и Иакове)
- Ложь может опуститься до предательства.
В основе многих преступлений лежит зависть, а сопутствует ей ложь.
Библиотекарь:
А особенно опасны сплетни. К сожалению, сплетня сделалась излюбленной принадлежностью чуть ли не каждой беседы.
Инсценировка стихотворения Р.Сефа «Сплетницы»
Автор:
Встретит Жанна Яну
На дороге встанут
Жанна и Яна (вместе)
- Вот проходит Лиза,
А на Лизе блуза –
Это прямо ужас,
До чего кургуза!
Автор:
Встретит Лиза Жанну,
На дороге встанут
Начинает Жанна
Жанна:
- Говорила Яна,
Что твоя, мол, блуза
Чересчур кургуза.
Автор:
Лиза покраснела:
Лиза:
- Ей какое дело?
На свою бы кофту
Лучше поглядела!
Автор:
Встретит Лиза Яну,
На дороге встанут.
Начинает Яна:
Яна:
- Говорила Жанна,
Что твоя, мол, блуза
Чуточку кургуза.
Автор:
Лиза побледнела:
Лиза:
- Ей какое дело?
На свою прическу
Лучше бы глядела!
Автор:
Встретит Жанна Яну,
На дороге встанут.
Начинает Яна:
Яна:
- Ты болтушка Жанна…
Жанна:
- Это я болтушка?
Ты сошла с ума!
Ты, моя подружка,
Сплетница сама!
(уходят)
Библиотекарь:
Что же несет с собой сплетня? Добро или зло?
Библиотекарь:
А сейчас прозвучит ещё одно стихотворение, которое обозначит ещё одну тему нашего разговора о добре и зле.
Инсценировка стихотворения О Высотской «Про скупого».
Рассказчик:
-Попросил я у скупого:
- Дай мне хлебушка ржаного!
Скупой:
- Что ты, братец, хлеба нет!
Сам без хлеба ел обед.
Рассказчик:
- Ну, так дай щепотку соли!
Скупой:
- Соли нет! Ищите в поле!
Вишь, сорока со стола
Всю солонку унесла!
Рассказчик:
-Одолжи хоть сена клок!
Ты припрятал целый стог!
Скупой:
- Целый стог? Да ты в уме ли?
Нынче сено волки съели!
Рассказчик:
Подшутил над ним прохожий:
- Дай снежку! – сказал ему.
Он и снега не дал тоже: Вдруг не хватит самому?
(Уходят)
Библиотекарь:
- Какие синонимы к слову скупой вы знаете?
(жадный, прижимистый, вредный)
- Посмотрите, сколько отрицательных качеств вмещает в себя это слово!
- А теперь послушайте еще одно стихотворение. Я.Аким «Моя родня».
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щетка.
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфета Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серёжка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
Библиотекарь:
Что вас привлекает в герое этого стихотворения?
Как автор подчёркивает его доброту и щедрость?
Библиотекарь:
А сейчас я прочитаю вам стихотворение Р.Сефа «Совет»
Поссорились чашка и блюдце
Сейчас они разобьются.
Скоро в кухне, на полке,
Будут лежать осколки.
И ты не ссорься напрасно –
ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО!
- Почему так опасно ссориться?
(ссора вызывает раздражение, злость, гнев…)
- Врагами добрых отношений между людьми являются грубость и брань. И многие уже настолько ослепли, отупели, ссорясь между собой, что этого уже не замечают.
Но самым отвратительным из злоречья, сквернословия нужно, безусловно, признать позорную, отвратительную привычку к непечатной брани, которой подвержены многие.
Библиотекарь:
- А если ссора уже произошла, бранное слово уже вылетело? Что нужно сделать, чтобы обида и зло не переросли в ненависть? (ответы детей)
- А умеем ли мы первыми сказать доброе слово, сделать шаг к примирению?
- Задумайтесь над этим.
- А я вам прочитаю ещё одно стихотворение Р.Сефа
«Если ты ужасно гордый»
Если ты ужасно гордый,
Если ты ужасно твердый,
Но нечаянно обидел
Маму среди бела дня,
Оставаясь очень гордым,
Независимым и твёрдым,
Под вечер шепни ей тихо:
- Мамочка, прости меня…
Библиотекарь:
А что, по–вашему, нужно делать, чтобы ссор было как можно меньше? Что может излечить, обрадовать, успокоить?
Библиотекарь:
А теперь, я предоставляю слово вашему классному руководителю.
Классный руководитель:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
(В.Солоухин «Слово о словах»)
(Классный руководитель делает обобщение по уроку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного мероприятия на тему: «Обычаи наших бабушек».
Разработка внеклассного мероприятия на тему: «Обычаи наших бабушек». Рождество Христово....
Добро и зло: причины наших поступков
Данный классный час разработан в цикле "Нравственные классные часы". Он является вторым. На этом классном часе, основываясь на итоги, сделанные во время беседы "Учитесь делать добрые дела", ребят...
Внеклассное мероприятие "Наш русский лес-наше богатство"
Внеклассноемероприятие " Наш русский лес- наше богатство" к дню защиты природы. Презентация к мероприятию "наш русский лес-наше богатство"...
Внеклассное мероприятие "Весенние палы - причина пожара"
Поджигание травы весной получило название - весенние палы. Сезон массовых травяных палов начинается со времени схода снега ...
Как понять свою проблему. Мотивы наших поступков.
Занятие педагога-психолога с учениками 10 класса в условиях дистанционного обучения....
Классный час. Добро и зло: причины наших поступков. 9 класс
Классный час. Добро и зло: причины наших поступков....
Час информации по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Последствия наших поступков»
Цели проведения: профилактика правонарушений несовершеннолетних;пропаганда правовых знаний;формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения; формирование н...