Авторское пособие "Девиантное поведение"
методическая разработка по теме
Авторское пособие «Девиантное поведение» включает в себя памятки для классных руководителей «Как вести себя с трудными детьми»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deviantnoe_povedenie.docx | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Девиантное поведение
Литература
- Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М.:Вербум, 2003.
- Гуткина Л.Д.Настольная книга классного руководителя//Классный руководитель.2005. №3с.17-29
- Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1999.
«Никогда нельзя быть занятым настолько,
чтобы не оставалось времени на обдумывание».
Вильям М. Джефферс
Девиантное поведение
Каждый классный руководитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей.
Психологи такое поведение называют «девиантным». Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения.
- Делинкветное поведение – направлено на нарушение социально-нравственных норм. Но оно не является уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения).
- Аддиктивное поведение - характеризуется стремлением подростков к уходу от реальности (тяга к азартным играм, компьютерная зависимость, токсикомания, алкоголизм, наркомания).
- Пассивное поведение, повышенная тревожность проявляются как скрытые формы неблагополучия ребенка. К сожалению, такие учащиеся часто не попадают в поле внимания педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе.
Найти подход к трудному ребенку довольно непросто. Необходимо не просто понять причину такого поведения, но и выработать систему адекватных воспитательных мер, создать такие условия, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.
Предлагаемые памятки помогут педагогам правильно определить свою воспитательную стратегию в отношении трудных детей.
Памятка №1
«Как вести себя с тревожным ребенком?»
- Выясните причину тревожности.
- Не проецируйте свои негативные эмоции на ребенка.
- Не требуйте невозможного. Способности детей отличаются.
- Не акцентируйте внимание на имеющейся у ребенка проблеме.
- Будьте терпеливы.
Памятка №2
Как вести себя с агрессивным ребенком
- Не используйте сами агрессивные методы воспитания.
- Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребенка.
- Запрет, а тем более крик, всего лишь усугубят проблему.
- Используйте удивление в ответ на агрессию.
- Пытайтесь погасить конфликт в его начале.
- Не следует переходить на личности и оскорблять достоинства учеников.
- Чаще используйте тактильный контакт.
- Наберитесь терпения, не уступайте, сами говорите о своих чувствах.
- Дайте ребенку понять, что он любим.
Памятка №3
Как вести себя с нервным ребенком
- Найдите причины нервозности и попытайтесь их сгладить.
- Не ущемляйте достоинства ребенка.
- Не управляйте ребенком, словно роботом.
- Не разжигайте ревность к другим детям.
- В учебной деятельности таких учащихся нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. По возможности им необходимо давать ответы в письменной форме.
- Поощряйте чаще, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого.
- В случае неудачи следует оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления довольно частые и это не повод для отчаяния.
- Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
- Создайте психологический комфорт и все время помните, что вы – пример для подражания. Будьте всегда доброжелательны и тактичны.
- Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребенку.
Памятка №4
Как вести себя с конфликтным ребенком
- Не обсуждайте проблемное поведение при ребенке. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
- Не ссорьтесь с другими в присутствии детей.
- Иногда лучше не вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
- Помните, что внимание необходимо каждому в равной доле.
Памятка №5
Как вести себя с застенчивым ребенком
- Не давите на ребенка.
- Не используйте авторитарные методы воспитания, не упрекайте по мелочам.
- Подчеркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
- Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Отмечайте его успехи, пусть даже и незначительные.
- Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах.
- Спрашивайте у ребенка совета.
- Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.
- Не отвергайте ребенка, не критикуйте его вслух.
Памятка №6
Как вести себя с упрямым ребенком
- Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребенок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
- Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребенка. Ищите источник стресса.
- Переключите упрямство ребенка на что-нибудь захватывающее и интересное. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства.
- Не забывайте его хвалить.
Памятка №7
Как вести себя с гиперактивным ребенком
- Выясните причину ипердинамичности. Нередко она возникает вследствие мозговой дисфункции.
- Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребенка. Продумайте вместе с ним режим дня и приучайте его следовать ему.
- Главное лекарственное средство – игра. Переведите неусидчивость ребенка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
- Находите ему разрядку в подвижных играх, в спорте.
- Лучшие друзья гиперактивного ребенка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.
- Запаситесь терпением, ограничьте шумные компании.
- Спрячьте поглубже раздражение и злость.
- Учитесь сдерживать бурные эмоции и не выплескивать на ребенка свои.
- Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.
Памятка №8
Как вести себя с невнимательным ребенком
- Хвалите ребенка в каждом случае, когда он это заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
- Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
- Используйте зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкций.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
«Отсутствие любви
в сердце – худшее из
сердечных заболеваний».
Помните, что ребенка учит то, что его окружает:
Если ребенка часто критикуют – он учится ненавидеть.
Если ребенка часто высмеивают – он становится замкнутым.
Если ребенка часто позорят – он учится жить с чувством вины.
Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если ребенка часто хвалят – он учится быть благодарным.
Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится агрессивности.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он вырастет добрым и уверенным в себе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские загадки-добавлки о транспорте и правилах безопасного поведения на дороге (Новикова Л.А)
Весёлые загадки для маленьких участников дорожного движения....
Авторская педагогическая разработка (адаптированная воспитательная программа) "Искусство общения и культура поведения".
Данная программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, находящимися в специальных детских домах. Адресована воспитателям данного типа учреждений. Рассчитана на трехлетний срок обучени...
Авторский проект: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЖ
В данной статье рассматривается система дополнительного образовния по ОБЖ как фактор развития навыков безопасного поведения...
Авторская программа элективного курса "Культура речи - культура поведения"
Программа курса «Культура речи – культура поведения» разработана на основе Федерального Государственного Стандарта Образования (ФГОС) по специальности начального профессионального образования (секрета...
Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.
В статье рассмотрены вопросы раннего выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного поведения. Подробно рассмотрены факторы, ...
План конспект занятия по авторской программе «Безопасное детство» «Поведение в общественном транспорте»
Конспект расшитан на проведение занятия в игровой форме, что позволяет продуктивному усвоению материала....
Комплекс психодиагностик направленных на выявление подростков склонных к девиантным формам поведения (рисковое поведение, склонность к зависимому поведению)
Перечень методик направленных на исследование авитальной активности несовершеннолетних, склонности к зависимым формам поведения...