Нам открывать романтику дорог
рабочая программа (10 класс) по теме

Вагнер Елена Сергеевна

Программа классного руководителя в старшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_2.docx74.52 КБ
Файл rabota_po_napravleniyam_2.docx384.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В законе об образовании под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.  Содержание образования должно быть ориентировано на  обеспечение самоопределения личности,  создание условий для ее самореализации.  Приоритетом становится ориентация на личность ребенка – создание благоприятных условий для развития и свободного выбора образовательной среды (образовательного учреждения, программы). Однако ведущую роль в формировании личности ребенка играет воспитательная среда образовательного учреждения. Школа должна выпускать учащегося, обладающего хорошим интеллектом,  коммуникабельностью, здоровьем, как физическим, так душевным и социальным,  способным   определять профессиональные и жизненные перспективы, строить проекты желаемого будущего и находить пути их осуществления, знать и уважать законы своей страны, знать символы России, быть патриотом своей Родины. Реформа образования, осуществляемая в настоящее время, предполагает, что цель образования – создание условий для развития и самореализации детей, воспитание способности принимать самостоятельные решения, создание  условий для приобретения учащимися системы компетенций на выходе из школы.  Программа «Нам открывать романтику дорог» будет способствовать формированию личности, перед которой открыты все пути.  

Программа «Нам открывать романтику дорог»        предназначена для учащихся  9-11 классов.  Реализация программы рассчитана на три года, что позволяет составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребёнка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

.                        Воспитательные задачи школы МОУ «СОШ №56 УИМ»:

     1.Развивать и воспитывать интерес к познанию и творческому созиданию

     через урочную и внеурочную деятельность

     2.Продолжать работать над программой «Родина», воспитывать чувство           патриотизма и любви к малой Родине и Отечеству

     3. Развивать школьное самоуправление.

Приоритетные направления в воспитательной работе школы:

  1. «С любовью  к родному краю»- нравственно-патриотическое
  2. «Страницы школьной летописи»- классный уголок
  3. «Здоровье», «Спорт и мы»
  4. «Мир моих увлечений»-развитие творческого потенциала
  5. «Школа, дом- одна семья»-работа с родителями.

Цель воспитательной программы «Нам  открывать романтику дорог»:

 формирование конкурентно-способного, социально адаптированного к современным условиям человека,  создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения школьников. 

      Задачи воспитательной программы «Нам  открывать романтику дорог»

  1. Создание воспитательной  среды, способствующей формированию ключевых компетенций.
  2. Формирование сплоченного коллектива и развитие органов самоуправления, развитие коммуникативных способностей.
  3. Организация профориентационной работы по выбору профиля обучения и формированию  готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности.
  4. Способствование формированию у учащихся профессиональных и жизненных планов.
  5. Развитие индивидуальных способностей и познавательных интересов учащихся, повышение мотивации к учебе.
  6. Подготовка учащихся  к ЕМЭ и ЕГЭ.
  7. Знакомство учащихся с символами РФ, РБ и создание символики своего класса.
  8. Формирование ценностного отношения к своему здоровью, создание благоприятных условий для учебы с учетом возрастных особенностей, пропаганда ЗОЖ.

      Идеология программы «Нам открывать романтику дорог» опирается на следующие концептуальные положения:

- механизм развития личности – это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела;

- успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;

- успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность,

- успешность подростка – необходимое условие социализации человека, развития  духовно-ценностной ориентации,

- активизация личности на самореализации, подкреплённая творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии личности, формируют готовность их к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.

          1)    Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста

           Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

          2) Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте

          Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение является для подростков очень важным информационным каналом; общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права; Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой).

Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников.. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

          3) Учебная деятельность и познавательное развитие подростков

           В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

          4) Особенности личности подростков

           1. Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

2. Развитие самосознания  (формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".


           3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

           4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.


          5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.


         6. Заметное развитие волевых качеств.


         7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Направленность личности:



- гуманистическая направленность



- отношение подростка к себе и обществу положительны;



- эгоистическая направленность;



- он сам является более значимым, чем общество;



- депрессивная направленность;



- он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;



- суицидальная направленность;



- ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности.

В работе с учениками старших классов необходимо использовать следующие методы:

  1. отсутствие формального отношения взрослого  к работе с детьми;
  2. умение выслушать и понять даже тогда, когда это сделать очень трудно;
  3. оптимизм и вера в лучшее в каждом ребенке;
  4. создание ситуаций успеха на каждом этапе работы с коллективом по отношению к каждому ребенку;
  5. борьба классного руководителя с навешиванием ярлыков учащимся класса;
  6. умение находить быстрый и правильный выход в самой сложной педагогической ситуации, немедленное разрешение конфликтной ситуации;
  7. борьба со всяким унижением ребенка, попранием его прав;
  8. постоянный контакт с родителями ребенка или лицами его заменяющими;
  9. умение хранить детские тайны;
  10. исключение из практики своей воспитательной деятельности позиции силы;
  11. создание воспитательных ситуаций,  способствующих демонстрации лучшего в ребенке;
  12. умение прощать своих воспитанников и просить у них прощение за свои педагогические ошибки;
  13. обязательность и требовательность.

Ниже приведены основные направления данной программы

«Нам открывать романтику дорог»



Предварительный просмотр:

Содержание программы  воспитательной работы «Нам открывать романтику дорог!»

9-11 класс.

Направление:    «Мегамозг» (интеллект)

Цель: Целью работы классного руководителя в этом направлении:

-помочь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде.

Задачи:

Формирование положительных мотивов учения в  условиях работы математичкой школы. Повысить учебную мотивацию и мотивацию успеха учебной деятельности. Создание условий для развития познавательных интересов учащихся, интеллектуального уровня учащихся. Развитие творческих и исследовательских способностей. Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигших высоких учебных результатов. Воспитание стремления стать образованным человеком, способным реализовать свой интеллектуальный потенциал. Организация и контроль посещения спецкурсов по выбранному профилю. Организация дополнительных образовательных услуг (при необходимости и желанию родителей) .Создание условий и подготовка учащихся  к успешной сдаче сессии, ЕМЭ. Развитие умения научно организовать умственный труд. Формирование ответственности за учебный труд.

Основное содержание

Формы работы

Помощь в выборе профиля обучения.

Развитие уверенности в себе в период подготовки к экзамену.

Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.

Тренинг «Уверенность»

Классный час "Как готовиться к сдаче ЕГЭ?"

Викторина «Своя игра»

Тематический журнал «Перепись населения в вопросах и ответах».

Предметные олимпиады.

«Математические баталии»

Направление: «Долгожитель» (здоровый образ жизни) 

Цель:  показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

Задачи: Создание благоприятных условий для учебы с учетом возрастных особенностей.  Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья. Воспитание уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни. Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятиям спортом. Осознанное отношение детей  к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

Система мер по предупреждению травматизма:  оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми по ПДД, по ТБ и т.п. Спортивные чемпионаты класса.  Выезды на каток, боулинг, природу.

Изучение различных методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.

Мы против курения, СПИДа и пьянства,
Преступности, наркомании и хулиганства.
Слова священные у наших заверений:
Хотим улучшить мир во всей вселенной!

Основное содержание

Формы работы

Организация просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне ее.

Организация  работы  по   формированию   правильного   отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.

Формирование личностной рефлексии учащихся по проблеме (коррекция мнения о себе и о своем здоровье.

Физиология человека.

У порога самостоятельной жизни. Дружба юношей и девушек.

Как важно быть защищенным.

«Психоактивные вещества» - лекция, встреча с наркологом

«Режим дня» - анкетирование

«Чтобы не  случилось беды» (о профилактике правонарушений и ОБЖ)-беседа

«Великие пожары» - проект

Викторины по истории ПДД

Разбор дорожно-транспортного происшествия - ролевая игра

«Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем» -беседа

«Образ жизни» - диагностическая беседа

«Как прожит до 100 лет» -деловая игра

«Хочу быт здоровым» -деловая игра

«Здоровье и вредные привычки» -диалог-размышление

«Суд над вредными привычками» -коллективно-творческое дело

Экскурсия в больницу или просмотры фильмов

«От соблазна к кошмару»-проект

Беседа "Как предупредить переутомление и составить режим дня".

Классный час «Уголовные статьи, указы о наркотиках и наказаниях о злоупотреблении»

Классный час «Признаки употребления наркотиков»

Направление: «От увлечения к профессии» (самоопределение)

Цель: Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения школьников, формирование профессиональных и жизненных планов.

Задачи: Организация профориентационной работы по выбору профиля обучения. Формированию  готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности. Формирование мотивов саморазвития, личностного роста. Обеспечение средствами самопознания, развития навыков и умений по целеполаганию и планированию. Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рынка. Привлечение родителей к деятельности в рамках программы.

Основное содержание

Формы работы

Многообразие профессий. Выбор профессии ради богатства, карьеры, любимого дела,        

смысла жизни. Сложность выбора профессии в современных условиях. Проблема карьеры в Магнитогорске. Уровень притязаний и уровень возможностей. Ответственность за свой выбор.

Материнство.

Ответственность за выбор жизненного пути.

Мужское достоинство и благородство.

Любовь.

« Особенности экзамена в формате ЕМЭ» кл.час

«Как превратить мечты в реальность» кл.час

«Стиль делового человека»- беседа по материалам научно-популярных статей по психологии.

«Хочу стать миллионером» -деловая игра(конкурс проектов)

«Своё дело»-ролевая игра

«Сколько денег нужно для счастья»-диспут

« Как не ошибиться»-диалог-размышление

Классные часы «Формула выбора профессии»

  «Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессий»

 «Влияние темперамента на профессиональное самоопределение»

  «Здоровье и профессия – профессиональная пригодность»

 Активизирующий опросник «Будь готов»

«Бывает ли любовь с первого взгляда?»диспут.

«Счастье в руках человека»

«Юность-пора самоутверждения»- проект.

Активизирующий опросник «Сейчас и потом».

Направление: «Человек в поисках веры» (общение)

Цель: Главными целями этого направления являются:

  1. развитие у учащихся слушать, высказывать свое мнение и аргументировано его отстаивать, уважать и терпимо относиться к иной точке зрения;
  2. обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей;
  3. формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли;

Задачи: Воспитание потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека. Формирование конструктивного поведения, умения бесконфликтного поведения. Воспитание гражданской позиции, умения отстаивать свои интересы цивилизованным путем. Развитие и укрепление органов ученического самоуправления, привлечение учащихся к активному участию в жизнедеятельности школьного коллектива.

Как выполнить совет: “Общайся!",
когда я толком не пойму,
что есть общенье - трёп об счастье?
Души раскрытье? Но кому?

Файвишевский В

Основное содержание

Формы работы

Рациональный и гуманитарный способ познания. Проблемы жизни и смерти.

Вера в себя.

Человек как загадка. Свое мнение. Его необходимость. Жестокость современного общества. Разговор с незнакомым человеком.

Круг друзей. Что такое обида. Особенности общения с учителями. Умение договориться.

«Ищу друга» кл. час с элементами тренинга

«Поговорим о толерантности»-беседа

«День матери» -дискуссия

«Составляем портрет нашего класса» -проект

«Учись видеть прекрасное в человеке» -дискуссия

«Откровенный разговор»-классный час-огонёк

«Человек в поисках веры» деловая игра

«Человек и его жизнь» -ролевая игра

Диагностическая беседа «Тайна человека»

Игра- испытание «Учусь договориться»

Диалог-размышление «Разговор с самим собой»

«Любовь как особое качество человека»- проект

«Прояви себя» -беседа

Игра "Кораблекрушение"

Практикумы  по культуре общения «Конфликты в нашей жизни»

«Учимся разрешать конфликты»

Ток-шоу «Мы в прямом эфире»

Тренинги «Это вы можете»

 «Делать добро спешите»

«Что такое мое «Я»

Направление: «Гражданин»

В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки.

Т.Г. Шевченко

Цель: 

  1. воспитание молодежи гражданами своей Родины, России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края;
  2. расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России;

Задачи: Воспитание уважительного отношения к символам своего государства и других стран. Расширение представлений о     правовых нормах во всех сферах жизни и приобщение к ним. Формирование гражданственности, уважения к правам и свободам человека.

Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

Сотрудничать с родителями и педагогами в этом направлении, используя активные формы взаимодействия.

Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе.

Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Основное содержание

Формы работы

Свобода как особое качество человека. Отказ от свободы. Защита Родины -почетная обязанность. Проблемы российской армии. Основные преступления, жертвой которых может стать молодой человек.

Отношение к городу. Выстраивание отношений с городом.

«Вода- это жизнь»-беседа

«Русский язык-язык моего отечества

«Искусство моего края» -коллективно-творческое дело

«Святые мученики воинства русского»- проект

«Расскажи мне о праве» -беседа.  Классные часы «История Российского флага и Российского герба», «История Российского гимна», «Символы президентской власти. Конкурс на создание символов своего класса. Викторина «Что я знаю  о своих правах»Классный час «Права абитуриента»

Деловая игра «Я- гражданин»

Диагностическая беседа «Закон и порядок»

Встречи с милиционером «Правопорядок»

«России верные сыны»-тематический устный журнал

«Мы- дети Земли»-кл.час-диалог

Ожидаемые результаты:

На диагностическом этапе

  1. готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности , ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

  1. формулировать собственные ценностные ориентиры,  владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.

       На содержательно-деятельностном этапе

  1. задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  1.  ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

  1. уметь отслеживать и фиксировать позитивные и негативные изменения;

  1. умения отслеживать позитивные и негативные изменения в происходящих событиях, процесса обучения , взаимоотношениях с окружающими ,состоянии собственного здоровья;

  1. владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

  1. уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок.

       На рефлексивном этапе

  1. извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию,

отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;  

  1. организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

Мониторинг эффективности программы

  1.   Сформированность познавательного потенциала личности учащегося   (Cтатистический анализ текущей и итоговой успеваемости . Диагностическая методика «Моё учение». Методики изучения развития познавательных процессов личности подростка)
  2. Сформированность готовности учащихся к  окончанию школы (Анкета «Какие качества я в себе воспитал?», Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте")

 3.Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика

    (Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся)

   4.Сформированность здоровьесберегающего потенциала учащегося

( Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития)

   5.Сформированность  гражданско-нравственного потенциала личности учащегося

(Диагностика нравственных приоритетов личности учащихся)

Взаимодействие с учителями-предметниками:

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями.

Как привлечь родителей к школе

  1. Общее родительское собрание вместе с детьми в нетрадиционной форме (консультация со специалистами);
  2. Родительское собрание в форме «круглого стола», диспуты, практикумы, обмен положительным опытом;
  3. Совместно с детьми и родителями на конкурсной основе мероприятия типа: поделись творческими умениями, презентуй свою семью, (весёлые старты, культпоходы, экскурсии вместе с родителями);
  4. Своевременное информирование родителей;
  5. Проведение опросов и тематическое анкетирование родителей.

Тематика родительских собраний в рамках программы «Нам открывать романтику дорог»

«Рекомендации родителям по психологической подготовке детей к ЕМЭ,ЕГЭ».

«Встреча со школьным психологом»

«Преодоение негативных привычек у подростков»

«Пути решения конфликтов с подростком»

« Воспитание трудом в современной семье»

«Втреча с социальным педагогом, инспектором ОППН, инспектором ГИДД, наркоогом»

 «Родительские классные часы по промежуточной, итоговой аттестации»

   «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств подростка»
  «Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности»

«Роль родителей в выборе жизненного пути»

«Ранний сексуальный опыт молодежи»

«Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка»

«Анализ подготовки учащихся к экзаменам»
«Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе»
«Режим дня  старшего школьника»
«Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить?»
«Особенности физического воспитания в 11 классе»

                                             

 

   «Нам открывать романтику

     дорог»

Наверно, каждый человек, когда ребёнком был,
Мечтал скорее взрослым стать и фантазёром слыл!
Мы все хотели кем-то быть, куда-то плыть, лететь,
Чтоб мать - гордилась и отцу могли в глаза смотреть...
Пришла пора и каждый сам решал свои дела...

Воспитательный процесс не может ограничиваться взаимодействием  родителей и учителей. Вокруг нас столько всего интересного, полезного, увлекательного!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Математика и романтика"

Разработана программа элективного курса для старшеклассников...

"Нам открывать романтику дорог!"

Програииа классного руководителя в старшей школе...

Одиссея последнего романтика. Поэзия А. Григорьева

Преподавание в классах гуманитарного профиля требует от педагогов умения моделировать содержание образования, ставит перед выбором такой технологии обучения, которая способствовала бы вовлечению учащи...

Литературно-музыкальная гостиная «А.Дементьев: «Я последний романтик ушедшего века…», разработанная учителем русского языка МАОУ гимназия г. Белореченска Бондаревой Н.В. и учителем музыки МАОУ гимназия Джемилевой С.А.

Презентация посвящена поэту Андрею Дементьеву. В этом мероприятии участвуют и учащиеся старших классов и народный ансамбль академического пения "Элегия". В литературно-музыкальной гостиной звучат лучш...

Литературная гостиная "Я последний романтик ушедшего века..." Андрей Дементьев

В наше жестокое время поэзия А. Дементьева привлекает своей человечностью, романтизмом, гуманизмом. Сопровождение презентацией, рассказывающей о жизни писателя, его творческом пути, музыкальное сопров...

"Зелёный нам дорогу открывает"

Мероприятие по ПДД для 8 класса...

"зелёный нам дорогу открывает"

Данное мероприятие было подготовлено совместно с родительским комитетом класс....