Участие в научно-практической конференции по итогам Фестиваля «Открывая книгу – открываем мир»
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Участие в научно-практической конференции по итогам Фестиваля «Открывая книгу – открываем мир»
Докладчик №78
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебная деятельность по формированию читательской грамотности на уроках географии как достижение метапредметных результатов
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
/Д. Дидро/
«Как хорошо уметь читать!» Можно немного перефразировать эту известную с детства крылатую фразу и добавить: «Как хорошо любить читать!» Действительно, книга — это лучший собеседник, учитель того, кто желает и умеет с ней работать. Человек, не узнавший, не понявший радости общения с книгой, ограничивает себя легкодоступной, но не всегда правильной информацией.
К сожалению, в век современных скоростей и компьютерных технологий чтение перестает быть популярным занятием, особенно в молодежной среде.
Говорить о чтении книг принято больше на уроках литературы. Но и учитель географии, вооружая учеников знаниями, умениями, навыками, старается привить детям не только географическую, но и общечеловеческую культуру. Воспитать эстетически грамотных людей, научить любить, ценить и понимать окружающий мир, быть всесторонне развитыми личностями.
Каждый учитель, стремясь дать школьникам глубокие и прочные знания, старается как можно ярче, содержательнее и интереснее проводить уроки. Одним из средств к достижению этой цели является использование в преподавании научно-популярной, научно-художественной и художественной литературы.
Исключительно большую роль художественной и научно-популярной литературы на уроках географии объясняется многими причинами:
- География как наука, имеющая дело с объектами и явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно на уроке;
- Создание образов объектов;
- Характер школьных учебников, в которых материал изложен сжато, конспективно;
- Широкое использование литературы связано с вопросами современности.
Использование научно-популярной литературы на уроках географии позволяет широко показать учащимся практическую значимость программного материала, учит применять получаемые знания в жизни, обогащает речь учащихся. Прививает любовь к внеклассному чтению.
Многие выдающиеся писатели, ученые, педагоги указывали на важность использования в преподавании географии художественной литературы:
*Н. В. Гоголь писал о необходимости использования учителем произведений путешественников;
*Н. А. Добролюбов – придавал значение яркому занимательному изложению материала;
* Д.И. Писарев, Э.Ю. Петри считали, это одно из средств лучшего запоминания учениками фактического материала.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Читательская грамотность является метапредметным умением, так как чтение и понимание учебных текстов, умение получать информацию с текста, осмысливать её и применять для решения различных учебных и практических задач нужны для обучения на каждом учебном предмете. Поэтому на формирование читательской грамотности должны быть направлены усилия каждого учителя-предметника, в том числе и учителя географии. Для внеклассного чтения рекомендуются в первую очередь широко известные произведения знаменитых путешественников, исследователей и писателей: В. А. Обручева, В. К. Арсеньева, М. М. Пришвина, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, А. Е. Ферсмана и других. Их книги вошли в золотой фонд географической литературы. Большой интерес представляют и произведения зарубежных путешественников: Ф. Нансена, Р. Амундсена, Т. Хейердала и других.
Ученики, умеющие и любящие читать, овладевшие приемами работы с книгой, выполняют более сложные задания: самостоятельно изучают материал по учебнику, пишут доклады, рефераты к семинарам, конференциям.
Существует несколько приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
- - Конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.
- - Составление плана текста. Он может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
- - Тезирование — краткое изложение основных мыслей прочитанного текста.
- - Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
- - Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
- -Рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному.
- - Составление справки — сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.
- - Составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного.
- - Составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
- - Составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
География – это наука романтиков и мечтателей! Кто из нас не мечтал о дальних удивительных путешествиях и приключениях, читая романы известных писателей? Но, к большому всеобщему сожалению современные школьники редко засиживаются за чтением художественной литературы. Когда на уроке я спрашиваю у ребят, кто читал книгу «Дети Капитана Гранта» и вижу только одну поднятую руку, мне становится очень обидно за них. Здесь нельзя не согласиться с О.В.Крыловой, в том, что если ребенок в детстве не прочитает: Ж.Верна, М.Рида, М.Пришвина, К.Паустовского, то он, скорее всего, не прочитает их никогда, потому что юность откроет перед ним другие книги.
Приведу приемы работы с детьми, которые прививают интерес к чтению:
- Использование стихотворений:
- «Мороз и солнце
День чудесный…» А С Пушкина (антициклон)
- Там мыс. Игольный, мыс Альмади,
Сухие русла рек там, вади.
Там реки быстро протекают
И в разные моря впадают
Там есть вулкан Килиманджаро,
Наделал много он пожара. Е Меньщикова (Африка)
Использую сама произведения литературы, также ребята сами находят стихотворения на определенные темы. Например, при изучении темы «Урал опорный край державы» изучаем на анализе стихотворений.
- Географию можно изучать а классе, в музее, походе, и даже в супермаркете. Класс делим на группы, у каждой группы на столе лежат: энциклопедия, художественные книги по теме урока, описание объектов, описание с иллюстрациями. Обучающие находят ответы на поставленные вопросы. Например: «Растительный мир материков», дать описание экзотических фруктов, растений которые на карточках. Такую работу можно проводить при любой теме. Ребята увлекаются, с интересом читают описание, находят главные моменты.
- Урок – ярмарка. Это отличный мотивационный и познавательный урок, на которой самостоятельная деятельность – чтения занимает ведущую роль.
- Часто использую занимательные задания по географии: письмо с ошибками. Даю заранее приготовленный текст с ошибками. При изучении темы обучающиеся должны исправить ошибки.
- Составить пересказ по инструкционной карте. Читая параграф обучающие заполняют карту по опорным словам.
- Синквейн на уроках помогает закрепить пройденный материал, обобщить знания, сформировать географический образ. Работа над синквейном – это развитие языковой культуры, формирование познавательного интереса.
Горы
Прекрасные, опасные
Восхищают, манят, пугают.
Труден путь к вершине.
Преодоление
- Географические диктанты расчитаны на сильного ученика. Так как расшифровка субъектов в диктанте дело сложное. , трудоемкое, требующее от школьников не только свободного времени, но и наличие умений читать и оперативно работать с словарем, атласом.
- Например: Жили бабка да старик. Он ловит у залива рыбу, рядом на берегу варит у печи, рада, уху и чай баба. И правда, улов иной раз убог: ни рыбки нет. И сеть тащил у залива дедушка усталый. Пустая она, как море – океан. Снова и снова старина бродил и поймал! Чудесная рыба и добрая поймана: мы сказку Пушкина читали. И я у Лукоморья вас уж собирал. В диктанте 66 географических названий. Найдите их.
География – естественно-научный предмет, задача учителя – научить ученика говорить, размышлять, делать выводы, а без чтения мы этого не добьёмся.
География – одна из наиболее продуктивных дисциплин в контексте обозначенной темы. Значит. Наряду с планированием работы по достижению предметных результатов, учителю следует продумывать такую систему заданий и вопросов, чтобы средствами учебного предмета обеспечивалось развитие метапредметных результатов. Частью которых являются умения читать, владение всеми видами речевой деятельности.
Хочу закончить словами античного автора. «Учиться нетрудно, если у тебя добросовестные наставники и ты сам умеешь учиться», - утверждал Цицерон в 55 г. до н.э.
Список литературы:
Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. – М., «Московский лицей» 1996
Соломович М. А. Художественная и научно-популярная литература на уроках географии.- М. 1961
Камаева В.А. Использование художественной литературы на уроках географии в VIII классе. // География в школе. 1998. №1.
Крылова О.В. Интересный урок географии - М., «Просвещение», 1989.
Теоретический и научно-методический журнал «География в школе» №2, 2012г.
Предварительный просмотр:
Институт развития образования Свердловской области приглашает к участию в научно-практической конференции по итогам Фестиваля «Открывая книгу – открываем мир»
Информация о материале
Опубликовано: 15 ноября 2023
30 ноября - 01 декабря 2023 г. ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» проводит научно-практическую конференцию по итогам Фестиваля «Открывая книгу – открываем мир»
На конференции предполагается обсуждение следующих вопросов:
- Формирование читательской грамотности обучающихся: содержание, механизмы, практика реализации. Требования ФГОС к образовательному результату: метапредметный характер читательской грамотности.
- Учебная деятельность по формированию читательской грамотности на уроках литературы. Требования ФГОС к образовательному результату: метапредметный характер читательской грамотности.
- Роль современной литературы в формировании ценностных предпочтений и нравственных установок обучающихся. Формирование круга чтения современных школьников.
- Учебная деятельность по формированию читательской грамотности на уроках русского языка. Проблемы восприятия учебно-научной информации.
- Значение внеурочной деятельности в решении проблемы актуализации интереса к чтению у подростков. Организация продуктивного взаимодействия школы с музеями, библиотеками и другими организациями и учреждениями.
- Литература в эпоху цифровизации. Использование дистанционных образовательных технологий для формирования интереса к чтению. Визуальный контент: цели, жанры, проблемы и их решения.
- Техники и практики формирования успешного читателя (из опыта реализации проекта «Урал-территория чтения»).
- Современные технологии литературного развития дошкольников в контексте реализации ФГОС ДО.
Программа конференции включает пленарное заседание, работу секций и проведение мастер-классов.
Конференция будет проводиться в онлайн формате. Ссылку на подключение Вы сможете получить после подачи заявки.
Заявки на участие принимаются до 22 ноября 2023 года по ссылке
Участие в Конференции бесплатное. По итогам проводится рассылка электронных сертификатов, подтверждающих участие в конференции в качестве слушателя или выступившего с докладом.
Контактная информация: г. Екатеринбург, ул. Академическая, 16, ИРО, кафедра филологического образования, каб. 337, тел. 8 (343) 369-29-86 (доп. 157), e-mail: iro-kfo@mail.ru.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Большую роль художественной и научно-популярной литературы на уроках географии объясняется многими причинами: География как наука, имеющая дело с объектами и явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно на уроке; Создание образов объектов; Характер школьных учебников, в которых материал изложен сжато, конспективно; Широкое использование литературы связано с вопросами современности.
Многие выдающиеся писатели, ученые, педагоги указывали на важность использования в преподавании географии художественной литературы: *Н. В. Гоголь писал о необходимости использования учителем произведений путешественников; *Н. А. Добролюбов – придавал значение яркому занимательному изложению материала; * Д.И. Писарев, Э.Ю. Петри считали, это одно из средств лучшего запоминания учениками фактического материала. Для внеклассного чтения рекомендуются в первую очередь широко известные произведения знаменитых путешественников, исследователей и писателей: В. А. Обручева, В. К. Арсеньева, М. М. Пришвина, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, А. Е. Ферсмана и других. Их книги вошли в золотой фонд географической литературы. Большой интерес представляют и произведения зарубежных путешественников: Ф. Нансена, Р. Амундсена, Т. Хейердала и других.
Ученики, умеющие и любящие читать, овладевшие приемами работы с книгой, выполняют более сложные задания: самостоятельно изучают материал по учебнику, пишут доклады, рефераты к семинарам, конференциям. Существует несколько приемов самостоятельной работы с печатными источниками: - Конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. - Составление плана текста. Он может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть. - Тезирование — краткое изложение основных мыслей прочитанного текста. - Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница). - Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла. -Рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному. - Составление справки — сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д. - Составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного. - Составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме. - Составление матрицы идей — сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Приемы работы с детьми, которые прививают интерес к чтению: Использование приемов педагогической техники является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является требованием ФГОС к образовательному результату: метапредметный характер читательской грамотности .
Стихотворения -- «Мороз и солнце День чудесный…» А С Пушкина (антициклон) - Там мыс. Игольный, мыс Альмади, Сухие русла рек там, вади. Там реки быстро протекают И в разные моря впадают Там есть вулкан Килиманджаро, Наделал много он пожара. Е Меньщикова (Африка) Использую сама произведения литературы, также ребята сами находят стихотворения на определенные темы. Например, при изучении темы «Урал опорный край державы» изучаем на анализе стихотворений. Географию можно изучать а классе, в музее, походе, и даже в супермаркете. Класс делим на группы, у каждой группы на столе лежат: энциклопедия, художественные книги по теме урока, описание объектов, описание с иллюстрациями. Обучающие находят ответы на поставленные вопросы. Например: «Растительный мир материков», дать описание экзотических фруктов, растений которые на карточках. Такую работу можно проводить при любой теме. Ребята увлекаются, с интересом читают описание, находят главные моменты. Урок – ярмарка. Это отличный мотивационный и познавательный урок, на которой самостоятельная деятельность – чтения занимает ведущую роль. Уроки – конференции
Занимательные задания по географии: письмо с ошибками. Даю заранее приготовленный текст с ошибками. При изучении любой темы обучающиеся должны исправить ошибки. Франция-страна удивительная. И хотя по площади она невелика(в Европе множество государств гораздо крупнее)-пересечь её за один день никак нельзя. Если, конечно, путешествуешь не на самолёте. В стране много минеральных богатств(особенно топлива), поэтому Францию часто называют «кладовой мира». Она не только имеет всё, необходимое для собственной промышленности, но и помогает «по-соседски» странам, граничащим с нею-Италии, Испании, Португалии, Греции. Когда Франция входила входила в состав Евросоюза, круг стран, получавших от неё помощь топливом и промышленным сырьем, был гораздо шире. Он включал даже бывших партнёров по ЕС Турцию, Россию и Канаду, лежащих за пределами Европы! Климат страны тоже хорош. Правда, сейчас, зимой, как и у нас в Приморье ,сказывается влияние зимнего муссона :холодно, ветрено ,малоснежно. При температуре 20 градусов ниже нуля я старался на улице бывать поменьше . Эти морозные мне и дома надоели! Не забыли, что Франция – это не только суженная Юго-восточная часть континентальной Европы, но и многочисленные острова? Корсика, Сардиниа, Сицилия – самые крупные из них. И хотя они довольно сильно удалены от материковой части страны, всюду кипит жизнь! В основном, конечно, процветает, индустрия туризма.
Географические диктанты рассчитаны на сильного ученика. Так как расшифровка субъектов в диктанте дело сложное. , трудоемкое, требующее от школьников не только свободного времени, но и наличие умений читать и оперативно работать с словарем, атласом. Жили бабка да старик. Он ловит у залива рыбу, рядом на берегу варит у печи, рада, уху и чай баба. И правда, улов иной раз убог: ни рыбки нет. И сеть тащил у залива дедушка усталый. Пустая она, как море – океан. Снова и снова старина бродил и поймал! Чудесная рыба и добрая поймана: мы сказку Пушкина читали. И я у Лукоморья вас уж собирал. В диктанте 66 географических названий. Найдите их. ПРИМЕРЫ ОТВЕТОВ: Жили-н.п.Беларусь Пушкин-н.п.Ленинградская обл. Бабка-река бассейна Камы Ал-река в бассейне Удской губы Лови-река в Хабаровском крае Ку-горы в Казахстане Рыбки-н.п.,Смоленская обл. Икон-река на п-ове Таймыр Дедушка-порог на Подкаменной Тунгуске Море-н.п.Латвия Дастар-гора,Казахстан Океан-н.п.Куйбышевская обл. Ары-н.п. в Якутии
Составить пересказ по инструкционной карте. Читая параграф обучающие заполняют карту по опорным словам. Синквейн на уроках помогает закрепить пройденный материал, обобщить знания, сформировать географический образ. Работа над синквейном – это развитие языковой культуры, формирование познавательного интереса. Горы Прекрасные, опасные Восхищают, манят, пугают. Труден путь к вершине. Преодоление
География – одна из наиболее продуктивных дисциплин в контексте обозначенной темы. Значит, наряду с планированием работы по достижению предметных результатов, учителю следует продумывать такую систему заданий и вопросов, чтобы средствами учебного предмета обеспечивалось развитие метапредметных результатов. Частью которых являются умения читать, владение всеми видами речевой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты участия в научно-практических конференциях
Школа юных исследователей «Эдир шэнжэлэгшэ» создана на базе фольклорной группы «Ульгэр» в 2007 году. В работе данной школы принимают участие члены фольклорной группы, а также те, кто интересуется исто...
Участие в научно-практических конференциях
Грамота за участие в окружной НПК по литературе "Духовно-нравственные истоки русской литературы"Грамота за лучшую творческую работу учащейся в рамках окружной НПК по литературе "Память русской д...
Участие в научно-практических семинарах, конференциях.
Учителю необходимо постоянно пополнять свои знания и обновлять свой опыт. Участие в разного рода конференциях, "круглых столах", семинарах даёт возможность почерпнуть новое, поделиться своим...
Участие в научно-практических конференциях, семинарах ,фестивалях.
Приказы участия....
2016Районное методическое объединение. Участие в научно-практической конференции-конкурсе проектно-исследовательских работ по математике «Шаг в науку 2016». Справка об участии
2016Районное методическое объединение. Участие в научно-практической конференции-конкурсе проектно-исследовательских работ по математике «Шаг в науку 2016». Справка об участии...
УЧАСТИЕ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ, СЕМИНАРАХ, ВЕБИНАРАХ, ОЛИМПИАДАХ, ФЕСТИВАЛЯХ, МАСТЕР-КЛАССАХ, ТВОРЧЕСКИХ ВЫСТАВКАХ В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (с 2017 по 2021 гг.)
УЧАСТИЕ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ, СЕМИНАРАХ, ВЕБИНАРАХ, ОЛИМПИАДАХ, ФЕСТИВАЛЯХ, МАСТЕР-КЛАССАХ, ТВОРЧЕСКИХ ВЫСТАВКАХ2021 годIII ОТКРЫТАЯ ГОРОДСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ПАНО...