кл.час."Пожар"
методическая разработка (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Пожары
Цель: изучить с учащимися причины классификацию, условия возникновения пожаров
Ход занятия.
1.Вводная часть.
Повторение пройденного материала по вопросам:
- Какие техногенные катастрофы и аварии могут возникнут в нашей станице,
районе .
-перечислите основные причины возникновения аварий.
Сообщение темы и цели занятия.
II.Изложение материала по теме.
1.Исторические сведения.
Учитель.
Статистика говорит, что в нашей стране пожары вспыхивают каждые 2-3 минуты, в них ежегодно погибает около 20 тысяч человек.
Пожары приводят к большим материальным потерям:
-превращают в пепел жилые и промышленные здания;
-уничтожают лесные массивы;
-уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур.
Приведу примеры некоторых исторических факторов, подтверждающих тяжкие последствия, нанесенные пожарами:
1470 г.- пожар в Москве( осталось только 3 двора);
1493 г.- пожар в Кремле (сгорела вся Москва);
1812 г.- пожар, вызванный бесчинством мародеров ( уничтожено 2/3 города) ;
1972 г.- торфяные пожары в Подмосковье (всю Москву заволокло дымом);
1977 г.- пожар в гостинице « Россия, погибло 37 постояльцев и 5 сотрудников, госпитализировано 52 человека;
1993г.- пожар на Камском автомобильном заводе ( страна лишилась главного поставщика большегрузных автомобилей).
2. Беседа по вопросам:
- На каких объектах наиболее часто возникают пожары?
- Как вы думаете, какие предприятия нашего города Ростова наиболее пожароопасные?
3.Определение понятий пожар, горение.
Учитель. Пожар- это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность и здоровья людей.
Горение – это процесс превращения горючих веществ в продукты сгорания.
Оно сопровождается:
- интенсивным выделением тепла;
- выделением дыма;
- световым излучением.
Для возникновения горения необходимы три условия:
1).наличие горючего вещества; к горючим веществам относятся:
* дерево;
* бумага;
*бензин;
*керосин;
* газ и др.;
2) наличие окислителя, к которому относятся следующие вещества:
* кислород воздуха ;
* селитра;
* азотная кислота;
* окислы азота;
3) источник воспламенения, которым может послужить:
* икра;
* пламя костра;
* непогашенный окурок и др.
Рассмотрите зависимость всех трех условий возникновения пожара между собой на схеме.
Как вы думаете, если не будет одного из этих условий, что произойдет? (Ответы учащихся)
Схема 1.
Горючее вещество или горючие материалы |
+
Окислитель (О 2 воздуха, окислы азота, перхлораты, селитра) |
+
Источник воспламенения. |
↓
Пожар |
Отсутствие одного из элементов делает невозможным возникновение пожара.
На скорость распространения пожара влияет огнестойкость строительных конструкций и возгораемость материалов, которые делятся на:
- горючие;
- трудногорючие;
- негорючие.
Компоненты возгорания различных групп материалов и их характеристика представлены в схеме . Ознакомьтесь с этой схемой.
Чаще всего причиной людей является не огонь, а удушающий газ, выделяемый при горении пластмасс, применяемых при отделке зданий.
Схема 2.
Группы возгораемости материалов |
↓ ↓ ↓
Горючие Строительные материалы, которые под воздействием огня воспламеняются, тлеют и продолжают тлеть после удаления огня. К ним относятся: древесина, целлюлоза, пластмасса, битум. | Трудногорючие. Строительные материалы, которые под воздействием огня воспламеняются и тлеют ( или обугливаются), а после удаления огня горение и тление прекращается. К ним относятся: древесно-стружечные и древесноволокнистые плиты. | Негорючие. Строительные материалы, которые под воздействием огня не воспламеняются и не обугливаются. К ним относятся: кирпич, бетон, металл, гипс, гранит, мрамор. |
По интенсивности пожары, подразделяются:
- на отдельные( то есть пожары в отдельном здании );
- массовые ( отдельные пожары, охватившие 25 % территории застройки).
Ведение спасательных работ в зоне массового пожара практически исключено.
Условием возникновения такого пожара являются:
- массовая застройка;
- лесной массив;
- большое скопление горючих материалов;
- огненный шторм ( пожар охватывает около 90 % зданий ),
- распространение в городах и населенных пунктах зависит от следующих факторов:
*огнестойкости зданий;
* плотности застройки;
*характера местности;
* условий погоды.
Как вы думаете, какие здания вероятнее всего подлежат истреблению во время огненной стихии? Какие населенные пункты представляют наибольшую опасность при возникновении пожара?
Вспомните статистику о случаях с пожарами .Где чаще всего происходят пожары с наибольшим количеством жертв?
Учитель (обобщает) Наибольшее число жертв бывает в зданиях с массовым пребыванием людей:
- гостиницы;
- спортивные сооружения;
- магазины;
- образовательные учреждения;
- театры и др.
/ Уместно привести примеры последних сведений из хроники пожаров, показать видеосюжеты /.
При горении нефтепродуктов в резервуарах возможны вытекание нефтепродуктов и взрывы, приводящие к выбросам горящей жидкости.
Как остановить горение? ( Ответы учащихся )
Учитель: Горение может быть прекращено
- охлаждением водой;
- специальными растворами;
- углекислотой и другими средствами;
- разбавлением реагирующих в процессе горения веществ водным напором, углекислым газом, азотом;
- изоляцией зоны горения пенами, порошками, грунтом;
- химическим торможением реакции горения специальными веществами ( бромэтил, фреоны.)
Существуют различные способы тушения пожаров, которые применяются и эффективны в каждом конкретном случае с пожарами.
Рассмотрим эти способы тушения пожаров:
- первичные очаги возгорания тушат огнетушителями, засыпают песком и другими подручными средствами;
- отдельные очаги горения оставляют для догорания горючего материала;
- массовые пожары разбивают на отдельные участки.
Пожары в зданиях и сооружениях характеризуются :
- быстрым повышением температуры;
- задымлением помещений;
- распространением огня открытым путем;
- потерей конструкциями несущей способности.
Вам необходимо знать признаки развития обстановки на пожаре:
- закрытые оконные проемы свидетельствуют об отсутствии людей или их нахождении в бессознательном состоянии;
- сильное пламя, выбивающееся из окон,
- признак интенсивного горения внутренних помещений здания;
* резкое падение высоты пламени из окон.
-признак разрушения конструкцией, может последовать разрушение;
* отсутствие выбросов пламени из окон.
-признак быстрого распространения огня по внутренним конструкциям;
* большое количество густого дыма.
-признаки горения при недостатке кислорода в воздухе.
Что необходимо предпринять для тушения пожаров в городах ?
Особое внимание должно уделяться своевременному оповещению людей о возникновении признаков пожара – дыма.
Для оповещения используется ( должен использоваться ) пожарный извещатель.
Закон об установке пожарных извещателей принят правительством в 1999 году.
III.Итог занятия.
Беседа по вопросам:
- Перечислите основные способы прекращения горения.
- Охарактеризуйте процесс горения.
-Что влияет на способ распространения горения?
Муниципальное образовательное учреждение
Новороговская средняя общеобразовательная школа №2
Классный час
по пожарной безопасности
для учащихся 7 класса.
Тема: Пожары
Классный руководитель
7 класса Полях Светлана Дмитриевна МОУНСОШ№2
Ст. Новороговская
Ул. Школьная,50
40-3-12
2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ОБЖ 8 класс «Характеристика пожара как опасного фактора окружающей среды, причины возникновения пожаров и способов борьбы с ними»
В презентации представлены понятия и определения, поражающие факторы пожара, правила поведения при пожаре ….. Данный материал применим на уроках ОБЖ и во внеклассной работе по теме ...
Методическая разработка «Пожар. Причины возникновения пожара. Правила противопожарной безопасности»
Цели: Образовательные:дать определение пожара;познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров и с поражающими факторами огня и правилами поведения в случае его возникновения;рассмотреть источни...
План – конспект занятия по профилактике пожаров (новогодние праздники) Игра по станциям «Я пожара не боюсь - правила все знаю!»
Игра по станциям рассчитана на детей среднего возраста от 10 до 15 лет, пять команд по 5-7 человек.Цель: Формирование у обучающихся прочных и осознанных навыков безопасного поведения (профилактика пож...
Урок ОБЖ в 7 классе. «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров».
«Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров»...
Помоги себе сам. Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности
Конспект открытого занятия...
разработка урока по ОБЖ на тему:«Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Обеспечение личной безопасности при пожарах» 8 класс
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Обеспечение личной безопасности при пожарах...