Воспитательная система класса "В ногу со временем"
методическая разработка (5 класс) по теме
Воспитательная система класса рассчитана на 5 лет (5-9 классы). Цель воспитательной системы - создание условий для формирования творческой, социально ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации. Основой построения системы послужило использование проектной деятельности и технологии портфолио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kladovaya_pedagogicheskogo_masterstva.doc | 475.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кладовая педагогического мастерства»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №82
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА
Автор ВСК:
Алия Мансюровна Бандина
Классный руководитель
5 «Б» класса
МОУ лицей №82
Сормовского района
г. Нижнего Новгорода
2009-2010
Содержание
Введение………………………………………………………..
Аналитическое обоснование…………………………………..
Концепция ВСК………………………………………………..
Модель воспитательной системы……………………………..
Ресурсы…………………………………………………………..
Цели и задачи ВСК……………………………………………..
Этапы реализации……………………………………………….
Механизм реализации…………………………………………..
План действий по реализации воспитательной системы……...
Управление и мониторинг………………………………………
Ожидаемые результаты………………………………………….
Список литературы………………………………………………
Приложение………………………………………………………
Паспорт воспитательной системы класса
Наименование воспитательной системы | Воспитательная система класса «В ногу со временем» |
Основание для разработки | Использование проектной деятельности как условия формирования творческой, социально ориентированной личности и технологии портфолио как условия формирования способности к саморазвитию и самореализации – основа построения воспитательной системы класса, отвечающей требованиям времени. |
Основные разработчики | А.М.Бандина, классный руководитель 5 «Б» класса Место работы: МОУ лицей №82 Рабочий телефон: 225-42-26 Место жительства: Нижний Новгород, Ясная, 31 – 63. Мобильный телефон: 8-905-865-85-28. |
Цели и задачи | Цель: создание в классном коллективе всех необходимых условий для формирования творческой, социально ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации. Задачи: - способствовать интеллектуальному развитию учащихся, стремлению к получению компетентностных знаний; - формировать нравственный опыт воспитанников; - содействовать развитию потребности в самосовершенствовании, самопознании; - воспитывать осознанное отношение к здоровью как ценности; - создать условия для взаимодействия учителей, родителей, педагогов. |
Условия достижения цели и задач | Консолидация усилий педагогов, администрации, родителей, психолого-педагогическое сопровождение. |
Основные направления | - Социальное партнерство с семьей. - Проектирование как системообразующая деятельность. - Работа с портфолио. |
Исполнители основных мероприятий | Самоуправление класса, родительский коллектив, классный руководитель. |
Ожидаемые результаты | - установление реальных учебных возможностей каждого ученика, - сформированная устойчивая потребность соблюдения правил личной гигиены, в ЗОЖ, - сформированность нравственных ценностей, высокий уровень воспитанности, активная жизненная позиция, - осознание ценностей семейного воспитания, - формирование умения регулировать своё состояние и управлять своими поступками, потребности в самосовершенствовании и саморазвитии, - профилактика правонарушений, формирование культуры толерантности, умения ориентироваться в обществе с учетом позиций других людей. |
Механизм реализации | 1. Интеллект Цель: содействовать умственному развитию учащихся и формированию их интеллектуальной, познавательной активности. 2. Здоровье Цель: формирование у учащихся осознанного серьёзного отношения к здоровью. 3. Нравственность Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. 4. Семья Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. 5. Психическое развитие Цель: развитие качеств личности учащихся. 6. Право Цель: формирование понимания прав и обязанностей школьника, мировоззрения. 7. Детское самоуправление Цель: развитие социолизированности личности. |
Система контроля | Систематический анализ результатов на основе психолого-педагогического мониторинга. Работа с портфолио. |
Введение
Когда я что-либо изучаю, я знаю,
для чего это мне надо, и где и как
я могу эти знания применить.
(Основной тезис понимания метода проектов,
из книги «Новые педагогические и информационные технологии
в системе образования», под ред. Е.С.Полат)
Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?
Какую роль должна играть школа и какой должна быть воспитательная система образовательного учреждения в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и программа модернизации образования определяют главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
В современном обществе умение мыслить самостоятельно с опорой на знания, опыт ценится значительно выше, чем просто эрудиция, обладание широким спектром знаний без умения применять эти знания для решения конкретных проблем. Обществу необходимы самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации на основе объективной самооценки.
Важнейшей задачей модернизации образования является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Воспитание должно решать задачи по формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Поэтому стратегической целью учебно-воспитательной системы лицея №82 является создание условий для формирования свободной, творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации. Это определяет воспитательную систему класса.
МОУ лицей №82 – одна из старейших школ нашего города, в 2010 году она отмечает свой 125-летний юбилей. Много событий свершилось за эти годы. Многие славные традиции сложились за это время: интересные уроки и увлекательные походы, экскурсии, музыкально-литературные вечера и КВН, выпуски стенных и радиогазет, театральные постановки. Учителя с любовью относились и относятся к своему труду, заставляют учащихся мыслить и делать самостоятельные выводы, прививают практические навыки, уделяют внимание тем видам деятельности, которые способствуют сплочению учащихся в единый коллектив. И, как результат, выпускники школы проявляют себя успешно в различных областях жизнедеятельности.
Особенностью лицея является его физико-математический профиль.
Изучение социального заказа, предъявляемого лицею родителями учащихся, ориентирует на воспитание в детях практических умений работы с полученной в ходе разнообразной деятельности информацией, на развитие творческой активности и навыков эффективного обмена информацией с использованием всех возможных современных средств.
В современном состоянии функционирования воспитательной системы важное значение имеет системность и целостность сложившегося взаимодействия между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Учебно-воспитательная среда должна иметь такую организацию, чтобы все участники системы имели взаимодействие во всех ее областях. Такое взаимодействие возможно при соблюдении следующих условий:
- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
- совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
- постоянное испытание интеллектуальных, физических,
нравственных сил для определения возникающих проблем действительности
и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.
Создание таких условий обеспечивает использование новых педагогических технологий, в частности проектной технологии и технологии портфолио, получивших приоритетные позиции в воспитательном процессе класса.
Данные технологии легко вписываются в учебно-воспитательный процесс, хорошо сочетаются с профильно-ориентированными системами, обеспечивают интеллектуальное и нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникативность, желание помочь другим.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, групповую. Эта технология предусматривает умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества, что актуально в наше время. Поэтому воспитательная система класса в качестве системообразующего фактора использует проектную деятельность.
Достижению цели по формированию у учащихся способности к объективной самооценке – рефлексии способствует технология портфолио.
Всем хорошо известно, что завышенная самооценка, равно как и заниженная, часто приводит к драматическим последствиям в жизни человека. Важно, чтобы ученик был в состоянии адекватно оценить свои знания, поступки, возможности. Этому умению надо учить так же, как мы стремимся вооружить детей знаниями, умениями, навыками, научить самостоятельно мыслить.
Портфолио – это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика (творческих, исследовательских). Портфолио помогает решить важные педагогические задачи: поддержать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, отслеживать развитие характера ребенка, становление его нравственных качеств. И как результат – способствовать повышению качества образования в целом.
Итак, цель деятельности воспитательной системы класса вытекает из стратегической цели учебно-воспитательной системы лицея:
- создание в классном коллективе всех необходимых условий для формирования творческой, социально ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации.
Развитие воспитательной системы рассчитано на 5 лет (5-9 классы), ее реализация может стать условием для формирования образа выпускника лицея, отвечающего требованиям современного общества. Качества выпускника лицея определены в Уставе лицея: свобода, гуманность, духовность, творчество, практичность.
Аналитическое обоснование
Опыт работы в качестве классного руководителя с 5-го по 11-ый класс (2002-2009 гг.) позволяет считать результаты апробации данной воспитательной системы достаточно успешными. Проектирование как метод включения учащихся в различные виды деятельности использовался на всех этапах воспитательной работы. Основным видом проектов являлся исследовательский проект, результатом которого можно считать следующие приобретения:
- умение приобретать знания самостоятельно;
- развитие коммуникативных качеств;
- активность человеческих контактов.
Так, в 5-7 классах проектная деятельность касалась написания работ по различным темам. Наиболее интересными оказались проекты по созданию социальной рекламы в защиту родного языка, конкурс плакатов «Мама, папа, я – читающая семья», написание «сериала». В 9-11 классах велась целенаправленная работа по созданию портфолио учащихся. Класс принимал активное участие во всех общешкольных делах и мероприятиях, при подготовке к которым дети проявляли творческий подход. Характерными качествами сложившегося коллектива детей можно считать сплоченность, доброжелательность взаимоотношений. Учащиеся успешно закончили школу и продолжили свое обучение в различных вузах, с выбором которых определились в старших классах. Выпускники сумели реализовать свой потенциал, без особых затруднений адаптироваться к новым условиям образования.
В 2009 г. началась работа в должности классного руководителя 5 «Б» класса, в котором учатся дети, пришедшие в лицей с 1-го года обучения. Из 24 человек – 12 мальчиков и 12 девочек.
Успеваемость по итогам 4-го класса высокая: 4 чел. – отличники, 15 – хорошисты, 5 чел. имеют оценки «3» и «4».
В процессе посещения уроков, внеклассных мероприятий (участие в «Литературном фестивале», праздник окончания начальной школы), диагностики сложилось впечатление о коллективе детей. Учащиеся эмоциональны, открыты, довольно контактны, не боятся высказывать свою точку зрения, вступать в дискуссию. Дети умеют принимать и удерживать поставленную задачу, стараются самостоятельно ставить задачи (учебные и творческие) и контролировать ход их выполнения. Ребята активны, готовы к выполнению общественных поручений, легко организуются для проведения различных мероприятий.
По данным соцпаспорта, 21 ученик проживает в полной семье, 3 – в неполной, в 1-ой – потеря кормильца, 1 ребенок из многодетной семьи.
Образовательный уровень родителей высокий:
- высшее образование имеют 37 чел.,
- средне-техническое и средне-специальное – 6 чел.,
- среднее – 2 чел.
Большинство родителей – работники коммерческих структур и государственных учреждений. Материальная обеспеченность семей примерно одинакова – выше среднего уровня.
Родители активны, осуществляют надлежащий контроль за успеваемостью детей, заинтересованы в жизнедеятельности классного коллектива.
Результаты проведенной диагностики подтверждают достаточно высокий уровень сформированности интеллектуальных, нравственных, коммуникативных качеств и других критериев – показателей результативности воспитательного процесса, начатого в начальной школе.
а) Сформированность классного коллектива.
Результаты социометрии показывают, что в коллективе присутствует благоприятная, психологически комфортная атмосфера. Есть явные лидеры, отверженные – 1 чел. Отмечается большое число взаимных выборов (коэффициент сплоченности 0,22 балла).
б) Сформированность интеллектуально-познавательного потенциала личности.
Анализ текущей и итоговой успеваемости позволяет сделать вывод о высоком качестве обученности учащихся. Процент качества составил:
- окончание 4-го класса – 79%;
1-я четверть 5-го класса – 79%;
2-я четверть 5-го класса – 79%.
Результаты исследования учебной мотивации учащихся в период адаптации при переходе в основную школу по методике М.Г.Гинзбург говорят о преобладании высокого уровня мотивации, о преобладании познавательного и социального мотивов обучения:
- очень высокая мотивация -41% (9 чел.);
- высокая – 50% (11 чел.);
- нормальная – 9% (2 чел.).
в) По методике изучения удовлетворенности родителей состоянием учебно-воспитательного процесса в классе и лицее (Степанов Е.Н.) проведенное анкетирование показало, что родители, в целом, удовлетворены процессом обучения и воспитания учащихся и готовы к продолжению сотрудничества со школой, оказанию помощи в организации жизнедеятельности класса:
- удовлетворены – 21 чел.(88%);
- затрудняются ответить – 2 чел.(0,08%);
- не удовлетворены – 1 чел.(0,04%).
Г) Сформированность нравственного потенциала личности высокая .
Педагогическое наблюдение выявило положительное отношение учащихся к Родине, семье, школе. Пятиклассники стремятся участвовать во многих творческих конкурсах («Овеянные славою флаг наш и герб»,
«Главная книга Победы», «Моя семья в истории лицея»).
Д) Психическая культура личности учащихся (методика Т.А.Огневой, О.И.Моткова):
- высокий уровень развития – 62%;
- средний уровень – 33%;
- низкий уровень – 5%.
е) Анкетирование педагогов, работающих в 5-м классе, показало высокую степень удовлетворенности сформированностью учебных навыков и умений, уровнем знаний пятиклассников.
Данная диагностика проводилась с целью выявления негативных тенденций, связанных с потерей мотивации учебной деятельности в период адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено.
Итак, высокий уровень сформированности различных качеств учащихся, результатов воспитательной работы, начатой в начальной школе, ставит вопрос сохранения достигнутого, акцентирует соблюдение преемственности как условия эффективности воспитательного процесса, позитивного личностного развития.
Но, как известно, идеальных детей и коллективов не бывает. Остаются проблемы, требующие внимания как со стороны классного руководителя, так и со стороны родителей. Это проблемы различного характера:
- межличностные отношения, взаимоотношения мальчиков и девочек, связанные с возрастными особенностями;
- проблемы психологического характера, влияющие на поведение детей (часть учащихся гиперактивны, недисциплинированны, требуют
повышенного контроля со стороны педагогов и родителей);
- состояние здоровья детей (часть учащихся имеет хронические заболевания);
- правовое воспитание детей (неумение учащихся разделять понятия «права» и «обязанности», невысокий уровень развития толерантности);
- проблемы семейного воспитания (обеспокоенность родителей будущим детей, стремление вырастить ребенка, способного стать хорошим семьянином).
Следовательно, воспитательная система класса должна помочь в решении существующих и возникающих проблем разного характера.
Модель воспитательной системы
Времена меняются, и мы
меняемся вместе с ними.
Гораций
XXI век – век стремительно меняющихся условий жизни, век инновационных технологий во всех областях жизнедеятельности.
Как сделать процесс развития личности успешным, как вырастить человека, который будет востребован обществом? Как не отстать от всего нового, что дает нам время, несущееся неумолимо вперед, словно современный сверхскоростной лайнер или локомотив?
Построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения, отвечающей требованиям времени, является не только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью.
Воспитательная система класса как педагогическое явление должна помочь в решении многих проблем, которые ставит перед нами общество.
Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.
Один из компонентов воспитательной системы представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса.
Большую роль в построении и функционировании воспитательной системы играет классный руководитель. Ценностные ориентации классного руководителя, его позиция являются одним из системообразующих факторов.
Классный руководитель является тем звеном в воспитательной системе класса, которое, как штурман, рулевой, задает направление движения, развития классного коллектива. Отвечая за успешность учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы.
Важной составляющей в воспитательной системе являются, несомненно, учащиеся класса. Они, с одной стороны, полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы. С другой стороны, учащиеся - это объекты влияния совместной деятельности, общения и отношений. Образно говоря, это не просто пассивные участники движения, «пассажиры», а полноправные члены воспитательной системы, вступающие во взаимодействие с другими участниками, определяющие направление собственного развития.
Результаты диагностики свидетельствуют о большой заинтересованности родителей в жизнедеятельности класса, о первостепенной значимости их в формировании личности ребенка.
Семья – это тот фундамент, та направляющая сила, которая закладывает начальные знания ребенка и определенные личностные качества. Родители также не являются пассивными наблюдателями воспитательного процесса, они сотрудничают со школой в решении задач воспитания. Ни один важный вопрос классной жизни, ни одно мероприятие не обходится без участия родителей.
«Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в классе, и администрация образовательного учреждения. По мнению А.С.Макаренко, «там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
В воспитательном пространстве класса важную регулятивную роль в построении совместной деятельности и общения играют определенные ценности, которые влияют на выбор целевых ориентиров участников воспитательного процесса, на выбор направлений реализации воспитательной системы. Направления воспитательной работы связаны с задачами современной школы: развитие потенциала каждого ученика, воспитание гражданина, здоровой, гармоничной личности, способной выдержать конкуренцию в современном обществе. Создание условий для решения этих задач обеспечивает технология проектирования. Поэтому воспитательная система класса базируется на проектной деятельности по развитию интеллектуальных, нравственных, познавательных способностей учащихся, по формированию потребности в здоровом образе жизни, стремления к самопознанию и активной жизненной позиции.
Ключевая идея замысла воспитательной системы выражается в ее цели и определяет выбор ее названия – «В ногу со временем».
Ресурсы
- Устав МОУ лицей №82.
- Воспитательная система МОУ лицей №82.
- Взаимодействие с родителями.
- Взаимодействие с психолого-педагогической службой лицея.
- Накопленный педагогический стаж (стаж – 16 лет).
- Успешная апробация предыдущей программы.
- Опыт работы воспитателем в летних лагерях.
Цель и задачи ВСК
Цель:
- создание в классном коллективе всех необходимых условий для формирования творческой, социально ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации.
Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, развивать интерес к получению знаний;
- формировать нравственный опыт воспитанников;
- содействовать развитию потребности в самосовершенствовании, самопознании;
- воспитывать осознанное отношение к здоровью как ценности;
- создать условия для взаимодействия учащихся, родителей, педагогов.
Ключевыми качествами, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются самостоятельность, активность, творчество, ответственность, доброжелательность, сотрудничество, развитие.
Этапы реализации
И воспитание, и образование не разделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
Всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н.Толстой
Функционирование воспитательной системы становится более эффективным, если учитываются возрастные особенности учащихся, проблемы преемственности в каждом периоде обучения. Это становится объективной необходимостью для формирования образа выпускника лицея, отличительными качествами которого являются свобода, гуманность, духовность, творчество, практичность.
Особенности лицейского образования накладывают отпечаток на построение воспитательной системы. При планировании воспитательной
работы в классе нужно учитывать соблюдение следующих условий:
- опора на мотивы выбора лицеистами образовательного учреждения, адаптация к новым условиям обучения при переходе из начальной школы в среднее звено, из среднего звена – в старшее;
- повышенный уровень лицейского образования и актуализация гуманистических ориентиров лицеистов;
- включение учащихся в различные виды деятельности посредством проектирования;
- становление личностной позиции посредством портфолио;
- взаимодействие субъектов педагогического процесса (учащихся, педагогов, родителей) в целях педагогического содействия и поддержки.
Представленная система класса рассчитана на 5 школьных лет (5-9
классы).
Образно воспитательную систему класса можно представить в виде ступеней лестницы. Каждый этап – это преодоление очередной ступени, очередного отрезка пути. Каждый этап имеет свои задачи.
IV этап “В поисках своего Я»
III этап «Вокруг меня – мир»
II этап «Страна знаний»
I этап «Игра-путешествие»
I этап «Игра-путешествие» - подготовительный (проектирование совместной деятельности) – 5 класс 1-ое полугодие (август-декабрь 2009 г.).
На данном этапе возникает тесное сотрудничество с учителем – классным руководителем начальной школы, со школьным психологом и родителями (выборы родительского комитета, привлечение родителей к участию в жизнедеятельности класса, реализации проектов). Проводится изучение интересов, потребностей, разнообразных личностных качеств учеников, диагностика межличностных отношений. Мероприятия направлены на сохранение традиций, зародившихся в начальной школе, на устранение проблем адаптации пятиклассников.
При проектировании совместной деятельности важными являются следующие моменты:
- разработка системы работы по формированию портфолио в основной школе;
- формирование классного самоуправления, создание условий для активного участия всех учащихся класса в коллективной деятельности.
В классе проводятся избирательные кампании по выбору актива класса, объединение детей в различные функциональные группы, распределение обязанностей и поручений. Староста класса выбирается на учебную четверть. Но, несмотря на четкую структуру самоуправления в классе, существуют временные творческие группы, состав которых меняется в различных видах деятельности, в зависимости от интересов детей;
- отслеживание индивидуального развития в широком образовательном пространстве, анализ учебной и внеклассной деятельности посредством портфолио.
II этап «Страна знаний» – обучающий (становление системы) – 5 класс 2-ое полугодие – 7 класс 1-ое полугодие (январь 2010 г. –декабрь 2011 г.).
На данном этапе утверждается системообразующая деятельность – проектная, определяющие приоритетные направления функционирования системы.
Идет работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формируется умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность, осуществляются различные проекты (исследовательские, ролевые, практические и др.).
В классе развивается самоуправление, самостоятельность учащихся. Продолжается работа по сохранению традиций классного коллектива.
Проводится педагогическая диагностика готовности к переходу на профильное обучение, идет работа с родителями в плане консультирования по возникающим вопросам, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс класса.
На данной ступени продолжается формирование потребности развития познавательных, интеллектуальных, творческих способностей. Ребята участвуют в состязаниях различного уровня, пробуя свои силы в различных интеллектуальных областях. Проектные технологии служат повышению интереса к обучению, включению родителей во внеурочную деятельность.
III этап «Вокруг меня – мир» – обобщающе-заключительный – 7 класс 2-ое полугодие – 8 класс (2012 - 2013 гг.).
Это начальная ступень самоопределения, активной предпрофильной подготовки.
В начале этапа важными являются следующие моменты:
- диагностика интересов, потребностей, склонностей учащихся;
- накопление документов и творческих материалов, подтверждающих уровень достижений ребенка в различных видах деятельности, обработка результатов, накопленных за пройденный период;
- индивидуальное консультирование учащихся и родителей по итогам работы.
Также появляется способность самостоятельного поиска творческого дела, организации мероприятий и самостоятельного грамотного анализа совместной деятельности.
Основная задача этапа – помощь подросткам в осознании себя частью большого мира, проверка правильности выбранного профиля.
IV этап «В поисках своего Я» – обновление системы – 9 класс (2013-2014 гг.).
Для этого этапа характерны следующие моменты:
- рост стремления учащихся к самостоятельности и развитие чувства ответственности, саморазвитие членов коллектива;
- анализ результативности работы по накоплению портфолио;
- формирование приоритетных ориентиров, жизненной позиции;
- обновление существующих способов и форм жизнедеятельности класса;
- продолжение взаимодействия с родителями, решение вопросов, связанных с дальнейшей судьбой учащихся.
Этот этап – серьезный шаг на пути социализации личности.
Реализация воспитательной системы класса рассчитана на 5 лет, что позволяет обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка, позитивного личностного роста.
Механизм реализации
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе класса является проектная деятельность (коллективная – совместная и индивидуальная).
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношениях.
Наиболее значимые направления:
- интеллект
- здоровье
- нравственность
- семья
- психическое развитие
- право
- детское самоуправление
Выбор форм работы обусловлен возрастными особенностями.
1. Интеллект
Цель: содействовать умственному развитию учащихся и формированию их интеллектуальной, познавательной активности.
Ожидаемый результат: установление реальных учебных возможностей каждого ученика.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Формы реализации:
Интеллектуальные игры внутри класса, лицея; предметные недели; олимпиады по предметам; читательские конференции; познавательные экскурсии; выпуски стенгазет; работа с портфолио.
2. Здоровье
Цель: формирование у учащихся осознанного серьёзного отношения к здоровью.
Ожидаемый результат: сформированная устойчивая потребность
соблюдения правил личной гигиены, в ЗОЖ.
Задачи:
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья нации;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Формы реализации:
Спортивные праздники, соревнования; походы выходного дня; дни здоровья; тематические классные часы по спортивной тематике; беседы, дискуссии о ЗОЖ; акция «Чистая книга».
3. Нравственность
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Ожидаемый результат: сформированность нравственных ценностей, высокий уровень воспитанности, активная жизненная позиция.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем.
Формы реализации:
Тематические классные часы; тренинги нравственного самосовершенствования; посещение театров и кинотеатров; экскурсии; изучение нравственного наследия писателей и поэтов мира; конкурсы рисунков; участие в проекте «Литературный фестиваль»; участие в творческих конкурсах; работа с портфолио.
4. Семья
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Ожидаемый результат: сотрудничество педагогов и семей, формирование положительного отношения к ценностям семейного воспитания.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель».
Формы реализации:
Тематические классные часы «Моя родословная», совместные походы, экскурсии, праздники, беседы с детьми и родителями, родительские собрания и консультации.
5. Психическое развитие
Цель: развитие качеств личности учащихся.
Ожидаемый результат: формирование умения регулировать своё состояние и управлять своими поступками.
Задачи:
- формирование способности к самоанализу и самооцениванию у учащихся;
- создание условий для реализации личностных качеств.
Формы реализации:
анкетирование; тестирование; беседы; диагностика., работа с портфолио, тематические классные часы, психологические игры.
6. Право
Цель: формирование понимания прав и обязанностей школьника, мировоззрения.
Ожидаемый результат: профилактика правонарушений, формирование
культуры толерантности.
Задачи:
- создать условия для развития социальной активности;
- сформировать правовую культуру учащихся.
Формы реализации:
Часы общения, правовые беседы, конкурсы плакатов, социальной рекламы, диспуты.
7. Детское самоуправление
Цель: формирование самостоятельности, организаторских способностей.
Ожидаемый результат: развитое самоуправление
Задачи:
- создать условия для развития самоуправления;
- способствовать развитию потребности в самостоятельной организации жизнедеятельности классного коллектива.
Формы реализации:
Часы общения, избирательные кампании, обсуждения.
Управление и мониторинг
Соуправление реализацией и отслеживание результатов деятельности по программе осуществляют классный руководитель, школьный психолог, родительский комитет и сами учащиеся через портфолио.
Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:
- сформированность нравственного, познавательного потенциала личности школьника;
- развитие способности у учащихся к самоанализу;
- сформированность классного коллектива.
Для наблюдения используются традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса.
Направление | Объект контроля | Методы отслеживания |
Интеллект | Уровень развития интеллектуальных умений и обученности учащихся. Отношение школьников к отдельным предметам. Интеллектуальная и познавательная активность. | Составление рейтинга успеваемости, ведение страницы портфолио «Мои достижения», анализ успеваемости по четвертям и за год. Методика Л.В.Байбородовой «Составление расписания», анкетирование, отзывы преподавателей. Анализ участия в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, НОУ, педагогическое наблюдение. |
Здоровье | Состояние здоровья учащихся. Отношение учащихся к здоровому образу жизни. Потребность соблюдения правил личной гигиены. | Медицинский анализ динамики состояния здоровья учащихся. Групповые обсуждения, анкетирование, индивидуальные беседы. Анкетирование, индивидуальные беседы. |
Семья | Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образ.учреждения. Чувство уважения к семье. | Методика Е.Н.Степанова. Анкетирование, групповые обсуждения, пед.наблюдение, сочиненияю |
Нравственность | Сформированность личностных качеств учащихся. | Методика изучения уровня воспитанности П.И.Третьякова, В.Н.Капустина, анкетирование, работа с портфолио. |
Психическое развитие | Развитие качеств личности учащихся. Управление психическими процессами. | Диагностика развития качеств личности, составление карты развития через портфолио. |
Право | Уровень социальной активности. Знание своих прав и обязанностей. | Педагогическое наблюдение, анкетирование. |
Детское самоуправление | Развитие самостоятельности в организации жизнедеятельности коллектива, активная позиция | Методика для изучения социолизированности личности. |
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащегося и коллектива в целом.
Также совместно с детьми была разработана собственная технология отслеживания личностного развития под названием «Не думай о секундах свысока…». В конце четверти на классном собрании подводятся итоги работы, и по результатам анализа учащиеся получают в лист достижений, оформленный в виде циферблата, «стрелки-секунды» разного цвета, которые означают:
- красная стрелка – успехи в учебе;
- синяя стрелка – проявленная активность;
- зеленая стрелка – сотворчество (участие в совместной деятельности);
- желтая стрелка – душевные качества (определяется по методике Уильяма Джеймса);
- оранжевая стрелка – шаги к себе (самопознание, самооценка, саморазвитие);
- фиолетовая стрелка – интерес к своей семье, к здоровью.
По итогам четверти, года каждый ребенок сам определяет, над чем ему нужно работать дальше, какие цели ставить, к чему стремиться. Классный руководитель, актив класса, родительский комитет обязательно отмечает тех, кто сумел наиболее полно реализовать и проявить себя, кто действительно идет «в ногу со временем», подарками и грамотами.
Необходимо отметить такую сторону воспитательной системы класса, как самоуправление. Структура классного самоуправления следующая:
Актив класса
Классное собрание
Классное собрание
Информаторы
«Инфо»
Учебная группа
«Интеллект»
Организаторы
«Интересы»
Администраторы
«Порядок»
Члены классного коллектива
При организации классного самоуправления используется метод чередования организационных поручений с целью обучения всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.
Высшим органом самоуправления является классное собрание, на котором происходит выбор актива класса, создание законов класса, распределение поручений (администраторы, информаторы, организаторы досуга, учебная группа). Один раз в четверть актив отчитывается о проделанной работе.
Большую роль в управлении воспитательной системы класса играет коллектив родителей. Структура родительского коллектива следующая:
Коллектив родителей
Родительское собрание
Родительский комитет
Пред. род. комитета
Психологическая комиссия
Социально-правовая комиссия
Организация досуга
В реализации воспитательной системы класса большое значение имеет идея сотрудничества, способствующая укреплению взаимоотношений между всеми субъектами учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты:
- высокий уровень развития интеллектуального потенциала личности, устойчивый интерес к получению знаний,
- сформированность нравственных ценностей, высокий уровень воспитанности, формирование культуры толерантности,
- умение регулировать своё состояние и управлять своими поступками, потребность в самосовершенствовании и саморазвитии, активная жизненная позиция,
- устойчивая потребность соблюдения правил личной гигиены, в ЗОЖ,
- развитие системы коллективных дел и проектов, направленных на взаимодействие учеников, педагогов и родителей,
- осознание ценностей семейного воспитания.
Названные качества человека отвечают требованиям времени, социальному заказу общества.
Список литературы
- Конституция РФ.
- Конвенция о правах ребенка.
- Проект «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- Закон РФ «Об образовании».
- Воспитательная система МОУ лицей №82.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2001.
- Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию. 5-10 классы. Н.Ф.Ромашина. – М., 2008.
- Живая оценка: Программа «Портфолио в школе». Под ред. Е.В.Меттус. – М., 2007.
- Классному руководителю о воспитательной системе класса. Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2000.
- Классные часы: 5, 6, 7, 8, 9 класс. А.В.Давыдова. – М., 2008.
- Классные часы. Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко. – М., 2006.
- Мое здоровье. П.П.Кочеганова, Ю.в.Науменко. – М., 2008.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. – М., 2008.
- Портфолио ученика средней школы. И.Г.Юдина. – Волгоград, 2008.
- Патриотическое воспитание. И.А.Пашкович. – Волгоград, 2006.
- Познай себя. Г.К.Селевко. – М., 2006.
- Родительские собрания. 5-11 классы. Н.И.Дереклеева. – М., 2005.
- Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. О.В.Белоусова. – М., 2008.
- Справочник классного руководителя. 5-11 классы. Н.И.Дереклеева.– М., 2002.
- Формирование коллектива класса. М.Ю.Савченко, Л.А.Обухова. – М.. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы
Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...