"Этикетный интернет"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Классный час
Техноэтикет - Сетевой этикет
или
Как "не наломать дров" при общении в Интернете
Подготовила:
Квашурина Лариса Ивановна
Классный руководитель 9 класса
МОУ «СОШ№13»
Сентябрь 2011г.
Тема. Техноэтикет или Сетевой этикет или Как "не наломать дров" при общении в Интернете
Цель: познакомить с основными правилами сетевого этикета
Задачи:
1) расширить представления детей о современном этикете, сформировать первоначальные представления детей о техноэтикете,
2) формировать основы коммуникативной грамотности, чувства ответственности за свое поведение,
3) воспитывать навыки правильного общения.
Планируемые достижения учащихся:
- усвоить, что такое техноэтикет;
- запомнить, правила работы с электронными письмами, правила общения в Сети.
Оборудование:
- компьютер, мультимедиа установка;
- музыкальные эффекты.
Программное обеспечение:
- Презентации: «десять правил хорошего тона», «Электронная почта» (Приложение);
- Публикация «Правила работы с электронной почтой»
- Памятки для детей Работа в Сети
- Чат для локальной сети
- Работа в почтовой программе
Предварительная работа класс разбивается на группы по желанию и находят материал по темам:
- правила хорошего тона в сети
- правила работы с электронной почтой
- правила безопасности для детей
Ход урока
Организационный момент
Вводная беседа.
Миллионы людей уже присоединились к Интернету. Хотя Интернет может быть использован в различных целях, большинство людей пользуются им, чтобы общаться: обмениваться идеями и информацией, обсуждать проблемы или просто поболтать и поддерживать связь друг с другом — через электронную почту, электронную доску объявлений или новостную группу. Число людей, связанных с Интернетом, растет с удивительной скоростью. Поэтому стоит познакомиться с техноэтикетом.
Мало кем сегодня оспаривается абсолютная необходимость соблюдения определенных правил общения, как в деловых, профессиональных отношениях, так и в повседневной жизни. Эти правила формировались и "отшлифовывались" на протяжении всей человеческой истории.
Потребность в создании новых правил поведения появлялась тогда, когда входили в широкое применение новые средства и способы общения. Так было, например, с телефоном, когда с его повсеместным распространением в деловом мире появилось понятие "телефонный этикет".
А что же можно сказать в этом контексте про Интернет? Ведь он на сегодняшний день является одним из наиболее популярных средств общения людей по всему миру. Какие правила общения применяются для него, и существуют ли они вообще? Об этом и пойдет речь на данном уроке.
Что такое сетевой этикет?
Этикет (от французского etiquette) - это установленный в какой-либо социальной группе порядок поведения и формы общения людей. А сетевой этикет, как следует из этого определения, есть набор правил поведения в компьютерной сети. И обладает он одной особенностью, связанной со спецификой самого Интернета. Дело в том, что сама по себе Всемирная Паутина - децентрализованная система, у нее нет единого центра управления, руководства, и до последнего времени не было никаких международных юридических законов, регламентирующих ее деятельность. Это не могло не отразиться на нормах общения в сети - на сегодняшний день единого (и обязательного) свода правил поведения в Интернете просто-напросто не существует.
Основной материал
Рассказывает докладчик - один ученик от группы, которая готовила материал к уроку (презентация 1 – каждое правило слайд)
Девять правил хорошего тона в сети
Правило 1: Помните, что Вы говорите с человеком
Золотое правило, которому учили еще в детском саду, а? НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТО, ЧТО НЕ ХОЧЕШЬ ПОЛУЧИТЬ ОТ НИХ САМ. ПОСТАВЬТЕ СЕБЯ НА МЕСТО ЧЕЛОВЕКА, С КОТОРЫМ ГОВОРИТЕ. ОТСТАИВАЙТЕ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, НО НЕ ОСКОРБЛЯЙТЕ ОКРУЖАЮЩИХ. В киберпространстве говорят: ПОМНИТЕ, ЧТО ВЫ ГОВОРИТЕ С ЧЕЛОВЕКОМ. Когда вы используете телекоммуникации, то имеете дело с экраном компьютера. Вы не можете жестикулировать, изменять тон голоса, да и выражение Вашего лица не играет никакой роли. Слова, только слова - это все, что видит Ваш собеседник. Когда вы ведете разговор - по электронной почте или в конференции - МОЖНО ОЧЕНЬ ЛЕГКО ОШИБИТЬСЯ В ТОЛКОВАНИИ СЛОВ ВАШЕГО СОБЕСЕДНИКА. И, к сожалению, забыть о том, что Ваш адресат - тоже человек со своими чувствами и привычками.
Это парадокс. Компьютерные сети знакомят друг с другом людей, которые никогда бы не встретились в реальной жизни. Но в виртуальном пространстве Вы ощущаете в адресатах меньше человечности, чем в реальной жизни.
Никогда не забывайте о главном принципе сетевого этикета: ВСЮДУ В СЕТИ НАХОДЯТСЯ РЕАЛЬНЫЕ ЛЮДИ.
И еще одна причина, по которой следует быть вежливым в Сети: когда Вы связываетесь с кем-либо в киберпространстве, помните, что ваши слова фиксируются. Возможно, они сохранятся там, куда Вы уже не сможете добраться. Иными словами, есть шанс, что они еще вернутся и навредят Вам. Не надо быть преступником, чтобы соблюдать осторожность. Всякое сообщение, посланное Вами, может быть сохранено и переправлено кому-то еще. И у Вас нет никакой возможности повлиять на этот процесс.
Правило 2: Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни
В реальной жизни большинство из нас подчиняется законам, иногда из-за ограничений, иногда из-за опасений быть пойманным. В виртуальном пространстве шансы быть пойманным сравнительно невелики. Люди иногда забывают о том, что "за экраном" находится живой человек, и думают, что в Сети правила поведения не так строги, как в обычной жизни. Это заблуждение объяснимо, но все равно - это заблуждение. Стандарты поведения могут отличаться в разных точках виртуального пространства, однако, они не более мягкие, чем в реальной жизни.
Поэтому при общении в Сети отталкивайтесь от тех правил поведения, которые приняты людьми в реальной жизни.
Правило 3: Помните, где именно в сети Вы находитесь
То, что без колебаний принимается в одном месте, могут посчитать за грубость в другом. Например, в конференциях, где обсуждаются телевизионные программы, разные слухи и сплетни - вполне нормальное явление. Но если вы решили вторгнуться с ними в журналистскую дискуссию, популярности это Вам не прибавит. А раз Сетевой этикет всюду свой, то неплохо знать, где Вы находитесь в настоящий момент.
Отсюда вывод: оказавшись в новой области виртуального пространства, сначала осмотритесь. Потратьте время на изучение обстановки - послушайте, как и о чем говорят люди. Только после этого вступайте в разговор.
Правило 4: Уважайте время и возможности других
Существует стереотип, мол, что сегодня у людей остается все меньше времени, хотя (или, быть может, поэтому?) мы тратим меньше времени на сон и изобретаем новые устройства, позволяющие сэкономить время. Когда Вы посылаете электронную почту или отправляете сообщение в конференцию, Вы фактически претендуете на чье-то время. И тогда Вы отвечаете за то, чтобы адресат не потратил это время зря.
Понятие "возможности" - очень широкое. К возможностям надо отнести и такую характеристику, как пропускная способность канала, по которому происходит связь. Для каждого участка этого канала существует ограничение по объему данных, которые могут быть переданы через него. Это верно даже для современных волоконно-оптических линий. Слово "возможности" можно уместно использовать также, говоря о физической емкости носителей информации на удаленном компьютере. И если Вы случайно отправили в одну и ту же конференцию пять одинаковых сообщений, вы потратили как время подписчиков этой конференции, так и возможности системы (ведь Вы занимали линию передачи и место на диске).
ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ВЫ ОТПРАВИТЕ ЛЮДЯМ СВОЕ ПОСЛАНИЕ, ПОДУМАЙТЕ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ОНИ НУЖДАЮТСЯ В НЕМ. Если Вы ответите себе "нет", лучше не тратить их (и свое) время. Если же Вы сомневаетесь, подумайте дважды прежде, чем отправить сообщение.
Помните, что Вы – отнюдь не центр киберпространства (и не пуп Земли).
Вероятно, это напоминание излишне для многих пользователей. Но мы все равно упоминаем о нем, так как подобные ошибки характерны для людей, с головой ушедших в какой-либо проект. Не ожидайте, что другие пользователи будут постоянно отвечать на Ваши вопросы или соглашаться с Вашими страстными аргументами.
Никогда не растягивайте свои послания, как резину. В частности, используйте сокращения везде, где это только возможно. Таким образом, Вы экономите время и деньги читателей.
Правило 5: Сохраняйте лицо
Используйте преимущества анонимности.
В Сети (например, в конференциях) Вы можете встретиться с теми, кого никогда бы не встретили в реальной жизни. И ни один из этих людей не видит Вас. Таким образом, никто не осудит Вас за цвет кожи, глаз, волос, за Ваш вес, возраст или манеру одеваться.
Однако ВАС БУДУТ ОЦЕНИВАТЬ ПО ТОМУ, КАК ВЫ ПИШЕТЕ. Для тех, кто находится в Сети, это имеет значение. Таким образом, правила грамматики играют важную роль.
Если Вы уже давно работаете в Сети и приобрели опыт в этих вопросах, все-таки не грех совершенствоваться.
- Отдавайте себе отчет в том, что говорите.
- Осмысливайте содержание Вашего письма. КОГДА ВЫ ХОТИТЕ СКАЗАТЬ, ЧТО-ТО ВРОДЕ "МНЕ КАЖЕТСЯ..." ИЛИ "Я СЛЫШАЛ, ЧТО...", СПРОСИТЕ СЕБЯ - А НЕ ПРОВЕРИТЬ ЛИ ЕЩЕ РАЗ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВАШИХ ФАКТОВ. Недостоверная информация способна вызвать целый шквал эмоций в Сети. И если это повторяется второй и третий раз, может произойти, как в игре "испорченный телефон": ваши слова будут искажены до неузнаваемости. (Конечно, это можно воспринять как совет не следить за своими посланиями. Но Вы отвечаете именно за то, что посылаете сами, а не за то, что потом сделали с Вашими словами).
- Кроме того, УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ВАШИ ПОСЛАНИЯ ЯСНЫЕ И ЛОГИЧЕСКИ ВЫДЕРЖАННЫЕ. Можно сочинить параграф текста, который будет безукоризненным с точки зрения грамматики, но совершенно бессмысленным. Это часто случается, если Вы хотите убедить кого-либо в Вашей правоте, используя множество сложных и длинных слов, которые Вам самому не очень-то и знакомы.
- Наконец, будьте терпеливы и вежливы. Не употребляйте ненормативную лексику, НЕ ИДИТЕ НА КОНФЛИКТ РАДИ САМОГО КОНФЛИКТА.
Правило 6: Помогайте другим там, где Вы это можете делать
Почему задавать вопросы в виртуальном пространстве эффективно? Потому что Ваши вопросы читают многие люди, знающие на них ответ. И даже если квалифицированно ответят только несколько человек, общий объем знаний в Сети увеличится. ИНТЕРНЕТ САМ ПО СЕБЕ ВЫРОС ИЗ СТРЕМЛЕНИЯ К ОБМЕНУ ОПЫТОМ. Постепенно в этот увлекательный процесс втянулись многие люди. Поэтому - участвуйте. Прочитав длинные списки пожеланий того, что не нужно делать, не бойтесь обмениваться своим опытом. Особенно важно обмениваться ответами на Ваши вопросы с другими пользователями. Обмен опытом - увлекательное занятие. Это старинная и славная традиция Сети.
Стремитесь к общению. Вступайте во все организации, ассоциации, общества, гильдии, профсоюзы, движения, - все, что доступно в Internet. Если Вы уже вступили во все, что знаете, создайте свое собственное объединение. Ваша инициатива не только даст новый импульс общению в Internet, но поможет Вам найти потенциальных союзников.
Правило 7: Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их
Флейм (flame) - это эмоциональные замечания, часто высказанные без учета мнения других участников разговора. Это сообщения, где такт - не самое главное, а цель - вызвать реакцию пользователей: "Ну, давай, скажи, что ты на самом деле думаешь об этом?"
Запрещает ли Сетевой этикет флейм? Не совсем. Флейм - тоже старая традиция Сети. Флейм может доставлять удовольствие как сочинителям, так и читателям. А получатели флейма часто заслуживают его.
Но Сетевой этикет категорически против флейма, перерастающего в «войны» - серии злобных посланий, которыми обмениваются, как правило, два или три участника дискуссии. Такие войны могут буквально захватить конференцию и разрушить дружескую обстановку. ЭТО НЕСПРАВЕДЛИВО ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ЧИТАТЕЛЯМ КОНФЕРЕНЦИИ. И очень скоро люди, не участвующие в дискуссии, устают от конфликтов. Фактически происходит недопустимая монополизация ресурсов.
Правило 8: Не злоупотребляйте своими возможностями
Некоторые люди в виртуальном пространстве чувствуют себя профессионалами. Это асы в каждой сетевой игре, эксперты в каждом офисе и системные администраторы на каждой системе.
Обладая более широкими знаниями, чем остальные пользователи, или имея в руках более широкие полномочия, эти люди автоматически получают преимущество. Однако это вовсе не означает, что они могут им пользоваться. Например, системные администраторы не должны читать частные почтовые сообщения.
Правило 9: Учитесь прощать другим их ошибки
Каждый когда-то был новичком. ПОЭТОМУ КОГДА КТО-ТО ДОПУСКАЕТ ОШИБКУ - БУДЬ ЭТО ОПЕЧАТКА В СЛОВЕ, НЕОСТОРОЖНЫЙ ФЛЕЙМ, ГЛУПЫЙ ВОПРОС ИЛИ НЕОПРАВДАННО ДЛИННЫЙ ОТВЕТ - БУДЬТЕ К ЭТОМУ СНИСХОДИТЕЛЬНЫ. Даже если руки чешутся ответить, подумайте дважды. Если Вы обладаете хорошими манерами, это еще не значит, что Вы имеете лицензию на преподавание этих манер всем остальным.
ЕСЛИ ЖЕ ВЫ РЕШИЛИ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НА ЕГО/ЕЕ ОШИБКУ, СДЕЛАЙТЕ ЭТО КОРРЕКТНО И ЛУЧШЕ НЕ В КОНФЕРЕНЦИИ, А В ЧАСТНОМ ПИСЬМЕ.
Памятка для детей
Правила Интернет-безопасности и Интернет этикет для детей и подростков
- Никогда не давайте частной информации о себе (фамилию, номер телефона, адрес, номер школы) без разрешения родителей.
- Если кто-либо говорит вам, присылает вам, или вы сами обнаружили в сети что-либо смущающее вас, не старайтесь разобраться в этом самостоятельно. Обратитесь к родителям или учителям - они знают, что надо делать.
- Встреча в реальной жизни со знакомыми по Интернет-общению не является очень хорошей идеей, поскольку люди могут быть разными в электронном общении и при реальной встрече. Если вы все же хотите встретиться с ними, сообщите об этом родителям, и пусть они пойдут на первую встречу вместе с вами.
- Не открывайте письма электронной почты, файлы или Web-страницы, полученные от людей, которых вы реально не знаете или не доверяете им.
- Никому не давайте свой пароль, за исключением взрослых вашей семьи.
- Всегда придерживайтесь семейных правил Интернет-безопасности: они разработаны для того, чтобы вы чувствовали себя комфортно и безопасно в сети.
- Никогда не делайте того, что может стоить денег вашей семье, кроме случаев, когда рядом с вами родители.
- Всегда будьте вежливыми в электронной переписке, и ваши корреспонденты будут вежливыми с вами.
- В электронных письмах не применяйте текст, набранный в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ - это воспринимается в сети как крик, и может расстроить вашего собеседника.
- Не присылайте в письме информацию большого объема (картинки, фотографии и т.п.) без предварительной договоренности с вашим собеседником.
- Не рассылайте писем с какой-либо информацией незнакомым людям без их просьбы - это воспринимается как "спам", и обычно досаждает пользователям сети.
- Всегда ведите себя в сети так, как бы вы хотели, чтобы вели себя с вами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Употребление этикетных слов
Урок развития речи в 5 классе...
Урок русского языка "Учимся употреблять в речи этикетные слова"
Методические материалы к уроку включают конспект урока, памятку, презентацию. На уроке учащиеся 5 класса учатся употреблять в речи этикетные слова, самостоятельно составляют диалоги с этикетными выраж...
Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"
Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...
Конспект урока русского языка по теме "Этикетные слова"
К данному уроку собрано огромное количество дополнительного материала: используйте его по своему усмотрению, пусть он поможет вам реализовать свои идеи по данной теме....
Этикетные слова.
Презентация....