Авторская программа развитие личности.
рабочая программа на тему
Воспитание – это один из сложнейших социальных процессов. Этот процесс реализуется через организацию деятельности детей, творческому подходу классного руководителя и действенной помощи родителей. При таком подходе необходимо объединить такие понятия, как взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа развитие личности.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Воспитание – это один из сложнейших социальных процессов. Этот процесс реализуется через организацию деятельности детей, творческому подходу классного руководителя и действенной помощи родителей. При таком подходе необходимо объединить такие понятия, как взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. Деятельность классного руководителя будет более эффективной при взаимодействии в конкретной воспитательной системе школы. Деятельность классного руководителя – это целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденции общественной жизни, на основе общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Основой успеха воспитательной работы является взаимодействия классного руководителя и воспитанников. Эти отношения, основанные на коллективной, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы, для полноценного развития всесторонне развитой личности. При творческом подходе можно правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – это также сложный социально – педагогический процесс, состоящий из большого количества направлений.
Цель программы:
- создание условий для всестороннего развития личности ребёнка;
- формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, патриотическими, нравственными качествами, культурой физического здоровья;
- формирование у учащихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- формирование здорового образа жизни.
Но основными элементами воспитательной работы, бесспорно, являются патриотическое воспитание, нравственно – эстетическое и работа по здоровьесберегающей программе.
Задачи:
- создать максимум условий для физического, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений, желаний;
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого – педагогических условий для развития личности;
- развитие творческого потенциала школьников;
- способствовать высокому уровню межличностных отношений как в классном коллективе, так и во взаимодействии учителей и родителей;
- привить детям любовь к малой Родине
- формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, толерантность, милосердие);
- воспитывать эстетическое, нравственное отношение к окружающей среде;
- потребность в здоровом образе жизни;
- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
- способствовать организации самоуправления в классе.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 3 года (5 – 7 классы).
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап – 2007 – 2008 уч.год.
2 этап – 2008 – 2009 уч.год.
3 этап – 2009 – 2010 уч.год.
Реализация задач осуществляется через индивидуальные формы работы (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы); групповые (творческие группы, органы самоуправления), коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слёты, соревнования). Так же через изучение психологических особенностей учащихся: ролевые игры, соревнования, викторины, экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.
Содержание программы:
Всестороннее развитие личности – сложный и трудоёмкий процесс воспитания. Актуальность такого воспитания неоспорима, так как каждый ребёнок, как личность, должен иметь возможность и условия для полноценного развития. Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является использование новых методик, инновационных технологий. Целостностью реализации задач является включение разных аспектов воспитания, влияющих на формирование личности, с учётом возрастных и психофизиологических особенностей детей. Основные направления работы – это воспитание в детях любви к своей Родине, привитие нравственных и духовных качеств, а также укрепление физического здоровья. Прогностичность при таком подходе обучения очевидна: это не только выполнение заказа государства и общества на воспитание полноценного и всесторонне развитого гражданина России, но и помощь самому ребёнку в дальнейшей жизни иметь возможность реализации жизненных установок и целей, стать успешным и физически здоровым.
В реализации программы по развитию всесторонне развитой личности участвуют не только учителя, но и родители, что способствует контролируемости качества подачи материала, его эффективности. В работу включены такие формы, как «круглый стол», совместные спортивные соревнования, поездки в театры, музеи, экскурсии по заповедным природным зонам Адыгеи.
Программа включает в себя следующие направления, в которых прослеживаются последовательность, логика, методическая обоснованность:
- Система тематических классных часов и внеклассных мероприятий;
- Система тематических родительских собраний, проведение «круглых столов» с представителями здравоохранительных и правоохранительных органов;
- Психолого – педагогическая диагностика и коррекция, тренинговые занятия, ролевые игры.
- Проведение различных спортивных мероприятий в целях реализации здоровьесберегающих педтехнологий.
Условия реализации программы.
№ | Критерии | Пояснения |
1. | Статус, вид группы | Классный коллектив из социально благополучных семей. |
2. | Особенность набора | Универсальный класс |
3. | Формы занятий | Индивидуальные, групповые, совместная работа с родителями. |
4. | Годы обучения, количество учащихся | 2007 – 2008гг – 15уч., 2008 – 2009гг – 16уч., 2009 – 2010гг – 18уч. |
5. | Количество занятий в неделю, в год | 1 раз в неделю, 102 занятия в год. |
6. | Место проведения | Классный кабинет, кабинет психолога, спортзал, спортплощадка, концертный зал, природные зоны. |
Методика и технология воспитания.
- Система классных часов в 5 – 7 классах.
Нравственное воспитание.
Классные часы в 5 – х классах.
№ | Тема классного часа |
1. | Добро и зло. |
2. | Милосердие и гуманность. |
3. | Нравственные нормы и ценности людей. |
4. | Как стать честным? |
5. | Правила доверия. |
6. | Доброта и сочувствие. |
7. | Перед старостью склоним колено. |
8. | Поездка в музей. |
9. | Я – достойный сын Отечества. |
Классные часы в 6 – х классах.
№ | Тема классного часа |
1. | Человек – это звучит гордо. |
2. | Гуманизм и гуманность. |
3. | Человек и его нравственные ценности. |
4. | Гражданское самоопределение. |
5. | Прекрасное и безобразное в природе и жизни человека. |
6. | Человек сам себя воспитывать должен. |
7. | Встреча с представителями правоохранительных органов. |
8. | Подвигу жить в веках. |
9. | Как стать порядочным человеком. |
Классные часы в 7 – х классах.
№ | Тема классного часа |
1. | Происхождение нравственности. |
2. | «Что есть долг». |
3. | «Талант и труд». |
4. | Умение владеть собой. |
5. | О мужественности и женственности. |
6. | Моё счастье в моих руках. |
7. | Жизненные установки: «На что рассчитываешь, то и обретёшь». |
8. | «Доброта – как категория вечности». |
9. | Память, которой не будет конца. |
Общественно - патриотическое воспитание.
Классные часы в 5 – х классах.
№ | Тема классного часа | Время проведения |
1. | Праздник «Учитель перед именем твоим…» | Октябрь |
2. | Перед старостью склоним колени. | Октябрь |
3. | Уроки добролюбия (ко Дню Пожилого человека). | Ноябрь |
4. | День Матери. Конкурс рисунков, сочинений. | Ноябрь |
5. | «Символы государства». Классный час | Декабрь |
6. | «Им было всего 19» (посвящается выпускникам МОУГ№1, погибшим в Афганистане). | Январь |
7. | «Люди мира, на минуту встаньте!» | Февраль |
8. | «А, ну – ка, мальчики!» | Февраль |
9. | Участие в Параде, посвященного Дню Победы, возложение цветов к «Вечному огню». | Май |
Классные часы в 6 – х классах.
№ | Тема классного часа | Время проведения |
1. | Символика России и Адыгеи. | Сентябрь |
2. | «Закон есть закон». Встреча с представителями правоохранительных органов. | Октябрь |
3. | «День воина – интернационалиста». Классный час. | Январь |
4. | Поход в Красногвардейский музей боевой славы. | Февраль |
5. | Мы будущие защитники Отечества. | Февраль |
6. | Встреча с ветеранами ВОВ. | Февраль |
7. | «Ради жизни на земле» литературно – музыкальная композиция. | Апрель |
8. | Уборка территории «Вечного огня». | Май |
9. | Участие в Параде, посвященного Дню Победы, возложение цветов к «Вечному огню». | Май |
Классные часы в 7 – х классах.
№ | Тема классного часа | Время проведения |
1. | «Горжусь тобой, моя Россия». Классный час. | Сентябрь |
2. | «Моя малая родина». Урок гражданственности и патриотизма. | Октябрь |
3. | «Поговорим об ответственности». Правовая беседа. | Ноябрь |
4. | День милиции. Мужество и честь. | Ноябрь |
5. | «Конституция – закон жизни». Классный час. | Декабрь |
6. | «Последний поход» (в память о погибшей Майкопской танковой девизии). | Январь |
7. | «Мои родственники в ВОВ». Классный час. | Февраль |
8. | «На войне детей не бывает». Историко – литературная композиция. | Февраль |
9. | Участие в Параде, посвященного Дню Победы, возложение цветов к «Вечному огню». | май |
Духовно – эстетическое воспитание.
Классные часы в 5 – х классах.
№ | Тема классного часа |
1. | Правила поведения в школе и школьный этикет. |
2. | День района. Выставка букетов. |
3. | Организация выставки рисунков «Мой мир». |
4. | Поездка в театр «Премьера». |
5. | Музыка и мы. |
6. | Праздник масленица. |
7. | Праздник мам. (Совместная работа с родителями). |
8. | Урок вежливости. |
9. | Мои увлечения. Классный час. |
Классные часы в 6 – х классах.
№ | Тема классного часа |
1. | Этика поведения. |
2. | «Осенний бал». Конкурс. |
3. | Посещение музыкального лектория Школы искусств. |
4. | Отношение к женщине – показатель культуры общества. |
5. | Поездка в филармонию. (г.Майкоп). |
6. | Светский этикет. |
7. | «Гость в доме – хозяину радость». Ролевая игра. |
8. | «Музыкальная семья». Традиции семьи. |
Классные часы в 7 – х классах.
№ | Тема классного часа |
1. | День района. Выставка композиций из природных материалов. |
2. | «В человеке должно быть всё прекрасно…» |
3. | Наш друг – кино. |
4. | Интеллектуальная игра «Использование метода проекта». |
5. | Поездка в Драматический театр. |
6. | Конкурс «А, ну – ка, девушки». |
7. | «Сервировка праздничного стола». Ролевая игра. |
8. | Концертная программа ко Дню Победы. |
- Система тематических родительских собраний и круглых столов.
5 – й класс.
1. Психологические особенности 5 – классников.
2. «Традиции моей семьи» (совместная работа родителей с детьми).
3. «Круглый стол». Основные проблемы воспитания.
4. Роль нравственного воспитания в формировании личности.
5. Встреча с родительским активом для разработки дальнейшего маршрута воспитания детей.
6 – й класс.
1.Этика в вопросах и ответах. Создание благоприятного климата в семье.
2. «Знаете ли вы своего ребёнка?» (беседа по результатам диагностических исследований).
3. Развитие нравственных ценностных ориентаций учащихся.
4. Какой я воспитатель. Ролевая игра с рассмотрением педагогических ситуаций.
5. Встреча с родителями.
7 – й класс.
1. Вредные привычки и особенности подросткового возраста.
2. Половое воспитание. Встреча с врачом – педиатром и психологом школы.
3. Патриотическое воспитание подростков.
4. Воспитание толерантности и милосердия у подростков.
5. Встреча с родителями.
- Психолого – педагогическая диагностика и коррекция, тренинговые занятия, ролевые игры.
5 – й класс.
1. По результатам диагностики (Социометрия). Тренинговое занятие по сплочению вновь созданного детского коллектива.
2. Диагностика уровня мотивации. Как добиться успеха.
3. Милосердие и толерантность. Что это такое?
4.Ролевая игра по преодолению страхов и тревожностей, выработка уверенности в себе и в своих возможностях.
6 – й класс.
1. Как преодолеть стресс? Коррекционо – развивающее занятие.
2. Я и мои родители – мы семья. По следам диагностики. Ролевая игра, направленная на укрепление внутрисемейных отношений.
3.Сила воли и её развитие.
4.Будущее выковывается сегодня. Чего ты достиг за год? (тренинг на установку успешности).
7 – й класс.
1.Как избежать конфликтной ситуации? Отработка навыков.
2. Приёмы отказа от предлагаемых ПАВ. (тренинг).
3. Что такое дружба?
4. Как управлять собой. Методика самовоспитания.
- Планирование проведения спортивных мероприятий.
- Участие в спартакиаде;
- Проведение Дней здоровья;
- Совместные спортивные состязания: «Мама, папа, я – спортивная семья!»
- Проведение конкурсов «А, ну – ка мальчики!», «А, ну – ка, девочки!»;
- Организация туристических походов по родному краю совместно с родителями;
- Участие в спортивных играх: «Зарница», «Безопасное колесо», «Юный знаток ПДД».
Предполагаемый результат, критерии их оценки.
Формирование навыков и привычек нравственного поведения, обогащение эмоционального мира детей. Формирование ответственности за своё здоровье, формирование моральных норм. Формирование коммуникативных умений и навыков, способностей адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях. Повышение обучающихся к учебной деятельности. Формирование у детей чувства патриотизма, милосердия. Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приёмы и методики: педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики, тестирование.
ЛИТЕРАТУРА
- Акимова М.К. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Акутина СП. О направлениях работы классного руководителя с семьей // Класс ный руководитель. 2007. № 1. С. 13.
- Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе. - Ярославль: Академия развития, 2000.
- Иванов А.В. Игры и праздники в общеобразовательной среде школы: Методи ческое пособие. - М.: ЦГЛ, 2005.
- Каверина Л.Б. Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями // Классный руководитель. 2005. № 3. С. 43.
- Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школь ников. 2002. № 4. С. 19
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 3: Психодиагностика.
- Осипова И. Личностно-ориентированныс способы конструктивной коммуни кации с учащимися // Воспитание школьников. 2006. № 8.
- Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и дру гих. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
- Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и сред них специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.
- Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. - М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. - М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М.: ТЦ «Сфе ра», 2001.
- Степанов Е.Н. Лекция «Личностно-ориентированный классный час: особен ности содержания и организации» // Классный руководитель. 2006. № 2. С. 5.
- Тыртышная М.А. Дневник классного руководителя // Классный руководитель. 2005. №3. С. 10.
- Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе (5-8 классы) (Родительские собрания, беседы, практикумы, праздники) / Сост. Н.А. Касаткина. -Волгоград: Учитель, 2004.
- Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2005. (Педа гогика. Психология. Управление).
- Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: ЦГЛ, 2005.
- Яковлева Л.А. Воспитательная система класса «Звонница» // Классный руко водитель. 2006. № 4. С. 54.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык
Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит методические материалы, отражает методы и приёмы работы по развитию навыков анали...
Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык"
Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит некоторые разработки кружковых занятий по развитию навыков анализа, ...
Авторская программа развития исследовательских навыков учащихся.
Авторская программа развития исследовательских навыков учащихся....
Программа "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личност...
Авторская программа : "Развитие физического и психического здоровья учащихся в условиях образовательного учреждения Карасукского района"
Цель данной методической программы сопряженных воздействий - сохранение позитивного физического и психического здоровья школьников путем воспитания культуры собственног...
Программа "Развитие личности обучающихся через творческую деятельность"
Занятия творческой практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи творческого воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка...
Авторская программа "Развитие гибкости"
Содержание. Введение Глава 1. Физическое развитие учащихся младшего школьного возраста. 1.1. Анатомо-физиологические особенности развития школьников.1.2. Развитие гибкости у школьников.1.3. ...