Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")
методическая разработка (9 класс) на тему
*/ /*-->*/
Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса:
для практического участия школьников в решении экологических проблем своего города;
восстановлению чистоты лесной зоны отдыха, прилегающей к улице Молодёжной, на которой расположена МОУ СОШ №4;
для привлечения внимания общественности к проблемам экологии;
формирования социализации, мотивации к активному участию в общественной жизни;
приобретения навыков социального партнерства с другими организациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edm-_soc.proekt.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление образования
администрации муниципального образования городского округа «Усинск»
«Усинск» кар кыштын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса
йöзöс велöдöмöн веськöдланiн муниципальнöй учреждение
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов»
(МОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов»)
«4 №-а торъя предметъяс пыдiсянт велöдан общеобразовательнöй шöр школа»
муниципальнöй общеобразовательнöй велöданiн
ИНН 1106011519 КПП 110601001 БИК 048702001 ОГРН 1021100897322
Социально-экологический проект
Исполнитель:
проектная группа
9 г класса
МОУ «СОШ №4 с УИОП»
Руководитель:
ЕЛЮХИНА
ГАЛИНА ДМИТРИЕВНА.
УСИНСК
2011
Аннотация
"Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу - значит охранять Родину".
Михаил Пришвин
Информация о разработчиках и исполнителях проекта
Разработчик:
- Елюхина Галина Дмитриевна, классный руководитель 9г класса, учитель французского языка.
Исполнители: инициативная группа 9г класса:
- Крипак Валерия – командир отряда особого назначения (ООН), отвечает за организацию социально значимых дел и за связи с общественностью;
- Ефимов Алексей - командир штаба коллективных творческих дел (КТД);
- Горина Валерия – командир «Зелёного патруля»;
- Чернова Александра - командир исследовательского центра;
- Косарева Вероника - командир пресс-центра;
- Токмурзина Диана – командир штаба Экологической школы безопасности;
- Слободянюк Александр – командир центра физкультуры и здоровья;
- Бедарева Анна – ответственная за шефскую помощь начальной школе.
Координатор проекта:
- Гайнутдинова Т.Ю., заместитель директора по воспитательной работе.
Тип проекта: социальный, информационно-поисковый, практико-ориентированный, экологический.
По количеству участников проекта: групповой.
По широте охвата содержания: межпредметный.
По времени проведения: продолжительный, 2010-2011 учебный год.
По степени охвата: в масштабе города.
Область социального исследования: состояние экологии в городе Усинске, деятельность нефтеперерабатывающих предприятий по охране окружающей среды.
Образовательная область, с которой связано содержание проекта:
- Экология
- Физика
- Химия
- Геология
- География
- Математика
- Юриспруденция
- Экономика
- Филология
- Журналистика
Используемые методики и технологии:
- Технология сотрудничества.
- Игровые технологии (конкурсы, викторины, диспуты).
- Метод-проектов и проектные технологии.
- Организация исследовательской деятельности с получением новых знаний.
- Методики организации коллективных творческих дел.
- Спортивные соревнования.
- Фестивали и конференции.
- Информационные технологии, информационные ресурсы, в том числе ресурсы Интернет.
- Самостоятельная подготовка.
Источники информации, использованные в процессе выполнения проекта:
- научно-популярные журналы
- научные журналы
- учебники и учебные пособия
- научно-популярные книги
- научные издания
- словари
- справочники
- энциклопедии
- интернет-ресурсы
Содержание проекта
Ведущими идеями содержания проекта являются:
Идея исторической, культурной, национальной памяти. Это идеи преемственности связей между поколениями, партнерства разных возрастов в активной работе на службе обществу и стране.
Идея социально значимой деятельности подростков:
Навыки и умения, полученные в ходе совместных мероприятий, несут в себе двойную направленность для общества – личность, осознающую себя как гражданина. Для самого воспитанника – конкретные практические навыки.
Идея эмоциональности воспитательных воздействий:
Ее реализация способствует развитию эмоциональной сферы личности.
Идея интеграции:
Она предполагает, во-первых, целевое, деятельное, эмоциональное единство всех участников проекта. Подростки- педагоги - родители - общественность.
Идея ответственности:
Она формирует у детей ответственное отношение к природе, развивает эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, прививает любовь к Родине, к родной природе.
Идея экономической и экологической целесообразности
Она воспитывает и обучает новое поколение людей, способных к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений с природной средой.
Актуальность проекта
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
Наша школа является опорной городской площадкой по теме: «ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ» на 2010 – 2011 учебный год. Одним из компонентов гражданского образования являются знания об основных социально-экономических процессах, экологические знания.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну.
Базовые национальные ценности лежат в основе уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос.
Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
Социальное проектирование позволяет вовлечь учащихся с проектную деятельность, развивать коммуникативные, компетентностные способности, умение планировать работу в достижении целей, распределять роли и мотивированно вести исследование (изучать история вопроса). Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности, а пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.
Тем более дети горды тем, что их проект востребован. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Для участников нашего проекта волонтерское движение - новый аспект деятельности. Мы считаем это замечательной возможностью привлечь общественное внимание к вопросам экологии, соучастия, ответственности за будущее.
Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка. Духовно нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.
Цели проекта:
- воспитание патриотизма и гуманного отношения к родной природе;
- воспитание активной гражданской позиции, готовности служить Отечеству;
- формирование социализации, мотивации к активному участию в общественной жизни.
Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
- воспитывать любовь и уважение к своей Малой Родине, вовлекать учащихся в практическую работу по изучению и восстановлению её окружающей среды;
- видеть не только факты отрицательного отношения к природе, но и ценить положительный вклад в охрану окружающей среды в нашем регионе, включаться в конкретную деятельность в рамках экологического воспитания;
- формировать способность выражать и отстаивать свою общественную позицию;
- приобщать учащихся к творческой и практической исследовательской деятельности;
- приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек: от экологии окружающей среды – к экологии человека.
Основные принципы работы над проектом
- личностно-ориентированный подход и уважение личности каждого ребенка;
- социальная активность;
- значимость духовно - нравственных и эколого–этических позиций в процессе формирования и становления личности;
- сотрудничество и содружество;
- многообразия форм, видов и содержания деятельности;
- учет возрастных особенностей детей, доступность предлагаемых форм работ.
Методы и механизмы реализации проекта
Структура управления объединением:
командиры структурных подразделений:
- пресс-центр (есть свои журналисты, выпускаются листовки, бюллетени, стенгазеты);
- исследовательский центр (руководит исследовательской деятельностью учащихся и ее продвижением, информирует активистов пресс-службы о результатах исследований, новых находках и т.п.);
- «Зеленый патруль» - (изучает экологическое состояние близлежащих территорий, находит объекты, требующие защиты и восстановления, первыми исследует экологические маршруты);
- отряд особого назначения (ООН) – отвечает за организацию трудовых экологических десантов, социально значимых дел, взаимосвязь и общие мероприятия с другими молодёжными экологическими организациями;
- штаб КТД (коллективных творческих дел) - отвечает за подготовку массовых творческих мероприятий и праздников, организацию культурного досуга;
- штаб Экологической школы безопасности ведет переговоры с отделами по охране природы нефтедобывающих предприятий города, осуществляет социальное партнерство под девизом «Встретиться вместе – удача, сотрудничать вместе – успех!»;
- центр физкультуры и здоровья (готовит физкультурно – оздоровительные мероприятия, графики спортивных соревнований, следит за выполнением санитарных и гигиенических норм).
Для музыкального оформления праздников имеется большой запас фонограмм, караоке, музыкальный центр.
Этапы реализации проекта.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Подготовительный этап
состояния окружающей среды; выбор и исследование проблемы;
группы;
исследовательской работы;
нуждающихся в защите, разработка проектов их восстановления;
мероприятий, проектов добрых дел;
сотрудничестве с другими организациями. | Сентябрь – октябрь | Елюхина Г.Д. инициативная группа 9г класса |
2 | Организационный этап
(«Экологического движения молодёжи»);
экологического уголка;
работы по изучению состояния экологии в городе Усинске, работе нефтеперерабатывающих предприятий по охране окружающей среды;
под девизом «Пусть о нас узнают, пусть о нас услышат, пусть о нас напишут…»; | Ноябрь - март | инициативная группа |
3 | Деятельностный
экологической программы «Будь Человеком, человек!», выпуск листовок и бюллетеней;
муниципальной научно-практической конференции «Шаг в науку» (доклады по химии, географии, французскому и английскому языку и другим предметам);
социально-значимых экологических проектов «Чистый лес», «Берегите птиц» и др.;
деятельность под девизом «От экологии природы - к экологии человека»;
| Февраль – апрель | инициативная группа |
4 | Рефлексия
оценка результатов реализации проекта;
материалов, фото-отчетов, выставок;
практической конференции «Шаг в науку»;
участия в научно – практических конференциях следующего уровня (муниципального, республиканских). | Апрель – май | инициативная группа |
Ожидаемые результаты.
- Укрепление и оздоровление детского организма, приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек.
- Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках.
- Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; развитие у школьников интереса к творческой исследовательской деятельности.
- Развитие креативных способностей учащихся.
- Развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде.
- Развитие лидерских качеств.
- Развитие информационной культуры участников проекта.
- Изменение и утверждение массового сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе.
- Повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой).
- Формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей Малой Родины.
- Практическое участие школьников в решении экологических проблем своего города, формирование социализации, мотивации к активному участию в общественной жизни.
- Приобретение навыков социального партнерства с другими организациями, развитие у обучающихся умения работы во взаимодействии с органами власти, со средствами массовой информации, с другими организациями.
Реализация данного проекта способствует
- восстановлению чистоты лесной зоны отдыха, прилегающей к улице Молодёжной, на которой расположена МОУ СОШ №4- как решение экологических проблем города Усинска;
- привлечению внимания общественности к проблемам экологии, разбудит в людях чувство ответственности за чистоту и сохранность окружающего мира нашей «Малой Родины».
- Данный проект утвердит в детских глазах веру в добро, а в их душах и сердцах появится желание делать добрые дела.
Оценка результатов
Оценка результатов нашей деятельности будет осуществляться через анкетирование родителей, коллектива школы (на активе школьного самоуправления), членами жюри (научно-творческой конференция «Надежда науки»-2011»). Итоги работы над реализацией проекта будут подведены в мае 2011 года на итоговом Часе общения.
План дальнейшего развития проекта
В дальнейшем планируется
- дальнейшее сотрудничество с отделами по охране природы нефтедобывающих компаний города Усинска, экскурсии на эти предприятия;
- продолжение переписки, обмена идеями с молодёжными экологическими движениями;
- организация совместных экологических десантов с другими организациями;
- продолжение исследования экологического состояния нашего района.
Бизнес – план
№ | Наименования | Бюджетные средства | Внебюджетные средства |
1 | Бумага 140р. *1 = 150 рублей | Выделено родительским комитетом | |
2 | Распечатка фото материала (краска для принтера) | Пользовались имеющимся комплектом | |
3 | Призы для начальной школы на общую сумму – 350 рублей | Выделено родительским комитетом | |
5 | Инвентарь для посадки ели | Пользовались имеющимся комплектом | |
Итого 500 рублей |
Бюджетные средства не использовались.
Список использованных источников и литературы
- Асамаа И.Т. Как себя вести/ пер. с эст. Л.Г.Батарин, Ю.П.Маткевич. 7-е Таллин: Валгус, 1980. 190с.
- Вронский В. А. Прикладная экология. М.: Феникс, 1996.
- Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Под ред. Селивановой Н.Л. Калуга, 2000.
- Гражданское образование в российской школе. М.: АСТ Астрель, 2003.
- Горохова Е.В. Хочу быть лидером. Н.Н., 2000.
- Гольдникова А.Л. Хорошие манеры в рисунках и примерах. М.: «Молодая гвардия», 1980.
- Григоренко Ю.Н. Коллективно-творческие дела. Москва, 1999.
- Григорьев Т.Г. Основы конструктивного общения. Н.Н., 1997.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Селивановой Н.Л. Москва, 1998.
- Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. Москва, 1999.
- Добротворский И. Л. Технологии успеха. 1001 совет школьнику. Владос, 2006. 192с.
- Николай Заболоцкий Стихотворения и поэмы. Ростов-на-Дону: «Ирбис», 1999 г.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва, 1989
- Иванов И.П. Педагогика общей заботы. СПб, 1996.
- Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1999.
- Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 80 с.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание М., 2000.
- Коротков В.М. Самоуправление школьников. М., 1976.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1996
- Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. М.: Педагогика, 1983—1986. Т. 1-8
- Петрынин А.Г., Григорова В.К. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективной творческой деятельности: Учебное пособие. Издание третье, дополненное и переработанное. М.: АПКиПРО, 2004 – 236 с.
- Программа Лидер. СПО – ФДО. М., 1993.
- Программа Гражданское образование. МОУ СОШ №4 г. Усинска Республики Коми.
- Прутченков А.С. Схема подготовки социального проекта. М., 2001.
- Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М., 2002.
- Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004
- Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. С., 1998.
- Энциклопедия для детей. Т. 3 (География). Аванта+, 1994
Ресурсы из интернета
- Приказ от 11.02.2002 Москва N 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» http://www.edu.ru – Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы.
- Федеральные государственные стандарты второго поколения (ФГОС-2) http://www.edu.ru – Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы.
- Инициатива Президента РФ «Наша новая школа» http://www.edu.ru – Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы.
- Серия «Стандарты второго поколения». Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. «Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России» http://www.edu.ru – Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы.
- Министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко. Интервью газете "Известия" 24 декабря 2010 года. http://www.ege.edu.ru Официальный информационный портал ЕГЭ.
- Глобальные проблемы человечества http://globalproblems.narod.ru
- Материалы из презентации Бадретдиновой А.Г. о работе РН-Северная нефть по охране окружающей среды.
- Песни из коллекции Геннадия Хохлова. www.vmusik.ru
- Песня Булата Окуджавы «Возьмемся за руки друзья…» mixzona.ru
- М.Пришвин "Кладовая солнца" lib.rin.ru
- Сент-Экзюпери «Маленький принц» www.ozon.ru
- Федерико Гарсиа Лорка. Избранная лирика. Перевод М.Цветаевой. www.litera.ru
- Фонд «Охрана природного наследия» 2009 http://www.nhpfund.ru
- Фото из коллекции Виктора Заверюхи.
- Цитаты, высказывания, афоризмы. Франсуа Рене де Шатобриан http://www.epwr.ru
- Цитаты, высказывания, афоризмы. А.С.Макаренко http://aphorism-list.com
- Югыд ва Национальный парк http://www.ecotravel.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-экологический проект "Проблема курения в нашей школе и пути её решения"
Социально-экологический проект "Проблема курения в нашей школе и пути её решения". Описание проекта, агитбригада, викторина "Береги здоровье с молоду"....
Социально - экологический проект "Сохраним реку Омь"
В работе представлен социально - экологический проект "Сохраним реку Омь" (проблема, цели и задачи, этапы работы и результаты)...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
В статье отражено понятие "экология" с точки зрения воздействия окружающей человека среды на его здоровье. Рассмтрена актуальность проблемы экологическогообразования, экологической культуры школьников...
Социально-экологический проект «Экологический патруль»
Актуальность проекта заключается в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач. Правильное экологическое воспитание позволит...
Социальный экологический проект «С большой заботой о малой речке Черноголовке» (городская молодежная экологическая акция «Помоги речке Черноголовке!»)
Проект «С большой заботой о малой речке Черноголовке (городская молодежная экологическая акция «Помоги речке Черноголовке!») рассказывает о системе организации и опыте проведения эко...
Социально-экологические задачи, стоящие перед экологическим обозревателем
quot;Экологическая журналистика"...
Методическая разработка мероприятия социально-экологической направленности «День химии и биологии» в рамках Всероссийского экологического детского фестиваля
Номинация конкурса: «Образовательные мероприятия».Возрастная группа: 5-11 класс(19 человек)Автор проекта: учитель химии и биологии Серпак Надежда ИвановнаМуниципальное бюджетное общеобразо...