ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
статья (11 класс) по теме
В статье отражено понятие "экология" с точки зрения воздействия окружающей человека среды на его здоровье. Рассмтрена актуальность проблемы экологическогообразования, экологической культуры школьников. Большое внимание уделяется технологии здоровьесбережения детей, овладевающих профессией "Делопроизводитель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.
Термин "экология" (от греч. oikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биологической науки.
В современной науке понятие "экология" не ограничивается только биологическими рамками. Выделяют социальную, техническую, медицинскую экологию и др., которые вместе с экологией природных систем составляют современную комплексную экологию, призванную обеспечить равновесно-динамичное состояние природы, а также оптимальное взаимодействие природы и общества при условии рационального использования природных ресурсов и регулирования природных процессов. Элементами окружающей человека среды и его жизни считаются социально-экономические, технико-технологические, природные, культурные, информационные условия. Состояние окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к самому себе, человека к природе. Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки, производства, искусства, морали, права и образования.
Человек - творение природы. Но человек является и социальным существом. Он перестраивает по мере склонностей и возможностей окружающую среду с целью удовлетворения своих потребностей - так возникает социальная адаптация. И хотя человек существо разумное, он сам себе медленно и верно создает условия для самоуничтожения. Совокупность биотических, абиотических, социальных (антропогенных) факторов приобретают такие характеристики, которые выходят за рамки адаптивных возможностей человека. И только создание человеком себе искусственного окружения позволяет как-то смягчить действие природных факторов, улучшить качество своей жизни [2].
Качество жизни человека - это совокупность социально-экологических условий, которые обеспечивают (или нет) комплекс здоровья человека, что означает соответствие окружающей среды человека, его потребностям. Качество жизни характеризуется средней ее продолжительностью, мерой здоровья человека и уровнем заболеваемости (физической и химической).
Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:
- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
- необходимостью повышения экологической культуры человека;
- необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
- необходимостью сохранения здоровья человека в условиях современной экологии;
- низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых.
Основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников.
При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
- чувства эстетические и нравственные;
- позитивная деятельность и поведение в природе;
- мотивы деятельности в природе: гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, здоровьесберегающие.
Долгое время здоровьесберегающее направление в отечественном образовании было представлено мало связанными между собой тремя направлениями: медицинским, санитарно-гигиеническим и психолого-педагогическим. Последнее включает психологическое сопровождение учебного процесса, физическую культуру и обучение здоровому образу жизни.
Более 15 лет назад были начаты комплексные исследования здоровьесберегающей проблемы, при этом экологическая методология была использована как ведущая [1].
Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.
Изучение предмета «Делопроизводство» в межшкольном учебном комбинате кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера.
В связи с процессом глобальной компьютеризации жизни человека возникают вопросы о влиянии компьютера на его организм и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье. Особое внимание уделяется изучению влияния компьютера на здоровье школьников, что обусловлено как большей чувствительностью организма ребенка к всевозможным факторам окружающей среды, так и возможными отдаленными последствиями такого влияния, которые скажутся лишь через много лет [3].
Выявить, насколько учащиеся 10 – 11 классов знают и понимают нормы работы за компьютером, помогла следующая анкета.
Анкета
- Есть ли у вас дома компьютер?
- Умеете ли вы работать на компьютере?
- Сколько часов в день в среднем вы проводите за компьютером?
- Играете ли вы в компьютерные игры?
- Легко ли вы отрываетесь от игры?
- Есть ли у вас постоянное желание играть?
- Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или
с компьютером?
- Что вас больше интересует: компьютер или чтение книги?
- Что вы предпочтете: прогулку на свежем воздухе или компьютер?
- Делаете ли вы гимнастику для глаз?
- Устают ли у вас глаза при работе с компьютером?
- Как часто вы проводите гимнастику для глаз?
- Как вы думаете, какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?
Анализ результатов
В анкетировании участвовало 50 учащихся, осваивающих профессию «Делопроизводитель».
По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 95% учащихся имеют дома компьютер; все 95% умеют работать на нем.
Нормой считается, если ученик проводит за компьютером 2–3 ч в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 3 ч 74%, от 4 до 6 ч в день – 20%; не работают за компьютером – 6%.
В компьютерные игры играют 60% учащихся. О постоянном желании играть в компьютерные игры сообщили 5,5% учеников.
Среди опрошенных 9 учащихся (16%) заявили, что им трудно оторваться от компьютерной игры. Это может свидетельствовать о возможности возникновения компьютерной зависимости.
Компьютер предпочли спорту и активному отдыху 15 школьника (30%), а общению с другом 10%; 48% учащихся выбрали чтение книги и 82% прогулку вместо компьютера; 8 учащихся (15%) ответили, что непосредственному общению они предпочитает общение через компьютер.
Нарушения зрения наблюдаются у 15% учащихся. Гимнастику для глаз делают только 45%.
Выводы
Многие школьники не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических.
Понятие технологии здоровьесбережения слишком широко и я стараюсь на уроке по максимуму использовать способы и приемы преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка.
Опыт практической деятельности подсказал следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей, овладевающих профессией «Делопроизводитель»:
1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (индивидуального обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, и др.)
2. Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
3. Рациональная организация труда учителя и учеников.
4. Создание комфортного психологического климата.
5. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
6. Чередование различных видов деятельности на уроке.
7. Использование аудиовизуальных средств обучения.
Учеба – тяжелый, универсальный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.
Особое внимание обращается на условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель. Все это соблюдается у нас в комбинате: кабинет «Делопроизводство» оборудован жалюзи, компьютеры установлены в соответствии с нормами, стены светлых тонов. В кабинете всегда светло и свежо. Учащийся, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивается на творческую и плодотворную работу. Моей основной задачей становится развивать этот настрой, не давая ему угаснуть в течение урока.
После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, стараюсь уловить психологическое состояние каждого ученика. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия.
Почти все учащиеся любят предмет «Делопроизводство», и от того как я буду использовать все доступные для меня методы преподавания, зависит их дальнейшее отношение ко мне, как преподавателю, и к уроку в целом.
Очень полезным является проблемный метод. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной, парной, форм работы. Ученик, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм.
Часто, во время работы с учащимися, использую соревновательный момент и тогда, деятельность ученика, обретает хотя бы временную, но значимость. Ведь, вместо банального составления алгоритма, при организации урочных соревнований, активность каждого учащегося возрастет и ни о каком переутомлении не может быть и речи.
Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности.
Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я, обязательно провожу динамические паузы, физминутки, предусмотренные правилами техники безопасности при работе с компьютером, минутки релаксации.
Немаловажную роль играют для здоровьясбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке.
Прослеживается четкая закономерность и в распространении психосоматических расстройств среди детей в зависимости от стиля преподавания.
При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности, как классного коллектива, так и каждого учащегося. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Альтернативой этому стилю общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация. Демократический стиль общения педагога с учащимися - единственный реальный способ организации их сотрудничества.
Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или тихо звучащая лирическая музыка.
Второй прием – возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и школьниками. Этим стимулируется мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.
Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес учащихся к предмету.
В конце урока обсуждаем не только то, что усвоено нового, но выясняем, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Вот здесь применяются разнообразные элементы рефлексии, причем, если она была проведена в начале урока и в конце, то сразу видна оценка уроку, причем выставленная классом в целом.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.
Литература
- Галеева А.М. Педагогические основы системы социально-экологического образования и воспитания // Проблемы социальной экологии. М., 1991.
- Экологическое образование школьников //под ред. Зверева И.Д., И.Т. Суравегиной. М., 1983.
- Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб.: Союз, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования» (в условиях школы надомного обучения)
Проблема здоровьесбережения детей во время обучения названа одной из основных проблем образовательного процесса. Вопрос ...
«Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования»
Выступление на районном семинаре педагогов дополнительного образования....
Реализация здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования детей
В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – научить детей методам сохранения своего здоровья путем укреплен...
Беседа для родителей: «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования».
Сегодня перед современной музыкальной школой, стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. С...
Использование здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования на уроках географии и биологии
Здоровье – важный фактор работоспособности и развития детского организма.Информацию о том что, здоровье – это величайшая ценность знают все, без данной ценности практически никому не...
Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования
Методическое сообщение на родительское собрание...
«Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования »
ВступлениеСохранение здоровья учащихся – важная проблема педагогики. К здоровьесберегающим технологиям можно отнести педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовате...