Обобщение опыта по теме: "Воспитание патриота и гражданина, через обучение декоративно-прикладному искусству"
методическая разработка по теме

 

 Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. Oзнакомившись с приоритетной образовательной инициативой «Наша новая школа» я убедилась, что сегодня особенно актуальной становиться задача  воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.  Федеральный  Государственный Общеобразовательный Стандарт ориентирует современный образовательный процесс не только на повышение уровня показателей личностного роста школьника, но и определяет важнейшую воспитательную задачу в деятельности каждого педагога. Однако эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, изучения истории и традиций родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_pankova_zashchitae.a.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

(1 слайд) - фото

ТЕМА ОПЫТА

«Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину через обучение декоративно-прикладному искусству»

                                                                       Панкова Елена Александровна -

Педагог  дополнительного образования

                                                             (I квалификационная категория)

                                                       о. Муром - 2012г.

                 (2 слайд)     

 С 2007 года я решила начать обобщать опыт по работе с детьми на тему: «Интеграция краеведения и декоративно-прикладного творчества», так как детям с самого раннего возраста интересен окружающий мир, родной край, люди, которые нас окружают. Первоначально я ставила своей целью научить детей чувствовать и понимать окружающую красоту, беречь её и передавать в своих работах не столько внешнюю оболочку, например, памятника или храма, а своё отношение к передаваемому образу.

(3 слайд) За время моей работы три образовательные программы дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству: «Акварелька», для детей 5-6 лет, (4 слайд) «Самоцветы», для детей 7-10 лет, «Программа для работы с одарёнными детьми» для детей 9-11 лет. Программы являются логическим продолжением друг друга. (5 слайд)

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: осознание мною необходимости реализации одной из главных составляющих развития государства – нравственное воспитание детей и молодежи; изучение методической литературы; изучение опыта коллег; курсовая переподготовка; активное участие в семинарах, методических объединениях.

(6 слайд) Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. Oзнакомившись с приоритетной образовательной инициативой «Наша новая школа» я убедилась, что сегодня особенно актуальной становиться задача  воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.  Федеральный  Государственный Общеобразовательный Стандарт ориентирует современный образовательный процесс не только на повышение уровня показателей личностного роста школьника, но и определяет важнейшую воспитательную задачу в деятельности каждого педагога. Однако эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, изучения истории и традиций родного края.

    (7 слайд) Обучая детей декоративно-прикладному искусству, приобщить их к системе культурных и гражданских ценностей, отражающих богатство народного искусства, устои и традиции нашей малой Родины, формировать потребность их дальнейшем обогащении.

(8 слайд) Специальные исследования  показывают, что занятия в студиях декоративно-прикладного творчества для детей всех возрастов способствуют  не только раскрытию,  и реализации творческих способностей детей, но и  развитию и совершенствованию всех познавательных процессов ребенка: внимания, памяти, мышления, восприятия, ощущения, воображения. (9 слайд) Кроме этого, ДПИ дает возможность детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научить уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как этот период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

    (10 слайд)    Обучая детей декоративно-прикладному творчеству, я способствую воспитанию гражданина и патриота свой Родины:

- знакомлю  учащихся  с героическими страницами истории нашей Родины, с краем, в котором мы живём;

- создаю условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через самовыражение в рисунке или картине;

- ( 11 слайд) прививаю уважение  к государственной символике, к героическому прошлому, к культуре своего народа, любви к родному краю;

- формирую  представление об исторических эпохах, выдающихся личностях, творивших историю;

- формирую  осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей, национальных традиций;

- воспитываю  чувство гордости за героическое прошлое своего народа.

(12 слайд) Новизна опыта состоит в интеграции декоративно-прикладного творчества и краеведения. Используя  разные техники  художественно-творческой деятельности: рисование, аппликация из гипса, бисера, стекла, бумаги, бросового и природного материала, витраж, мозаика, барельеф из пластилина, мы изучаем с ребятами быт, традиции, культуру и историю родного края. Кроме этого мой педагогический опыт построенный на эстетическом и патриотическом воспитании детей, сочетает в себе опору на культурные традиции и инновационную педагогическую деятельность.

Технология опыта.

(13 слайд) Основной целью своей педагогической деятельности считаю – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребенку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. Зная, что эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога, его эрудиции в данном вопросе, от практических умений и навыков, перед началом работы я тщательно изучила материалы, касающиеся эстетического и нравственного воспитания, изучила современные образовательные технологии, методы и приемы педагогической деятельности.  (14 слайд)Ежегодно составляю перспективный план с учетом возрастных особенностей детей, где обязательным условием является включение тематических и практических блоков занятий по краеведению. Работая по программе: «Акварелька», я пришла к выводу, что занятия с детьми нужно продолжать. В 2011 году была разработана программа: «Самоцветы», где наибольшее внимание уделяется нравственному воспитанию детей, и в 2012 году начала работу с детьми по программе с одарёнными детьми.

(15 слайд) 1 этап работы по программе «Акварелька»

   Программа «Акварелька» рассчитана для детей  5 – 6  лет. В программу включен материал по знакомству детей с окружающим миром.  В программу включены такие виды деятельности как рисование, лепка, аппликация из цветной бумаги. Большое значение в осуществлении эстетического и духовного воспитания детей отводится интеграции всех видов искусства. Это значит, что любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области декоративно- прикладного искусства через изучение народной игрушки.

( 16 слайд) На занятиях по программе «Самоцветы» происходит интеграция курса “декоративно-прикладного искусства с краеведением” и методикой преподавания. Что помогает решать задачи, поставленные социумом перед образовательными учреждениями в плане стратегии образования и воспитания патриота, гражданина, гуманиста, творца, труженика - профессионала, способного к решению творческих задач, способного найти достойное место в жизни. 

(17 слайд) На первом этапе реализации программы дети изучают Дымковскую игрушку и закрепляют гжельскую роспись. Также дети продолжают знакомиться с произведениями народных мастеров: Городецкой росписью, Жостовскими подносами, Золотой хохломой.

(18 слайд) На втором этапе дети изучают технологии работы с разными материалами (аппликация из гипса, бисера, стекла, бумаги, бросового и природного материала, витраж, мозаика, барельеф из пластилина).

(19 слайд) Третий этап по данной программе полностью посвящён изучению Муромского края: природы нашего края, животных и птиц, памятникам старины, обычаям нашего края. В задачу детей входит самостоятельная разработка проектов, оформление персональных мини-выставок по разделам программы.

(20 слайд) Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. На слайде отражены способы формирования мотивации обучающихся.

–      новизна, практическая значимость подаваемого материала;

–      четкое структурирование;

–      логичное, яркое, контрастное выступление;

–      ритмичное чередование видов деятельности;

–      опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.

Кроме этого на своих занятиях я использую интерактивные формы обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

(21 слайд) Проблемные ситуации, противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

(22 слайд) Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой», а мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.

(23 слайд) Реализация на занятиях проектной деятельности способствует повышению уровня самостоятельности обучающихся в выборе темы, сюжета, техники исполнения работы. Дети самостоятельно выстраивают композицию, раскрывают сюжет, выделяют главное, при этом используя наиболее выразительные технические средства. Далее учатся презентовать свою работу через защиту творческих проектов.

(24 слайд)  Повышенный интерес к декоративно-прикладному творчеству, дети подтверждают не только повышением качества успеваемости по предметам в школе, но и активным участием в окружных, областных, всероссийских и международных конкурсах.  Ежегодно дети поступают в художественную школу, что является подтверждением положительных результатов работы по данному опыту.

   (25 слайд) Опыт рекомендован для использования педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы и воспитателям детских садов. Учителя начальных классов могут использовать данный опыт на уроках ИЗО, трудового обучения, «Окружающий мир», «Наш край», а также фрагменты занятий на уроках чтения, музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Воспитание патриота и гражданина, через декоративно-прикладное творчество"

Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. Oзнакомившись с приоритетной образовательной инициативой «Наша новая школа» я убедилась, что сегодня особен...

Обобщение опыта по теме "Воспитание культуры чтения – залог успешного развития коммуникативных компетенций школьника"

Обобщала опыт работы на районной ярмарке методических проектов и идей в 2013 году. Оценена дипломом III степени....

Обобщение опыта работы по теме"Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии"

Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку через инновационные технологии (методы технологии развития критического мышления, эвристический метод)...

Коррекционная программа для 6-8 классов Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком

Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и н...

Обобщение опыта на тему "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии и во внеурочное время"

Национальный колорит способствует патриотическому воспитанию, обращает ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа. Практически  в каждом разделе предмета «Технология»...

Развитие перцептивных компетенций учащихся дошкольного возраста в процессе обучения декоративно-прикладному искусству в условиях детской художественной школы

Значительная роль в решении задач развития перцептивных компетенций отводится приобщению учащихся к декоративно-прикладному искусству (далее – ДПИ) как богатому источнику духовных, эстетических,...


 

Комментарии

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: осознание мною необходимости реализации одной из главных составляющих развития государства – нравственное воспитание детей и молодежи; изучение методической литературы; изучение опыта коллег; курсовая переподготовка; активное участие в семинарах, методических объединениях.