Методические указания к практическим занятиям и лабораторным работам
методическая разработка по химии (10 класс)
с учетом профессиональной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по планированию, организации и проведению
лабораторных работ и практических занятий (в т.ч. с учетом профессиональной направленности)
по учебной дисциплине ОУД.12 Химия
Симферополь - 2024
Методические указания по планированию, организации и проведению лабораторных работ/практических занятий составлены на основе Рабочей программы учебной дисциплины Химия с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 профессии социально-экономического профиля:
- 43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте
- 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности»
Разработчик: Володикова В.В.- преподаватель химии (высшая категория)
Рассмотрено на заседании предметной (методической) комиссии естественно-математических дисциплин, физической культуры и ОБЖ
Протокол № 1 от 28 августа 2024 г.
Председатель предметной (методической) комиссии:______ Володикова В. В.
- Общие положения
Лабораторная работа и практическое занятие – форма организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении обучающимися под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретение умений и навыков, опыта творческой деятельности.
Цель: привитие умений и навыков практической деятельности по изучаемой дисциплине. Задачи:
- закрепление, углубление, расширение и детализация знаний обучающихся при решении конкретных задач:
- развитие познавательных способностей, самостоятельного мышления, творческой активности;
- овладение новыми методами и методиками изучения конкретной учебной дисциплины;
- обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.
Лабораторные работы и практические занятия разработаны в соответствии с:
- Положением по планированию, организации и проведению лабораторных работ, принятого на заседании педагогического совета (протокол № 12-пс от 28.02.2023 г. введено в действие с 01.03.2023г.)
- Рабочей учебной программой учебной дисциплины «Химия» для профессий:
43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте
43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте
строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
- календарно-тематическим планом по учебной дисциплине.
Формы организации лабораторных работ (в т. ч. с учетом профессиональной направленности) определяются в соответствии со специфическими особенностями учебной дисциплины и целями обучения. Ими могут быть: выполнение упражнений, решение типовых задач, решение ситуационных задач, занятия по моделированию реальных условий, деловые игры, игровое проектирование, выездные занятия в организации (предприятия), занятия-конкурсы и т.п.
Формы организации обучающихся на лабораторных работах: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Выделяют следующие виды лабораторных работ:
- наблюдение и анализ различных явлений, процессов;
- исследование качественных и количественных зависимостей между явлениями;
- изучение устройства и способов пользования контрольно- измерительным инструментом.
По дидактическим целям лабораторные работы разделяются на иллюстративные и исследовательские; по способам организации - на фронтальные и не фронтальные.
Структура лабораторной работы и практического занятия: вводная, основная и заключительная части.
Вводная часть обеспечивает подготовку и мотивацию обучающихся к выполнению заданий на занятии. В неё входят:
- формулировка темы, цели и задач работы/занятия;
- указание оснащения;
- проверка теоретических знаний обучающихся по теме работы/занятия ( в форме тестов, вопросов, заданий);
- рекомендации по выполнению заданий работы/занятия;
- указания по самоконтролю результатов выполнения заданий.
Основная часть:
- самостоятельное выполнение заданий обучающимися.
Заключительная часть содержит:
- подведение общих итогов работы/занятия;
- оценку результатов работы отдельных обучающихся;
- задание на дом для закрепления пройденного материала и по подготовке к следующей лабораторной работе или практического занятия.
Критерии оценки результативности лабораторной работы и практического занятия проводится по следующим показателям:
- степень реализации цели и задач работы;
- степень выполнения заданий;
- степень соответствия результатов работы заданным требованиям.
Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.
2. Тематический план по выполнению лабораторных работ и практических занятий (в т. ч. с учетом профессиональной направленности)
по учебной дисциплине Химия
Лабораторные работы
Тематический план по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине химия
№ п/п | Раздел, тема | № лабораторной работы |
Тема лабораторной работы | Количество часов на лабораторную работу (в т.ч. с учетом профессиональной направленности) |
1 | Раздел 2. Химические реакции | 1 | Типы химических реакций | 2 |
2 | Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ | 2 | Идентификация неорганических веществ | 2 |
3 | Раздел 4. Строение и свойства органических веществ | 3 | Превращения органических веществ при нагревании | 2 |
4 | 4 | Идентификация органических соединений. | 2 | |
5 | Раздел 6. Растворы | 5 | (в форме практической подготовки): Приготовление растворов | 2 |
Всего | 10 |
Лабораторная работы № 1
Тема: Типы химических реакций.
Цель: учиться наблюдать признаки химических реакций, проводить химические эксперименты по плану и оформлять отчет.
Оборудование и реактивы:
Вариант I | Вариант II |
2 пробирки, пробирка с газоотводной трубкой, спиртовка, зажим пробирочный (или штатив лабораторный), спички, стакан химический, цинк, растворы гидроксида натрия, серной кислоты, соляной кислоты, хлорида меди (II), медь (стружка) | 3 пробирки, спиртовка, спички, зажим пробирочный (или штатив лабораторный), фарфоровая чашка для выпаривания, стакан с водой, оксид меди (II), растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, кристаллы медного купороса |
Ход занятия:
1) Записать уравнения химических реакций, описанных в заданиях.
2) Провести химические опыты согласно инструкции.
3) Составить отчет.
Техника безопасности: аккуратно работать с лабораторным оборудованием, использовать минимальные количества реактивов, не пробовать вещества на вкус, поджигать спиртовку спичкой, тушить, накрывая колпачком; перед нагреванием реакционной смеси прогреть всю пробирку.
Вариант I
Опыт 1. Получение газа.
1. Опустите 1 гранулу цинка (Zn) в пробирку с газоотводной трубкой и прилейте 1 мл раствора серной кислоты (H2SO4).
2. Закройте пробирку пробкой и опустите трубку в пробирку с водой. Нагрейте пробирку-реактор.
3. Отметьте признаки наблюдаемого явления, составьте уравнение химической реакции, определите тип реакции.
Опыт 2. Получение нерастворимого основания.
1. К раствору вещества, полученного в опыте 1 (ZnSO4), прилейте 1 мл раствора гидроксида натрия (NaOH).
2. Отметьте признаки наблюдаемого явления, составьте уравнение химической реакции, определите ее тип.
Опыт 3. Растворение осадка.
1. Слейте из предыдущей пробирки раствор в стакан и к осадку, оставшемуся в ней, прилейте раствор соляной кислоты (HCl).
2. Отметьте признаки наблюдаемого явления, составьте уравнение химической реакции, определите ее тип.
Вариант II
Опыт 1. Получение хлорида меди (II) (СuСl2).
1. Возьмите 2 гранулы оксида меди (II) и опустите в пробирку.
2. Прилейте 1 мл раствора cоляной кислоты (HCl) и осторожно нагрейте, удерживая пробирку с помощью зажима.
3. Отметьте признаки наблюдаемого явления, составьте уравнение химической реакции, определите ее тип.
Опыт 2. Получение нерастворимого основания.
1. В пробирку с полученным раствором хлорида меди (II) (CuCl2) прилейте раствор гидроксида натрия (NaOH) до выпадения осадка.
2. Отметьте признаки наблюдаемого явления, составьте уравнение химической реакции и определите тип реакции.
Опыт 3. Разложение осадка.
1. Слейте из предыдущей пробирки раствор в стакан и нагрейте осадок, оставшийся в ней.
2. Отметьте признаки наблюдаемого явления, составьте уравнение химической реакции и определите ее тип.
Контрольные вопросы для оценки 4 -5
1 вариант
- Расставьте коэффициенты и определите тип реакции в следующих уравнениях реакций:
А) Cu + O2 =
Б) NaOH + HNO3 =
В) H2 + CuO =
Г) Ag2O =
Д) MgO + HF = - Приведены схемы реакций. Составьте уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты и укажите их тип:
а) нитрат серебра + хлорид железа (III) → хлорид серебра + нитрат железа (III);
б) гидроксид свинца (II) → оксид свинца (II) + вода. - Выберите на ваш взгляд, правильный ответ.
В реакциях обмена могут образоваться:
а) несколько простых веществ;
б) два сложных вещества;
в) одно сложное вещество;
г) одно простое вещество.
2 вариант
- Расставьте коэффициенты и определите тип реакции в следующих уравнениях реакций:
А) Ва + O2 =
Б) KOH + H3PO4 =
В) H2 + FeO =
Г) HgO =
Д) BaO + HBr = - Приведены схемы реакций. Составьте уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты и укажите их тип:
а) нитрат бария + сульфат натрия → сульфат бария + нитрат натрия;
б) оксид лития + вода → гидроксид лития. - Выберите на ваш взгляд, правильный ответ.
В реакции замещения могут вступать:
а) одно простое и одно сложное вещество;
б) одно сложное вещество;
в) несколько простых веществ;
г) несколько сложных веществ.
Сделайте вывод по работе
Практические занятия
Тематический план по выполнению практических занятий по учебной дисциплине химия.
№ п/п | Раздел, тема | № практического занятия |
Тема практического занятия | Количество часов на практическое занятие (в т.ч. с учетом профессиональной направленности) |
1 | Раздел 1. Основы строения вещества | 1 | Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре | 2 |
2 | Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических элементов «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность химических элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева» | 2 | ||
2 | Раздел 2. Химические реакции | 3 | Расчеты по уравнениям химических реакций с использованием массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества | 2 |
3 | Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ | 4 | Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов. КР№1 | 2 2 |
5 | Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ | 2 | ||
4 | Раздел 4. Строение и свойства органических веществ | 6 | Номенклатура органических соединений | 2 |
7 | Свойства органических соединений. | 2 | ||
8 | Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических соединений КР№ 2 | 2 2 | ||
5 | Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций | 9 | Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции, в т.ч. с позиций экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды. | 2 |
6 | Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека | 10 | (в форме практической подготовки): Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей профессиональной деятельности. | 2 |
11 | Защита: Представление результатов решения кейсов в форме мини-доклада с презентацией | 2 2 | ||
Всего | 28/10 |
Практическое занятие №1
Тема: Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре
Цель работы: совершенствование умений составлять формулы бинарных соединений, называть их; производить простейшие расчеты по молекулярным формулам (ОК2, ОК4, ОК6).
Оснащение занятия: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, калькулятор.
Задание 1. Составление формул и номенклатура бинарных соединений:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Определите степени окисления атомов элементов в соединениях, формулы которых SiO2, Nа2О, К2S, LiВг. Приведите названия каждого из веществ. | 1. Определите степени окисления атомов химических элементов в соединениях, формулы которых Н2O, АlСl3, N2О5, Nа3Р. Приведите названия каждого из веществ. |
2. Какая из следующих формул соответствует оксиду азота (II): NО, N2О5, NО2, N2О? | 2. Выберите формулу оксида марганца (IV): МnО, Мn2O7, МnF4, МnО2. |
3. Напишите формулы веществ: а) оксида серы (IV) б) оксида серы (VI). | 3. Напишите формулы веществ: а) оксида меди (II); б) оксида натрия. |
Задание 2. Вычисление массовой доли элемента
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Вычислите массовые доли элементов в cульфате натрия Na2SO4 | 1. Вычислите массовые доли элементов в карбонате калия K2CO3 |
2. Какой из оксидов FeO или Fe2O3 богаче железом? | 2. Какой из оксидов CuO или Cu2O богаче кислородом? |
Решения задач оформите в соответствии с образцом, приведенным ниже.
Предварительная подготовка. Теоретическая часть по теме
Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре
Бинарные соединения – это сложные вещества, состоящие из атомов двух химических элементов (как правило, на первом месте записывается элемент с положительной степенью окисления, на втором месте – с отрицательной степенью окисления).
Степень окисления – это условный заряд атомов химического элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения (ионные и ковалентно-полярные) состоят только из ионов. Степень окисления показывает, сколько электронов смещается к более электроотрицательному элементу. Электроотрицательность (ЭО) – свойство атомов данного химического элемента оттягивать к себе общие электронные пары.
Степень окисления может иметь положительное, отрицательное и нулевое значения.
Степени окисления расставляются: вверху над символом элемента, причем вначале пишется заряд (+ или -), а затем число (1,2,3).
Примеры веществ, в которых у элементов проставлены степени окисления:
Na2+1S-2, H2+1O-2, Cl20.
Для того, чтобы по формулам химических соединений рассчитать степени окисления с.о.), необходимо знать определенные правила.
- В соединениях отрицательное значение с.о. имеют элементы с большим значением электроотрицательности, а положительное значение с.о. – элементы с меньшим значением электроотрицательности.
- Есть элементы с постоянной с.о. и элементы с переменной с.о.
Элементы с постоянным значением с.о.:
а) металлы всегда имеют положительное значение с.о.
У металлов главных подгрупп: I группы во всех соединениях с.о. равна +1, II группы - +2, III группы - +3.
б) элемент фтор в соединениях всегда проявляет степень окисления -1
Элементы с переменным значением с.о.:
а) все остальные металлы (кроме перечисленных выше металлов);
б) почти все неметаллы;
в) кислород почти всегда имеет с.о. -2;
г) в большинстве соединений водород имеет с.о. +1.
3. У элементов. которые в бинарном соединении записываются на втором месте, с.о. отрицательна и рассчитывается по формуле: №группы элемента -8.
4. У простых веществ и свободных атомов с.о. всегда равна нулю (H2, N2, Fe, Al, Cl, N, Na).
5. В соединениях сумма всех степеней окисления элементов всегда равна нулю. То есть, сумма положительных и отрицательных зарядов в молекуле всегда равна нулю.
6. Для того, чтобы рассчитать с.о. одного элемента в соединении, надо знать с.о. другого элемента.
Нахождение с.о. по формуле вещества.
Составим алгебраическое уравнение с одним неизвестным для определения значения с.о. в каком-либо соединении.
Найдем с.о. хлора в соединении Cl2O. Выпишем с.о. кислорода и обозначим неизвестную степень окисления хлора через х: Cl2xO-2
Составим уравнение:
2х+(-2)▪1=0; 2х=2; х=+1
Записываем степень окисления хлора: Cl2+1O-2
Составление формулы соединения по известным с.о.элементов.
Например, составить формулу бинарного соединения алюминия с углеродом.
Запишем знаки алюминия и углерода: Al C, причем вначале записываем элемент с положительным значением с.о. (какой это элемент в нашем примере?), а затем – элемент с отрицательным значением с.о.
Теперь по порядку:
- Алюминий находится в 3 группе, это металл, его с. о. всегда положительна и равна +3.
- Углерод находится в 4 группе, его с.о. его будет равна -4 (4 – 8 = -4)
Запишем эти значения в формулу: Al+3C-4, найдем наименьшее общее кратное для них (оно равно 12). Затем рассчитаем индексы:
12
Al +3 C -4 → Al4C3
Названия бинарных соединений образуются из двух слов – названий входящих в их состав химических элементов. Вначале произносят корень латинского названия элемента с отрицательной с.о.(у нас углерод, его латинское название - карбонеум), добавляя суффикс – «ид» (в именительном падеже), после этого добавляют название элемента с положительной с.о. в родительном падеже.
Например: NaCl – хлорид натрия, MgS – сульфид магния, KH – гидрид калия.
Если же электроположительный элемент проявляет разные степени окисления, то это отражают в названии, обозначив с. о. римской цифрой, которую ставят в конце названия в скобках.
Например: Fe+2O-2 оксид железа(II); Fe2+3O3-2 оксид железа(III).
Если же соединение состоит из двух элементов-неметаллов, то к корню латинского названия более ЭО (находится в формуле на втором месте) из них прибавляют суффикс «ид», второй компонент называют в родительном падеже.
Например: O+2F2-1 – фторид кислорода, S+4O2-2- оксид серы (IV), S+6O3-2- оксид серы (VI).
В некоторых случаях число атомов элементов обозначают при помощи названий греческих числительных – моно, ди, три, тетра.
CO- монооксид углерода, CO2- диоксид углерода, PbCl4- тетрахлорид фтора.
Относительная молекулярная масса (Mr)- безразмерная величина, показывающая, во сколько раз масса молекулы данного вещества больше 1/12 массы изотопа углерода C12.
Относительная молекулярная масса вещества равна сумме относительных атомных масс всех элементов с учетом индексов.
Примеры:
Mr(B2O3) = 2 · Ar(B) + 3 · Ar(O) = 2 · 11 + 3 · 16 = 70
Mr(KAl(SO4)2) = 1 · Ar(K) + 1 · Ar(Al) + 1· 2 · Ar(S) + 2· 4 · Ar(O) =
= 1 · 39 + 1 · 27 + 1 · 2 · 32 + 2 · 4 ·16 = 258
Массовая доля химического элемента. Зная химическую формулу, можно вычислить массовую долю химических элементов в веществе. Массовая доля элемента в вещества обозначается греческой буквой «омега» - ω и рассчитывается по формуле:
где k – число атомов этого элемента в молекуле.
Пример: рассчитать массовые доли водорода и кислорода в молекуле воды Н2О.
Решение:
1) Вычисляем относительную молекулярную массу воды:
Mr(Н2О) = 2*Аr(Н) + 1*Аr(О) = 2*1 + 1* 16 = 18
2) Вычисляем массовую долю водорода в воде:
3) Вычисляем массовую долю кислорода в воде. Так как в состав воды входят атомы только двух химических элементов, массовая доля кислорода будет равна:
Образец оформления задачи:
Контрольные вопросы для оценки 4 -5
Вариант 1.
1. Бинарным веществом является:
1) HNO3 2) CO 3)NaOH 4)H2SO3
2. Степень окисления фосфора в соединении P2O5 равна:
1) -3 2) 0 3) +5 4) +3
3. Степень окисления +2 характерна для:
1) для металлов 1 группы 2) для металлов 3 группы 3) для металлов 2 группы 4) для неметаллов 6 группы
4. Атомы в молекулах простых веществ и атомы в свободном состоянии имеют степень окисления 1) 0 2) -1 3) +1 4) +2
5. Какую формулу имеет соединение, в котором элементы имеют степени окисления +1 и -3 соответственно?
1) P2О5 2)P2O3 3)PF3 4) K3P
Вариант 2.
1. Бинарным веществом является:
1) KNO3 2) H2CO3 3) Ca(OH)2 4) AlCl3
2. Степень окисления марганца в соединении Mn2O7 равна:
1) -7 2) +2 3) +7 4) +4
3. Степень окисления +1 характерна для:
1) для металлов 1 группы 2) для металлов 3 группы 3) для металлов 2 группы
4) для неметаллов 7 группы
4. Сумма степеней окисления в сложном веществе равна
1) 0 2) -1 3) +1 4) +2
5. Какую формулу имеет соединение, в котором элементы имеют степени окисления +1 и -3 соответственно?
1) NaCl 2)N2O3 3)Na3N 4) N2O
Сделайте вывод по работе:
Литература по учебной дисциплине
Основные источники:
1. Габриелян О.С Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков. - 4-е изд., стер. - М.: Просвещение, 2022. -128 с.: ил.
2. Габриелян О.С Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков. - 4-е изд., стер. - М.: Просвещение, 2022. -127 с.: ил.
Дополнительные источники:
1.Рудзитис Г.Е. Химия 11 класс учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электронном носителе(DVD): базовый уровень / Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман. -М.: Просвещение,2014.0 224 с.
Интернет- ресурсы:
1.www.fcior.edu.ru(Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
2. www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
3. www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/04/picture-397946-1391518330.jpg)
Методические указания к практическим занятиям по МДК 03.01
Методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения специальности 190701 «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» и включают в себя методические указа...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Менеджмент»
Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине «Менеджмент» специальность 43.02.06 "Сервис на транспорте"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/04/picture-216284-1362413455.jpg)
Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине «ЕН.01 Элементы высшей математики» Специальность 09.02.06 «Сетевое и системное администрирование»
Методические указания к практическим работам по дисциплине «ЕН.01 Элементы высшей математики» предназначены для студентов специальности 09.02.06 «Сетевое и системное администрировани...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/03/picture-247681-1520057812.jpg)
Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине «ЕН.02 ИНФОРМАТИКА»
Методические указания к практическим работам по дисциплине «ЕН.02 ИНФОРМАТИКА» предназначены для студентов по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/09/picture-1067667-1539112441.jpg)
Методические указания для обучающихся по выполнению лабораторных работ дисциплины ОУД.08 Физика
Методические указания предназначены для оказания помощи обучающимся в подготовке и проведении лабораторных работ, предусмотренных программой учебной дисциплины для освоения ФГОС среднего общего образо...
Методические указания к практическим занятиям по ОУД.11.Химия для специальности 19.02.10
УМК ОУД.11.Химия...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/04/picture-216284-1362413455.jpg)
Методические указания к практическим занятиям по ОУД. 01. Математика:алгебра и начала математического анализа, геометрия для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине ОУД. 01. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия для специальности 13.02.11 Техни...