Методическая разработка ОУД.12
план-конспект занятия по химии (10 класс)

Володикова Валентина Васильевна

«Классификация, строение и номенклатура органических веществ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_oud._12_.docx230.14 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия

«Классификация, строение и номенклатура органических веществ»

по дисциплине ОУД. 12 Химия

специальность 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство

Разработала преподаватель

В.В.Володикова

                       

Симферополь - 2024

Конспект занятия с использованием современных образовательных технологий.

Дисциплина ОУД. 12 Химия

Группа:1П-39

Специальность 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство.

Тема занятия: «Классификация, строение и номенклатура органических веществ»

Тип урока: Урок обобщения, систематизации и закрепления знаний по классификации, строению и номенклатуре органических веществ.

Формы урока: индивидуальная, парная, групповая работа.

Вид урока: теоретическое занятие.

Оборудование, средства обучения: 

  • Наглядные пособия: плакаты по теме занятия, модели атомов для составления молекул.
  • Учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку;

Цель занятия:

Закрепить теоретические знания и совершенствовать практические навыки и умения по составлению формул органических веществ и их названий по номенклатуре IUPAC.

Задачи:

- обучающие: 

ОЗ 1. Систематизировать знания обучающихся о классификации органических веществ в зависимости от строения углеродной цепи;

ОЗ 2. Систематизировать знания обучающихся о классификации органических веществ по типу функциональной группы: тривиальные, рациональные и международные (систематические) названия (номенклатуру) органических веществ.

ОЗ 3. По структурным формулам составлять названия органических веществ по номенклатуре IUPAC (международной или систематической), по названиям составлять структурные формулы органических веществ.

- развивающие:

РЗ 1. Совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память;

РЗ 2. Устойчивое внимание, самостоятельное мышление;

РЗ 3. Умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

- воспитательные:

ВЗ 1. Доказать ведущую роль теории в познании практики;

ВЗ 2. Доказать материальность изучаемых процессов;

ВЗ 3. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке, культуры речи, трудолюбия, усидчивости.

Используемые современные образовательные технологии (СОТ):

-        приемы игровой технологии;

-        приемы рефлексивной технологии;

-        приемы диалоговой технологии;

-        приемы здоровьесберегающей технологии;

-        приемы технологии развития критического мышления.

Методы обучения:

- по способу передачи и восприятия учебной информации: системно-деятельностное обучение;

 - практический (поиск информации)

 - словесный (беседа, диалог, монолог);

 -  наглядный (работа с иллюстрациями, схемами);

 - дедуктивные (анализ, синтез, обобщение).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи (МПС): физика, экология, биология.

I Организационный этап занятия

Преподаватель:

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Желаю всем успехов!

Проверка готовности к занятию. Настрой студентов на работу. 

II Актуализация опорных знаний и умений студентов.

1.Назовите соединения, формулы которых

а) СН3-СН2-СН3;

б) СН3-СН(СН3)-СН3;

в) СН3-CHCI-CH3;

г) СН2=СН-СН3;

д) СН2=С=СН-СН3;

е) СН3-СН(ОН)- СН2-СН3;

ж) СН3-СН2-СООН;

 з) СН3-СОН.

2.Назовите типы гибридизации электронных орбиталей атома углерода.

3.Определите тип гибридизации каждого атома углерода в молекуле

    СН2=С=СН-СН3.

4.Сколько орбиталей второго энергетического уровня атома углерода не участвуют в SР-, SР2- и SР3-гибридизации?

Преподаватель благодарит обучающихся за ответы.

III Мотивационно-целевой этап познавательной деятельности студентов.

Преподаватель: 

На прошлом занятии мы говорили, насколько велико число известных органических соединений. В этом безбрежном океане легко утонуть даже опытному химику. Поэтому ученые всегда стремятся классифицировать какое-либо множество «по полочкам», навести порядок в своем хозяйстве. Кстати, не мешает это делать и каждому из нас со своими вещами, чтобы в любой момент знать, где что находится.

О чем пойдет речь на нашем занятии? Речь идёт о классификации, строении и номенклатуре органических веществ.

IV Основной этап занятия

Преподаватель: Классифицировать вещества можно по разным признакам, например, по составу, строению, свойствам, применению — по столь привычной логической системе признаков. Т. к. в состав всех органических соединений входят атомы углерода, то, очевидно, важнейшим признаком классификации органических веществ может служить порядок их соединения, т. е. строение. По этому признаку все органические вещества разделены на группы в зависимости от того, какой остов (скелет) образуют углеродные атомы, включает ли этот остов какие-либо иные атомы, кроме углерода.

Рассмотрим плакат:

Picture background

1. Правила образования названий разветвленных алканов (Егоров А. стр.481), алкенов (Егоров А. стр.500), аренов (Егоров А.стр.543, алканолов (Егоров А. стр.570), альдегидов (Егоров А. стр.604), карбоновых кислот (Егоров А. стр.624).

2.Правила составления полуструктурных формул алканов, алкенов, аренов, алканолов, альдегидов, карбоновых кислот.

Задание 1. Назовите по систематической номенклатуре

1) СН3-СН(СН3)-СН2-СН(ОН)-СН3;

2) СН3-СН(СН3)-СН2-СООН;

3) СН3-СН(ОН)- СН2-СОН;

4) СН3-С(СН3)2- СН3.

Задание 2. Составьте структурные формулы веществ

1) 3,3,4 –триметилпентен-1-ол-1;

2) 3-метилбутадиен-1,2;

3) 3,3-диметилпентин-1;

4) 2-аминопрорановая кислота

5)  пентаналь.

V Закрепление знаний и умений студентов.

Тестовая работа в тетради.

1.К какому классу относятся соединения:

1)  СН3-(СН2)4-СН3

2)  СН2=СН-СН3

3)  СН3-СН(ОН)-СН3

4)  С2Н5-NH2

5)  C2H5-COOH

6)  CH3-COOCH3?

2.Приведите по одному примеру алкана, алкена, алкина, напишите их структурные формулы.

3. Приведите по одному примеру алканола, алканаля, алкановой кислоты, напишите их структурные формул

Проводит методом опроса:

Вариант1.

Назовите по систематической номенклатуре следующие вещества:

а) СН3-CH2- СН(ОН)- CH2- СН3;

б) СН2=СН-СН=СН-СН3;

в) СН3-CH2-СН(СН3)- CH2- СН3;

г) СН3-CH2-С(СН3)2- CH2- СОН;

Составьте структурные формулы веществ:

1)2,2-диметилпропан;

2)2-метилпропен-1;

3)пропнол-2;

4)пропаналь

Вариант 2.

Назовите по систематической номенклатуре следующие вещества:

а) СН3-CH2-СН(СН3)- СН(СН3) -СН(СН3)- СН3;

б) СН3-С(СН3) =СН-СН2-СН3;

в) СН3-CH–СН2- СН(ОН)-СН3;

г) СН3-CH2-СН(СН3)- СН(СН3) –СООН.

Составьте структурные формулы веществ:

1)2.3-диметилбутан;

2)3-метилбутен-1;

3)пропанол-1;

4)2-аминобутановая кислота.

VI Подведение итогов занятия

1. Слово преподавателя.

2. Оценка работы обучающихся

VII Информирование, инструктаж по выполнению домашнего задания 

Сообщает домашнее задание, дает краткий инструктаж по его выполнению.

Список используемой литературы:

  1. Габриелян О. С. Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков. - 4-е изд., стер. - М.: Просвещение, 2022. -128 с.: ил.
  2. Репетитор по химии. Подготовка к ЕГЭ / Егоров АлександрИванченко Н.Шацкая Клара Павловна. 2022.- 762 с.: ил.
  3. www.fcior.edu.ru(Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
  4. www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
  5. www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека.



Предварительный просмотр:

Описание основных этапов занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов

Форма организации деятельности

Используемые СОТ

Задачи, планируемые результаты

Продолжительность

I организационный момент

Проверка присутствующих,

приветствие обучающихся.

Проверяют готовность к занятию, приветствуют преподавателя.

Фронтальная

приемы диалоговой технологии

ВЗ1

3

мин.

II Актуализация опорных знаний и умений студентов. (Приложение 1) 

Опрос по повторению изученного материала:

Тестовая работа.

Выполняют тестовое задание. Отвечают на вопросы, внимательно слушают ответы своих товарищей и при необходимости дополняют

Групповая.

Фронтальная

приемы игровой технологии

ОЗ1

10

 мин.

III Мотивационно-целевой этап познавательной деятельности студентов. Формулирование темы и цели занятия.

Вступительное слово преподавателя о роли ученых, которые всегда стремятся классифицировать какое-либо множество «по полочкам», навести порядок в своем хозяйстве. Организовывает работу, направленную на постановку темы и цели занятия.

Знакомит с критериями и формой оценивания деятельности студентов на занятии

Формулируют тему и цели занятия, знакомятся с критериями и формами оценивания работы на занятии.

Групповая

приемы технологии развития критического мышления

РЗ 2,

РЗ 3,

ОЗ 2

7

мин.

IV Основной этап Изучение нового материала:

1.Правила образования названий в органической химии.

2. Назовите по систематической номенклатуре

3. Вспомни, сопоставь

5. Работа в группах

(Вопрос-ответ)

 6. Решение проблемного вопроса.

1. Просмотр плакатов и презентации.

2. Работа с учебником.

3. Комментарии студентов.

4. Групповая работа.

5. Ответы студентов.

Групповая;

фронтальная,

индивидуальная

приемы диалоговой технологии;

приемы здоровье сберегающей

технологии

ОЗ 1,

ОЗ 2,

РЗ 1,

РЗ 2,

РЗ 3,

ВЗ 1,

ВЗ 2,

ВЗ 3

30 мин.

V Закрепление знаний и умений студентов.

Организует проверку:

1.Работа в парах. Ответить на вопросы.

  2.Тестовая работа в тетради.

Проводит блиц-опрос.

  1. Дают ответы на вопросы
  2. Взаимопроверка теста
  3. Отвечают у доски.

Работа в парах

приемы диалоговой технологии

РЗ 1,

РЗ 3,

ВЗ 1

25 мин.

VI Подведение итогов занятия.

1. Слово преподавателя.

2. Оценка работы студентов.

Внимательно слушают преподавателя

групповая

5 мин.

VII Информирование, инструктаж по выполнению домашнего задания 

Сообщает домашнее задание, дает краткий инструктаж по его выполнению.

Записывают домашнее задание.

5 мин.

VIII Рефлексия

Задает вопрос о проведенном уроке. Высказывает свое мнение о деятельности студентов на занятии, благодарит студентов за совместную работу.

Релаксация.

Студенты отвечают на вопросы, кубик «Блума», свое отношение к уроку

групповая

приемы рефлексивной технологии

РЗ 3,

 ВЗ 1

5 мин.

Преподаватель химии __________ В.В.Володикова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...