РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир химии» 7 класс
рабочая программа по химии (7 класс)
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с планом внеурочной деятельности.
. Актуальность введения предлагаемого курса определяется несколькими причинами:
- сложность учебного материала по химии,
-сокращение количества учебных часов на изучение химии,
- уменьшение времени, отводимого на химический эксперимент на уроках,
- неверная химическая информация, почерпнутая школьниками из СМИ до начала изучения предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир химии» 7 класс | 48.5 КБ |
vneurochka_volshebnyy_mir_himii_7_kl.docx | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования №24 г. Тулы
(МБОУ ЦО №24)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Волшебный мир химии»
7 класс
Копылова Анна Анатольевна учитель химии, биологии
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Волшебный мир химии» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09., регистрационный номер № 17785, приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
3. Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);
4.Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010;
5.Планом внеурочной деятельности МБОУ ЦО №24».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с планом внеурочной деятельности.
. Актуальность введения предлагаемого курса определяется несколькими причинами:
- сложность учебного материала по химии,
-сокращение количества учебных часов на изучение химии,
- уменьшение времени, отводимого на химический эксперимент на уроках,
- неверная химическая информация, почерпнутая школьниками из СМИ до начала изучения предмета.
Цели курса «Волшебный мир химии»
- формирование естественно-научного мировоззрения школьников, развитие личности ребенка
- развитие исследовательского подхода к изучению окружающего мира;
- введение учащихся 7 класса в содержание предмета химии;
- освоение важнейших знаний об основных понятиях химии на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи внеурочной деятельности «Волшебный мир химии»
Задачи образовательные:
- формирование первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;
- ознакомление с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;
- отработка тех предметных знаний и умений (в первую очередь экспериментальные умения, а также умения решать расчетные задачи), на формирование которых не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;
- ознакомление с яркими, занимательными, эмоционально насыщенными эпизодами становления и развития химии, чего учитель, находясь в вечном цейтноте, почти не может себе позволить;
- формирование практических умений и навыков, например умения разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельности приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативных умений; навыков самостоятельной работы;
- расширение кругозора учащихся с привлечением дополнительных источников информации;
- развитие умений анализировать информацию, выделять главное, интересное.
- интеграция знаний по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия»
воспитательные:
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- воспитание экологической культуры.
Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется умение правильно обращаться с веществами. Это важное практическое умение необходимо любому человеку. Выполнение лабораторных работ развивает умения наблюдать и объяснять химические явления, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения, способствует воспитанию интереса к получению новых знаний, самостоятельности, критичности мышления.
Большинство лабораторных работ, предлагаемых в данном курсе, могут выполняться небольшими группами учеников. Этим достигается и другая цель - научить школьников общим приемам современной научной деятельности, коллективному планированию эксперимента, его проведению и обсуждению результатов.
Реализация данной программы позволяет повысить у учащихся познавательный интерес к предмету химия, а в 8 классе, когда химия вводится в учебный план, более свободно осваивать ими трудный учебный материал. Поэтому снижение возраста начала изучения предмета и ориентация на поддержку развивающегося самостоятельного предметного мышления ребенка может существенно помочь в устранении проблем, создаваемых необходимостью усвоения в сжатые сроки учебного материала и тенденции к сокращению времени изучения предмета химии.
На изучение курса «Волшебный мир химии» в 7 классе отводится 34 часов, из расчета – 1 учебных часа в неделю.
Количество часов по учебному плану
Всего – 34 часов; в неделю - 1 часа.
- практических работ - 4
- лабораторных работ - 3
Технологии и методы обучения.
Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися универсальными учебными действиями и способами деятельности, которые позволят учащимся разрабатывать проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ, а также общих умений для естественнонаучных дисциплин – постановка эксперимента, проведение исследований.
Проведение занятий в рамках курса предполагает использование:
- элементов технологии проблемного обучения;
- элементов научного исследования (проектной деятельности);
- элементов лекции с использованием мультимедийной техники;
- лабораторных опытов и практических работ;
- дидактических игр.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные результаты
Обучающиеся научатся и приобретут:
- основные принципы отношения к живой и неживой природе;
- умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
Обучающиеся получат возможности для формирования:
- познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- значения теоретических знаний для практической деятельности человека;
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
- овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
- осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность:
- уметь работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих;
- уметь работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
Обучающиеся получат возможность:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
- важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; жиры, углеводы, белки, минеральные вещества; качественные реакции;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества;
Учащиеся научатся:
- называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе, элемента в веществе;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:
- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «Волшебный мир химии» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала урока к мировосприятию учащегося, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к обучению;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
Применение ИКТ на уроках по изучению «Волшебный мир химии»:
- демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы из открытых коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким образом, становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;
- уроки с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся, укрепляется обратная связь в системе «учитель-ученик».
- уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.
Формы контроля:
- тестирование;
- практические работы;
- контрольные задания.
- игры, викторины;
- выставки творческих работ.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Тригубчак И.В, Шипарева Г.А. «Введение в химию. Методические рекомендации к учебнику 7 класса. Издательство «Владос», М. - 2003 г
- Алексинский В.Н. “Занимательные опыты по химии”: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995.
- Высоцкая Е.В. Программа пропедевтического курса как «погружение» в предмет МАРО г. Москва.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., А.К.Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс.7 класс: учебное пособие М.: Дрофа, 2007.
- Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Сорокин В.В. Химия: 8-й класс: Учебник для общеобразовательных заведений, – М.: Дрофа, 1997
- Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. “Физика и химия”: Проб. Учеб. Для 5–6 кл., общеобразовательных учреждений, – М.: Просвещение, 1994.
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. «Химия для любознательных».-3-е изд.- Ленинград: «Химия», 1987.
- Дерябина Н.Е. Введение в химию (учебник-тетрадь): М , 2004.
- Зуева М.В., Гара Н.Н. “Школьный практикум. Химия. 8–9-е классы”, – М: Дрофа, 1999.
- Юдин А.М., Сучков В.М. «Химия в быту». – М.: «Химия», 1995.
Литература для детей
- Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Дмитриева А.И., Ильина Л.В. «Наш дом – наш быт» - М.: «Знание»,
2.Содержание курса.
Глава 1. «Химия – наука о веществах и их превращениях» (7ч)
Эта часть курса содержит сведения о веществах, знакомых учащимся из повседневной жизни, об основных характеристиках (свойствах) этих веществ. Кроме того, глава содержит материал из истории химии и практические задания для овладения простейших экспериментальными навыками.
Глава 2. «Зачем и как изучают вещества» (10ч )
В этой главе содержаться сведения об атомах и молекулах, чистых веществах, смесях и способах их разделения, о химических элементах и их символах, массе атомов и молекул.
Глава 3. «Почему протекают химические реакции» (4ч )
Из этой главы учащиеся узнают о причинах и механизмах химических превращений, отдельные сведения из термохимической кинетики.
Глава 4. «Химия и планета Земля» (9ч)
В этой главе содержаться сведения о воздухе и его компонентах, о воде и ее свойствах, о строении земной коры, о полезных ископаемых и основах металлургии, а так же основные сведения о строении атомов.
Глава 5 «Химия и наш дом» (4)
В этой главе содержаться сведения о белках, аминокислотах, витаминах и микроэлементах; о лекарственных и косметических средствах, препаратах бытовой химии, красителях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты обучения |
Глава 1. «Химия – наука о веществах и их превращениях» (7 часов) | |||||
1 | Вещества вокруг тебя, оглянись! | 1 ч. | -просмотр слайдов на тему «Многообразие веществ»; - характерные свойства | Создать условия для понимания того, что необходимо изучение веществ и их свойств и формирование навыков выполнения логических операций | |
2 | Химия – наука экспериментальная и…безопасная! | 1 ч. | - составление и использование опорных конспектов
| Создать условия для осознания усвоения учащимися правил техники безопасности при проведении экспериментальных работ в кабинете химии, а также составление и использование опорных конспектов. | |
3 | Практическая работа №1 Тема «Первое знакомство с экспериментальной химией» | 1 ч. | -оформление лабораторного журнала - проведение эксперимента по изучению строения пламени | Создать условия для применения полученных на уроке знаний об охране труда, для обучения приемам работы с химической посудой и приборами | |
4 | Свойства веществ, которые мы измеряем | 1 ч. | - выполнение лабораторной работы - оформление лабораторного журнала -наблюдение | Ознакомление с основными приемами измерения для расширения границы их практического применения. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. | |
5 | Физические и химические процессы вокруг нас: противники или соратники? | 1 ч. | - составление схем -наблюдение - выполнение лабораторной работы | Способствовать пониманию значимости взаимосвязи живого и неживого мира, физических и химических процессов, осознания понимания учащихся понятия «химическое явление», важность химических процессов для жизни человека | |
6 | В чьих руках ключ к знаниям? | 1 ч. | -обсуждение подготовленных сообщений -самостоятельная работа с литературой | Способствовать пониманию значимости основных этапов развития химических знаний и их значения в жизни человека, осознание, что использование одних и тех же знаний в диаметрально противоположных целях. | |
7 | Какие опыты ставит наша планета? | 1 ч. | - сюжетно- ролевая игра «Встреча двух миров» | Создать условия для применения полученных на уроке знаний об основных биохимических процессах, происходящих в природе и их значение в жизни человека, расширение межпредметных связей. | |
Глава 2. «Зачем и как изучают вещества» (10 часов) | |||||
8 | Что такое чистота? | 1 ч. | - беседа - тренинговая игра - задания логического характера | Способствовать пониманию значимости всестороннего изучения свойств веществ для их рационального и безопасного использования. | |
9, 10, 11 | Практическая работа № 2, 3, 4 Тема «Первое знакомство с экспериментальной химией» | 1 ч. 1ч 1ч | -оформление лабораторного журнала - проведение эксперимента по изучению разделения смесей различного состава | Создать условия для применения полученных на уроке знаний об охране труда, для обучения методам разделения смесей различного состава. Способствовать пониманию практической значимости и применения в быту аналогичных операций. | |
12 | Экскурсия в «Эксперименторий» | 1 ч. | -экскурсия | Способствовать пониманию того, как на практике можно применять знания по предмету. | |
13 | Часто простое кажется сложном. | 1 ч. | - беседа -игра-соревнование - монологические ответы учащихся | Создать условия для закрепления практических навыков и умений. | |
14 | Что в именем тебе моем… | 1 ч. | -обсуждение подготовленных сообщений -самостоятельная работа с литературой -просмотр слайдов на тему «Химические элементы» | Содействовать пониманию значимость основных принципов, положенных в основу современной химической символики. | |
15 | Фамилия, имя, отчество, год на рождения… | 1 ч. | -обсуждение подготовленных сообщений -самостоятельная работа с литературой -просмотр слайдов на тему «Химические формулы» | Содействовать пониманию значимость основных принципов, положенных в основу химической формулы. | |
16 | Путешествие от килограмма к углеродной единице. | 1 ч. | - беседа - тренинговая игра - задания логического характера | Способствовать пониманию значимости понятий: углеродная единица, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. | |
17. | Химическая эстафета. | 1 ч. | -игра-соревнование - монологические ответы учащихся | Создать условия для закрепления практических навыков и умений. | |
Глава 3. «Почему и как протекают химические реакции» (4 часа) | |||||
18. | «…что написано пером, не вырубишь топором, (как записать химическую реакцию)» | 1 ч. | -игра-соревнование - выполнение лабораторной работы - оформление лабораторного журнала -наблюдение | Ознакомление с основными приемами составления для расширения границы их практического применения. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. | |
19. | Разложим реакции по полочкам. | 1 ч. | -просмотр слайдов на тему «Классификация реакций»; -игра-соревнование - монологические ответы учащихся | Ознакомление с основной классификацией реакций по тепловому эффекту и по составу реагентов и продуктов реакции. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. | |
20. | Как черепахе обогнать гепарда. | 1 ч. | - просмотр слайдов на тему «Химическая кинетика»; - беседа | Содействовать пониманию значимость о химической кинетики, о факторах влияющих на изменение скорости. | |
21. | Еще один способ помочь черепахе. | 1 ч. | - беседа - выполнение заданий творческого характера | Содействовать пониманию значимости современного катализа. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. | |
Глава 4. «Химия и планета Земля» (9 часов) | |||||
22. | «…он всюду и везде: В камне, в воздухе, в воде, он и в утренней росе, и в небес голубизне » | 1 ч. | - просмотр слайдов на тему «История открытий кислорода и водорода» -обсуждение подготовленных сообщений -самостоятельная работа с литературой - ролевая игра | Способствовать пониманию значимости в проведении сравнительного анализа критериев выбора промышленных и лабораторных способов получения веществ. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. Создать условия у учащихся в потребности в самостоятельной и коллективной работе. | |
23. | Такое важное окисление. | 1 ч. | - просмотр слайдов на тему «Процессы окисления» -обсуждение подготовленных сообщений -классное сочинение - ролевая игра | Содействовать пониманию значимости процессов окисления, имеющих большое значение в повседневной жизни.. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. | |
24. | Научная лаборатория «Водород и кислород». | 1 ч. | -экскурсия | Создать условия для применения полученных на уроке знаний об охране труда, для получения веществ в лаборатории | |
25. | Сказка о волшебном горшочке | 1 ч. | - просмотр слайдов на тему «Фотосинтез» -обсуждение подготовленных сообщений - ролевая игра | Содействовать пониманию представления учащихся о сущности процесса фотосинтеза и его значение. | |
26. | Значение одного маленького процента. | 1 ч. | - просмотр слайдов на тему «Углерод и кислород»; - беседа - задания логического характера -обсуждение подготовленных сообщений | Содействовать пониманию представления учащихся об аллотропии и аллотропных модификациях. | |
27. | Живая вода. | 1 ч. | - просмотр слайдов на тему «Вода- уникальное вещество»; - ролевая игра -обсуждение подготовленных сообщений - игра- соревнование | Содействовать пониманию представления учащихся о воде, акцентируя внимание на проблеме рационального и бережного использования водных ресурсов. | |
28. | Химический реактив и универсальный растворитель в одном флаконе. | 1 ч. | - ролевая игра -обсуждение подготовленных сообщений | Содействовать пониманию представления учащихся о свойствах воды как растворителя. | |
29. | Как отделить зерна от плевел, а металл от пустой породы. Экскурсия в музей Горного факультета ТулГУ | 1 ч. | -экскурсия | Содействовать пониманию представления учащихся о важнейших природных ископаемых, добыча, акцентируя внимание на проблеме рационального и бережного использования природных ресурсов. Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями, связанными с химией. | |
30. | Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаще которых ваше могущество, на другой - ваше ответственность? | 1 ч. | -просмотр слайдов на тему «Охрана окружающей среды» - диалог-диспут -ролевая игра | Акцентировать внимание на вопросах охраны окружающей среды, рационального и бережного использования природных ресурсов. | |
Глава 5. «Химия и наш дом» (4 часа) | |||||
31. | Химия и быт | 1 ч. | - просмотр слайдов на тему «Химия и искусство»; «Химия и домашняя аптечка» -обсуждение подготовленных сообщений - беседа | Способствовать пониманию роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющее огромное прикладное значение. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями, связанными с химией. | |
32. | Научная лаборатория «Повелители стекла» | 1 ч. | - экскурсия | Создать условия для закрепления практических навыков и умений. Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями, связанными с химией. | |
33. | Химия и искусство | 1 ч. | - просмотр слайдов на тему «Химия и искусство»; -обсуждение подготовленных сообщений - беседа | Способствовать пониманию роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющее огромное прикладное значение. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями, связанными с химией. | |
34 | Химическое шоу. Итоговое занятие. | 1ч | - театральное шоу | Создать условия для закрепления практических навыков и умений. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования №24 г. Тулы
(МБОУ ЦО №24)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Волшебный мир химии»
7 класс
Копылова Анна Анатольевна учитель химии, биологии
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Волшебный мир химии» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09., регистрационный номер № 17785, приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
3. Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);
4.Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010;
5.Планом внеурочной деятельности МБОУ ЦО №24».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с планом внеурочной деятельности.
. Актуальность введения предлагаемого курса определяется несколькими причинами:
- сложность учебного материала по химии,
-сокращение количества учебных часов на изучение химии,
- уменьшение времени, отводимого на химический эксперимент на уроках,
- неверная химическая информация, почерпнутая школьниками из СМИ до начала изучения предмета.
Цели курса «Волшебный мир химии»
- формирование естественно-научного мировоззрения школьников, развитие личности ребенка
- развитие исследовательского подхода к изучению окружающего мира;
- введение учащихся 7 класса в содержание предмета химии;
- освоение важнейших знаний об основных понятиях химии на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи внеурочной деятельности «Волшебный мир химии»
Задачи образовательные:
- формирование первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;
- ознакомление с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;
- отработка тех предметных знаний и умений (в первую очередь экспериментальные умения, а также умения решать расчетные задачи), на формирование которых не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;
- ознакомление с яркими, занимательными, эмоционально насыщенными эпизодами становления и развития химии, чего учитель, находясь в вечном цейтноте, почти не может себе позволить;
- формирование практических умений и навыков, например умения разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельности приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативных умений; навыков самостоятельной работы;
- расширение кругозора учащихся с привлечением дополнительных источников информации;
- развитие умений анализировать информацию, выделять главное, интересное.
- интеграция знаний по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия»
воспитательные:
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- воспитание экологической культуры.
Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется умение правильно обращаться с веществами. Это важное практическое умение необходимо любому человеку. Выполнение лабораторных работ развивает умения наблюдать и объяснять химические явления, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения, способствует воспитанию интереса к получению новых знаний, самостоятельности, критичности мышления.
Большинство лабораторных работ, предлагаемых в данном курсе, могут выполняться небольшими группами учеников. Этим достигается и другая цель - научить школьников общим приемам современной научной деятельности, коллективному планированию эксперимента, его проведению и обсуждению результатов.
Реализация данной программы позволяет повысить у учащихся познавательный интерес к предмету химия, а в 8 классе, когда химия вводится в учебный план, более свободно осваивать ими трудный учебный материал. Поэтому снижение возраста начала изучения предмета и ориентация на поддержку развивающегося самостоятельного предметного мышления ребенка может существенно помочь в устранении проблем, создаваемых необходимостью усвоения в сжатые сроки учебного материала и тенденции к сокращению времени изучения предмета химии.
На изучение курса «Волшебный мир химии» в 7 классе отводится 34 часов, из расчета – 1 учебных часа в неделю.
Количество часов по учебному плану
Всего – 34 часов; в неделю - 1 часа.
- практических работ - 4
- лабораторных работ - 3
Технологии и методы обучения.
Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися универсальными учебными действиями и способами деятельности, которые позволят учащимся разрабатывать проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ, а также общих умений для естественнонаучных дисциплин – постановка эксперимента, проведение исследований.
Проведение занятий в рамках курса предполагает использование:
- элементов технологии проблемного обучения;
- элементов научного исследования (проектной деятельности);
- элементов лекции с использованием мультимедийной техники;
- лабораторных опытов и практических работ;
- дидактических игр.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные результаты
Обучающиеся научатся и приобретут:
- основные принципы отношения к живой и неживой природе;
- умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
Обучающиеся получат возможности для формирования:
- познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- значения теоретических знаний для практической деятельности человека;
Метапредметные результаты
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
- овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
- осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность:
- уметь работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих;
- уметь работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
Обучающиеся получат возможность:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
- важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; жиры, углеводы, белки, минеральные вещества; качественные реакции;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества;
Учащиеся научатся:
- называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе, элемента в веществе;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:
- наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
- демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «Волшебный мир химии» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала урока к мировосприятию учащегося, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к обучению;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
Применение ИКТ на уроках по изучению «Волшебный мир химии»:
- демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы из открытых коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким образом, становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;
- уроки с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся, укрепляется обратная связь в системе «учитель-ученик».
- уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.
Формы контроля:
- тестирование;
- практические работы;
- контрольные задания.
- игры, викторины;
- выставки творческих работ.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Тригубчак И.В, Шипарева Г.А. «Введение в химию. Методические рекомендации к учебнику 7 класса. Издательство «Владос», М. - 2003 г
- Алексинский В.Н. “Занимательные опыты по химии”: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995.
- Высоцкая Е.В. Программа пропедевтического курса как «погружение» в предмет МАРО г. Москва.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., А.К.Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс.7 класс: учебное пособие М.: Дрофа, 2007.
- Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Сорокин В.В. Химия: 8-й класс: Учебник для общеобразовательных заведений, – М.: Дрофа, 1997
- Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. “Физика и химия”: Проб. Учеб. Для 5–6 кл., общеобразовательных учреждений, – М.: Просвещение, 1994.
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. «Химия для любознательных».-3-е изд.- Ленинград: «Химия», 1987.
- Дерябина Н.Е. Введение в химию (учебник-тетрадь): М , 2004.
- Зуева М.В., Гара Н.Н. “Школьный практикум. Химия. 8–9-е классы”, – М: Дрофа, 1999.
- Юдин А.М., Сучков В.М. «Химия в быту». – М.: «Химия», 1995.
Литература для детей
- Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Дмитриева А.И., Ильина Л.В. «Наш дом – наш быт» - М.: «Знание»,
2.Содержание курса.
Глава 1. «Химия – наука о веществах и их превращениях» (7ч)
Эта часть курса содержит сведения о веществах, знакомых учащимся из повседневной жизни, об основных характеристиках (свойствах) этих веществ. Кроме того, глава содержит материал из истории химии и практические задания для овладения простейших экспериментальными навыками.
Глава 2. «Зачем и как изучают вещества» (10ч )
В этой главе содержаться сведения об атомах и молекулах, чистых веществах, смесях и способах их разделения, о химических элементах и их символах, массе атомов и молекул.
Глава 3. «Почему протекают химические реакции» (4ч )
Из этой главы учащиеся узнают о причинах и механизмах химических превращений, отдельные сведения из термохимической кинетики.
Глава 4. «Химия и планета Земля» (9ч)
В этой главе содержаться сведения о воздухе и его компонентах, о воде и ее свойствах, о строении земной коры, о полезных ископаемых и основах металлургии, а так же основные сведения о строении атомов.
Глава 5 «Химия и наш дом» (4)
В этой главе содержаться сведения о белках, аминокислотах, витаминах и микроэлементах; о лекарственных и косметических средствах, препаратах бытовой химии, красителях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты обучения |
Глава 1. «Химия – наука о веществах и их превращениях» (7 часов) | |||||
1 | Вещества вокруг тебя, оглянись! | 1 ч. | -просмотр слайдов на тему «Многообразие веществ»; - характерные свойства | Создать условия для понимания того, что необходимо изучение веществ и их свойств и формирование навыков выполнения логических операций | |
2 | Химия – наука экспериментальная и…безопасная! | 1 ч. | - составление и использование опорных конспектов
| Создать условия для осознания усвоения учащимися правил техники безопасности при проведении экспериментальных работ в кабинете химии, а также составление и использование опорных конспектов. | |
3 | Практическая работа №1 Тема «Первое знакомство с экспериментальной химией» | 1 ч. | -оформление лабораторного журнала - проведение эксперимента по изучению строения пламени | Создать условия для применения полученных на уроке знаний об охране труда, для обучения приемам работы с химической посудой и приборами | |
4 | Свойства веществ, которые мы измеряем | 1 ч. | - выполнение лабораторной работы - оформление лабораторного журнала -наблюдение | Ознакомление с основными приемами измерения для расширения границы их практического применения. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. | |
5 | Физические и химические процессы вокруг нас: противники или соратники? | 1 ч. | - составление схем -наблюдение - выполнение лабораторной работы | Способствовать пониманию значимости взаимосвязи живого и неживого мира, физических и химических процессов, осознания понимания учащихся понятия «химическое явление», важность химических процессов для жизни человека | |
6 | В чьих руках ключ к знаниям? | 1 ч. | -обсуждение подготовленных сообщений -самостоятельная работа с литературой | Способствовать пониманию значимости основных этапов развития химических знаний и их значения в жизни человека, осознание, что использование одних и тех же знаний в диаметрально противоположных целях. | |
7 | Какие опыты ставит наша планета? | 1 ч. | - сюжетно- ролевая игра «Встреча двух миров» | Создать условия для применения полученных на уроке знаний об основных биохимических процессах, происходящих в природе и их значение в жизни человека, расширение межпредметных связей. | |
Глава 2. «Зачем и как изучают вещества» (10 часов) | |||||
8 | Что такое чистота? | 1 ч. | - беседа - тренинговая игра - задания логического характера | Способствовать пониманию значимости всестороннего изучения свойств веществ для их рационального и безопасного использования. | |
9, 10, 11 | Практическая работа № 2, 3, 4 Тема «Первое знакомство с экспериментальной химией» | 1 ч. 1ч 1ч | -оформление лабораторного журнала - проведение эксперимента по изучению разделения смесей различного состава | Создать условия для применения полученных на уроке знаний об охране труда, для обучения методам разделения смесей различного состава. Способствовать пониманию практической значимости и применения в быту аналогичных операций. | |
12 | Экскурсия в «Эксперименторий» | 1 ч. | -экскурсия | Способствовать пониманию того, как на практике можно применять знания по предмету. | |
13 | Часто простое кажется сложном. | 1 ч. | - беседа -игра-соревнование - монологические ответы учащихся | Создать условия для закрепления практических навыков и умений. | |
14 | Что в именем тебе моем… | 1 ч. | -обсуждение подготовленных сообщений -самостоятельная работа с литературой -просмотр слайдов на тему «Химические элементы» | Содействовать пониманию значимость основных принципов, положенных в основу современной химической символики. | |
15 | Фамилия, имя, отчество, год на рождения… | 1 ч. | -обсуждение подготовленных сообщений -самостоятельная работа с литературой -просмотр слайдов на тему «Химические формулы» | Содействовать пониманию значимость основных принципов, положенных в основу химической формулы. | |
16 | Путешествие от килограмма к углеродной единице. | 1 ч. | - беседа - тренинговая игра - задания логического характера | Способствовать пониманию значимости понятий: углеродная единица, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. | |
17. | Химическая эстафета. | 1 ч. | -игра-соревнование - монологические ответы учащихся | Создать условия для закрепления практических навыков и умений. | |
Глава 3. «Почему и как протекают химические реакции» (4 часа) | |||||
18. | «…что написано пером, не вырубишь топором, (как записать химическую реакцию)» | 1 ч. | -игра-соревнование - выполнение лабораторной работы - оформление лабораторного журнала -наблюдение | Ознакомление с основными приемами составления для расширения границы их практического применения. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. | |
19. | Разложим реакции по полочкам. | 1 ч. | -просмотр слайдов на тему «Классификация реакций»; -игра-соревнование - монологические ответы учащихся | Ознакомление с основной классификацией реакций по тепловому эффекту и по составу реагентов и продуктов реакции. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. | |
20. | Как черепахе обогнать гепарда. | 1 ч. | - просмотр слайдов на тему «Химическая кинетика»; - беседа | Содействовать пониманию значимость о химической кинетики, о факторах влияющих на изменение скорости. | |
21. | Еще один способ помочь черепахе. | 1 ч. | - беседа - выполнение заданий творческого характера | Содействовать пониманию значимости современного катализа. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. | |
Глава 4. «Химия и планета Земля» (9 часов) | |||||
22. | «…он всюду и везде: В камне, в воздухе, в воде, он и в утренней росе, и в небес голубизне » | 1 ч. | - просмотр слайдов на тему «История открытий кислорода и водорода» -обсуждение подготовленных сообщений -самостоятельная работа с литературой - ролевая игра | Способствовать пониманию значимости в проведении сравнительного анализа критериев выбора промышленных и лабораторных способов получения веществ. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. Создать условия у учащихся в потребности в самостоятельной и коллективной работе. | |
23. | Такое важное окисление. | 1 ч. | - просмотр слайдов на тему «Процессы окисления» -обсуждение подготовленных сообщений -классное сочинение - ролевая игра | Содействовать пониманию значимости процессов окисления, имеющих большое значение в повседневной жизни.. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. | |
24. | Научная лаборатория «Водород и кислород». | 1 ч. | -экскурсия | Создать условия для применения полученных на уроке знаний об охране труда, для получения веществ в лаборатории | |
25. | Сказка о волшебном горшочке | 1 ч. | - просмотр слайдов на тему «Фотосинтез» -обсуждение подготовленных сообщений - ролевая игра | Содействовать пониманию представления учащихся о сущности процесса фотосинтеза и его значение. | |
26. | Значение одного маленького процента. | 1 ч. | - просмотр слайдов на тему «Углерод и кислород»; - беседа - задания логического характера -обсуждение подготовленных сообщений | Содействовать пониманию представления учащихся об аллотропии и аллотропных модификациях. | |
27. | Живая вода. | 1 ч. | - просмотр слайдов на тему «Вода- уникальное вещество»; - ролевая игра -обсуждение подготовленных сообщений - игра- соревнование | Содействовать пониманию представления учащихся о воде, акцентируя внимание на проблеме рационального и бережного использования водных ресурсов. | |
28. | Химический реактив и универсальный растворитель в одном флаконе. | 1 ч. | - ролевая игра -обсуждение подготовленных сообщений | Содействовать пониманию представления учащихся о свойствах воды как растворителя. | |
29. | Как отделить зерна от плевел, а металл от пустой породы. Экскурсия в музей Горного факультета ТулГУ | 1 ч. | -экскурсия | Содействовать пониманию представления учащихся о важнейших природных ископаемых, добыча, акцентируя внимание на проблеме рационального и бережного использования природных ресурсов. Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями, связанными с химией. | |
30. | Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаще которых ваше могущество, на другой - ваше ответственность? | 1 ч. | -просмотр слайдов на тему «Охрана окружающей среды» - диалог-диспут -ролевая игра | Акцентировать внимание на вопросах охраны окружающей среды, рационального и бережного использования природных ресурсов. | |
Глава 5. «Химия и наш дом» (4 часа) | |||||
31. | Химия и быт | 1 ч. | - просмотр слайдов на тему «Химия и искусство»; «Химия и домашняя аптечка» -обсуждение подготовленных сообщений - беседа | Способствовать пониманию роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющее огромное прикладное значение. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями, связанными с химией. | |
32. | Научная лаборатория «Повелители стекла» | 1 ч. | - экскурсия | Создать условия для закрепления практических навыков и умений. Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями, связанными с химией. | |
33. | Химия и искусство | 1 ч. | - просмотр слайдов на тему «Химия и искусство»; -обсуждение подготовленных сообщений - беседа | Способствовать пониманию роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющее огромное прикладное значение. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями, связанными с химией. | |
34 | Химическое шоу. Итоговое занятие. | 1ч | - театральное шоу | Создать условия для закрепления практических навыков и умений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности"Волшебный мир оригами"
рабочая программа для учащихся 1-4 классов.ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» для 1 класса
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.–...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" ( 5 класс)
Данная программа разработана для занятий по внеурочной деятельгости в 5 классе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок"
Данная программа предназначена для 2-го класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления в 6 классе "Волшебный мир оригами"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир химии» 7 класс
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса. Программа реализована в рамках &laqu...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный квадрат»
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена для специального (коррекционного) класса школы 8 вида. Содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование...