РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир химии» 7 класс
рабочая программа по химии (7 класс)

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса.

           Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   планом внеурочной деятельности.

.  Актуальность введения предлагаемого курса определяется несколькими причинами:

- сложность учебного материала по химии,

-сокращение количества учебных часов на изучение химии,

- уменьшение времени, отводимого на химический эксперимент на уроках,

- неверная химическая информация, почерпнутая школьниками из СМИ до начала изучения предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования №24 г. Тулы

(МБОУ ЦО №24)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                 по внеурочной деятельности

          «Волшебный мир химии»

7  класс

Копылова Анна Анатольевна учитель химии, биологии

1.Пояснительная записка.


  Рабочая программа к курсу
«Волшебный мир химии» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от  6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09., регистрационный номер № 17785, приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

3.  Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);

4.Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010;

5.Планом внеурочной деятельности МБОУ ЦО №24».

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса.

           Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   планом внеурочной деятельности.

.  Актуальность введения предлагаемого курса определяется несколькими причинами:

- сложность учебного материала по химии,

-сокращение количества учебных часов на изучение химии,

- уменьшение времени, отводимого на химический эксперимент на уроках,

- неверная химическая информация, почерпнутая школьниками из СМИ до начала изучения предмета.

Цели курса «Волшебный мир химии»

  • формирование естественно-научного мировоззрения школьников, развитие личности ребенка
  •  развитие исследовательского подхода к изучению окружающего мира;
  • введение учащихся 7 класса в содержание предмета химии;
  • освоение важнейших знаний об основных понятиях химии на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне;
  • формирование навыков применения  полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи внеурочной деятельности «Волшебный мир химии»

Задачи образовательные:

  • формирование  первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;
  • ознакомление  с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;
  • отработка тех предметных знаний и умений (в первую очередь экспериментальные умения, а также умения решать расчетные задачи), на формирование которых не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;
  • ознакомление с   яркими, занимательными, эмоционально насыщенными эпизодами становления и развития химии, чего учитель, находясь в вечном цейтноте, почти не может себе позволить;
  • формирование  практических умений и навыков, например  умения разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;  умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
  • развитие  познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельности приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативных умений; навыков самостоятельной работы;
  • расширение  кругозора учащихся с привлечением дополнительных источников информации;
  • развитие  умений анализировать информацию, выделять главное, интересное.
  • интеграция знаний по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия»

воспитательные:

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • воспитание    экологической культуры.

Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется умение правильно обращаться с веществами. Это важное практическое умение необходимо любому человеку. Выполнение лабораторных работ развивает умения наблюдать и объяснять химические явления, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения, способствует воспитанию интереса к получению новых знаний, самостоятельности, критичности мышления.

Большинство лабораторных работ, предлагаемых в данном курсе, могут выполняться небольшими группами учеников. Этим достигается и другая цель - научить школьников общим приемам современной научной деятельности, коллективному планированию эксперимента, его проведению и обсуждению результатов.

  Реализация данной программы позволяет повысить у учащихся познавательный интерес к предмету химия, а в 8 классе, когда химия вводится в учебный план, более свободно осваивать ими трудный учебный материал. Поэтому снижение возраста начала изучения предмета и ориентация на поддержку развивающегося самостоятельного предметного мышления ребенка может существенно помочь в устранении проблем, создаваемых необходимостью усвоения в сжатые сроки учебного материала и тенденции к сокращению времени изучения предмета химии.

        На изучение курса «Волшебный мир химии» в 7 классе отводится 34 часов, из расчета – 1 учебных часа в неделю.

Количество часов по учебному плану

Всего – 34  часов; в неделю - 1 часа.

- практических работ - 4

- лабораторных работ  - 3 

Технологии и методы обучения.

Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися универсальными учебными действиями и способами деятельности, которые позволят учащимся разрабатывать проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ, а также общих умений для естественнонаучных дисциплин – постановка эксперимента, проведение исследований.

 Проведение занятий в рамках курса предполагает использование:

  • элементов технологии проблемного обучения;
  • элементов научного исследования (проектной деятельности);
  • элементов лекции с использованием мультимедийной техники;
  • лабораторных опытов и практических работ;
  • дидактических игр.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы: 

Личностные результаты

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основные принципы отношения к живой и неживой природе;
  • умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
  •  объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • значения теоретических знаний для практической деятельности человека;

Метапредметные результаты 

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих;
  • уметь работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; жиры, углеводы, белки, минеральные вещества; качественные реакции;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества;

Учащиеся научатся:

  • называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе, элемента в веществе;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов); 

При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
  • демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа «Волшебный мир химии» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала урока к мировосприятию учащегося, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к обучению;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;

Применение ИКТ на уроках по изучению «Волшебный мир химии»:

  • демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы из открытых коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким образом, становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;
  • уроки с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся, укрепляется обратная связь в системе «учитель-ученик».
  • уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.

Формы контроля:

-  тестирование;

-  практические работы;

-  контрольные задания.

- игры, викторины;

- выставки творческих работ.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Тригубчак И.В, Шипарева Г.А. «Введение в химию. Методические рекомендации к учебнику 7 класса. Издательство «Владос», М. - 2003 г
  2. Алексинский В.Н. “Занимательные опыты по химии”: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Высоцкая Е.В. Программа пропедевтического курса как «погружение» в предмет МАРО г. Москва.
  4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., А.К.Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс.7 класс: учебное пособие М.: Дрофа, 2007.
  5. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Сорокин В.В. Химия: 8-й класс: Учебник для общеобразовательных заведений, – М.: Дрофа, 1997
  6. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. “Физика и химия”: Проб. Учеб. Для 5–6 кл., общеобразовательных учреждений, – М.: Просвещение, 1994.
  7. Гроссе Э., Вайсмантель Х. «Химия для любознательных».-3-е изд.- Ленинград: «Химия», 1987.
  8. Дерябина Н.Е. Введение в химию (учебник-тетрадь): М , 2004.
  9. Зуева М.В., Гара Н.Н. “Школьный практикум. Химия. 8–9-е классы”, – М: Дрофа, 1999.
  10. Юдин А.М., Сучков В.М. «Химия в быту». – М.: «Химия», 1995.

Литература для детей

  1. Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  2. Дмитриева А.И., Ильина Л.В. «Наш дом – наш быт» - М.: «Знание»,

2.Содержание курса.

Глава 1. «Химия – наука о веществах и их превращениях» (7ч)

Эта часть курса содержит сведения о веществах, знакомых учащимся из повседневной жизни, об основных характеристиках (свойствах) этих веществ. Кроме того, глава содержит материал из истории химии и практические задания для овладения простейших экспериментальными навыками.

Глава 2. «Зачем и как изучают вещества» (10ч )

В этой главе содержаться сведения об атомах и молекулах, чистых веществах, смесях и способах их разделения, о химических элементах и их символах, массе атомов и молекул.

Глава 3. «Почему протекают химические реакции» (4ч )

Из этой главы учащиеся узнают о причинах и механизмах химических превращений, отдельные сведения из термохимической кинетики.

Глава 4. «Химия и планета Земля» (9ч)

В этой главе содержаться сведения о воздухе и его компонентах, о воде и ее свойствах, о строении земной коры, о полезных ископаемых и основах металлургии, а так же основные сведения о строении атомов.

Глава 5 «Химия и наш дом» (4)

В этой главе содержаться сведения о белках, аминокислотах, витаминах и микроэлементах; о лекарственных и косметических средствах, препаратах бытовой химии, красителях.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата проведения

Виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты обучения

Глава 1. «Химия – наука о веществах и их превращениях» (7 часов)

1

Вещества вокруг тебя, оглянись!

1 ч.

-просмотр слайдов на тему «Многообразие веществ»;

- характерные свойства

Создать условия для понимания того, что необходимо изучение веществ и их свойств и формирование навыков выполнения логических операций

2

Химия – наука экспериментальная и…безопасная!

1 ч.

- составление и использование опорных конспектов

 

Создать условия для осознания усвоения учащимися правил техники безопасности при проведении экспериментальных работ в кабинете химии, а также составление и использование опорных конспектов.

3

Практическая работа №1 Тема «Первое знакомство с экспериментальной химией»

1 ч.

-оформление лабораторного журнала

- проведение эксперимента по изучению строения пламени

Создать условия для применения полученных на уроке знаний об охране труда, для обучения приемам работы с химической посудой и приборами

4

Свойства веществ, которые мы измеряем

1 ч.

- выполнение лабораторной работы

- оформление лабораторного журнала

-наблюдение

Ознакомление с основными приемами измерения для расширения границы их практического применения. Создать условия для закрепления практических навыков и умений.

5

Физические и химические процессы вокруг нас: противники или соратники?

1 ч.

- составление схем

-наблюдение

- выполнение лабораторной работы

Способствовать пониманию значимости взаимосвязи живого и неживого мира, физических и химических процессов, осознания понимания учащихся понятия «химическое явление», важность химических процессов для жизни человека

6

В чьих руках ключ к знаниям?

1 ч.

-обсуждение подготовленных сообщений

-самостоятельная работа с литературой

Способствовать пониманию значимости основных этапов развития химических знаний и их значения в жизни человека, осознание, что использование одних и тех же знаний в диаметрально противоположных целях.

7

Какие опыты ставит наша планета?

1 ч.

- сюжетно- ролевая игра «Встреча двух миров»

Создать условия для применения полученных на уроке знаний об основных биохимических процессах, происходящих в природе и их значение в жизни человека, расширение межпредметных связей.

Глава 2. «Зачем и как изучают вещества» (10 часов)

8

Что такое чистота?

1 ч.

- беседа

- тренинговая игра

- задания логического характера

Способствовать пониманию значимости всестороннего изучения свойств веществ для их рационального и безопасного использования.

9,

10,

11

Практическая работа № 2, 3, 4 Тема «Первое знакомство с экспериментальной химией»

1 ч.

-оформление лабораторного журнала

- проведение эксперимента по изучению разделения смесей различного состава

Создать условия для применения полученных на уроке знаний об охране труда, для обучения методам разделения смесей различного состава. Способствовать пониманию практической значимости и применения в быту аналогичных операций.

12

Экскурсия в «Эксперименторий»

1 ч.

-экскурсия

Способствовать пониманию того, как на практике можно применять знания по предмету.

13

Часто простое кажется сложном.

1 ч.

- беседа

-игра-соревнование

- монологические ответы учащихся

Создать условия для закрепления практических навыков и умений.

14

Что в именем тебе моем…

1 ч.

-обсуждение подготовленных сообщений

-самостоятельная работа с литературой

-просмотр слайдов на тему «Химические элементы»

Содействовать пониманию значимость основных принципов, положенных в основу современной химической символики.

15

Фамилия, имя, отчество, год на рождения…

1 ч.

-обсуждение подготовленных сообщений

-самостоятельная работа с литературой

-просмотр слайдов на тему «Химические формулы»

Содействовать пониманию значимость основных принципов, положенных в основу химической формулы.

16

Путешествие от килограмма к углеродной единице.

1 ч.

- беседа

- тренинговая игра

- задания логического характера

Способствовать пониманию значимости понятий: углеродная единица, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса.

17.

Химическая эстафета.

1 ч.

-игра-соревнование

- монологические ответы учащихся

Создать условия для закрепления практических навыков и умений.

Глава 3. «Почему и как протекают химические реакции» (4 часа)

18.

«…что написано пером, не вырубишь топором, (как записать химическую реакцию)»

1 ч.

-игра-соревнование

 - выполнение лабораторной работы

- оформление лабораторного журнала

-наблюдение

Ознакомление с основными приемами составления для расширения границы их практического применения. Создать условия для закрепления практических навыков и умений.

19.

Разложим реакции по полочкам.

1 ч.

-просмотр слайдов на тему «Классификация реакций»;

-игра-соревнование

- монологические ответы учащихся

Ознакомление с основной классификацией реакций по тепловому эффекту и по составу реагентов и продуктов реакции. Создать условия для закрепления практических навыков и умений.

20.

Как черепахе обогнать гепарда.

1 ч.

- просмотр слайдов на тему «Химическая кинетика»;

- беседа

Содействовать пониманию значимость о химической кинетики, о факторах влияющих на изменение скорости.

21.

Еще один способ помочь черепахе.

1 ч.

- беседа

- выполнение заданий творческого характера

Содействовать пониманию значимости современного катализа. Создать условия для закрепления практических навыков и умений.

Глава 4. «Химия и планета Земля»  (9 часов)

22.

«…он всюду и везде: В камне, в воздухе, в воде, он и в утренней росе, и в небес голубизне »

1 ч.

 - просмотр слайдов на тему «История открытий кислорода и водорода»

-обсуждение подготовленных сообщений

-самостоятельная работа с литературой

- ролевая игра

Способствовать пониманию значимости в проведении сравнительного анализа критериев выбора промышленных и лабораторных способов получения веществ. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. Создать условия у учащихся в потребности в самостоятельной и коллективной работе.

23.

Такое важное окисление.

1 ч.

- просмотр слайдов на тему «Процессы окисления»

-обсуждение подготовленных сообщений

-классное сочинение

- ролевая игра

Содействовать пониманию значимости процессов окисления, имеющих большое значение в повседневной жизни.. Создать условия для закрепления практических навыков и умений.

24.

Научная лаборатория «Водород и кислород».

1 ч.

-экскурсия

Создать условия для применения полученных на уроке знаний об охране труда, для  получения веществ в лаборатории

25.

Сказка о волшебном горшочке

1 ч.

- просмотр слайдов на тему «Фотосинтез»

-обсуждение подготовленных сообщений

- ролевая игра

Содействовать пониманию представления учащихся о сущности процесса фотосинтеза и его значение.

26.

Значение одного маленького процента.

1 ч.

- просмотр слайдов на тему «Углерод и кислород»;

- беседа

- задания логического характера

-обсуждение подготовленных сообщений

Содействовать пониманию представления учащихся об аллотропии и аллотропных модификациях.

27.

Живая вода.

1 ч.

- просмотр слайдов на тему «Вода- уникальное вещество»;

- ролевая игра

-обсуждение подготовленных сообщений

- игра- соревнование

Содействовать пониманию представления учащихся о воде, акцентируя внимание на проблеме рационального и бережного использования водных ресурсов.

28.

Химический реактив и универсальный растворитель в одном флаконе.

1 ч.

- ролевая игра

-обсуждение подготовленных сообщений

Содействовать пониманию представления учащихся о свойствах воды как растворителя.

29.

Как отделить зерна от плевел, а металл от пустой породы. Экскурсия в музей Горного факультета ТулГУ

1 ч.

-экскурсия

Содействовать пониманию представления учащихся о важнейших природных ископаемых, добыча, акцентируя внимание на проблеме рационального и бережного использования природных ресурсов. Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями, связанными с химией.

30.

Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаще которых ваше могущество, на другой - ваше ответственность?

1 ч.

-просмотр слайдов на тему «Охрана окружающей среды»

- диалог-диспут

-ролевая игра

Акцентировать внимание на вопросах охраны окружающей среды, рационального и бережного использования природных ресурсов.

Глава 5. «Химия и наш дом» (4 часа)

31.

Химия и быт

1 ч.

- просмотр слайдов на тему «Химия и искусство»; «Химия и домашняя аптечка»

 -обсуждение подготовленных сообщений

- беседа

Способствовать пониманию роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющее огромное прикладное значение. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями, связанными с химией.

32.

Научная лаборатория «Повелители стекла»

1 ч.

- экскурсия

Создать условия для закрепления практических навыков и умений. Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями, связанными с химией.

33.

Химия и искусство

1 ч.

- просмотр слайдов на тему «Химия и искусство»;

-обсуждение подготовленных сообщений

- беседа

Способствовать пониманию роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющее огромное прикладное значение. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями, связанными с химией.

34

Химическое шоу. Итоговое занятие.

- театральное шоу

Создать условия для закрепления практических навыков и умений.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования №24 г. Тулы

(МБОУ ЦО №24)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                 по внеурочной деятельности

          «Волшебный мир химии»

7  класс

Копылова Анна Анатольевна учитель химии, биологии

1.Пояснительная записка.


  Рабочая программа к курсу
«Волшебный мир химии» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от  6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09., регистрационный номер № 17785, приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

3.  Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);

4.Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010;

5.Планом внеурочной деятельности МБОУ ЦО №24».

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса.

           Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   планом внеурочной деятельности.

.  Актуальность введения предлагаемого курса определяется несколькими причинами:

- сложность учебного материала по химии,

-сокращение количества учебных часов на изучение химии,

- уменьшение времени, отводимого на химический эксперимент на уроках,

- неверная химическая информация, почерпнутая школьниками из СМИ до начала изучения предмета.

Цели курса «Волшебный мир химии»

  • формирование естественно-научного мировоззрения школьников, развитие личности ребенка
  •  развитие исследовательского подхода к изучению окружающего мира;
  • введение учащихся 7 класса в содержание предмета химии;
  • освоение важнейших знаний об основных понятиях химии на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне;
  • формирование навыков применения  полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи внеурочной деятельности «Волшебный мир химии»

Задачи образовательные:

  • формирование  первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;
  • ознакомление  с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;
  • отработка тех предметных знаний и умений (в первую очередь экспериментальные умения, а также умения решать расчетные задачи), на формирование которых не хватает времени при изучении химии в 8-м и 9-м классах;
  • ознакомление с   яркими, занимательными, эмоционально насыщенными эпизодами становления и развития химии, чего учитель, находясь в вечном цейтноте, почти не может себе позволить;
  • формирование  практических умений и навыков, например  умения разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;  умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
  • развитие  познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельности приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативных умений; навыков самостоятельной работы;
  • расширение  кругозора учащихся с привлечением дополнительных источников информации;
  • развитие  умений анализировать информацию, выделять главное, интересное.
  • интеграция знаний по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия»

воспитательные:

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • воспитание    экологической культуры.

Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется умение правильно обращаться с веществами. Это важное практическое умение необходимо любому человеку. Выполнение лабораторных работ развивает умения наблюдать и объяснять химические явления, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения, способствует воспитанию интереса к получению новых знаний, самостоятельности, критичности мышления.

Большинство лабораторных работ, предлагаемых в данном курсе, могут выполняться небольшими группами учеников. Этим достигается и другая цель - научить школьников общим приемам современной научной деятельности, коллективному планированию эксперимента, его проведению и обсуждению результатов.

  Реализация данной программы позволяет повысить у учащихся познавательный интерес к предмету химия, а в 8 классе, когда химия вводится в учебный план, более свободно осваивать ими трудный учебный материал. Поэтому снижение возраста начала изучения предмета и ориентация на поддержку развивающегося самостоятельного предметного мышления ребенка может существенно помочь в устранении проблем, создаваемых необходимостью усвоения в сжатые сроки учебного материала и тенденции к сокращению времени изучения предмета химии.

        На изучение курса «Волшебный мир химии» в 7 классе отводится 34 часов, из расчета – 1 учебных часа в неделю.

Количество часов по учебному плану

Всего – 34  часов; в неделю - 1 часа.

- практических работ - 4

- лабораторных работ  - 3 

Технологии и методы обучения.

Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися универсальными учебными действиями и способами деятельности, которые позволят учащимся разрабатывать проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ, а также общих умений для естественнонаучных дисциплин – постановка эксперимента, проведение исследований.

 Проведение занятий в рамках курса предполагает использование:

  • элементов технологии проблемного обучения;
  • элементов научного исследования (проектной деятельности);
  • элементов лекции с использованием мультимедийной техники;
  • лабораторных опытов и практических работ;
  • дидактических игр.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы: 

Личностные результаты

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основные принципы отношения к живой и неживой природе;
  • умения в практической деятельности и повседневной жизни для;
  •  объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой и неживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • значения теоретических знаний для практической деятельности человека;

Метапредметные результаты 

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • овладеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
  • осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека.

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, уважительно относиться к мнению окружающих;
  • уметь работать с различными источниками химической информации (научно-популярной литературой, справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; жиры, углеводы, белки, минеральные вещества; качественные реакции;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества;

Учащиеся научатся:

  • называть отдельные химические элементы, их соединения; изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению относительной молекулярной массы, доли вещества в растворе, элемента в веществе;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов); 

При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);
  • демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа «Волшебный мир химии» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала урока к мировосприятию учащегося, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к обучению;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;

Применение ИКТ на уроках по изучению «Волшебный мир химии»:

  • демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы из открытых коллекций ЦОР и ЭОР или материалы созданные учителем самостоятельно. Таким образом, становится возможной демонстрация большого количества фото, видео и аудио информации;
  • уроки с компьютерным тестированием, на которых становится возможным в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся, укрепляется обратная связь в системе «учитель-ученик».
  • уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.

Формы контроля:

-  тестирование;

-  практические работы;

-  контрольные задания.

- игры, викторины;

- выставки творческих работ.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Тригубчак И.В, Шипарева Г.А. «Введение в химию. Методические рекомендации к учебнику 7 класса. Издательство «Владос», М. - 2003 г
  2. Алексинский В.Н. “Занимательные опыты по химии”: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Высоцкая Е.В. Программа пропедевтического курса как «погружение» в предмет МАРО г. Москва.
  4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., А.К.Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс.7 класс: учебное пособие М.: Дрофа, 2007.
  5. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Сорокин В.В. Химия: 8-й класс: Учебник для общеобразовательных заведений, – М.: Дрофа, 1997
  6. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. “Физика и химия”: Проб. Учеб. Для 5–6 кл., общеобразовательных учреждений, – М.: Просвещение, 1994.
  7. Гроссе Э., Вайсмантель Х. «Химия для любознательных».-3-е изд.- Ленинград: «Химия», 1987.
  8. Дерябина Н.Е. Введение в химию (учебник-тетрадь): М , 2004.
  9. Зуева М.В., Гара Н.Н. “Школьный практикум. Химия. 8–9-е классы”, – М: Дрофа, 1999.
  10. Юдин А.М., Сучков В.М. «Химия в быту». – М.: «Химия», 1995.

Литература для детей

  1. Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  2. Дмитриева А.И., Ильина Л.В. «Наш дом – наш быт» - М.: «Знание»,

2.Содержание курса.

Глава 1. «Химия – наука о веществах и их превращениях» (7ч)

Эта часть курса содержит сведения о веществах, знакомых учащимся из повседневной жизни, об основных характеристиках (свойствах) этих веществ. Кроме того, глава содержит материал из истории химии и практические задания для овладения простейших экспериментальными навыками.

Глава 2. «Зачем и как изучают вещества» (10ч )

В этой главе содержаться сведения об атомах и молекулах, чистых веществах, смесях и способах их разделения, о химических элементах и их символах, массе атомов и молекул.

Глава 3. «Почему протекают химические реакции» (4ч )

Из этой главы учащиеся узнают о причинах и механизмах химических превращений, отдельные сведения из термохимической кинетики.

Глава 4. «Химия и планета Земля» (9ч)

В этой главе содержаться сведения о воздухе и его компонентах, о воде и ее свойствах, о строении земной коры, о полезных ископаемых и основах металлургии, а так же основные сведения о строении атомов.

Глава 5 «Химия и наш дом» (4)

В этой главе содержаться сведения о белках, аминокислотах, витаминах и микроэлементах; о лекарственных и косметических средствах, препаратах бытовой химии, красителях.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата проведения

Виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты обучения

Глава 1. «Химия – наука о веществах и их превращениях» (7 часов)

1

Вещества вокруг тебя, оглянись!

1 ч.

-просмотр слайдов на тему «Многообразие веществ»;

- характерные свойства

Создать условия для понимания того, что необходимо изучение веществ и их свойств и формирование навыков выполнения логических операций

2

Химия – наука экспериментальная и…безопасная!

1 ч.

- составление и использование опорных конспектов

 

Создать условия для осознания усвоения учащимися правил техники безопасности при проведении экспериментальных работ в кабинете химии, а также составление и использование опорных конспектов.

3

Практическая работа №1 Тема «Первое знакомство с экспериментальной химией»

1 ч.

-оформление лабораторного журнала

- проведение эксперимента по изучению строения пламени

Создать условия для применения полученных на уроке знаний об охране труда, для обучения приемам работы с химической посудой и приборами

4

Свойства веществ, которые мы измеряем

1 ч.

- выполнение лабораторной работы

- оформление лабораторного журнала

-наблюдение

Ознакомление с основными приемами измерения для расширения границы их практического применения. Создать условия для закрепления практических навыков и умений.

5

Физические и химические процессы вокруг нас: противники или соратники?

1 ч.

- составление схем

-наблюдение

- выполнение лабораторной работы

Способствовать пониманию значимости взаимосвязи живого и неживого мира, физических и химических процессов, осознания понимания учащихся понятия «химическое явление», важность химических процессов для жизни человека

6

В чьих руках ключ к знаниям?

1 ч.

-обсуждение подготовленных сообщений

-самостоятельная работа с литературой

Способствовать пониманию значимости основных этапов развития химических знаний и их значения в жизни человека, осознание, что использование одних и тех же знаний в диаметрально противоположных целях.

7

Какие опыты ставит наша планета?

1 ч.

- сюжетно- ролевая игра «Встреча двух миров»

Создать условия для применения полученных на уроке знаний об основных биохимических процессах, происходящих в природе и их значение в жизни человека, расширение межпредметных связей.

Глава 2. «Зачем и как изучают вещества» (10 часов)

8

Что такое чистота?

1 ч.

- беседа

- тренинговая игра

- задания логического характера

Способствовать пониманию значимости всестороннего изучения свойств веществ для их рационального и безопасного использования.

9,

10,

11

Практическая работа № 2, 3, 4 Тема «Первое знакомство с экспериментальной химией»

1 ч.

-оформление лабораторного журнала

- проведение эксперимента по изучению разделения смесей различного состава

Создать условия для применения полученных на уроке знаний об охране труда, для обучения методам разделения смесей различного состава. Способствовать пониманию практической значимости и применения в быту аналогичных операций.

12

Экскурсия в «Эксперименторий»

1 ч.

-экскурсия

Способствовать пониманию того, как на практике можно применять знания по предмету.

13

Часто простое кажется сложном.

1 ч.

- беседа

-игра-соревнование

- монологические ответы учащихся

Создать условия для закрепления практических навыков и умений.

14

Что в именем тебе моем…

1 ч.

-обсуждение подготовленных сообщений

-самостоятельная работа с литературой

-просмотр слайдов на тему «Химические элементы»

Содействовать пониманию значимость основных принципов, положенных в основу современной химической символики.

15

Фамилия, имя, отчество, год на рождения…

1 ч.

-обсуждение подготовленных сообщений

-самостоятельная работа с литературой

-просмотр слайдов на тему «Химические формулы»

Содействовать пониманию значимость основных принципов, положенных в основу химической формулы.

16

Путешествие от килограмма к углеродной единице.

1 ч.

- беседа

- тренинговая игра

- задания логического характера

Способствовать пониманию значимости понятий: углеродная единица, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса.

17.

Химическая эстафета.

1 ч.

-игра-соревнование

- монологические ответы учащихся

Создать условия для закрепления практических навыков и умений.

Глава 3. «Почему и как протекают химические реакции» (4 часа)

18.

«…что написано пером, не вырубишь топором, (как записать химическую реакцию)»

1 ч.

-игра-соревнование

 - выполнение лабораторной работы

- оформление лабораторного журнала

-наблюдение

Ознакомление с основными приемами составления для расширения границы их практического применения. Создать условия для закрепления практических навыков и умений.

19.

Разложим реакции по полочкам.

1 ч.

-просмотр слайдов на тему «Классификация реакций»;

-игра-соревнование

- монологические ответы учащихся

Ознакомление с основной классификацией реакций по тепловому эффекту и по составу реагентов и продуктов реакции. Создать условия для закрепления практических навыков и умений.

20.

Как черепахе обогнать гепарда.

1 ч.

- просмотр слайдов на тему «Химическая кинетика»;

- беседа

Содействовать пониманию значимость о химической кинетики, о факторах влияющих на изменение скорости.

21.

Еще один способ помочь черепахе.

1 ч.

- беседа

- выполнение заданий творческого характера

Содействовать пониманию значимости современного катализа. Создать условия для закрепления практических навыков и умений.

Глава 4. «Химия и планета Земля»  (9 часов)

22.

«…он всюду и везде: В камне, в воздухе, в воде, он и в утренней росе, и в небес голубизне »

1 ч.

 - просмотр слайдов на тему «История открытий кислорода и водорода»

-обсуждение подготовленных сообщений

-самостоятельная работа с литературой

- ролевая игра

Способствовать пониманию значимости в проведении сравнительного анализа критериев выбора промышленных и лабораторных способов получения веществ. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. Создать условия у учащихся в потребности в самостоятельной и коллективной работе.

23.

Такое важное окисление.

1 ч.

- просмотр слайдов на тему «Процессы окисления»

-обсуждение подготовленных сообщений

-классное сочинение

- ролевая игра

Содействовать пониманию значимости процессов окисления, имеющих большое значение в повседневной жизни.. Создать условия для закрепления практических навыков и умений.

24.

Научная лаборатория «Водород и кислород».

1 ч.

-экскурсия

Создать условия для применения полученных на уроке знаний об охране труда, для  получения веществ в лаборатории

25.

Сказка о волшебном горшочке

1 ч.

- просмотр слайдов на тему «Фотосинтез»

-обсуждение подготовленных сообщений

- ролевая игра

Содействовать пониманию представления учащихся о сущности процесса фотосинтеза и его значение.

26.

Значение одного маленького процента.

1 ч.

- просмотр слайдов на тему «Углерод и кислород»;

- беседа

- задания логического характера

-обсуждение подготовленных сообщений

Содействовать пониманию представления учащихся об аллотропии и аллотропных модификациях.

27.

Живая вода.

1 ч.

- просмотр слайдов на тему «Вода- уникальное вещество»;

- ролевая игра

-обсуждение подготовленных сообщений

- игра- соревнование

Содействовать пониманию представления учащихся о воде, акцентируя внимание на проблеме рационального и бережного использования водных ресурсов.

28.

Химический реактив и универсальный растворитель в одном флаконе.

1 ч.

- ролевая игра

-обсуждение подготовленных сообщений

Содействовать пониманию представления учащихся о свойствах воды как растворителя.

29.

Как отделить зерна от плевел, а металл от пустой породы. Экскурсия в музей Горного факультета ТулГУ

1 ч.

-экскурсия

Содействовать пониманию представления учащихся о важнейших природных ископаемых, добыча, акцентируя внимание на проблеме рационального и бережного использования природных ресурсов. Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями, связанными с химией.

30.

Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаще которых ваше могущество, на другой - ваше ответственность?

1 ч.

-просмотр слайдов на тему «Охрана окружающей среды»

- диалог-диспут

-ролевая игра

Акцентировать внимание на вопросах охраны окружающей среды, рационального и бережного использования природных ресурсов.

Глава 5. «Химия и наш дом» (4 часа)

31.

Химия и быт

1 ч.

- просмотр слайдов на тему «Химия и искусство»; «Химия и домашняя аптечка»

 -обсуждение подготовленных сообщений

- беседа

Способствовать пониманию роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющее огромное прикладное значение. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями, связанными с химией.

32.

Научная лаборатория «Повелители стекла»

1 ч.

- экскурсия

Создать условия для закрепления практических навыков и умений. Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями, связанными с химией.

33.

Химия и искусство

1 ч.

- просмотр слайдов на тему «Химия и искусство»;

-обсуждение подготовленных сообщений

- беседа

Способствовать пониманию роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющее огромное прикладное значение. Создать условия для закрепления практических навыков и умений. Создать условия для ознакомления учащихся с профессиями, связанными с химией.

34

Химическое шоу. Итоговое занятие.

- театральное шоу

Создать условия для закрепления практических навыков и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности"Волшебный мир оригами"

рабочая программа для учащихся 1-4 классов.ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» для 1 класса

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.–...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" ( 5 класс)

Данная программа разработана для занятий по внеурочной деятельгости в 5 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок"

Данная программа предназначена для 2-го класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления в 6 классе "Волшебный мир оригами"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир химии» 7 класс

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса.           Программа реализована в рамках &laqu...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный квадрат»

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена для специального (коррекционного) класса школы 8 вида. Содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование...