Урок "Ковалентная химическая связь"
план-конспект урока по химии

Ретенгер  Анна  Андреевна

Методическая разработка урока химии "Ковалентная химическая связь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovalentnaya_svyaz.docx607.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока 18: Ковалентная химическая связь.

Цели: достижение результатов:

личностных:

Л3 умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

метапредметных:

МП1использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдение, научный эксперимент) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

предметных:

П1сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

П2владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой.

Задачи:

Образовательные: углубить знания об  особенностях строения атомов, причинах возникновения  ковалентной химической  связи  и механизмах  её образования; познакомить обучающихся с типами ковалентной связи.

Развивающие: формировать умение составлять схемы образования химических связей в молекулах веществ, определять типы химических связей по формулам веществ;

Воспитательные: воспитывать общую культуру.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод проведения урока: объяснительно-иллюстративный

Наглядность и ТСО: тетради учащихся, мультимедиапроектор, презентация, электронные учебные модули по теме урока, видеоролики «Ковалентная химическая связь».

Ход урока:

  1. Организационная часть
  2. Мотивация и стимулирование познавательной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Основное правило достижения цели

 К Мастеру в стрельбе из лука пришли трое новичков:

 - Ты самый ловкий стрелок во всём мире! Мы хотим стать такими же успешными и продолжить твоё дело, – сказали они.

 - Я могу научить вас стрельбе из лука! – ответил Мастер. – Рассказать все тайны и премудрости этого дела. Но в свои ученики я возьму только одного! И он сможет стать самыми лучшим стрелком и по- настоящему успешным человеком.

 Чтобы выбрать кого-то к себе в ученики, Мастер предложил пройти  всем  троим небольшое испытание. Он повесил на дерево мишень, и на расстоянии нескольких метров подвёл первого новичка.

 - Что ты видишь перед собой? – спросил Мастер.

 - Я вижу дерево, на котором висит мишень.

 - Что ещё? – спросил Мастер

 - Позади зелёная лужайка, на ней растут цветы.

- Хорошо, - сказал Мастер и подозвал следующего претендента в ученики. – А ты что видишь перед собой?

 - Я вижу мишень, дерево, поляну, цветы, небо, – ответил второй новичок.

 - Хорошо! – ответил Мастер и задал такой же вопрос третьему новичку. – А что видишь ты?

 - Я вижу перед собой мишень! – ответил он.

 - Хорошо, – сказал Мастер, – что ещё?

 - Больше ничего! Самое главное – это мишень, я вижу только её!

 - Молодец! – сказал Мастер. – Ты добьёшься в жизни больших успехов. Я возьму тебя в свои ученики.

 Когда есть цель, всё остальное не имеет значения.

Я хочу вас спросить: «А зачем вы приходите на уроки?»

Дети приходят на занятия по химии, чтобы делать открытия, чтобы узнать, что то новое.

Мы дышим кислородом, пьём воду. Вам хочется узнать, как устроены молекулы этих веществ?

Для того, чтобы это понять сегодня мы познакомимся ещё с одним типом химической связи – ковалентной, но прежде повторим, то что рассматривали на прошлом уроке.

III.Актуализация знаний  

Фронтальный опрос:

1.Дайте определение химической связи.

2. Что такое ион?

3. Какую связь называют ионной?

4.Какие ионы называют катионами и анионами?

5.Приведите примеры веществ с ионной связью.

6.Какими свойствами обладают вещества с ионной кристаллической решёткой.

Задание: изобразить схему образования ионной связи в оксиде натрия, выполняют в тетрадях, проверка у доски (один человек)

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5627bfdb527f7/konspiekt-uroka-kovalientnaia-khimichieskaia-sviaz_3.png

IV.Сообщение учебного материала

Ковалентная химическая связь:

В большинстве случаев при образовании связи происходит обобществление электронов, связываемых атомов. Такая связь называется ковалентной.

Знакомство с алгоритмом (презентация)

Объяснение механизма образования ковалентной связи на примере  образования молекулы хлора ( запись на доске схемы и демонстрация видеофрагмента)

Задание: составить схемы образования ковалентной связи в молекулах азота и кислорода  (после проверки, демонстрация видеофрагментов)

Ковалентная неполярная связь

При взаимодействии двух атомов одного и того же элемента-неметалла между ними образуется ковалентная химическая связь с помощью общих электронных пар. Эта ковалентная связь называется неполярной, так как общие электронные пары принадлежит обоим атомам в одинаковой степени и ни на одном из них не будет избытка или недостатка отрицательного заряда, который несут электроны.

Объяснение на примере молекулы водорода:

При сближении двух атомов водорода, имеющих по одному электронному облаку сферической формы, происходит перекрывание электронных облаков. При этом возникает область (место), где плотность отрицательного заряда наиболее высока и поэтому обладает повышенным отрицательным зарядом. Положительно заряженные ядра притягиваются к ней (это известно из курса физики), и образуется молекула. Таким образом, химическая связь- результат действия электрических сил.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5627bfdb527f7/konspiekt-uroka-kovalientnaia-khimichieskaia-sviaz_7.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5627bfdb527f7/konspiekt-uroka-kovalientnaia-khimichieskaia-sviaz_6.png

Чтобы определить число неспаренных электронов необходимо использовать  формулу:

8 — N = число неспаренных электронов.

где N — номер группы химического элемента.

Демонстрируются видео «Механизм образования ковалентной связи в молекуле кислорода, хлора, азота». Составление формул на доске. 

Задание: изобразить схему образования ковалентной связи в молекуле фтора

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5627bfdb527f7/konspiekt-uroka-kovalientnaia-khimichieskaia-sviaz_9.png

Ковалентная полярная связь

Однако если ковалентная связь образуется между атомами разных элементов-неметаллов, то картина будет несколько иной.

Так как ковалентная связь образуется между атомами различных элементов-неметаллов, то общая электронная пара будет принадлежать взаимодействующим атомам уже не в равной степени. Для того чтобы качественно определить, какому из этих атомов общая электронная пара будет принадлежать в большей мере, пользуются понятием электроотрицательности.

Работа с рядом электроотрицательности.

Способ изображения молекулы, при котором каждый атом записывается отдельно, а между атомами ставятся черточки, обозначающие химические связи, называют структурной формулой.

Пример:

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/12/08/98723742/98723742_4.jpeg

Задание: используя текст учебника, определите какими физическими свойствами обладают вещества с ковалентной химической связью.

V.Упражнение и самостоятельная работа

Укажите, сколько электронных пар участвует в образовании химических связей элементов с водородом:

а) в молекуле метана СН4;

б) в молекуле аммиака NH3;

в) в молекуле сероводорода H2S;

г) в молекуле фтороводорода HF.

  1. Первичное закрепление материала

1.Какие виды химических связей вы знаете?

2.Какая химическая связь называется ионной?

3.Какая химическая связь называется ковалентной?

  1. Закрепление

Задание 1:

Из перечисленных формул выпишите сначала соединения с ковалентной неполярной связью, а затем – с ковалентной полярной связью (не ионной): Н2, Н2О, Н2SO4, NaCl, O2, CO2, NH3, Cl2, MgO.

Задание 2: составьте схемы образования химических связей в молекулах следующих веществ: хлороводород, вода, иодид калия, водород, сероводород, аммиак, хлорид лития. Определите тип химической связи.

  1. Обобщение материала
  1. С какими видами связи мы познакомились на этом уроке?
  2. Между какими частицами образуется ковалентная химическая связь?
  3. По каким критериям классифицируют ковалентную химическую связь?
  4. Какие механизмы образования ковалентной связи вам известны?
  5. Какие виды ковалентной связи вам известны по критерию кратности, по электроотрицательности.
  1. Подведение итогов урока
  2. Выдача домашних заданий

Параграф 3-4 стр. 24-37.

Подготовить сообщение: «Роль ионных соединений в неживой природе и жизни человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Химическая связь. Ковалентная полярная и неполярная связь»

Урок изучения нового материала в 8 классе.Вводится понятие "Электроотрицательность", "Ковалентность", "Полярность связи"....

Тест "Атомы химических элементов. Химическая связь"

Тест для обобщения и закрепления знаний по темам "Атомы химических элементов. Химическая связь"...

«Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь»

Тестовое задание в двух вариантах для проверки знаний учащихся 8 класса . В тесте 15 вопросов....

«Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная».

Разработка открытого урока по химии. (групповой метод обучения). До начала урока учащиеся были распределены на экипажи по 4 человека: Командир - сильный учащийся, Штурман 1 пилот, 2 пилот. Зад...

Презентация к уроку химии в 8 классе "Химическая связь. Виды химической связи"

Презентация к уроку химии в 8 классе "Химическая связь. Виды химической связи"...

Презентация к уроку 8 класс "Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь"

Презентация к уроку 8 класс "Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь"...