Конспект урока по теме «Жесткость воды и способы ее устранения»
план-конспект занятия по химии (9 класс)

Латышева Жанна Владимировна

Конспект урока по теме «Жесткость воды и способы ее устранения»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zhestkolst_vody_i_sposoba_ee_ustraneniya.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Жесткость воды и способы ее устранения»

Цель: Раскрыть понятия жесткость воды «карбонатная или временная жесткость», «некарбонатная или постоянная жесткость», познакомить учащихся со способами ее устранения.

Задачи:

  1. Образовательные: 1) Познакомить учащихся с понятием «жесткость воды»; 2) изучить природу жёсткости воды и способы её устранения; 3) показать необходимость и значение устранения жесткости воды в промышленности и в быту.
  2. Развивающие: 1) расширять кругозор; 1) обогащать словарный запас; 3) Продолжить формировать умения работать с  ПСХЭ; 4) Развитие навыков самостоятельной работы; 5) находить причинно-следственные связи, аргументировать ответ, делать выводы на основе имеющихся теоретических знаний.
  3. Воспитательные: 1) воспитывать бережное отношение к своему здоровью; 2) активизировать творческий интерес и познавательную активность; 3) формирование научного мировоззрения; 4) воспитать чувство ответственности перед собой и товарищами.

Результаты освоения:

Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;

Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

Оборудование: учебники, тетради, письменные принадлежности, ПСХЭ, таблица растворимости.

Понятия: временная и постоянная жесткость.

Вид урока: Комбинированный, урок изучение нового материала.

Методы приемы и средства обучения

Ход урока

Фронтальный опрос

Работа у доски

Запись в тетрадях

Беседа с классом

Запись учащимися на доске уравнений реакций устранения жесткости

  1. Здравствуйте! Присаживайтесь. Кто дежурный, назовите отсутствующих.
  1. Проверка знаний, умений и навыков по домашнему заданию.
  1. Как называются элементы второй группы главной подгруппы?
  2. Сколько электронов на последнем энергетическом уровне? И что им это дает?
  3. Какую степень окисления имеют?
  4. Какими физическими свойствами обладают щелочноземельные металлы?
  5. Как изменяется химическая активность щелочноземельных металлов?
  6. Проверка хим. свойств (один человек у доски)

Осуществить превращения:

Н2

CaCО3 ← CaО ← Ca →  СаCl2

↓           ↓

СаCl2   Ca(ОН)2

  1. Проверка домашних задач.

  1. Сообщение нового материала.

  1. Подготовка к восприятию нов. материала.

Ребята сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием жесткость воды и способах ее устранения и цель нашего занятия это- изучить природу жёсткости воды и способы её устранения.

Всем известно, что в дождевой воде – это мягкая вода мыло пенится хорошо, а в ключевой воде – это жесткая вода, обычно плохо.

Ребята давайте подумаем, с чем это связано? Природная вода, проходя через известковые горные породы и почвы, обогащается солями кальция и магния ( а также железа) и становится жесткой, и эти соли образуют с мылом нерастворимые соединения.

Жёсткость воды —свойство воды, обусловленное наличием в ней растворимых солей кальция и магния.

Ребята как вы думаете, почему для охлаждения двигателей внутреннего сгорания непригодна жесткая вода? (Т. к. при нагревании жесткой воды на стенках охладительной системы образуется накипь).

А как вы думаете, что такое накипь? (Это нерастворимые соли кальция и магния)

А как вы думаете, жесткость воды имеет отрицательное влияние? Ответы учащихся заслушать и дополнить следующей информацией:

1.        Отложение накипи на поверхности нагревательных элементов холодильников, стиральных машин  и т.д. снижает экономичность их работы.

2.        Известковые отложения в водопроводных трубах затрудняют прохождение воды через них, и создание нормального температурного режима в домах становится невозможным.

3.        Избыточная жесткость воды способствует образованию камней в почках, печени, мочевом пузыре человека.

4.        Нерастворимые соли кальция и магния закупоривают поры на коже человека, ухудшая состояние кожи и волос.

5.        Жесткость воды обуславливает быстрый износ тканей, т.к. при стирке нерастворимые соли кальция и магния оседают на волокнах, играя роль абразива.

6.        В жесткой воде при стирке увеличивается расход мыла, т.к. мыло образует с солями кальция и магния  нерастворимые соединения.

•        Виды жесткости.

•        Временная жесткость.

Временная, или карбонатная жесткость, вызвана присутствием в воде гидрокарбонатов кальция, магния  и устраняется простым кипячением. При этом гидрокарбонаты разлагаются, и в осадок выпадают вещества, образующие накипь.

  1. Кипячение

Ca(HCO3)2 = CO2 ↑ + CaCO3↓ + H2O

Mg(HCO3)2  = Mg(OH)2↓ + CO2 ↑

  1. Действием известкового молока или соды

Ca(OH)2 + Ca(HCO3)2 = 2 CaCO3↓ + 2 H2O

Ca(HCO3)2 + Na2CO3 = CaCO3↓ + 2 NaHCO3

Для последнего запишите полное и краткое ионное  уравнение реакции.

Постоянная, или некарбонатная жесткость, обусловлена другими солями кальция и магния(сульфаты, хлориды, нитраты и др.). Такая жесткость не устраняется кипячением воды, так как растворы этих солей устойчивы к нагреванию. Ее устраняют действием соды:

CaSO4 + Na2CO3 = CaCO3↓ + Na2SO4

MgSO4 + Na2CO3 = MgCO3↓ + Na2SO4

Для последнего запишите полное и краткое ионное  уравнение реакции

Закрепление

  1. Задача. Учебник стр. 125, № 2.
  2. Осуществить цепочку превращений.

Ca(ОН)2 CaCО3→Ca(Н CО3)2→ CaCО3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Жесткость воды и способы ее устранения"

Цели и задачи урока: - рассмотреть понятие и причину жесткости воды как основополагающей характеристики качества воды, пригодной для использования человеком;- изучить способы устранения жесткости воды...

Жесткость воды и способы ее устранения.

Урок изучения нового материала с элементами критического обучения, с демонстрацией химических реакций, чтением с пометками, составлением кластера и синквейна. Урок способствует развитию внимания и воо...

Жесткость воды и способы её устранения

В данном материале представлен конспект лекции по  химии для обучающихся 11 класса (2 курс)...

Жесткость воды и способы ее устранения

Цель: знать виды жесткости воды, необходимость процесса устранения жесткости,  способы умягчения воды, химизм процесса устранения жесткости;продолжить формирование экспериментальных навыков...

Презентация к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения"

Презентация к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения" для 9 класса, с фрагментом практической работы....

Конспект к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения"

Конспект к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения" для 9 класса...

урок химии в 9 классе Жесткость воды и способы ее устранения. (Функциональная грамотность)

Урок химии на формирование естесвенно-научной грамотности....