Конспект урока по теме «Жесткость воды и способы ее устранения»
план-конспект занятия по химии (9 класс)
Конспект урока по теме «Жесткость воды и способы ее устранения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_zhestkolst_vody_i_sposoba_ee_ustraneniya.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Жесткость воды и способы ее устранения»
Цель: Раскрыть понятия жесткость воды «карбонатная или временная жесткость», «некарбонатная или постоянная жесткость», познакомить учащихся со способами ее устранения.
Задачи:
- Образовательные: 1) Познакомить учащихся с понятием «жесткость воды»; 2) изучить природу жёсткости воды и способы её устранения; 3) показать необходимость и значение устранения жесткости воды в промышленности и в быту.
- Развивающие: 1) расширять кругозор; 1) обогащать словарный запас; 3) Продолжить формировать умения работать с ПСХЭ; 4) Развитие навыков самостоятельной работы; 5) находить причинно-следственные связи, аргументировать ответ, делать выводы на основе имеющихся теоретических знаний.
- Воспитательные: 1) воспитывать бережное отношение к своему здоровью; 2) активизировать творческий интерес и познавательную активность; 3) формирование научного мировоззрения; 4) воспитать чувство ответственности перед собой и товарищами.
Результаты освоения:
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Оборудование: учебники, тетради, письменные принадлежности, ПСХЭ, таблица растворимости.
Понятия: временная и постоянная жесткость.
Вид урока: Комбинированный, урок изучение нового материала.
Методы приемы и средства обучения | Ход урока |
Фронтальный опрос Работа у доски Запись в тетрадях Беседа с классом Запись учащимися на доске уравнений реакций устранения жесткости |
Осуществить превращения: Н2 ↑ CaCО3 ← CaО ← Ca → СаCl2 ↓ ↓ СаCl2 Ca(ОН)2
Ребята сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием жесткость воды и способах ее устранения и цель нашего занятия это- изучить природу жёсткости воды и способы её устранения. Всем известно, что в дождевой воде – это мягкая вода мыло пенится хорошо, а в ключевой воде – это жесткая вода, обычно плохо. Ребята давайте подумаем, с чем это связано? Природная вода, проходя через известковые горные породы и почвы, обогащается солями кальция и магния ( а также железа) и становится жесткой, и эти соли образуют с мылом нерастворимые соединения. Жёсткость воды —свойство воды, обусловленное наличием в ней растворимых солей кальция и магния. Ребята как вы думаете, почему для охлаждения двигателей внутреннего сгорания непригодна жесткая вода? (Т. к. при нагревании жесткой воды на стенках охладительной системы образуется накипь). А как вы думаете, что такое накипь? (Это нерастворимые соли кальция и магния) А как вы думаете, жесткость воды имеет отрицательное влияние? Ответы учащихся заслушать и дополнить следующей информацией: 1. Отложение накипи на поверхности нагревательных элементов холодильников, стиральных машин и т.д. снижает экономичность их работы. 2. Известковые отложения в водопроводных трубах затрудняют прохождение воды через них, и создание нормального температурного режима в домах становится невозможным. 3. Избыточная жесткость воды способствует образованию камней в почках, печени, мочевом пузыре человека. 4. Нерастворимые соли кальция и магния закупоривают поры на коже человека, ухудшая состояние кожи и волос. 5. Жесткость воды обуславливает быстрый износ тканей, т.к. при стирке нерастворимые соли кальция и магния оседают на волокнах, играя роль абразива. 6. В жесткой воде при стирке увеличивается расход мыла, т.к. мыло образует с солями кальция и магния нерастворимые соединения. • Виды жесткости. • Временная жесткость. Временная, или карбонатная жесткость, вызвана присутствием в воде гидрокарбонатов кальция, магния и устраняется простым кипячением. При этом гидрокарбонаты разлагаются, и в осадок выпадают вещества, образующие накипь.
Ca(HCO3)2 = CO2 ↑ + CaCO3↓ + H2O Mg(HCO3)2 = Mg(OH)2↓ + CO2 ↑
Ca(OH)2 + Ca(HCO3)2 = 2 CaCO3↓ + 2 H2O Ca(HCO3)2 + Na2CO3 = CaCO3↓ + 2 NaHCO3 Для последнего запишите полное и краткое ионное уравнение реакции. Постоянная, или некарбонатная жесткость, обусловлена другими солями кальция и магния(сульфаты, хлориды, нитраты и др.). Такая жесткость не устраняется кипячением воды, так как растворы этих солей устойчивы к нагреванию. Ее устраняют действием соды: CaSO4 + Na2CO3 = CaCO3↓ + Na2SO4 MgSO4 + Na2CO3 = MgCO3↓ + Na2SO4 Для последнего запишите полное и краткое ионное уравнение реакции Закрепление
Ca(ОН)2→ CaCО3→Ca(Н CО3)2→ CaCО3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Жесткость воды и способы ее устранения"
Цели и задачи урока: - рассмотреть понятие и причину жесткости воды как основополагающей характеристики качества воды, пригодной для использования человеком;- изучить способы устранения жесткости воды...
Жесткость воды и способы ее устранения.
Урок изучения нового материала с элементами критического обучения, с демонстрацией химических реакций, чтением с пометками, составлением кластера и синквейна. Урок способствует развитию внимания и воо...
Жесткость воды и способы её устранения
В данном материале представлен конспект лекции по химии для обучающихся 11 класса (2 курс)...
Жесткость воды и способы ее устранения
Цель: знать виды жесткости воды, необходимость процесса устранения жесткости, способы умягчения воды, химизм процесса устранения жесткости;продолжить формирование экспериментальных навыков...
Презентация к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения"
Презентация к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения" для 9 класса, с фрагментом практической работы....
Конспект к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения"
Конспект к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения" для 9 класса...
урок химии в 9 классе Жесткость воды и способы ее устранения. (Функциональная грамотность)
Урок химии на формирование естесвенно-научной грамотности....