урок химии в 9 классе Жесткость воды и способы ее устранения. (Функциональная грамотность)
план-конспект урока по химии (9 класс)

Урок химии на формирование естесвенно-научной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zhestkost_vody_i_sposoby_ee_ustraneniya_9_klass.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

2023-2024 уч.год

Тема урока: Жесткость воды и способы её устранения.          

Класс: 9.

Вид урока: изучение нового материала, применение знаний по предмету химия в жизни.

Цели и задачи урока:

- рассмотреть понятие и причину жесткости воды как основополагающей характеристики качества воды, пригодной для использования человеком;

- изучить способы устранения жесткости воды;

- развивать информационную, учебно - познавательную, коммуникативную компетентность учащихся;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: таблица «Жёсткость воды. Способы её устранения», стакан, бюретка, штатив, Calgon, стиральные порошки.

Реактивы: кусочки накипи, раствор мыла, раствор соляной кислоты.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний
  1. Показ видеоролика «Реклама про Cаlgon» 

Вопросы :

- Скажите, зачем я вам показала эту рекламу?

-  О чем эта реклама?

К рекламе калгон мы еще вернемся в конце урока и поговорим.

  Сегодня мы попробуем использовать получаемые на уроке знания в жизни, а именно, попробуем узнать, насколько реклама, которую нам навязывают средства массовой информации, соответствует действительности. Стоит ли слепо доверять рекламе?

  Как часто по ТV показывают рекламу средства для смягчения воды с целью удаления накипи - порошка Cаlgon. При этом 1кг этого средства стоит примерно 200 рублей. Если вы стираете минимум два раза в неделю, то, учитывая расход средства, за двенадцать месяцев придется выложить около двух с половиной тысяч.

  Что же происходит со стиральными машинами во время стирки обычной водой и при добавлении порошка Calgon? Насколько оправданы наши расходы?

  Реклама призывает «Добавляйте Calgon при каждой стирке! Он нейтрализует соли жёсткости, предотвращая образование известкового налёта на деталях стиральной машины и белье» 

Учитель приглашает к демонстрационному столу одного из учащихся для проведения

Опыта № 1. «Растворение мыльного раствора в различных образцах №1 и 2»

(Вывод: в образце № 1 мыло пенится хорошо, а в образце № 2 плохо)

Целеполагание

Формулируется проблемный вопрос: 

- Почему в Образце № 2 мыло пенится плохо?  

- Когда вода может стать причиной неприятных явлений, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни очень часто?

- Что вам известно об этом процессе? (Образование накипи).

- Почему образуется накипь?

-Какие же неприятности несёт жесткая вода для человека? (Учащиеся выдвигают свои предположения, исходя из личного опыта, а именно, появление накипи, плохое вспенивание моющих средств).

Учащиеся формулируют тему урока ЖЁСТКОСТЬ ВОДЫ И СПОСОБЫ ЕЁ УСТРАНЕНИЯ 

Постановка цели: изучить природу жёсткости воды и способы её устранения. 

Задачи и что должны узнать (учитель записывает на доске):

  • какая вода называется жесткой,
  • от чего зависит жесткость воды,
  • какие виды жесткости различают,
  • как на практике понизить жесткость,
  • почему Calgon понижает жесткость воды,
  • какие средства можно использовать в целях экономии для сохранения нагревательных элементов стиральных машин, для улучшения качества стирки.
  1. Информационно-аналитический блок
  1. Какая вода называется жесткой? (ответы учащихся) ищут определение в учебнике или в интернете.
  2. Содержание каких веществ в воде определяет жёсткость воды? (ответы учащихся) нашли ответ в учебнике сказали

Одно из основных свойств природной воды – ее жесткость. Жесткость воды обусловлена нахождением в ней ионов кальция, магния, в меньшей степени алюминия, железа, бария и др.

  1. Какая вода бывает по значению жёсткости? (ответы учащихся)могут найти в интернете

По значению воду различают как:

  • очень мягкую – с жесткостью до 1,5;  
  • мягкую – от 1,5 до  4;
  • средней жесткости - от 4 до 8;
  • жесткую - от 8 до12
  • очень жесткую - свыше 12 мэкв\л.    

Жесткость воды хозяйственно-питьевых водопроводов не должна превышать

7 мэкв/л.. 

- Как соли магния и кальция попадают в воду?(ответы учащихся)

-Какие минералы, содержащие эти элементы вам известны?(СаСО3 мер, мрамор, известняк, Магнезит МgСО3, доломит СаСО3 * МgСО3)

   Природная вода, протекая в земле, соприкасается с различными минералами и горными породами и растворяет некоторые составляющие их вещества.

  Но вы можете мне возразить и сказать, что некоторые соединения нерастворимы.

-Какие? СаСО3 и МgСО3

 Дело в том, что помимо обычного растворения, вода, содержащая в себе углекислый газ, оказывает на некоторые минералы химическое действие, превращая карбонаты в гидрокарбонаты, растворимые в воде. Поэтому ключевая вода содержит значительное количество ионов кальция и магния. 

Работа учащихся с учебником.

Задание: Пользуясь учебником (на стр. 123 (в новом 161) заполните информационные карточки

Виды жесткости воды и способы ее устранения

Вопросы

Ответы

Какие бывают виды жесткости?

Как устранить жесткость воды?

Каковы основные уравнения химических реакций, характеризующие способы устранения жесткости воды

Заслушать ответы учащихся по результатам заполнения таблицы.

Вернемся к рекламе.

-Так что же происходит при стирке в стиральной машине? (образуется накипь)

-Какой состав имеет накипь?

-Какие вещества растворяют накипь, а точнее, карбонаты кальция и магния?

-Какие средства в быту используются для устранения накипи? (антинакипин, растворы уксусной или лимонной кислоты)

Выполняют Опыт № 2. Растворимость накипи в соляной кислоте. Записать уравнение соответствующей реакции.

Учитель: А как вы думаете, жесткость воды имеет отрицательное влияние? Какое?                  Ответы учащихся заслушать и дополнить следующей информацией:                        

  1. Отложение накипи на поверхности нагревательных элементов холодильников, стиральных машин  и т.д. снижает экономичность их работы.
  2. Известковые отложения в водопроводных трубах затрудняют прохождение воды через них и создание нормального температурного режима в домах становится невозможным.
  3. Избыточная жесткость воды способствует образованию камней в почках, печени, мочевом пузыре человека.
  4. Нерастворимые соли кальция и магния закупоривают поры на коже человека, ухудшая состояние кожи и волос.
  5. Жесткость воды обуславливает быстрый износ тканей, т.к. при стирке нерастворимые соли кальция и магния оседают на волокнах, играя роль абразива.
  6. В жесткой воде при стирке увеличивается расход мыла, т.к. мыло образует с солями кальция и магния  нерастворимые соединения.

4. Систематизация полученных знаний. Подведение итогов урока.

Класс делится на группы. (по 2-3 человека)

Сейчас полученные знания на уроке мы с вами применим на практике.

Посмотрите внимательно, где в кабинете мы видим отрицательное воздействие жесткой воды??? (ответы учащихся) аквариум, подставки из под цветов.

Давайте попробуем их очистить с помощью кислоты???

(одни чистят аквариум, другие подставки из под цветов, ????) 

Итог урока.

- Вернемся к началу урока

- Достигнули цели?

- Задачи все решены?

1. Колодезная и ключевая вода относится к среднежестким водам, вкус ей придают содержащие в них различные вещества. Дождевая и снеговая вода не содержит веществ, придающих им вкус, она безвкусная.

2. Если в систему охлаждения двигателя залить воду из-под крана, то при повышенной температуре растворимые гидрокарбонаты кальция и магния будут превращаться в нерастворимые карбонаты и оставаться на стенках системы охлаждения, тем самым ухудшая теплоотдачу двигателя.

3. Для доказательства того, что накипь содержит карбонаты, нужно на нее подействовать раствором кислоты. При этом будет наблюдаться «вскипание» из-за образования слабой угольной кислоты и ее разложения на углекислый газ и воду. Таким образом, в быту накипь можно удалить раствором пищевой уксусной или лимонной кислоты.

4. На нагревательных элементах из золота не происходит образования накипи, что снижает потери электроэнергии, увеличивает срок службы прибора, поэтому в современных электрочайниках помещают нагревательные элементы с золотым покрытием.

5. Горячую воду из-под крана нельзя использовать для приготовления пищи, так как ее смягчают карбонатом натрия – содой для уменьшения отложения на стенках труб нерастворимых карбонатов.

6. Лучшая вода для умывания – кипяченная, так как она мягкая. Дождевая вода, особенно в черте города, содержит много различных элементов.

5. Домашнее задание.

  1. § 41, стр. 123-124 (п.45 стр.161-162)
  2. Определить какая вода у вас дома с помощью мыльного раствора (по инструкции).

(рассказать)

Если останется время!!!

Давайте вспомним, какими свойствами обладают кальций и магний и их соединения

 ученик у доски осуществлят следующие превращения:

Са🡪CaO🡪гидроксид кальция (Са(ОН)2🡪карбонат кальция (СаСО3)🡪гидрокарбонат кальция (Са (НСО3)2;

Какая вода подойдет для аквариума

Оптимальным вариантом для большинства водных обитателей и растений является нейтральная вода с уровнем pH (кислотность) около 7 ед. При этом степень жесткости не должна превышать 4 ед.

Температура воды для аквариумных рыбок ниже +14°С для многих из них является губительной. Самым теплолюбивым представителям подводной фауны может потребоваться подогрев. Особенно, если аквариум находится в прохладном помещении.

Вода, набранная из крана, обязательно должна хорошо отстояться, чтобы в ней не осталось частиц хлора. Если используется кипяченая, бутилированная или очищенная жидкость, отстаивать ее не требуется.

Следует учитывать, что кипячение нейтрализует не только вредные для рыб микроорганизмы. Также происходит уничтожение и полезной микрофлоры. В составе бутилированного продукта отсутствуют многие необходимые минеральные вещества. Поэтому такой продукт используют редко.

Особое внимание следует уделить жидкости, которая прошла очистку с помощью бытового фильтра. При использовании ионообменной технологии кальций и магний замещаются натрием, который несет в себе опасность для живности и водорослей. В аквариумистике используют специальный вид фильтрации, при котором жидкость очищается с помощью активированного угля.

Домашняя практическая работа

Определение общей жесткости воды мыльным раствором.

Цель работы: ______________________________________________________________

Оборудование: образцы воды, туалетное мыло, посуда для мыльного раствора

Ход работы

1.Наведение мыльного раствора

2.Наливаем по 10-15 мл исследуемой воды в стакан или чашку

3.Добавляем по 1 мл мыльного раствор, перемешиваем если пена не образуется добавляем еще 1 мл и начинаем добавлять по 1 мл до образования устойчивой пены.

4.Записываем результат: сколько мл потребовалось?

5. Определяем общую жесткость воды по таблице:

Тип воды

Жесткость, мммоль/л

Очень мягкая

Меньше 2

Мягкая

2-4

Средней жесткости

4-8

Жесткая

8-12

Очень жесткая

12 и больше

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды жесткости воды и способы ее устранения

Вопросы

Ответы

Какие бывают виды жесткости?

Как устранить жесткость воды?

Каковы основные уравнения химических реакций, характеризующие способы устранения жесткости воды

Виды жесткости воды и способы ее устранения

Вопросы

Ответы

Какие бывают виды жесткости?

Как устранить жесткость воды?

Каковы основные уравнения химических реакций, характеризующие способы устранения жесткости воды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Жесткость воды и способы ее устранения"

Цели и задачи урока: - рассмотреть понятие и причину жесткости воды как основополагающей характеристики качества воды, пригодной для использования человеком;- изучить способы устранения жесткости воды...

Жесткость воды и способы ее устранения.

Урок изучения нового материала с элементами критического обучения, с демонстрацией химических реакций, чтением с пометками, составлением кластера и синквейна. Урок способствует развитию внимания и воо...

Жесткость воды и способы её устранения

В данном материале представлен конспект лекции по  химии для обучающихся 11 класса (2 курс)...

Жесткость воды и способы ее устранения

Цель: знать виды жесткости воды, необходимость процесса устранения жесткости,  способы умягчения воды, химизм процесса устранения жесткости;продолжить формирование экспериментальных навыков...

Презентация к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения"

Презентация к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения" для 9 класса, с фрагментом практической работы....

Конспект к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения"

Конспект к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения" для 9 класса...