Жесткость воды и способы ее устранения
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Цель: знать виды жесткости воды, необходимость процесса устранения жесткости, способы умягчения воды, химизм процесса устранения жесткости;
продолжить формирование экспериментальных навыков и творческого отношения к учебной деятельности; ознакомить методом качественного определения жесткости воды;
воспитание бережного отношения к воде и ее природным источникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Жесткость воды | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока Жесткость воды и способы ее устранения
Цель: знать виды жесткости воды, необходимость процесса устранения жесткости, способы умягчения воды, химизм процесса устранения жесткости;
продолжить формирование экспериментальных навыков и творческого отношения к учебной деятельности; ознакомить методом качественного определения жесткости воды;
воспитание бережного отношения к воде и ее природным источникам.
Оборудование и материалы: пробы воды из разных источников, дистиллированная вода, одинаковые кусочки хозяйственного мыла, мензурка, пробирки, презентация по теме
План урока
I. Организация урока
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. №7,12(на доске), № 10 (на месте)
III. Изучение новой темы
Учитель: Кальций и магний являются широко распространенными элементами. Из-за высокой химической активности в чистом виде они в природе не встречаются, а вот соли их всегда содержатся в природной воде и определяют одно из ее свойств. Какое же свойство воды определяется солями кальция и магния? Для этого проведены опыты с пробами воды из разных источников.
1ученик: (использует слайды) в пробирки наливали по 10 мл воды разных источников. В каждую пробирку положили по одинаковому кусочку хозяйственного мыла, сильно встряхивали в течение 1-2 мин., добиваясь более полного его растворения. Далее воду отстаивали. Измеряли высоту пены, обратили внимание на внешний вид растворов: наличие хлопьевидного осадка, его количества, прозрачность раствора.
Результаты опыта следующие (в целях экономии времени опыты проводятся до урока, таблица заполняется всеми на уроке):
Объект изучения | Высота пены в мм | Характеристика полученного раствора |
Водопроводная из крана | ||
Водопроводная кипяченая | ||
Водопроводная через фильтр | ||
Родниковая (Св. ключ, 2014 г.) | ||
Родниковая (д. Надырово) | ||
Колодезная (Красноармейка) | ||
Талая вода | ||
Дистиллированная |
Выводы:
2ученик делает сообщение о целесообразности использования воды из каких источников для стирки, для умывания, для охлаждения двигателей машин, питания паровых котлов. Сообщает, что мылом определяется природа воды - мягкая или жесткая она.
Учитель (объявляет тему, сообща с классом определяются цели и задачи):
Жесткость водыобусловлена ионами кальция и магния в составе солей
гидрокарбоната кальция-Ca(HCO3)2 гидрокарбоната магния- Mg(HCO3)2 ↓ карбонатная (временная) жесткость | Сульфаты магния и кальция МgSO4,CaSO4 Хлориды магния и кальция MgCl2 , CaCl2 ↓ Некарбонатная (постоянная) жесткость |
ОБЩАЯ ЖЕСТКОСТЬ ВОДЫ
Мыло является индикатором качественного определения жесткости. Для ее количественного определения в России используется нормальная концентрация ионов кальция и магния в мг-экв/л.
1 мг-экв/л равно 20, 04 1 мг/л или 2,12 мг/л. Жесткость воды различна в разных водоемах, в одной и той же изменяется в течение года, минимальна вовремя паводка. Например, в летний период показатели жесткости воды р. Зая-5,2; р. Волга-5,9; Москва-река-4,2; Енисей-1,3; Черное море-65,5. Многие из нас пользуются родниковой водой. В паспорте «Баллурчишма» показатель жесткости воды-5,6; «Юкале чишма»-8,0 (слайды). Определите массу ионов кальция и магния на литр воды (устные расчеты). Воду из какого родника предпочитаете реже употреблять для питья? Почему?
3 ученик: Специалисты ВОЗ рекомендуют значение общей жесткости питьевой воды на уровне 2-5мг-экв/л. Это значит, что оптимальное содержание кальция в питьевой воде должно быть 50 мг/л, магния 20-30 мг/л. С питьевой водой человек может получить до 20% суточной дозы кальция, до 25 % магния. При употреблении воды жесткостью свыше 5мг-экв/л у населения возникает риск образования камней в желчном пузыре, почках, мочевом пузыре, а также артрозов. У зародышей крыс, родители которых употребляли дистиллированную воду, было обнаружено недостаточное окостенение скелета даже при полноценном питании. Результаты эксперимента, проведенного учеными ВОЗ на людях-добровольцах, показали сходную картину.
Учитель: Одним из этапов водоподготовки к употреблению является ее умягчение. Почему?
4 ученик: Жесткая вода непригодна для охлаждения двигателей внутреннего сгорания и питания паровых котлов, так как при нагревании жесткой воды на стенках водонагревательных и охладительных систем образуется накипь. Она плохо проводит теплоту, поэтому возможен перегрев моторов и паровых котлов, кроме того, ускоряется их изнашивание.
Учитель: Как же устраняют жесткость воды?
Ученик (работа с учебником с 123-124) комментирует уравнения реакции умягчения воды карбонатной и некарбонатной жесткости.
Выводы:
1.При умягчении воды ионы кальция и магния извлекаются из воды, они переходят в состав осадка – накипи.
2. Кипячение воды- физико-химический процесс.
3.При умывании мыло сначала расходуется для умягчения воды, потом начинает пениться:
2 С17 Н35СООNa +СаSО4= (С17Н35 СОО)2Са↓ + Nа2SО4
В настоящее время в Татарстане реализуется долгосрочная целевая программа «Улучшение водоснабжения и водоотведения населения РТ на период 2012-2015 годы и на перспективу до 2020 года». Президентом Татарстана Р. Миннихановым 2016 год объявлен Годом водоохранных зон. На благоустройство водоохранных зон из республиканского бюджета выделено 101,6 млн. рублей. Вода- источник жизни. Каждый из нас должен бережно относиться к воде, заботиться о благоустройстве водоемов.
IV. Домашнее задание: учить п 41, ответить на вопросы 13,14, задачи 16.43, 16.44(сборник задач)
V. Закрепление Решение задачи №4 с 125
VI. Итоги урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Жесткость воды и способы ее устранения"
Цели и задачи урока: - рассмотреть понятие и причину жесткости воды как основополагающей характеристики качества воды, пригодной для использования человеком;- изучить способы устранения жесткости воды...
Жесткость воды и способы ее устранения.
Урок изучения нового материала с элементами критического обучения, с демонстрацией химических реакций, чтением с пометками, составлением кластера и синквейна. Урок способствует развитию внимания и воо...
Жесткость воды и способы её устранения
В данном материале представлен конспект лекции по химии для обучающихся 11 класса (2 курс)...
Презентация к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения"
Презентация к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения" для 9 класса, с фрагментом практической работы....
Конспект к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения"
Конспект к уроку "Жесткость воды и способы ее устранения" для 9 класса...
урок химии в 9 классе Жесткость воды и способы ее устранения. (Функциональная грамотность)
Урок химии на формирование естесвенно-научной грамотности....