«Одноатомные спирты»
план-конспект урока по химии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 3»
При ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ
Разработка урока
«Одноатомные спирты»
10 класс
Выполнил:
Гаврилова Елена Ревмировна
Учитель химии и биологии высшей
квалификационной категории
Улан-Удэ
2023 год.
Цель: изучение класса спиртов: их строения, изомерии, номенклатуры, особенность воздействия на живые организмы.
Задачи урока:
1. Дать учащимся первоначальные понятия о кислородсодержащих веществах, познакомить с составом и строением одноатомных спиртов, дать понятие о функциональной группе атомов и влиянии ее на свойства спиртов; знать определение спиртов, общую формулу, сущность водородной связи и ее влияние на физические свойства спиртов.
2. Составлять структурные формулы спиртов и их изомеров, называть спирты по международной номенклатуре;
3. Характеризовать физиологическое действие метанола и этанола на биологические объекты;
4. Развивать умения составлять молекулярные, структурные и электронные формулы спиртов, формулы изомеров у спиртов, называть их по систематической номенклатуре;
5. Развивать познавательный интерес, включая в содержание урока элементы новизны знаний, устанавливать связь изученного материала с жизнью.
6. Развивать эмоциональное восприятие у учащихся, используя мультимедиа.
7. Продолжить развитие общеучебных умений: работать с учебником, составлять конспект, анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, формировать мышление.
8. Продолжить формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: беседа, диалог, частично-поисковый и исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная.
Оборудование: Мультимедиа, презентация, набор для составления моделей углеводородов, компьютеры.
Ход мероприятия:
Начинаем изучать раздел кислород- и азотсодержащие органические вещества. К ним относятся классы спирты, альдегиды, кетоны, фенолы, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
- Актуализация:
С новым классом органических соединений Вы поверхностно знакомились на занятиях химии в 9 классе. Кроме того, Вы встречались с этим классом соединений на занятиях биологии при изучении темы «Гликолиз».
Растворы, содержащие углеводы (например, глюкозу) под действием особых веществ природного происхождения – ферментов превращаются в эти вещества. Такой процесс называют спиртовым брожением.
Алканолы – так называется класс этих органических веществ. Алкоголяты – производные этих органических веществ и металлов. Устаревшее название этого класса – Алкоголи.
Как вы думаете, о каких органических веществах идет речь?
Это спирты. Правильно. Тема нашего урока «Одноатомные спирты».
План занятия:
- польза и вред спиртов
- понятие о спиртах: одноатомных, предельных
- строение спиртов
- номенклатура спиртов
- построение моделей молекул спиртов
- классификация спиртов
- тест
- Проблемный вопрос:
Есть данные, что в древности арабский алхимик, нагревая в реторте без доступа воздуха дерево, получил жидкость, отведал её и ослеп.
Что это за вещество и о чем сегодня пойдет речь? Вы сможете узнать это в течение урока, ответим в конце урока.
- Беседа о вреде спиртов. Изготавливать алкогольные напитки люди научились ещё до нашей эры. С давних времён способ получения вин сбраживанием фруктовых соков дошёл до наших дней.
Дурманящий компонент алкогольных напитков впервые был выделен алхимиками только в XI в. и получил название aqua vitae — жизненная вода. Вскоре за ним закрепилось название винный спирт. Употребление алкоголя нашими предками преследовало практическую цель: за счёт вина, разбавленного водой, или пива организм получал до 25 % энергии. До сих пор можно услышать, как пиво за его калорийность называют жидким хлебом.
Как вы думаете, пил ли вино Иисус Христос? У Иисуса Христа было второе имя Назорей. Что означало, что он принял обет воздержания от вина и крепких напитков.
Когда-то в библии звучал такой стих «невинно вино, укоризненно пьянство». Но в конце 19 века Святейший Синод исправил эту грубейшую неточность. Теперь этот стих гласит: «Вино глумливо, сикера-буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен».
О том, что алкоголь оказывает отрицательное влияние на нервную систему и мозг, было известно давно. Один из крупнейших мыслителей древности Аристотель, много веков тому назад писал, что « пьянство – добровольное безумие».
В чем коварство алкогольных напитков? Заключается в том, что они очень быстро вызывают привыкание, а их токсическое действие на организм проявляется не сразу. Однозначно доказано, что любое, даже незначительное, употребление алкоголя вредит здоровью человека. При попадании винного спирта в организм происходят психические и неврологические изменения, снижаются острота мышления и чёткость восприятия, формируется неадекватное поведение. Кроме этого, под действием алкоголя происходит обезвоживание организма, кровеносные сосуды расширяются, усиливается ток крови в капиллярах, в результате чего появляется ощущение тепла и покраснение кожи. В больших количествах алкоголь приводит к тяжёлым отравлениям и гибели клеток печени.
Как алкоголь влияет на мозг? Эксперименты показали, что при употреблении только 100 г алкоголя снижается способность к устному счету на 15 % , почти в 6 раз увеличивается количество ошибок при выполнении умственной работы, нарушается нормальная деятельность нервной системы. При употреблении спиртных напитков человек становится более раздражительным, теряет присущее ему ранее чувство ответственности.
При глубоком исследовании можно выявить нескоординированность движений, некоторую потерю памяти. И это не случайно. Наибольшей концентрации алкоголь, введенный в организм, достигает в клетках головного и спинного мозга, содержащих значительное количество липидов. Алкоголь растворяется в них и часть растворяет сам. За это время только одного тяжелого алкогольного опьянения погибает около 20 млн нервных клеток. Пьяницы и алкоголики постепенно деградируют за счет гибели нервных клеток, становятся забывчивыми, пренебрегают своими обязанностями.
Даже однократный прием небольших доз алкоголя вызывает временное ослабление психики, затрудняет восприятие и снижает работоспособность, ориентировку в пространстве. Ослабление тормозных процессов в коре головного мозга сразу же сказывается на поведении выпившего – он делается развязнее, болтливее, начинает придираться к окружающим, слабо контролируют свои действия и поступки.
- Понятие о спиртах
- Спирты – органические вещества, в молекулах которых содержится одна или несколько гидроксильных групп (ОН).
Общая формула: R-OH
- Простейший спирт называется метиловый, соответственно в метане один водород замещен гидроксильной группой.
Известный всем винный спирт, часто называют этиловым, как происходящий от углеводорода этана. Названия этиловый спирт, метиловый спирт применяют широко, но они не соответствуют строго номенклатуре ИЮПАК (ИЮПА́К — это система наименований химических соединений и описания науки химии в целом. Международный союз теоретической и прикладной химии — ИЮПАК (IUPAC).)
- По этой номенклатуре спирты надо называть исходя из соответствующего углеводорода к которому добавляется окончание -ол
Название спирта =название углеводорода + -ол
СН 3ОН- метанол С 2Н5ОН - этанол
Если в состав спирта входит уже три атома углерода, то тогда гидроксильная группа может занимать два разных положения, например она может быть у первого или второго углеродного атома, в подобных случаях после суффикса -ол необходимо указывать номер атома углерода при котором располагается гидроксильная группа,
СН3 – СН2 - СН2 –ОН - пропанол-1
СН3 –СН–ОН - пропанол-2
СН3
при составлении названия спиртов по номенклатуре ИЮПАК главную цепь выбирают так, чтобы она обязательна включала тот углерод, при котором расположена гидроксильная группа при этом главная цепь нумеруется таким образом, чтобы группы гидроксилов получали наименьшие номера. Попробуем назвать вещество, формула которого изображена на рисунке
- Лабораторная работа: «Составление моделей молекул спиртов» Стр.59, таблица 5 .
Рабочая карта и модели молекул на мониторах компьютера.
Составьте модели молекул спиртов, которые даны в таблице 5 или вы можете рассмотреть модели молекул на мониторах компьютера:
- Метиловый спирт, метанол
- Этиловый спирт, этанол
- Пропиловый спирт, пропанол – 1
- Изопропиловый спирт, пропанол-2
Ответьте на вопросы:
Из четырех соединений, которые вы собрали укажите,
1. Какие соединения являются друг другу гомологами
2. Какие соединения являются друг другу изомерами
Ответ запишите в тетради
- Взаимопроверка.
- У кого возникли трудности? С чем они связаны? Кому всё удалось?
6. Классификация спиртов
1.по числу гидроксильных групп:
• одноатомные (одна группа - ОН),
• многоатомные (две и более групп - ОН)
2. По типу углеводородного радикала
• Предельные
• Непредельные
• Ароматические
3. По типу атома углерода связанного с гидроксогруппой (-ОН)
• Первичные
• вторичные
• третичные
- Сравните формулы спиртов на слайде? Чем они отличаются? Сделайте вывод.
7.Тесты по функциональной грамотности
- Задача: Рассчитайте предельную (cмертельную) дозу алкоголя на свою массу тела.
Дано: Решение:
m (тела)=____ кг
m (спирта на 1кг)=6 г
___________________________________
m (спирта предельной дозы)= ? Ответ: m (спирта предельной
дозы) = ____г
- Даже людям, которые не имеют отношения к сельскому хозяйству, известно, что наиболее ценными являются пшеницы твердых сортов. Зерно пшеницы твердых сортов содержит много белка. Над созданием и усовершенствованием именно таких сортов упорно трудятся селекционеры. Из пшениц твердых сортов изготавливают самые лучшие сорта макаронных изделий, самые дорогие сорта муки. Но есть одно производство, где особенно ценятся пшеницы мягких сортов, в которых меньше относительное содержание белка, но больше относительное содержание крахмала. Это производство пищевого спирта. Как вы думаете, почему?
Ответ: крахмал нужен для производства спирта.
- В состав красителей для волос, помимо n-фенилдиамина, включают обычно следующие вещества:
• 1,3-диоксибензол, придающий красителю светоустойчивость;
• n-аминофенол, который придает волосам серые оттенки
• n-диоксибензол (гидрохинон) – хорошо закрашивает седые волосы.
Что общего в химической природе всех этих соединений?
Ответ: Все эти соединения являются ароматическими углеводородами и содержат в молекуле одну или несколько групп ОН. Они относятся к производным фенола.
- Самопроверка.
- Кто выполним тест без ошибок? Кто допустил одну ошибку? Кто допустил две ошибки?
8. Ну и давайте ответим на вопрос, который был поставлен в начале урока.
- Есть данные, что в древности арабский алхимик, нагревая в реторте без доступа воздуха дерево, получил жидкость, отведал ее и ослеп.
Что это за вещество?
Ответ: Метиловый спирт, метанол
- Рефлексия
- Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
- Смогли ли мы достичь поставленной цели?
- Где вы можете применить полученные сегодня знания?
- Оцените свою работу на уроке.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кислородсодержащие органические соединения. Предельные одноатомные спирты.
В разработке представлены материалы для урока химии в 10 классе при изучении темы "Кислородсодержащие органические соединения. Предельные одноатомные спирты": ключевые моменты, используемые фо...
Предельные одноатомные спирты
Учебная презентация к уроку: функциональная группа, изомерия, свойства и получение спиртов....
Одноатомные спирты. Химические свойства (презентация).
Урок по химии в 11 классе....
Одноатомные спирты. Химические свойства (план урока)
Урок по теме: "Химические свойства одноатомных спиртов"...
презентация по химии по теме "Предельные одноатомные спирты"
данную презентацию можно использовать на уроках химии в 9 и 10 классе при изучении темы "Предельные одноатомные спирты"...
Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей № 47"г. Саратов. Подготовка ЕГЭ.. Химические свойства предельных одноатомных спиртов ( конспект лекции для учащихся )
Подготовка к ЕГЭ.Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Учащиеся воспользовшись предложенным конспектом смогут ответить на следующие вопросы:1. Какие типы химических реакций будут х...
Никитина Н.Н.-учитель химии МОУ "Лицей № 47" г.Саратов. Подготовка к ЕГЭ. Тест по теме: "Одноатомные спирты - классификация, номенклатура, изомерия"
Тест по теме: " Одноатомные спирты - состав, изомерия, номенклатура" предлагается учащимся ( 10 и 11 ) для отработки знаний по данной теме при подготовке к ЕГЭ. В данном тесте от учащихся требуе...