Урок по химии "Электролитическая диссоциация". 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс)
Методическая разработка урока по химии 8 класс "Электролитическая диссоциация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Электролитическая диссоциация" | 44.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Цыбикова Н.Л., преподаватель химии
высшей категории
Методическая разработка
урока химии в 8 классе по теме
«Электролитическая диссоциация»
Пояснительная записка
Требования ФГОС ООО предполагают не только освоение учащимися предметных результатов, но и достижение метапредметных и личностных результатов. Системно-деятельностный подход в обучении, использование широкого спектра современных средств (как традиционных, так и функционирующих на базе цифровых технологий) дает возможность продуктивно использовать учебное время урока и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
В обучении химии большое значение играет эксперимент, в ходе которого учащиеся приобретают практический опыт познания, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, лежащих в основе научного мировоззрения.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению позволяет организовать творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных способностей.
Работа в группе позволяет им развивать умение сотрудничать, выслушивать мнение, договариваться, оценивать себя и действия других.
Не менее важен этап рефлексии, где обучающиеся имеют возможность подвести итог не только урока, но и своего участия в этом процессе, проанализировать причины успеха и неудач, а, следовательно, выстроить дальнейшую траекторию овладения материалом курса.
Конспект урока
Тема урока: «Электролитическая диссоциация».
Цель урока: сформировать понятия об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать формированию понятий о растворении как физико-химическом процессе, об ионах, о видах химической связи, электролитической диссоциации.
- Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию таких понятий как электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, катион, анион, о полярности молекулы воды, о степени электролитической диссоциации, о сильных и слабых электролитах.
Воспитательные:
- Осуществлять патриотическое воспитание на примере вклада великих русских ученых Д.И.Менделеева, И.А.Каблукова и В.А.Кистяковского в развитие теории электролитической диссоциации.
Развивающие:
- Развивать у учащихся основные мыслительные операции: анализа и синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения понятий.
- Развивать умение выделить главное, существенное в изучаемом материале.
- Развивать у обучающихся интерес к химии.
Планируемые образовательные результаты урока:
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать факты и явления
- Строить логические рассуждения
- Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Предметные:
Базовый уровень: знать основные понятия электролитической диссоциации.
Повышенный уровень: уметь использовать при характеристике превращений понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация; устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать и описывать реакции, проводить опыты с использованием датчиков цифровой лаборатории.
Высокий уровень: уметь делать выводы на основании полученных результатов.
Личностные: овладение навыками практической деятельности.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, прибор для определения электропроводности растворов с лампочкой; растворы хлорида натрия, сахарозы, поваренной соли, соляной кислоты; кристаллические вещества - хлорид натрия, щелочь, сахароза; дистиллированная вода, водопроводная вода; нетбуки, датчики электропроводности (цифровая лаборатория «Научные развлечения»), карточки с заданиями.
УМК: О.С.Габриелян
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, экспериментальный.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа
Технологическая карта урока
Этап урока, продолжительность | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развиваемые универсальные учебные действия | |
1. Организационный момент – 1 мин | Создает психологический настрой урока | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, записывают тему урока | Личностные УУД: смыслообразование | |
2. Создание проблемной ситуации – 3-5 минут | Организует беседу - На какие мысли наталкивает тема урока? - Что такое электрический ток? - Как попадает электрический ток в наши квартиры? - Из какого материала они изготовлены? - Как называются вещества, проводящие электрический ток? - Знаете какие-либо ещё проводники электричества? - Вода проводит эл. ток? (на этот вопрос ответ мы получим чуть позже) - Как вы думаете, что мы будем с вами изучать? Тема нашего сегодняшнего занятия «Электролитическая диссоциация». - Что хотите узнать об электролитической диссоциации сегодня? А для чего вам может быть полезна эта информация? | Устно отвечают на поставленные вопросы учителя | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, предлагать варианты целеполаганий. Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы | |
| 1) Предлагает провести исследование по следующему плану (приложение 1) Замерить электропроводность следующих веществ: 1 группа. -дистиллированная вода, -твердая поваренная соль, -раствор соли в воде (готовят сами) 2 группа. -дистиллированная вода, -сахар, -раствор сахара в воде (готовят сами) 2) Организует обсуждение полученных результатов 3) Подводит к классификации веществ 4) Предлагает составить схему в тетради «Классификация веществ» 5) Проводит демонстрационный опыт по электропроводности твердой щелочи и раствора щелочи и задает вопрос: Почему твердые соль и щелочь не проводили ток, а растворы электропроводны? 6) Предлагает найти ответ в учебнике 7) Организует обсуждение, при обсуждении обращается к портретам Аррениуса и Каблукова, когда речь заходит об их роли в развитии представлений об электролитической диссоциации 8) Показывает опыт с соляной кислотой, задает вопросы: Какой тип связи в молекуле? Почему проводит ток, откуда берутся ионы? 9) Показывает примеры записи электролитической диссоциации веществ 10) Вводит понятие сильные и слабые электролиты | 1) Проводят исследование по плану, оформляют результат в тетради (приложение 2) представляют результаты работы 2) формулируют вопросы по выявленной проблеме 3) предлагают классификацию веществ 4) составляют схему на основании текста учебника 5) выдвигают гипотезы 6) работа с текстом учебника 7) и 8) обсуждение в парах и затем фронтально 8) и 9) слушают и делают записи | Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Личностные УУД: смыслообразование | |
Применение знаний - 5 минут | Организует взаимопроверку. На партах у вас имеются карточки с утверждениями. (Приложение 3). Если «верно» - ставите плюс, «неверно» - ставится минус. Теперь Вы должны поменяться карточками и проверить ответы друг у друга в соответствии с критериями. Затем дать оценку и вернуть карточки соседу. | Учащиеся отвечают, дают друг другу оценки, комментируют ответы | РегулятивныеУУД: оценка, саморегуляция Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия | |
Подведение итогов урока. Рефлексия – 5 мин | На доске выводятся через проектор начало фраз, учащимся предлагается закончить одну из них.
| Продолжают высказывания | Регулятивные УУД: оценка, саморегуляция Познавательные УУД: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия | |
Домашнее задание – 1 минута | Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору: 1 уровень (для всех): параграф 36 упр.1-6. 2 уровень: приготовить презентацию (3-5 слайдов) о применении электролитов в жизни человека; о русских химиках |
Дидактические материалы к уроку
Приложение 1.
План исследования.
- Запустить программу Химия-практикум
- Провести замер электропроводности дистиллированной воды, записать результат
- Просушить датчик (подумайте, почему)
- Провести замер электропроводности твердого вещества, внести результаты в таблицу
- Приготовить раствор. В стакан с дистиллированной водой внести половину ложечки вещества, размешать.
- Провести замер электропроводности раствора, внести результат в таблицу.
- Промыть датчик и просушить. Закрыть программу и нетбук.
Приложение 2.
Электропроводность веществ и их растворов.
Название вещества, его агрегатное состояние | Формула | Значение электропроводности | Тип химической связи | Вывод |
Дистиллированная вода, жидкая | ||||
Поваренная соль, твердая | ||||
Поваренная соль, раствор |
Приложение 3.
«Верно – Неверно»
(все ответы верны – «5», один неверен – «4», два неверны «3», если больше неверных ответов – предположите причину неудачи, и при выполнении домашнего задания будьте внимательны)
Все соли электролиты | |
Сухой хлорид натрия проводит электрический ток | |
Все вещества с ковалентной связью - электролиты | |
Вещества с ионной связью в растворах электролиты | |
Соли относятся к электролитам | |
Катион – отрицательно заряженный ион | |
Анион – положительно заряженный ион | |
Анион при пропускании электрического тока через раствор или расплав электролита направляется к катоду | |
Серная кислота – сильный электролит | |
Вода - электролит |
Список информационных источников:
1. Габриелян О.С. Химия 8 класс. – М.: Дрофа, - 2022.
2. Габриелян О.С, Воскобойникова И.П. Настольная книга для учителя. Химия 8 кл. – М.: Дрофа, - 2003.
3. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе/ П.И.Беспалов.-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии "Электролитическая диссоциация" 8 класс. Презентация
В презентации размещены материалы по теме " Электролитическая диссоциация".Слайды: Теория электролитической диссоциации. Степени диссоциации.Сильные и слабые электролиты. Сванте Аррениус.Тесты: ...
Урок химии в 9 классе по теме "Электролитическая диссоциация"
Урок химии в 9 классе по теме "электролитическая диссоциация"...
Разработка урока по теме "Основные классы неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации"
Данный архив содержит разработку урока, презентацию. Можно использовать при повторении тем "Основные классы неорганических соединений", "Электролиты и неэлектролиты"...
Урок химии в 8 классе Электролитическая диссоциация
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.8 классТема: Электролитическая диссоциацияЦель урока: познакомить учащихся с важнейшими понятиями темы, основоположниками данной теории, причи...
Урок по химии 8 класс "Основания в свете электролитической диссоциации"
Урок по химии 8 класс "Основания в свете электролитической диссоциации". Урок изучения нового материала, используется работа в группах. технология "Развитие критического мышления"....
Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"
Урок по химии 8 класс "Кислоты в свете электролитической диссоциации"...
Конспек урока химии в 9 классе. Тема "Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитический диссоциации"
Урок постороен на принципе проблем6норго обучения, с использованием исследовательской деятельности учащихся....