Конспек урока химии в 9 классе. Тема "Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитический диссоциации"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Урок постороен на принципе проблем6норго обучения, с использованием исследовательской деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspek_uroka_po_teme_elektrolity_i_neelektrolity.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Благоевская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока химии в 9 классе
по теме
«Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации»
по УМК Н.Е.Кузнецовой.
Автор – учитель химии и экологии Георгиева Т.Г.
пгт.Благоево
2014г.
КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ 9 класс
НА ТЕМУ «ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ. Механизм электролитической диссоциации»
Тип урока – урок открытия новых знаний.
Форма – урок-исследование.
Цель урока – формирование понятия об электролитах на основе экспериментально-исследовательской деятельности учащихся.
Методическое сопровождение и ТСО: учебник 9 класса «ХИМИЯ» под ред. Н.Е.Кузнецовой; тематическая наглядность; мультимедийное сопровождение (возможно использование интерактивной доски), набор реактивов и оборудования для исследования электропроводности веществ, презентация к уроку.
1 этап.
Фронтальный опрос. (актуализация знаний учащихся, подведение к теме урока и формулированию гипотезы)
(1 слайд).
Что объединяет все эти фрагменты?
А что такое эл.ток?
Как называются вещества, проводящие эл.ток?
Какие проводники вам известны?
За счет каких заряженных частиц металлы способны проводит эл.ток?
Какие еще заряженные частицы вам известны?
Как вы думаете, а ионы могут быть переносчиками электрического заряда?
Вы можете мне сказать, какие вещества могут стать источниками ионов?
Значит свойства вещества зависят от строения и типа связи?
Подслайд – аккумулятор, батарейка.
Для чего служат эти предметы нашего обихода?(слайд 2)
Что находится внутри этих предметов?
Давайте теперь составим логическую цепь-гипотезу из ваших ответов (слайд 2)
Ионы могут проводить эл.ток, так как имеют заряд. Ионы образуют вещества с ионной связью (следовательно они простые или сложные). В аккумуляторе находится электролит, который отвечает за эл.энергию.
Объедините все эти предположения в смысловой текст-гипотезу……
(Слайд 2)
Вещества с ионным типом химической связи могут проводить эл.ток и называются электролитами. (записать в тетради)
А вы можете мне назвать конкретно какие-либо из веществ-электролитов? (нет).
Итак, тема нашего урока: Вещества - электролиты и неэлектролиты. Ионы – переносчики электрического заряда. (слайд 3)
Сформулируйте цель нашей работы на уроке – (учащиеся) определить, какие вещества мы может назвать электролитами и соответственно неэлектролитами.
Достижение любой цели сопровождается решением задач. Сейчас я предложу вам некоторые задачи, а вы определите, те которые действительно важны (да – нет).(слайд 3)
Работа наша будет проходить по плану:
- Формулировка гипотезы.
- Постановка цели и задач.
- Осуществление исследований.
- Обработка полученных данных, корректировка.
- Анализ соответствия результата исследований и гипотезы.
- Формулировка конечного вывода!
Гипотеза у нас сформулирована, цели и задачи мы поставили – приступаем к экспериментально-исследовательской части.
2 этап. (экспериментально-исследовательский)
У вас на столах есть таблицы. В первой колонке указано химическое вещество, затем его формула, тип химической связи. Следующие колонки пусты и заполнить их должны вы в ходе своей работы.
Сейчас каждый из вас заполняет графу предположение исходя и гипотезы.
Затем обсудите ваши предположения в парах, четверках (по сигналу).
А теперь перейдем к экспериментальной части.
Работать вы будете в группах-шестерках, которые сформируются по цветовому принципу. Каждый из вас имеет таблицу для заполнения результатами исследований, на рабочих столах подробные инструкции по выполнению работы. Если в ходе работы возникнут какие-либо противоречия, отметьте их в соответствующем столбце. Время выполнения не более 15 минут. По окончании работы займите свое место за партой.
Работа закончена – обработаем данные (анализируем полученные данные с шаблоном; при наличии интерактивной доски возможно заполнение таблицы на доске с последующей сверкой с шаблоном). Сравниваем с шаблоном, определяем противоречия. Слайд 4
Решаем противоречие №1.
№1Соль кристалл и соль раствор – тип связи ионный, но кристаллы ток не проводят?
Слайд 5.
Ионы хлорида натрия в кристаллической решетке неподвижны, следовательно, не могут доставлять электрический заряд к электродам.
В случае раствора происходит вот такое явление – (анимация) – Почему это происходит? Вода, как вы знаете, относится к полярным растворителям и ориентируясь вокруг ионов, высвобождает их, переводя в подвижную форму. Этот процесс получил название – электролитическая диссоциация (записать схему диссоциации хлорида на ионы + карбонат натрия).
Решаем противоречие №2.
Хлороводород молекулярного строения с ковалентным полярным типом связи, т.е. ионов быть не должно, а они есть?! Слайд 6.
Объясняется это противоречие той же причиной – молекулами воды. Да, хлороводород вещество молекулярного строения, но молекула сильнополярна из-за разности в электроотрицательности, и молекулы воды, ориентируясь вокрус полюсов хлороводорода разрывают её на ионы. (на доске учитель записывает уравнение диссоциации хлороводородной кислоты и по аналогу предлагается записать диссоциацию азотной кислоты учащемуся).
Решаем противоречие №3. Слайд 6.
Если хлороводород с полярным типом связи образует ионы при растворении в воде, а сахароза нет?
Здесь причина лежит в полярности связи С-Н, она небольшая. Молекулы воды разрывают только слабые межмолекулярные связи, а вот молекулу до ионов- нет.
3 этап.
Решили ли мы возникшие противоречия? (вернуться к противоречиям, возникшим во время предварительного заполнения таблиц в начале урока и проанализировать их с точки зрения нового знания).
Давайте теперь на основе ваших исследований сформулируем общий вывод о веществах – электролитах: слайд 7
Давайте обратимся к учебнику и определим, какие вещества мы можем назвать электролитами, а что этой чести не удостоится?
(работа с учебником стр22-23).
Слайд 7
В подтверждение нашего вывода – задание: на ваших цветных карточках формулы веществ, подумайте и определите на основе уже имеющихся знаний, в растворе какого вещества лампочка загорится, а где нет? В подтверждение прикрепите ваше вещество на соответствующую лампочку.
(анализируем допущенные ошибки при их наличии, или отмечаем полное усвоение материала учащимися).
И в заключении нашего урока вернемся к задачам - слайд 8.
И нашей гипотезе - она доказана!
В итоге я прошу вас оценить свою работу, записав заряд на шаблоне лампочки «-» – если вы неудовлетворенны своей работой и материал вам не понятен, и «+» - если вам все понятно и вы довольны работой на уроке.
4 этап
Запишите домашнее задание. Слайд 10
Мне было очень приятно с вами работать – спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...
Технологическая карта урока по химии в 9 классе по теме: «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации»
Технологическая карта урока по УМК «ХИМИЯ 8,9 класс » Автор: Н.Е.Кузнецова, тема «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации» ...
Урок химии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема «Электролитическая диссоциация»
Сформировать понятия об электролитах и неэлектролитах;раскрыть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью;ввести понятие «степень электролитической диссоциации» и показать её ...
урок химии «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».
Технологическая карта урока химии в 8 классе «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации». УМК О.С. Габриелян...
Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации".
Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации" на два варианта....
Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"
Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация". Это 2 урок в теме «Растворимость веществ. Растворы». Представлена технологическая карт...
Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс
Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс...