Урок химии в 9 классе по теме "Электролитическая диссоциация"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Урок химии в 9 классе по теме "электролитическая диссоциация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_himii_v_9_kl.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глинновская средняя общеобразовательная школа»

Тема урока: Закрепление по теме «Электрическая диссоциация»

(9 класс)

                                                              Подготовил и провёл учитель химии

                                                              Стеблев Николай Яковлевич

Глинное 2013

Цель урока:

  1. закрепить понятие о кислотах, как  о классе электролитов;
  2. охарактеризовать общие химические свойства кислот в свете ионных представлений;
  3. развить навыки написания уравнений диссоциации (полных и сокращенных ионных), самоконтроля и взаимоконтроля, взаимопомощи;
  4. развивать практические навыки работы с химическими веществами и с таблицей растворимости 

Оборудование:

для учителя:

  1. CuO,
  2. H2SO4 (разб.),
  3. ВаС12,
  4. держатель,
  5. спиртовка,
  6. спички,
  7. асбестовая сетка. 

для учащихся:

  1. цинк,
  2. НС1,
  3. H2SO4,
  4. BaCl2,
  5. NaCO3,
  6. лакмус,
  7. метилоранж,
  8. NaOH,
  9. пробирки 6 штук.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Фронтальная проверка занятий учащихся по контрольным вопросам:

(Обучающиеся пользуются листами с контрольными вопросами). (Приложение)

Контрольные вопросы.

1. Дописать по смыслу пропущенные слова в определении:

“Процесс распада электролита................ при растворении его в воде или расплавлении называется……….”.

2. Подчеркнуть формулы только тех веществ, которые являются электролитами: Ва(ОН)2, Fe2O3, КОН, НС1, Na2CO3, Li2O, Fe(OH)3j CO2, H2SO4, P2O5, HNO3 (работа учащихся с таблицей растворимости).

3. Какую частицу характеризуют данные слова (показать надпись “странствующий, блуждающий”).

4. Что такое ион?

5. Какие частицы имеют энергетически устойчивое состояние? (Запись на доске)

I. - Вг\

Вг)

II. ион

атом

6. В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца?

7. Самостоятельная работа. Дидактическая карточка (взаимоконтроль) “Третий лишний”. (Приложение, задание №1)

8. Почему кислоты кислые?

9. Дайте определение: “Что такое кислота?”.

I. Переходим к изучению общих свойств кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Учитель: Какая величина характеризует кислоту как электролит? (степень электролитической диссоциации)

Назовите кислоты, которые относятся:

а) к сильным электролитам а “ 100%;

б) к слабым электролитам а<3%.

А как можно отличить растворы кислот? Учитель напоминает правила работы с химическими веществами (техника безопасности).

Опыт: У учащегося кислоты НСl, H2SO4 в пробирках. Необходимо добавить индикаторы - метилоранж и лакмус. Какой стал цвет и почему? Кислоты разные, а цвет одинаковый (из-за ионов водорода).

Учитель; Давайте проверим, является ли соляная кислота электролитом?

Опыт: Испытание раствора соляной кислоты на приборе для демонстрации электролитической диссоциации. Лампочка загорается. Почему? Значит, данные кислоты НС1, H2SO4 является электролитом и можно представить диссоциацию этих кислот.

I. HC1<-> Н+ +Сl-

H2SO4<->2H+ +SO2- 

Взаимодействие кислот с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода

Zn+ 2HCI = ZnCl2, +H2\- реакция замещения

Zп+2Н++2СГ =Zn2++2Cl+ H2 

атом ион ион ион ион молекула

о

о

Zn+ 2Н+ = Zn2+ + Н2 Т

(ученик записывает уравнение в ионном виде)

Учитель: Что является признаком данной реакции? (выделение Н2).

(Учитель предлагает обучающимся работать с заданиями для самоконтроля по вариантам. (Приложение)

Задание для самоконтроля №1.

I. Имеется смесь металлов

I вариант

II вариант

Mg, Ag +НС1

А1, Си + H2SO4

Напишите возможные уравнения химических реакций.

II. Взаимодействие оксидов металлов с кислотами.

Опыт: Учитель при нагревании оксида меди (II) и серной кислоты демонстрирует реакцию обмена и просит ученика отразить этот процесс на доске

СиО + H2SO4 =CuSO4 + Н2О

CuO + 2H+ + SO4 = Cu2+ + SO4 +H2O

СиО + 2Н+ ->Cw2+ + Н2О

По каким признакам можно утверждать, что произошла химическая реакция? (цвет раствора стал голубым). А в чем суть данной реакции? СиО -- не электролит, поэтому мы его запишем в молекулярной форме, кислота и соль электролиты и обе содержат одинаковые анионы кислотного остатка, значит эти ионы не участвуют в реакции.

Задания для самоконтроля №2 (опыт демонстрирует учитель)

Fe2O3 + 6HCI - 2FeCl3 + H2О – молекулярное

Fe2O3 +6Н+ + 6СГ = 2Fei+ + ЗСГ + ЗН2О - полное ионное

Fe2O, +6H+ =2Fe3+ +3H2O - сокращенное ионное уравнение

III. Взаимодействие с растворимыми основаниями (щелочами).

Опыт учащегося: в пробирку с кислотой и индикатором добавить раствор гидроксида натрия.

Что наблюдается? (Изменение цвета. Почему?) Ученик на доске записывает уравнение химической реакции:

H2PSO4 +2NaOH = Na2SO4 + 2Н2О – молекулярное

2H+5O42- +2Na+ +20H- = 2Na+ +SO42- +2H2O - полное ионное

+ +2ОН- =2Н2О – сокращенное ионное уравнение

Какие из ионов не участвуют в реакции (2Na+ и SO2-). Следовательно, суть реакции сводится к тому, что если 2Н+ и 2ОН- встречаются в растворе, то из них образуются две молекулы воды.

Данное уравнение отражает содержание реакции нейтрализации между кислотой и щелочью.

Задание для самоконтроля №3.

Напишите уравнение реакции.

I вариант

II вариант

HNO, + КОН ->

НС1 + NaOH ->

IV. Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями.

Опыт: учитель демонстрирует взаимодействие гидроксида меди (II) и соляной кислот.

Си(ОН)2 +2 НС1 = CuCl2 + 2Н2О - цвет уменьшается

Си(ОН)2 +2Н+ + 2Сl- = Си2+ + 2Сl- + 2Н2О

Си(ОН)2 +2Н+ =Си2+ +2Н2О

Суть данной реакции сводится к взаимодействию Си(ОН)2 и Н+.

V. Взаимодействие кислот с солями.

Опыт: учащиеся к раствору H2SO4 добавляют раствор ВаС12. Ученик представляет на доске данную реакцию в ионном виде.

H2SOt+ BaCl2 = BaSO4 +2HCI молекулярное

2H + + SO42- + Ва2+ + 2Сl- = BaSO, + 2Н+ + 2СГ - ионное полное

Ва2+ +SO42- =BaSO4 i

Образование газа при взаимодействии кислот с солями это общее свойство всех кислот - электролитов, обусловленное катионами водорода. Чтобы получить газ, нужно для этой реакции взять соль слабой летучей кислоты (угольной, сернистой).

2НС1+ Na2CO3 -” 2NaC I + Н2СО3

+ + 2СГ + 2Na+ + CO32- = 2Na+ + 2СГ + СО2 Т +Н2О

Опыт: учащиеся к раствору соляной кислоты добавляют раствор карбоната натрия. Суть этой реакции будет состоять во взаимодействии катионов водорода и карбонат анионов с образованием СО2 и H2O.

Задание для самоконтроля №4

Опыт: ученик демонстрирует взаимодействие серной кислоты с карбонатом калия и представляет ионные уравнения:

     р

H2SO4 + К2СО3 = K2SO4 + СО2 t+ Н2О

2H+ + SO42- + 2K+ + CO32- =2K+ + SO32- +CO2t+H2O

+ +СО2- =СО2 Т

Вывод: Мы рассмотрели общие свойства кислот и научились записывать ионные

уравнения химических реакций.

Рефлексия: Вернемся к целям урока “Рассмотрение общих химических свойств кислот”. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу по трем направлениям: “Я”, “Класс”, “Тема”. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Анализ выполненных заданий, окончательное подведение итогов и выставление отметок учитель проводит на следующем уроке.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА. ПРИЛОЖЕНИЕ

I вариант

1. Дописать по смыслу пропущенные слова в определении:

“Процесс распада электролита........... при растворении его в воде или расплавлении называется.............”.

Подчеркнуть формулы только тех веществ, которые являются электролитами: Ва(ОН)2, Fe2O3, КОН, НС1, Na2CO3, Li2O, Fe(OH)3j CO2, H2SO4, P2O5, HNO3 (работа учащихся с таблицей растворимости).

Какую частицу характеризуют данные слова (показать надпись “странствующий, блуждающий”).

Что такое ион?

Какие частицы имеют энергетически устойчивое состояние? (Запись на доске

I. - Вг\

Вг)

II. ион

атом

В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца?

Самостоятельная работа. Дидактическая карточка (взаимоконтроль) “Третий лишний”.(Приложение, задание №1)

Почему кислоты кислые?

Дайте определение: “Что такое кислота?”

Задание №1

а) SO2; NaOH; HCl.

б) CaO; Ва(ОН)2; H2SO4.

в) Mg(OH)2; Н3РО4; CaCl2.

Задание №2

Напишите возможные уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде. Имеется смесь металлов Mg, Ag, HCl.

Задание №3

Напишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде

HNO, + КОН ->

II вариант

1. Дописать по смыслу пропущенные слова в определении:

“Процесс распада электролита........... при растворении его в воде или расплавлении называется.........”.

2. Подчеркнуть формулы только тех веществ, которые являются электролитами: Ва(ОН)2, Fe2O3, КОН, НС1, Na2CO3, Li2O, Fe(OH)3j CO2, H2SO4, P2O5, HNO3 (работа учащихся с таблицей растворимости).

3. Какую частицу характеризуют данные слова (показать надпись “странствующий, блуждающий”).

4. Что такое ион?

5. Какие частицы имеют энергетически устойчивое состояние? (Запись на доске)

I. - Вг\

Вг)

II. ион

атом

6. В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца?

7. Самостоятельная работа. Дидактическая карточка (взаимоконтроль) “Третий лишний”.(Приложение, задание №1)

8. Почему кислоты кислые?

9. Дайте определение: “Что такое кислота?”

Задание №1

а) LiOH; Zn(NO,)2; CO2.

б) MgO; HNO3; Mgl2.

в) HBr; Na2O; KI.

Задания для самоконтроля

Задание №2

Напишите возможные уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде. Имеется смесь металлов А1, Си и H2SO4.

Задание №3

Напишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде

НС1 + NaOH ->

Оцените свою работу

Фамилия, имя

Я

Класс

Тема

Домашнее задание: работа по карточкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...

Урок химии 8 класс "Основные положения теории электролитической диссоциации"

Урок химии 8 класс "Основные положения теории электролитической диссоциации" с использованием ЭОР....

Урок химии п о теме "Электролитическая диссоциация"

Данный урок химии изучается по УМК О.С.Габриеляна (2 часа в неделю) в главе  «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» в 4 четверти 8 класса.  Тип урока  – изучение ...

Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"

Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

Электролитическая диссоциация урок химии 8 класс

Урок-объяснение нового материала.  8 класс...

Презентация к уроку химии 8 класс " электролитическая диссоциация"

Презентация разработана для осовения учащимися темы " Элктролитическая диссоциация", она помогает увидеть процесс распада электролита на ионы, как этот процесс может происходить в жизни и бы...

Технологическая карта урока Химия 9 класс Тип урока: Практическая работа №2 «Экспериментальное решение задач по теме «Теория электролитической диссоциации»

Работа проводится в 9 классах по  УМК. Химия Учебник 9 класса  под редакцией Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдман (базовый уровень) после прохождения темы " Классификация химических реакции...