Создание внеурочного занятия углубленного изучения химии по подготовке учащихся
методическая разработка по химии

 

  • Развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов;
  • Выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий  по химии;
  • Подобрать задания, которые вызывают наибольшие затруднения у учащихся при сдаче  по химии, включая задания, недостаточно изучаемых в рамках школьной программы;
  • Проводить информационную работу с учащимися и их родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_aland_2.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема работы

Создание внеурочного занятия углубленного изучения химии по подготовке учащихся к ЕГЭ

Пояснительная записка

Опыт проведения ЕГЭ свидетельствует о том, что выпускники недостаточно успешно справляются с такой формой проведения экзамена. Для повышения эффективности результатов необходимо осуществлять так же и дополнительную подготовку учащихся к экзамену.

Не все темы, усвоение которых необходимо для успешной сдачи экзамена достаточно и полно рассматриваются в рамках школьной программы. Особенно это касается заданий части С. В связи с этим, элективный курс, предназначенный для учащихся 11 классов, подается на более глубоком уровне и направлен, прежде всего, на расширение, обобщение и пополнение знаний школьников по химии.

Данное внеурочное занятие предназначено для учащихся 11-ых классов и рассчитано на 34 часа (1 час в неделю). Внеурочное занятие может быть реализовано за счёт часов школьного компонента учебного плана и может быть использовано с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии.

Цель: разработка внеурочного занятия для дополнительной подготовки выпускников к выполнению заданий ЕГЭ по химии (преимущественно заданий части С).

Задачи:

  • Подготовить выпускников к единому государственному экзамену по химии;
  • Развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов;
  • Выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии;
  • Подобрать задания, преимущественно части С, которые вызывают наибольшие затруднения у учащихся при сдаче ЕГЭ по химии, включая задания, недостаточно изучаемых в рамках школьной программы;
  • Проводить информационную работу с учащимися и их родителями.

Этапы подготовки учащихся к ЕГЭ по химии

1. Особую роль имеет информационная беседа с учениками и их родителями в начале учебного года. В ходе этой беседы необходимо объяснить, что ЕГЭ по химии является, по сути, вступительным испытанием в ВУЗ на определенные специальности. Так как федеральный стандарт базового уровня не предусматривает своей целью подготовки учащихся к поступлению в ВУЗ по данному направлению, то ученик, выбирающий этот экзамен, должен планировать большой объем самостоятельной работы по предмету. Родителям и учащимся необходимо рекомендовать конкретные дополнительные пособия для такой работы.

2. Индивидуальный подход на уроках позволяет частично реализовать задачи подготовка к ЕГЭ небольшой группы учащихся (профильная группа в составе не более 5-7 человек). Для этих учеников задания подбираются более высокого уровня, чем для учащихся общеобразовательной группы в формате ЕГЭ. Эти задания особенно рекомендованы тем, кто готовится к ЕГЭ. В качестве дополнительного свободного домашнего задания предлагаются параграфы и номера заданий из пособий для абитуриентов, обращая внимание на их значимость для подготовки к ЕГЭ.

3. Самостоятельная работа учащихся заключается в более глубоком изучении курса органической химии и общей химии, большем объеме тренировки по применению и закреплению получаемых знаний. Успешность такой работы проверяется подборками тестов и задач, и короткими собеседованиями с учителем. Такие занятия имеются в пособиях для подготовки к ЕГЭ по химии.

Часть тестов для самостоятельной работы дается ученикам с готовыми ответами. Выполняя такие тесты, ученик сверяет свои ответы с «ключом», отмечает допущенные ошибки. Затем он должен проанализировать их. Особым значком отмечаются ошибки, допущенные по невнимательности. Результаты этого разбора ученик показывает учителю на консультациях или в любое удобное время.

4. Использование тестов на уроках. Для успешной работы при сдаче ЕГЭ и на других видах контроля в аналогичном формате, учащиеся ознакомлены и знают основные виды тестовых заданий, ориентируются в их структуре, понимают, в какой форме нужно давать ответ в разных частях работы. Этим обусловлена необходимость использования тестовых заданий на уроках химии, начиная с основной школы.

При ответе на часть А используется метод «Ответ с комментариями». Ученик, устно или письменно выполняя задание теста, не просто указывает правильный ответ, но и комментирует его, дает объяснения своего выбора. При устной фронтальной работе, каждый ученик комментирует свое задание.

5. Дополнительная подготовка к ЕГЭ по химии, которая, в дополнение к базовому курсу, посвящена более глубокому изучению курса общей химии. Она проходит в форме внеурочного занятия и предполагает, прежде всего, успешное решение заданий части С. Именно задания этой части слабо изучаются в рамках школьной программы, вызывают затруднения у учащихся и требуют дополнительные объяснения со стороны учителя.

Наличие внеурочного занятия не исключает необходимости самостоятельной работы учащихся, делая ее более регулярной и организованной. Тесты и задания, выполненные в ходе самостоятельной работы, вопросы, возникшие при этом, также обсуждаются на внеурочных занятиях, в том числе и при работе в парах сменного состава.

Подготовка к ЕГЭ не сводиться только к работе с тестами. Рассмотрение теоретического материала, свойств отдельных элементов и их соединений проводятся при помощи опорных схем, презентаций, лекций. Чтобы за формулами и уравнениями школьники не потеряли связь с реальными веществами и их свойствами, используется демонстрационный эксперимент, видеозаписи опытов, интерактивные динамические модели.

Во фронтальной работе с классом используются компьютерные тренажеры, интерактивные тесты-презентации и т.п. Большую помощь в самостоятельной работе учеников оказывают электронные пособия и ресурсы интернета.

План подготовки к ЕГЭ по химии

1. Объяснение учащимся целей ЕГЭ;

2. Оценить знания учащихся по предмету за курс полной средней школы;

3. Определить рейтинг среди учеников, которые будут участвовать в конкурсных экзаменах в одинаковые вузы.

4. Объяснение нормативной базы ЕГЭ по химии, структуры тестов и типы проверочных заданий.

5. Более глубокое изучение курса химии в рамках внеурочного занятия.

Включает задания, вызывающие наибольшие трудности у учащихся (преимущественно части С), составлены с учетом анализа ошибок, допускаемых учащимися.

Включает темы:

  • «Электролиз»,
  • «Растворы»,
  • «Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений»,
  • «Вывод химических формул»
  • «ОВР»

6. Использование интернет-технологий и предоставление возможности выпускникам работать с образовательными сайтами. Работа с демонстрационными версиями ЕГЭ, кодификаторами и спецификацией тестов по химии. Заполнение бланков (в течение года).

7. Проведение диагностических контрольных работ в формате ЕГЭ и анализ ошибок каждого учащегося.

Тематический план внеурочного занятия «Подготовка учащихся к ЕГЭ по химии»

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Тема №1. «Электролиз»

Выполнение упражнений по теме «Электролиз» (инертные электроды)

2

Решение задач по теме «Электролиз»

3

Тема №2. «Растворы»

Определение концентрации растворенного вещества в растворе с определенной концентрацией

1

Приготовление раствора определенной концентрации

2

Разбавление (концентрирование) растворов.

2

Смешивание растворов одного и того же вещества.

2

Смешивание растворов различных веществ, приводящее к протеканию химической реакции

2

Вычисления, связанные с понятием «растворимость вещества»

2

Тема №3. Генетическая связь между классами соединений

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

3

Генетическая связь между классами органических соединений.

3

Тема №4. Вывод химических формул

Нахождение простейшей химической формулы вещества по массовым долям элементов.

1

Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массовым долям и относительной плотности его по другому газу.

2

Установление молекулярной формулы газообразного вещества по продуктам сгорания.

2

Тема №5. Окислительно-восстановительные реакции

Определение степени окисления в химических соединениях.

1

Составление уравнений химических реакций методом электронного баланса.

3

Составление уравнений химических реакций методом полуреакции.

3

ИТОГО: 34 часа

Заключение

В результате, анализируя методику предложенного внеурочного занятия, можно сделать следующие выводы:

1. Внеурочное занятие в современных условиях представляет собой наиболее оптимальную форму для организации дополнительной подготовки учащихся к ЕГЭ по химии;

2. Анализ результатов ЕГЭ по химии позволяет сделать вывод, что затруднения у выпускников вызывает выполнение части С, а именно, задания на темы: «Электролиз», «Растворы», «Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений», «Вывод химических формул», «ОВР». Поэтому следует обращать внимание на изучение этих тем при подготовке учащихся к экзамену;

3. Составленный перечень заданий соответствует содержанию и структуре ЕГЭ по химии и отвечает требованиям, предъявляемым к выпускникам. В них включены как задания с рассмотрением решения, так и задания, предназначенные для самостоятельной работы.

Приложение

Методическое содержание тем элективного курса

Тема №2 «Растворы»

Растворы – однородные системы переменного состава, состоят из растворителя и растворенного вещества. Если вещество имеет ограниченную растворимость в растворителе, оно образует насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы.

Ненасыщенный раствор – раствор, в котором концентрация растворенного вещества меньше, чем в насыщенном растворе в котором при данных условиях можно растворить еще некоторое его количество. Насыщенный раствор – раствор, содержащий максимально возможное количество растворенного вещества при данных условиях. Такие растворы применяют сравнительно редко. В большинстве случаев пользуются ненасыщенными растворами, содержащие меньше растворенного вещества, чем его содержит при данной температуре ненасыщенный раствор. Состав раствора может выражаться разными способами – как с помощью безразмерных единиц, так и через размерные величины – концентрации.

В химической практике наиболее употребительны следующие величины, выражающие содержание растворенного вещества в растворе.

1. Массовая доля – отношение массы растворенного вещества к массе раствора.

2. Молярная доля – отношение количества растворенного вещества (или растворителя) к сумме количеств всех веществ, составляющих раствор. В случае раствора одного вещества в другом, молярная доля растворенного вещества (N2) равна : N2 = n2(n1 + n2),

а молярная доля растворителя (N1): N1 = n1 / (n1 + n2), где n1 и n2 – соответственно количество вещества растворителя и растворенного вещества.

3. Молярная концентрация или молярность – это отношение количества растворенного вещества к массе растворителя. Обычно молярность обозначается буквой m

4. Молярная концентрация или молярность – отношение количества растворенного вещества к объему раствора. Обозначается См или М.

5. Эквивалентная, или нормальная концентрация – отношение числа эквивалентов растворенного вещества к объему раствора. Обозначается Сн или буквой Н.

Объемы растворов, реагирующих веществ обратно пропорциональны их нормальностям. Пересыщенный раствор – раствор, содержащий при данных условиях больше растворенного вещества, чем в насыщенном растворе, избыток вещества легко выпадает в осадок. Характеристика ненасыщенных растворов – концентрация (определяет соотношение растворенного вещества и растворителя).

Концентрированный раствор – раствор хорошо растворимого вещества, содержащий растворенного вещества в количестве близком к насыщению. Способы выражения концентрации веществ.

Массовая доля (процентная концентрация) w = m(вещества) / m(раствора) * 100%

Массовая доля определяет массу вещества, растворенного в 100г раствора. Молярная концентрация См или С = m(вещества) / (m(вещества) * V(раствора))

Молярная концентрация определяет количество вещества растворенного в 1л раствора (Объем выражается в литрах).

Характеристика насыщенных растворов – растворимость определяет максимально возможную концентрацию вещества при данной температуре.

Задачи на растворы

Определение концентрации растворенного вещества в растворе с определенной концентрацией

Задача №1 В 200мл раствора содержится 3,6г хлороводорода. Определите молярную концентрацию полученного раствора.

Дано:

V(раствора) = 200мл=0,2л

Решение:

См(HCl) = m(HCl) / (M(HCl) * V(раствора)) M(HCl) = 3,6г Cм(HCl) = 3,6 / (3,6 * 0,2) = 0,5(моль/л) См(HCl) = ?

Ответ: 0,5(моль/л)

Для самостоятельного разбора

Задача №4 В 150г раствора содержится 15г карбоната натрия. Определите массовую долю карбоната натрия в растворе. (Ответ: 10%)

Задача №5 Какая масса нитрата калия содержится в 25г 15% раствора? (Ответ:3,75г)

Задача №6 21 Какая масса азотной кислоты содержится в 10г 30% раствора? (Ответ: 3г)

Тема 3. «Генетическая связь между классами соединений»

Генетическая связь между классами неорганических соединений Составление цепочек химических превращений веществ (как органических, так и неорганических) требует знаний химических свойств основных классов неорганических и органических соединений, а также специфических свойств отдельных химических соединений и их способов получения.

1. Осуществите следующие превращения:

Na→ NaOH→ NaHCO3 → NaCO3→ NaSO4 → NaCl → Na

Решение: 1. Натрий взаимодействует с образованием гидроксида натрия:

2Na + 2H2O→ 2NaOH + H2

2. При пропускании избытка оксида углерода (IV) через раствор гидроксида натрия можно получить гидрокарбонат натрия:

NaOH + CO2 → NaHCO3

3. Карбонат натрия получается при нагревании гидрокарбоната натрия: 2NaHCO3 → NaCO3 + CO2 + H2O

4. Сульфат натрия можно получить действуя сильной серной кислотой на соль слабой угольной кислоты (сильная кислота вытесняет слабую из ее солей):

Na2CO3 + H2SO4 → Na2SO3 + CO2 + H2O

5. Приливая раствор хлорида бария к раствору сульфата натрия, получим в растворе хлорид натрия:

Na2SO4 + BaCl2 →2NaCl + BaSO4

Список литературы

  1. Ахметов М.А. ЕГЭ по химии: результаты и методика подготовки выпускников. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. - 150с.
  2. ЕГЭ-2012. Химия. Тематические тренировочные задания/ И.А.Соколова - М.: АСТ: 2012. - 286с.
  3. Ковальчукова О.В. Учись решать задачи по химии. - М.: Поматур, 1999. - 175с.
  4. Химия: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ Р.А.Лидин - М.: АСТ:,2009. - 286, (2)с.
  5. Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. - М.: Новая волна, #1089;.
  6. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. - М.: 335с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научо-исследовательской деятельности в классах с углубленным изучением химии

Рассматривается возможность создания условий для развития осознанной научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении химии на уроках и во внеурочной работе....

Организация научно-исследовательской деятельности в классах с углубленным изучением химии

Рассматривается вопрос о создании условий для развития осознанной научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении химии на уроках и во внеурочной работе. Представлена структура организации...

Организация научно-исследовательской деятельности в классах с углубленным изучением химии

Рассматривается вопрос о создании условий для развития осознанной научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении химии на уроках и во внеурочной работе. Представлена структура организации...

Авторская программа углубленного изучения химии 8 класса

Авторская программа углубленного изучения химии 8 класса...

Авторская программа углубленного изучения химии 9 класса

Авторская программа углубленного изучения химии 9 класса...

Программа курса углубленного изучения химии "Юный химик"

Программа для углубленного изучения химии для 8-9 и 10-11 классов средней школы.Рассмотрены основные разделы ...

Рабочая программа ФГОС углубленного изучения химии в 7 классе

Рабочая программа ФГОС по химии в 7 классе по учебникам О.С.Габриеляна "Химия. Пропедевтический курс" 7 класс и "Химия 8 класс" с календарно-тематическим планированием объемом 70 часов....