Открытый урок по химии в 9 классе «Галогены»
материал по химии (9 класс)

Бибер Анастасия Александровна

Приглашаем вас принять участие в увлекательном квизе по химии! Этот квиз предназначен для тех, кто хочет проверить свои знания в области химической науки, а также для тех, кто желает расширить свой кругозор и узнать что-то новое.

Вопросы квиза охватывают различные аспекты химии: от основ периодической системы элементов до сложных органических соединений и современных технологических процессов. Вам предстоит столкнуться с задачами разного уровня сложности, начиная от простых вопросов на знание основных понятий и заканчивая более сложными расчетными заданиями.

Квиз поможет закрепить пройденный материал и выявить пробелы в знаниях, а также послужит отличным способом провести время с пользой.

Не упустите шанс испытать свои силы и узнать больше об одной из самых фундаментальных наук!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок-игра по химии в 9 классе

«Галогены».

Ход урока:

(слайд 1). Здравствуйте, меня зовут Бибер Анастасия Александровна. Я учитель химии из города Реутов. Ребята, у меня к вам такой интересный вопрос. Что вы больше любите играть или учиться? Только отвечайте на вопрос честно. Поэтому, предлагаю с вами поиграть. (слайд 2). Но прежде, чем мы начнем урок-игру послушайте цитату Манолова из книги «Великие химики»: «Совмещая работу в аптеке, Шееле продолжал изучать «этот черный порошок».* Он заметил, что, когда к этому веществу добавляют муриевую (соляную) кислоту* [Что такое соляная кислота? Давайте вспомним формулу кислоты?] и нагревают, в колбе образуется зеленоватый едкий газ, * вызывающий кашель».* Как вы думаете, а каком газе идет речь? В какой группе находится элемент хлор в таблице Менделеева? А элементы 7А группы, как еще называют? Отлично, значит сегодня на уроке мы с вами будем говорить о галогенах. (слайд 3).

Обратите внимание, что перед вами лежат рабочие листы, на которых вы должны записать тему урока «Галогены». Так как мы повторяем эту тему, то как вы думаете, какая цель нашего урока? (слайд 4). Цель: развить и обобщить знания о галогенах и их соединениях.

Чтобы достичь поставленной цели, важно сначала определить задачи, которые помогут её реализовать. Так какие же задачи перед нами стоят?

(слайд 5) Задачи урока:

  • Систематизировать теоретические знания о галогенах;
  • Провести эксперимент, демонстрирующий качественные реакции на галогенид-ионы;
  • Расширить кругозор о применении соединений галогенов человеком.

(слайд 6). И так, сегодня у нас будет 2 команды: команда желтых и команда зеленых. Сейчас вы должны определиться с капитаном команды. У вас ровно 15 секунд. Теперь, капитаны команды должны вытянуть из левой и правой руки по одной карточке, чтобы составить название команды из двух слов и записать на рабочих листах. (записываю название команды).

Ваша задача, как команды, нужно быстрее и качественнее выполнять задания, чтобы набрать большее количество баллов. Ведь, в конце урока-игры победители получат призы. Но, также, не забывайте про дисциплину, после окончания времени и звукового сигнала - обсуждения прекращаются. За нарушение дисциплины буду снижать баллы. И так, начнем.

(слайд 7,8). I. Задание «Разгадай-ка». Сейчас вы в рабочих листах должны разгадать кроссворд, отвечая на вопросы за 3 минуты. Если у вас возникают трудности возьмите конверт под названием «Подсказки к кроссворду». Капитаны команд записывают ответы в листах, а после окончания времени показывают их мне. За 1 правильный ответ 1 балл. Всего баллов 11. (слайд 9 В). ПРОВЕРЯЮ (слайд 10 Ч)

ОБСУЖДЕНИЕ (слайд 11 Отв.).

  1. Явление перехода твердого вещества в газообразное, минуя жидкое, характерное для кристаллического йода. (возгонка)
  2. Органическое вещество, полисахарид, синеющее под действием свободного йода. (крахмал)
  3. Заболевание зубов, часто вызываемое недостатком фтора. (кариес)
  4. Желудочная кислота, содержащая один из галогенов. (соляная)
  5. Огнеупорная пластмасса, содержащая фтор, применяемая для изготовления сковород и кастрюль. (тефлон)
  6. Общее название соединений брома с металлами. (бромиды)
  7. Важная железа эндокринной системы, содержащая йод. (щитовидная)
  8. Цвет газообразного хлора. (зеленоватый)
  9. Вид ковалентной связи в молекулах галогенов. (неполярная)
  10. Соль хлороводородной кислоты. (хлорид)

Вводное слово: Роль галогенов в окислительно-восстановительных реакциях с металлами (окислители).

(слайд 12,13) II. Задание для капитанов «Секреты физических свойств».

Перепутаны агрегатное состояние и цвета галогенов.

- Капитаны должны за 2 минуту на магнитной доске правильно соотнести карточки с содержимым ячеек таблицы.

-Команда должна в рабочих листах правильно расположить слова в ячейках таблицы и записать.

За 1 правильный ответ - 1 балл. Всего баллов 8. (слайд 14 В).

(слайд 15). Проверяем. (слайд 16 отв.).

Галоген

Агрегатное состояние

Цвет

F2

Кристалл (ГАЗ)

Сине-черный (Светло-желтый)

Cl2

Жидкость (ГАЗ)

Темно-фиолетовый с металл. Блеском (Желто-зеленый)

Br2

Газ (ЖИДКОСТЬ)

Красно-бурый

I2

Газ (КРИСТАЛЛ)

Желто-зеленый (Темно-фиолетовый с металл. Блеском)

At

Твердое

Светло-желтый (Сине-черный)

(слайд 17,18). III. Задание «Зоркий глаз».

На рисунке прибора для получения соляной кислоты найдены ошибки. Объясните их, нажимая на кнопку «Вызов».

1 правильный ответ – 1 балл, всего 5 баллов.

Давайте, обсудим:

  • нужен не раствор NaCl, а твердое вещество; (Почему? Он хорошо растворим в воде)
  • нужна не сероводородная кислота H2S, а концентрированная серная H2SO4;
  • пробирку необходимо закреплять в лапке не по середине, а в 1 см от отверстия для полного прогрева;
  • нельзя опускать конец газоотводной трубки в пробирку с водой;
  • отверстие пробирки-приемника нужно закрыть ватой.

(Слайд 19,20). IV. Химическая эстафета.

Записать уравнения, расставляя коэффициенты, на доске по очереди, передавая друг другу мел как эстафетную палочку.

Участники с номера с 1-5 выйдете, пожалуйста, к доске. Я раздаю вам карточки с началом уравнений реакций, а вы должны дописать уравнения, расставляя коэффициенты за 3 минуты по очереди. Каждое правильное уравнение приносит команде 1 балл, всего 5 баллов. (слайд 21 В). (Двухатомный)

  • Cl2 + 2NaBrр-р = Br2 + 2NaCl
  • I2 + MgCl2 р-р ≠
  • Br2 + H2 = 2HBr
  • F2 + 2Na = 2NaF
  • 2KI + Cl2 = 2KCl + I2
  • Br2 + 2KI р-р = I2 + 2KBr
  • Br2 + NaCl р-р ≠
  • Cl2 + H2 = 2HCl
  • 3I2 + 2Al = 2AlI3
  • 2F2 + 2H2O = 4HF + O2

ПРОВЕРКА (Беру цветной мел и исправляю). (Слайд 22 Ч).

(слайд 23, 24). V. Задание «Знатоки среди нас!». Участники команда должны быстрее соперников нажать на звонок «Вызова», чтобы дать правильный ответ.

ТЕМА

БАЛЛЫ

КОЛ-ВО ВОПРОСОВ

А. Тайны галогенов

1

3

Б. Источники галогенов в природе и их применение в жизни человека

2

3

В. Опыты без взрывов

3

1

(Слайд 25). Тема под буквой «А». Тайны галогенов (по 1 баллу) – 3 вопроса

(*). В свободном виде он всех убивает,
Если «связать», то в еду добавляют.
Но ежели в слове мы Л зачеркнем,
То дружно со всеми песню споем.
(хлор – хор)

(слайд 26*). Я любимый напиток пиратов,
Хоть для выпечки тоже гожусь.
Одну букву в начало добавишь –
Галогеном тотчас окажусь!
(ром – бром)

(слайд 27*). Горючий продукт я, живу на болотах,
Но есть одна буква в названье коротком,
Прыжок её быстрый – и все изменилось:
Я стал галогеном. Так чудо свершилось!
(торф – фтор)

(Слайд 28*). Тема под буквой «Б». Источники галогенов в природе и их применение (по 2 балла) – 3 вопроса

  • Если выделить всё это соединение галогена из морской воды, то оно покроет Европу слоем толщиной 5 км. Назовите это соединение и его химическую формулу.

Ответ – поваренная соль хлорид натрия NaCl.

  • (слайд 29*). Этот галоген был использован как отравляющее вещество во время Первой мировой войны. Впервые его применили немецкие войска против французских солдат в битве при Ипре 22 апреля 1915 года. О каком веществе идет речь?

Ответ – галоген – хлор.

  • (слайд 30*). Этот галоген накапливается в морских водорослях и может быть вытеснен из их золы или настоя хлорной водой. Назовите галоген.

Ответ – йод.

(слайд 31). Тема под буквой «В». «Опыты без взрывов» - 3 балла – вопрос 1

Профессор Пробиркин перепутал растворы хлорида, бромида и иодида натрия. Как мы сможем ему помочь? Как определим, где, какое вещество? Какие реактивы у нас имеются? (щелочь, соль (AgNO3), серная кислота). (слайд 32). А давайте вспомним, как мы должны работать с кислотами и щелочами?

  • Когда работаем с реактивами, а особенно с кислотами и щелочами, обязательно надеваем халат и резиновые перчатки.
  • Если растворы щелочей или кислот попали на кожу, то немедленной промыть водой и применить нейтрализующие растворы для кислоты - 5% раствор соды, а для щелочей - 9% раствор уксусной кислоты.
  • При разбавлении серной кислоты, кислоту добавляют в воду. Ни в ком случае не обратно.

(слайд 33). И так, как же мы сможем определить где? Какой раствор? Давайте, заглянем в таблицу растворимости. Какой катион металла будет нерастворим с ионами иодида, бромида и хлорида? Катион серебра. А есть ли у нас реактив, который содержит катиона серебра? Конечно, же нитрата серебра. (слайд 34,35). Давайте добавим в пробирки нитрат серебра. (слайд 36). Выпадают творожистые осадки галогенидов серебра: AgCl – белый, AgBr – бело-желтый, AgI – желтый. Так, в какой же пробирке, какой раствор? Какой сделаем вывод?

(слайд 37,38). VI. Задание «Расшифруй МЕМ». Каждой команде достается по 3 «МЕМа», и ваша задача правильно его объяснить. По очереди. 1 мем = 1 балл. Всего 3 балла. У Вас 1 минута. (слайд 39 В).

(слайд 40). Подсчет баллов: химия не даром считается сложным предметом. Потому что, в химии используются знания не только этого предмета, но и математические знания. Ну- ка, покажите мне эти знания. Кто быстрее посчитает баллы? И так, победителем стала команда….. В качестве призов для команды победителей большие золотые медали, а за участие другой команде маленькие.

Итог: Ребята, согласитесь, что сложная химия, горазда легче в такой игровой обертке, которой я преподнесла сегодня. Согласны? Понравился ли вам урок? Спасибо вам за урок. Вы большие молодцы!

Подсчет баллов для задания «Знатоки среди нас».

№ задания

1 команда

2 команда

«А». Тайны галогенов (по 1 баллу)

1

2

3

«Б». Источники галогенов в природе и пути их применения (по 2 балла)

1

2

3

«В». «Опыты без взрывов» - 3 балла

1

Итого:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопрос 1

Слайд 3

Вопрос 2

Слайд 5

Вопрос 3

Слайд 7

Вопрос 4

Слайд 9

Вопрос 5

Слайд 11

Вопрос 6

Слайд 13

Вопрос 7

Слайд 15

Вопрос 8

Слайд 17

Вопрос 9

Слайд 18

Какая НОЧЬ? НЕ

Слайд 19

Вопрос 10


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Cl2 + NaBr р-р =

Br2 + KI р-р =

I2 + MgCl2 р-р =

Br2 + NaCl р-р =

Br2 + H2 =

Cl2 + H2 =

F2 + Na =

I2 + Al =

KI + Cl2 =

F2 + H2O =



Предварительный просмотр:

Элементы

Успеха

Реакция

Победы

Молярная

Мощь

Периодический

Победитель

Газовая

Атака

Лабораторные

Гении

Изомерные

Сила

Химическое

Чемпионы



Предварительный просмотр:

Тема урока: «                                     ».

Цель урока: развить и обобщить знания о галогенах и их соединениях.

НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ: 

  1. Задание «РАЗГАДАЙ-КА». Разгадать кроссворд. Количество баллов = количество отгаданных слов. Максимум 11 баллов.

  • ПО ВЕРТИКАЛИ - «Вводное слово»: Роль галогенов в окислительно-восстановительных реакциях с металлами.

  • ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
  1. Явление перехода твердого вещества в газообразное, минуя жидкое, характерное для кристаллического йода.
  2. Органическое вещество, полисахарид, синеющее под действием свободного йода.
  3. Заболевание зубов, часто вызываемое недостатком фтора.
  4. Желудочная кислота, содержащая один из галогенов.
  5. Огнеупорная пластмасса, содержащая фтор, применяемая для изготовления сковород и кастрюль.
  6. Общее название соединений брома с металлами.
  7. Важная железа эндокринной системы, содержащая йод.
  8. Цвет газообразного хлора.
  9. Вид ковалентной связи в молекулах галогенов.
  10. Соль хлороводородной кислоты.
  1. Задание для КАПИТАНОВ «СЕКРЕТЫ ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ».  Перепутаны агрегатное состояние и цвета галогенов. Необходимо, правильно расположить слова в ячейках таблицы и записать. За 1 правильный ответ – 1 балл, всего 8 баллов.

               

Галоген

Агрегатное состояние

Цвет

Галоген

Агрегатное состояние

Цвет

F2

Кристалл

Сине-черный

F2

Cl2

Жидкость

Темно-фиолетовый с металл. блеском

Cl2

Br2

Газ

Красно-бурый

Br2

I2

Газ

Желто-зеленый

I2

At

Твердое

Светло-желтый

At


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по химии в 10-ом классе "Химия и Первая Мировая война".

Урок разработан в форме исследования, с целью получения новых знаний, с использованием проблемного подхода и технологии критического мышления.Основная цель урока - в процессе исследования изучить физи...

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Открытый урок по химии Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение.»

Задачи урока:Образовательные: Þ  Рассмотреть состав и классификацию кислот;Þ  Продолжить формирование умений записывать формулы веществ основных классов неорганических соединений;Þ  Про...

Конспект открытого урока по химии. Тема урока: "Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты".

Конспект содержит основные этапы урока. Дополнение к уроку: опорный конспект и презентация....

Открытый урок по химии на день открытых дверей

Открытый урок в 10 классе по теме «Явление изомерии, ее виды»....