технологическая карта урока: "Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена)"
методическая разработка по химии (8 класс)
Тема: Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена)
Базовый учебник: Химия:8 класс: базовый уровень: учебник/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков.-6-е изд., стер.-Москва: Просвещение, 2024.
Цель урока: Сформировать знания учащихся о классификации химических реакций по количеству и составу исходных веществ и продуктов реакции.
Задачи:
- Систематизировать знания учащихся о явлениях, происходящих с веществами, совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, рассмотреть классификацию веществ по «числу и составу исходных и образующихся веществ».
- совершенствование умения сравнивать и обобщать; развитие памяти, устойчивого внимания, самостоятельного мышления, умения быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, развитие интереса к предмету.
- Метод обучения: самостоятельная работа, работа с карточками, работа в группах
Основные вопросы урока:
< >Типы химических реакций по числу и составу продуктов и реагентовРеакции соединения.Реакции разложения.Реакции замещения.Реакции обмена.условия возникновения химических реакций, признаки протекания химических реакций, уравнение химической реакции, классификация химических реакций: типы химических реакций по числу и составу исходных и образующихся веществ (соединения, разложения, замещения, обмена).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 113.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена)
Базовый учебник: Химия:8 класс: базовый уровень: учебник/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков.-6-е изд., стер.-Москва: Просвещение, 2024.
Цель урока: Сформировать знания учащихся о классификации химических реакций по количеству и составу исходных веществ и продуктов реакции.
Задачи:
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
Уметь раскрывать смысл химических понятий: химическая реакций, классификация химических реакций. Классифицировать химические реакции по числу и составу реагирующих и образующихся веществ. Прогнозировать возможности протекания химических реакций в различных условиях. Применять основные операции мыслительной деятельности-анализ, синтез, сравнение, обобщение ,систематизацию, классификацию. | Овладеть базовыми логическими действиями :выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химических реакций. Овладеть базовыми исследовательскими действиями: формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного опыта ,исследования ,составлять отчет о проделанной работе . Продолжить формирование УУД Коммуникативные умение делать презентацию результатов выполнения химического эксперимента Регулятивные умение самостоятельно составлять и корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий Оценивать соответствие полученного результата заявленной цели | Формировать мировоззренческого представления о веществе и химической реакции ,соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности научной картины мира. Формировать познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии. |
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: презентация, интернет ресурсы. ПСХЭ Д.И. Менделеева, набор реактивов, спички, карточки с заданиями
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||
Организационный этап | Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих в журнале. | |||||||||||||||||||||
Актуализация знаний, объявление новой темы | Вашему вниманию представлен кластер по теме: «Химические реакции». Необходимо заполнить пустые места в кластере.
это явление, при котором одни вещества (исходные вещества) превращаются в другие (продукты реакции) с новыми свойствами.
( коэффициенты) Какие признаки указывают на протекание химической реакции? (газ, осадок, выделение или поглощение света и тепла, запах, изменение цвета).
Попробуйте сформулировать тему урока. | Отвечают на вопросы учителя Записывают ответ в тетрадь в соответствии с представленными заданиями Работа по заполнению кластера по теме: классификация химических реакций. Записывают тему урока в тетрадь: Классификация химических реакций» | ||||||||||||||||||||
Постановка цели урока | Попробуйте определить цель нашего урока. Установить, выяснить, исследовать….. | Определяют цель урока Установить признаки химических реакций по составу исходных веществ и продуктов реакции | ||||||||||||||||||||
Изучение новой темы: научить: формулировать: представления о типы химических реакций по количеству исходных веществ (реагентов), так и по количеству продуктов реакции; составлять: схему-кластер по итогам работы; письменный отчёт; объяснять: признаки реакций соединения, разложения, обмена, замещения; уметь: раскрывать смысл основных химических понятий: химические реакции, классификация химических реакций: соединение, разложение, замещение и обмен, экзо- и эндотермические реакции; классифицировать (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту) использовать: использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций; правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов. | «Обжиг ». Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция (СаСО3). Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашеной известью (оксид кальция) и оксид углерода (IV). Оставалось только, чтобы на негашёную известь попало известное количество воды. Так и случилось. … Скалы, деревья, клад, мумии – всё исчезло в мгновение ока вместе с презренными похитителями. Вопросы к тексту:
Вносим в кластер реакции разложения и соединения : АВ А+В Реакции разложения - распад одного сложного вещества на несколько простых или сложных веществ. А+В АВ Реакции соединения - образование одного сложного вещества в результате соединения двух или более веществ. Демонстрация видео ролика реакций замещения и обмена:
Вносим в кластер реакции замещения и обмена: АВ+С СВ+А Реакции замещения – взаимодействие одного простого и одного сложного вещества, получаются новое сложное и новое простое вещества АВ +СD AD +CB Реакции обмена - взаимодействуют два сложных вещества и обмениваются своими составными частями Если выделится газ – это раз, | Учащиеся предлагают варианты написания уравнений химических реакций. Ученики: Реакции отличаются как по количеству исходных веществ (реагентов), так и по количеству продуктов реакции. Вывод: реакции отличаются друг от друга по количеству исходных веществ и продуктов реакции; Реакции отличаются и тем, что одни идут под воздействием температур, а другие нет. Выделяют типы реакций: разложения и соединения Отмечают, что реакции разложения идут при нагревании, т.е эндотермические; реакции соединения экзотермические Вносят в тетрадь определение понятий: реакции разложения и соединения Вносят в тетрадь определение понятий: реакции замещения и обмена. Записывают в кластере при каких условиях протекает реакция обмена | ||||||||||||||||||||
IV. Диагностика качества освоения темы |
Пробирка № 1 - Zn + HCL → Пробирка № 2 - CuSO4 + NaOH →
| учащиеся выполняют лабораторные опыты и записывают соответствующие уравнения реакций Выполняют работы в тетрадях по таблицам | ||||||||||||||||||||
Рефлексия Домашнее задание Цель. Обеспечить понимание учащимися цели и содержания домашнего задания | Итоги урока. оценки за урок Задаются вопросы, побуждающие учащихся к рефлексии урока. • Что на уроке было главным? • Что было интересным? • Что нового сегодня узнали? • Чему научились? Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. Задачник по химии 8 класс Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин, пункт , стр.25 № 2-13(а)2-14, 2-19. | Записывают домашнее задание в дневники. | ||||||||||||||||||||
Крестики-нолики
Верный путь составляет: Выпишите формулы выигрышного ряда игры «Крестики-нолики» соответствующего сложным веществам, дайте название каждому веществу.
Mg | MgCL2 | CuO |
N2 | O2 | Na2S |
KI | H2S | Si |
Определение химического элемента
Из букв, которые соответствуют уравнениям химических реакций, получите названия химических элементов. Определите относительную молекулярную массу этого вещества.
Химическая реакция | Уравнение химической реакции |
2Mg + O2------- 2MgO | Б |
2NaOH+ SO2 = Na2SO3 + H2O | Г |
Mg + O2------- 2MgO | Д |
Na2O+ H2O= NaOH | Ж |
Mg + 2HCL= MgCL2 +H2 | Р |
H2 +CuO= H2O + Cu | О |
SO2 + K2O= K2 SO3 | М |
2Mg + 2O2------- 2MgO | П |
Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций
Уравнение реакции | Тип химической реакции |
а) Zn+CuSO4=ZnSO4+Cu |
|
б) Li + N2 —> Li3N |
|
в) BaCl2+K2CO3=BaCO3 +2KCl |
|
г) Fe(OH)2=FeO+H2O |
|
Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.
Уравнение реакции | Тип химической реакции |
а) AgI —>……….. | Реакция…………….. |
б) MgO + H2SO4 —……….. | Реакция…………….. |
в) CuCl2+ Fe = —>……….. | Реакция…………….. |
г) Al + Cl2 —>……….. | Реакция…………….. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока (технологическая карта) по теме: "Химические реакции".8 класс.УМК О.С.Габриэляна.
Предлагаю вариант технологической карты урока по химии в соответствии с требованиями ФГОС. Буду рад Вашим комментариям....
Технологическая карта урока по теме "Кислородные соединения углерода"
Технологическая карта урока разработана по теме "Кислородные соединения углерода" по учебнику О.С.Габриелян для учащихся 9 класса.Разработка урока составлена на основе современных требован...
Технологическая карта урока «Окислительно восстановительные реакции» 8 класс
Урок "Окислительно-восстановительные реакции" в 8 классе построен по требованиям ФГОС в форме технологической карты....
Технологическая карта урока "Окислительно-восстановительные реакции"
Урок по теме "Окслительно-восстановительные реакции в 9 классе" составлен в виде технологической карты с учетом требований ФГОС ООО....
Технологическая карта урока "Скорость химических реакций.Катализ" (9кл., УМК ГабриелянО.С.)
материал для подготовки к уроку "Скорость химических реакций.Катализ" (9кл., УМК ГабриелянО.С.)...
Технологическая карта урока "Классификация одежды!
Технологическая карта урока "Классификация одежды" по технологии для 6 класса...
Технологическая карта урока "Скорость химической реакции"
Материал урока соответствует требованиям ФГОС...