технологическая карта урока: "Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена)"
методическая разработка по химии (8 класс)

  Тема: Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена)

Базовый учебник: Химия:8 класс: базовый уровень: учебник/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков.-6-е изд., стер.-Москва: Просвещение, 2024.

 

Цель урока:  Сформировать знания учащихся о классификации химических реакций по количеству и составу исходных веществ и продуктов реакции.

Задачи:

  • Систематизировать знания учащихся о явлениях, происходящих с веществами, совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, рассмотреть классификацию веществ по «числу и составу исходных и образующихся веществ».
  • совершенствование умения сравнивать и обобщать; развитие памяти, устойчивого внимания, самостоятельного мышления, умения быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, развитие интереса к предмету.
  • Метод обучения: самостоятельная работа, работа с карточками, работа в группах
  • Основные вопросы урока:

    < >Типы химических реакций по числу и составу продуктов и реагентовРеакции соединения.Реакции разложения.Реакции замещения.Реакции обмена.

    условия возникновения химических реакций, признаки протекания химических реакций, уравнение химической реакции, классификация химических реакций: типы химических реакций по числу и составу исходных и образующихся веществ (соединения, разложения, замещения, обмена).

  •  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx113.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена)

Базовый учебник: Химия:8 класс: базовый уровень: учебник/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков.-6-е изд., стер.-Москва: Просвещение, 2024.

Цель урока: Сформировать знания учащихся о классификации химических реакций по количеству и составу исходных веществ и продуктов реакции.

Задачи:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Уметь раскрывать смысл химических понятий: химическая реакций, классификация химических реакций.

Классифицировать химические реакции по числу и составу реагирующих и образующихся веществ. Прогнозировать возможности протекания химических реакций в различных условиях.

Применять основные операции мыслительной деятельности-анализ, синтез, сравнение, обобщение ,систематизацию, классификацию.

Овладеть базовыми логическими действиями :выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химических реакций. Овладеть базовыми исследовательскими действиями: формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного опыта ,исследования ,составлять отчет о проделанной работе .

Продолжить формирование УУД

Коммуникативные умение делать презентацию результатов выполнения химического эксперимента

Регулятивные умение самостоятельно составлять и корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий

Оценивать соответствие полученного результата заявленной цели

Формировать мировоззренческого представления о веществе и химической реакции ,соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности научной картины мира. Формировать познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: презентация, интернет ресурсы. ПСХЭ Д.И. Менделеева, набор реактивов, спички, карточки с заданиями

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

этап

Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих в журнале.

Актуализация знаний, объявление новой темы

Вашему вниманию представлен кластер по теме: «Химические реакции».

Необходимо заполнить пустые места в кластере.

  1. Что такое химическая реакция?

это явление, при котором одни вещества (исходные вещества) превращаются в другие (продукты реакции) с новыми свойствами.

  1. Какие реакции по составу вступают в химические реакции?
  • Какие вещества называются простыми? (вещества, состоящие их атомов одного химического элемента).
  • Какие вещества называются сложными? (вещества, образованные атомами разных химических элементов)

  1. Верный путь составляет: Выпишите формулы выигрышного ряда игры «Крестики-нолики» соответствующего сложным веществам, дайте название каждому веществу.
  2. Что такое уравнение химической реакции? (условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков)
  3. Какому закону химии подчиняются химические уравнения? (закон сохранения массы вещества)
  4. Какое отражение в уравнениях химических реакций нашел закон сохранения массы веществ?

( коэффициенты)

Какие признаки указывают на протекание химической реакции? (газ, осадок, выделение или поглощение света и тепла, запах, изменение цвета).

  1. Из букв, которые соответствуют уравнениям химических реакций, получите названия химических элементов (бром).
  2. В природе существует огромное множество различных химических веществ, как и реакций в которые они вступают. Но как правильно записать химические реакции? Что нам может в этом помочь? (определение общих признаков, деление реакций на группы).

Попробуйте сформулировать тему урока.

Отвечают на вопросы учителя

Записывают ответ в тетрадь в соответствии с представленными заданиями

Работа по заполнению кластера по теме: классификация химических реакций.

Записывают тему урока в тетрадь: Классификация химических реакций»

Постановка цели урока

Попробуйте определить цель нашего урока.

Установить, выяснить, исследовать…..

Определяют цель урока

Установить признаки химических реакций по составу исходных веществ и продуктов реакции

Изучение новой темы:

научить:

формулировать: представления о типы химических реакций по количеству исходных веществ (реагентов), так и по количеству продуктов реакции;

составлять: схему-кластер по итогам работы; письменный отчёт;

объяснять: признаки реакций соединения, разложения, обмена, замещения;

уметь: раскрывать смысл основных химических понятий: химические реакции, классификация химических реакций: соединение, разложение, замещение и обмен, экзо- и эндотермические реакции;

классифицировать (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту)

использовать: использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;

правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов.

«Обжиг ».

Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция (СаСО3). Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашеной известью (оксид кальция) и оксид углерода (IV). Оставалось только, чтобы на негашёную известь попало известное количество воды. Так и случилось. … Скалы, деревья, клад, мумии – всё исчезло в мгновение ока вместе с презренными похитителями.

Вопросы к тексту:

  • Прочитайте отрывок из произведения Л. Буссенара «Похитители бриллиантов».
  • Найдите описание химических реакций?
  • Составьте уравнения реакций, описанные в отрывке.
  • Чем отличаются предложенные реакции
  • Какие признаки указывают на протекание химических реакций.

Вносим в кластер реакции разложения и соединения :

АВ А+В

Реакции разложения - распад одного сложного вещества на несколько простых или сложных веществ.

А+В АВ

Реакции соединения - образование одного сложного вещества в результате соединения двух или более веществ.

Демонстрация видео ролика реакций замещения и обмена:

  1. -замещение
  2. – реакция обмена между соляной кислотой и гидроксидом натрия.

Вносим в кластер реакции замещения и обмена:

АВ+С СВ+А

Реакции замещения – взаимодействие одного простого и одного сложного вещества, получаются новое сложное и новое простое вещества

АВ +СD AD +CB

Реакции обмена - взаимодействуют два сложных вещества и обмениваются своими составными частями

Если выделится газ – это раз,
И получится вода – это два,
А еще нерастворимый осаждается продукт.
«Есть осадок», – говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик правила обмена не забудет никогда:
В результате непременно будет газ или вода,
Или выпадет осадок – вот тогда порядок!

Учащиеся предлагают варианты написания уравнений химических реакций.

Ученики: Реакции отличаются как по количеству исходных веществ (реагентов), так и по количеству продуктов реакции.

Вывод: реакции отличаются друг от друга по количеству исходных веществ и продуктов реакции;

Реакции отличаются и тем, что одни идут под воздействием температур, а другие нет.

Выделяют типы реакций: разложения и соединения

Отмечают, что реакции разложения идут при нагревании, т.е эндотермические; реакции соединения экзотермические

Вносят в тетрадь определение понятий: реакции разложения и соединения

Вносят в тетрадь определение понятий: реакции замещения и обмена.

Записывают в кластере при каких условиях протекает реакция обмена

IV. Диагностика качества освоения темы

  1. Самостоятельная работа в парах по инструкции выполнения экспериментальной работы

Пробирка № 1 - Zn + HCL →

Пробирка № 2 - CuSO4 + NaOH →

  1. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Zn+CuSO4=ZnSO4+Cu

б) Li + N2 —> Li3N

в) BaCl2+K2CO3=BaCO3 +2KCl

г) Fe(OH)2=FeO+H2O

  1. Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) AgI —>………..

Реакция……………..

б) MgO + H2SO4 —………..

Реакция……………..

в) CuCl2+ Fe = —>………..

Реакция……………..

г) Al + Cl2 —>………..

Реакция……………..

учащиеся выполняют лабораторные опыты и записывают соответствующие уравнения реакций

Выполняют работы в тетрадях по таблицам

Рефлексия

Домашнее задание

Цель. Обеспечить понимание учащимися цели и содержания домашнего задания

Итоги урока. оценки за урок

Задаются вопросы, побуждающие учащихся к рефлексии урока.

• Что на уроке было главным?

• Что было интересным?

• Что нового сегодня узнали?

• Чему научились?

Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

Задачник по химии 8 класс Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин, пункт , стр.25 № 2-13(а)2-14, 2-19.

Записывают домашнее задание в дневники.

Крестики-нолики

Верный путь составляет: Выпишите формулы выигрышного ряда игры «Крестики-нолики» соответствующего сложным веществам, дайте название каждому веществу.

Mg

MgCL2

CuO

N2

O2

Na2S

KI

H2S

Si

Определение химического элемента

Из букв, которые соответствуют уравнениям химических реакций, получите названия химических элементов. Определите относительную молекулярную массу этого вещества.

Химическая реакция

Уравнение химической реакции

2Mg + O2------- 2MgO

Б

2NaOH+ SO2 = Na2SO3 + H2O

Г

Mg + O2------- 2MgO

Д

Na2O+ H2O= NaOH

Ж

Mg + 2HCL= MgCL2 +H2

Р

H2 +CuO= H2O + Cu

О

SO2 + K2O= K2 SO3

М

2Mg + 2O2------- 2MgO

П

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакций

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Zn+CuSO4=ZnSO4+Cu

б) Li + N2 —> Li3N

в) BaCl2+K2CO3=BaCO3 +2KCl

г) Fe(OH)2=FeO+H2O

Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) AgI —>………..

Реакция……………..

б) MgO + H2SO4 —………..

Реакция……………..

в) CuCl2+ Fe = —>………..

Реакция……………..

г) Al + Cl2 —>………..

Реакция……………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока (технологическая карта) по теме: "Химические реакции".8 класс.УМК О.С.Габриэляна.

Предлагаю вариант технологической карты урока по химии в соответствии с требованиями ФГОС. Буду  рад Вашим комментариям....

Технологическая карта урока по теме "Кислородные соединения углерода"

Технологическая карта урока разработана по теме "Кислородные соединения углерода" по учебнику О.С.Габриелян  для учащихся 9 класса.Разработка урока составлена на основе  современных требован...

Технологическая карта урока «Окислительно восстановительные реакции» 8 класс

Урок "Окислительно-восстановительные реакции" в 8 классе построен по требованиям ФГОС в форме технологической карты....

Технологическая карта урока "Окислительно-восстановительные реакции"

Урок по теме "Окслительно-восстановительные реакции в 9 классе" составлен в виде технологической карты с учетом требований ФГОС ООО....

Технологическая карта урока "Скорость химических реакций.Катализ" (9кл., УМК ГабриелянО.С.)

материал для подготовки к уроку "Скорость химических реакций.Катализ" (9кл., УМК ГабриелянО.С.)...

Технологическая карта урока "Классификация одежды!

Технологическая карта урока "Классификация одежды" по технологии для 6 класса...

Технологическая карта урока "Скорость химической реакции"

Материал урока соответствует требованиям ФГОС...