Урок – расследование химия 8 класс «Количество вещества в нашей жизни»
план-конспект урока по химии (8 класс)

Зайцева Елена Владимировна

Данная разработка урока " Количество вещества в нашей жизни" может использоваться при изучении курса " Химия-8" ,а также в рамках курса внеурочной деятельности по химии. на данном занятии используются элементы проблемного обучения в игровой форме и технологии развития критического мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kolichestvo_veshchestva_v_nashey_zhizni_.docx39.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – расследование  химия 8 класс

«Количество вещества в нашей  жизни»

Цель деятельностная: формирование УУД при изучении количества вещества.

Предметно-дидактическая цель: формирование знаний о количестве вещества.

Планируемые результаты

Предметные:

знают обозначение физической величины количество вещества;

знают определение количества вещества;

знают единицу измерения количества вещества;

знают формулу определения количества вещества;

решают задачи на определение количества вещества.

Метапредметные:

решают учебную проблему;

делают выводы о взаимосвязи физических величин массы, числа частиц;

оценивают правильность решения задач.

Личностные:

убеждаются в познаваемости мира;

проявляют интерес к изучению химии.

Тип урока

по ведущей дидактической цели: закрепление учебного материала;

по ведущему методу обучения: проблемный.

Методы обучения

основной: проблемно-поисковый.

дополнительные методы обучения: беседа, рассказ, демонстрация, самостоятельная работа.

Средства обучения: Химия.8 класс учебник для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, с 2013.

Компьютер, мультимедийный проектор.

Оборудование: стеклянный кувшин,

Вещества: вода, гидрогель, соль железа, роданид калия, поваренная соль, сахарный песок, мед, спиртовая настойка  йода.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Методы и приемы

I. Организация начала урока

2 мин

создание психологического климата урока

II. Актуализация знаний. Постановка задач урока

3 мин

Использование средств психолого-педагогического воздействия, планирование путей восприятия, самостоятельное составление кластера + фронтальная  проверка

III. Использование  ранее изученного материала по разным предметам не в традиционной ситуации

15мин

Объяснение интересных факторов,

 частично-поисковый

IV. Закрепление знаний. Решение практических задач.

15 мин

Демонстрационные эксперименты +самостоятельное решение задач

V. Домашнее задание

1 мин

Выбор, обеспечивающий познавательную активность и самостоятельность учащихся. Реализация творческого потенциала учащихся.

VII. Подведение итогов урока

2 мин

Самооценка учебной деятельности.

VIII. Рефлексия

2 мин

Осмысление учебной деятельности.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент -2 мин.
  2. Актуализация знаний -3 мин

Работа  с кластером (на листах) Впишите в схему понятия, связанные с количеством вещества и их обозначения, единицы измерения? Каким образом они связаны с количеством  вещества?

Корзина Идей

        

Учитель:  как  вы понимаете,  сегодня на уроке мы будем в роли сыщиков раскрывать настоящие дела  по теме «Количество вещества». 

Наша цель: научиться самостоятельно решать задачи по теме урока. Это -  раскрытие  дел.
Но само собой этот умение не придет.
Как выдумаете, что поможет в решении задач? 
(Ответы учащихся, совместный поиск, обобщение) 

  • Знание понятий: моль количество вещества, молярная масса, молярный объем, постоянная Авогадро.
  • Знание формул:
  • Умение выводить производные от формул.
  • Умение грамотно оформить задачу.
  • Умение решать задачу по образцу.
  • Умение решать задачу самостоятельно.
  1. Использование  ранее изученного материала по разным предметам не в традиционной ситуации

ДЕЛО №1.  О БРИЛЛИАНТАХ

Итальянский граф-ювелир Фаскотино накопив денег, приобрёл большую партию бриллиантов. Как вы думаете, сколько это? (горстка) Их он хранил дома. В городе состоялось ряд грабежей, в том числе и в его доме. Но бриллианты так и не нашли. Почему? Где хранил драгоценные камни ювелир? (в кувшине с водой)

Опыт№1. Верите, что у меня в стакане с водой находятся мои бриллианты?

(Там гидрогель - полимерная сфера накапливающая воду. Используют его для сухого полива цветов, изготавливают  искусственное глазное яблоко).

Есть группа бриллиантов, у которых коэффициент преломления света, как и у воды. Бесцветные бриллианты – это С (углерод)

Задача №1.Самый известный бриллиант в России носит имя графа Орлова. Весит он  189,62 карата. Сколько атомов углерода находится в данном бриллианте? (1 карат = 0,2  грамма).

Ответ: 18*1023 атомов

Самый известный бриллиант в России носит имя графа Орлова. Сколько весит он? Известно что в его состав входит 19,025 *10 23 атомов углерода. Вес бриллианта переведите караты (1 карат = 0,2  грамма).

Задача№2 Человек выдыхает в сутки 1300 г углекислого газа. Определите его объём при н. у .  

ДЕЛО №2. О ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ.

Сейчас  происходит огромное  количество лесных пожаров. Что является причиной их? Причины: молнии, человеческий фактор, непонятные факторы.

Что происходит с лесом? Рассмотрите библейский сюжет Моисей в пустыне, что  показано на нём? Есть много растений, которые во время плодоношения и цветения выделяют эфирные вещества, которые легко возгораются. Но лесники при больших пожарах не переживают. Утверждают, что как сам загорелся, так и потухнет. ( В природе огонь тушит огонь во время смены ветра).

Опыт №2. Верите, что я сейчас потушу огонь ничем. (Тушение свечи с помощью углекислого газа = сода + уксус)

Задача№2 Человек выдыхает в сутки 1300 г углекислого газа.

Определите его объём при н. у .  

Ответ:661,8л

 ДЕЛО №3 .  КРОВАВОЕ  ДЕЛО  ГОЛЛИВУДА    

                Возможно, вы смотрели фильм « ЯГУАР». В  одном из сюжетов главный

                 герой разрывает на себе рубашку, а под ней  его окровавленное тело с

                 достаточно глубокими ранами, судя по кровотечению. Но актёр остаётся

                 жив и на нём не одной царапины. Что это за чудо?

                 ( это простая химическая реакция, используемая  для спецэффектов)

               Опыт№3: протереть руку солью железа. смочить нож роданидом калия и

               тупым концом провести по руке. Кровь убрать любым фторидом.

               При кровопотерях, чем можно заменить плазму крови, если её нет?

              (  Физиологическим  раствором, что представляет собой раствор поваренной

                соли натрий хлор).

              Задача №3 Сколько нужно взять  поваренной соли (хлорида натрия NaCl) для приготовления физиологического раствора для полоскания? Известно что данный раствор содержит №.08 моль хлорида натрия. Ответ округлите до целого числа.

Сколько нужно взять столовых ложек соли, если 1 ложка вмещает в себя 30г хлорида натрия?

           ДЕЛО №4. ОБ  УБИЙСТВЕ.

             Перед вами портрет человека, которого хотели убить. Кто он?

           (Это Григорий Распутин-известная личность при императоре).

           Так как он  имел    большое влияние на императора и его семью.

           Враги решают его отравить. Но так, чтобы этого никто не заподозрил.

            Накрывают стол с любимыми блюдами  Распутина, жирными и сладкими.

            В еду добавляется лошадиная доза яда. Распутин съедает блюда в больших

            количествах, но не погибает. Почему? И что был за яд?

              2 версии: цианистый калий под действием кислорода воздуха и влаги

              разложился и превратился в безвредное вещество.

             Или на него подействовал сахар, так же разложив  до цианогидринов –

             не опасных  веществ для организма. Ведь Распутин был сладкоежкой.

            А может даже обладал повышенным сахаром в крови. С каким

            заболеванием это связано? (сахарный диабет).

            Задача №4.   Какое количество вещества сахара (С12Н22О11) содержится в кусочке рафинада, зная, что масса одного кусочка равна 1,3г?

             Ответ :  0,004 моль   или  4 ммоль

ДЕЛО №5. О ПЛОХОМ МЁДЕ.

Роберт  Вуд  был сторонником здорового образа жизни. В пищу использовал

вместо сахара  мёд и покупал его у известного купца. Но в какой - то  момент Роберт  обратил внимание , что мёд стал у продавца совсем другим. Об этом он заявил купцу. Купец всё отвергал. Придя домой, Роберт Вуд развёл мёд в воде и добавил туда вещество из аптечки. Мёд оказался плохим. Вуд подал в суд на нерадивого продавца и выиграл дело. Как он доказал, что купец продавал плохой мёд? ( добавил йод, мёд сильно потемнел, что доказало наличие крахмала. А такого не должно быть.)

-Зачем нужен йод нашему организму?

Функции йода в организме

Йод выполняет в организме следующие функции. При наличии в организме человека достаточного количества йода он, сосредоточиваясь в основном в щитовидной железе, за каждый цикл кровообращения – 17 минут – убивает нестойких микробов, тем или иным способом попавших в кровь. Стойкие микробы ослабляются при прохождении крови через щитовидную железу и через несколько циклов кровообращения погибают. При низком содержании йода железа лишается необходимого ей для нормального функционирования элемента. Существует прямая зависимость между запасом энергии у человека и уровнем потребления им в том или ином виде йода.

Вторая функция йода – оказывать седативное (успокаивающее) действие на человека. Принимая по одной чайной ложке синего йода в день, можно избавиться от хронического стресса и раздражительности.

Третья функция йода в организме человека – повышение умственных способностей. Под воздействием йода в организме происходят окислительные процессы, положительно влияющие на мозговую деятельность, повышается эластичность кровеносных сосудов.

           Задача№5.Каково по массе содержание йода  в нашем организме, если известно, что оно составляет 0,1 ммоль.

Какова  суточная потребность в  йоде вашего организма, если известно, что она составляет 3  мкг  на 1 кг веса?

                Домашнее задание  

          1.п.15,упр.2,п.16.упр.2

2. Придумай задачу на определение массы, объема через количество вещества и реши ее.

3.Составить сиквейн с единицей измерения количества вещества Моль.   

VII. Подведение итогов урока

Раскрыли мы с вами все дела, решили все задачи. Оцените себя.

VIII Рефлексия

Оцените с помощью смайликов  нашу работу

              Понравилось

Не понравилось                                                                                              

Спасибо за сотрудничество! Листы учёта сдать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе «Количество вещества»

Пояснительная записка к урокуМетодическая разработка урока по учебному предмету химия, учебнику О.С.Габриелян «Химия. 8 кл.» (глава II «Простые вещества»), для обучающихся 8 класса. Программой предусм...

Презентация к уроку экономики в 6 классе "Количество денег, необходимое для экономики страны."

1.Помочь овладеть минимальными  сведениями о количестве денег необходимыми для экономики страны.2.Научить применять полученные знания к решению задач практического и теоретического характера, исп...

Разработка урока экономики в 6 классе"Количество денег, необходимое для экономики страны"

Тема урока «Количество денег, необходимое для экономики страны»Дата проведения: 06.09.2017.Тип урока: комбинированныйТехнология урока: исследование. Цели урока:·...

Конспект урока в 8 классе "Количество вещества. Моль. Молярная масса"

Сложная в изложении и понимании тема для учащихся 8 класса. Сделана попытка так преподать мателиал, чтобы было и понятно, и логчно, чтобы ученики сами пришли к нужным выводам, практически закрепили но...

Презентация к уроку химии 8 класса "Количество вещества"

Презентация знакомит учащихся с понятиями- количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем. Приведены примеры решения задач по теме...

Проверочная работа по химии 8 класс Количество вещества

Проверочная работа по теме Количество вещества составлена в 4 вариантах и состоит из 3 задач...