Урок в 8 классе «Количество вещества»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Толоконникова Евгения Викторовна

Пояснительная записка к уроку

Методическая разработка урока по учебному предмету химия, учебнику О.С.Габриелян «Химия. 8 кл.» (глава II «Простые вещества»), для обучающихся 8 класса. Программой предусмотрено 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Урок в 8 классе «Количество вещества». ИКТ – урок с использованием интерактивных методов обучения (ЦОР - презентация учителя, ЭОР – виртуальная лаборатория Кирилла и Мефодия).

Учитель: Толоконникова Евгения Викторовна

Класс: 8

Предмет: химия

Тема урока: Количество вещества

Тип урока: урок изучения новой темы

Характеристика класса:

В классе 8 обучающихся, из них 3 усваивают программу на «Отлично» и «Хорошо», 2 – на «Хорошо» и «Удовлетворительно» и 3 – на «Удовлетворительно».

2 ученика из неполных семей, где воспитанием занимаются бабушки. 1 ученик воспитывается в семье группы риска. Остальные живут в полных благополучных семьях. 1 состоит на внутришкольном контроле, но в данный момент он находился на стационарном лечении.

Уровень сплоченности коллектива на уровне 65%.

Методическая цель урока:

- показать коллегам методику проведения урока изучения новых знаний с использованием компьютерных технологий.

Урок подразумевает наличие обратной связи, общения с учащимися, совместного поиска решения поставленных задач.

Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии 8 класс.

Количество вещества.

Цель:

- формирование понятия о количестве вещества и единицах его измерения.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Формирование познавательной потребности.
  2. Формирование стремления к глубокому усвоению знаний.
  3. Воспитание аккуратности в оформлении и записи задач

Метапредметные:

  1. Развивать умения применять знания.
  2. Развивать логическое мышление..
  3. Развивать умение анализировать условия.

Предметные:

  1. Формировать в ходе урока понятия «количество вещества», «число Авогадро».
  2. Сформировать умение решать задачи на количество вещества.
  3. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выделять нужную информацию.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

 

 Приветствие, проверка готовности к уроку, определение отсутствующих,

Организация внимания

Саморегуляция

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым для вас понятием - количество вещества, моль, молярная масса. Научитесь решать задачи по химии, связанные с этими понятиями.

Но сначала вспомним, что мы уже знаем.

Записывают тему урока в тетради: Количество вещества.

Концентрация внимания

Актуализация знаний. Проверка Д/З

 

 - Что такое неметаллы?

- Что такое аллотропия?

- Какие аллотропные модификации имеют атомы О, Р, С, Sn?

- Проверить таблицу №3, перенесённую в тетрадь из учебника

 - Что показывает относительная атомная масса, как обозначается, как найти её значение?

- Как обозначается относительная молекулярная масса, как найти её значение?

 Отвечают на вопросы

 Умение выражать мысли, аргументировать ответ, учитывать разные мнения.

Первичное усвоение нового материала

 

Для получения определённого количества продукта в химической лаборатории или на заводе необходимо брать строго определённые количества исходных веществ.

- Подумайте, в чём удобнее измерять вещества? (привести аналог с картофелинами)

- Для подсчёта количества вещества, пользуются такой единицей измерения как МОЛЬ.

 В 1 моль вещества содержится 6 *1023 частиц этого вещества 

Запишем определение:

(Презентация, слайд 1.)

МОЛЬ - ЭТО ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА, В КОТОРОМ СОДЕРЖИТСЯ 6 * 1023 ЧАСТИЦ (молекул или атомов) ЭТОГО ВЕЩЕСТВА.

- 6 *1023 - число постоянное и названо в честь итальянского учёного Амедео Авогадро, называется постоянная Авогадро и обозначается NA.

Чтобы найти число молекул вещества в определённом количестве вещества надо:

N = NA* n,

где N - число молекул

NA - постоянная Авогадро, молек./моль

n - количество вещества, моль

Следовательно, n = N / NA и NA = N / n (Презентация, слайд 2.)

Демонстрирую вещества количеством 1 моль. Как отмерила? Считала молекулы?

МАССА 1 МОЛЬ ВЕЩЕСТВА НАЗЫВАЕТСЯ ЕГО МОЛЯРНОЙ МАССОЙ, обозначается М и измеряется в г/моль. (Презентация, слайд 3.)

Записываем это определение в тетрадь.

Т.е. чтобы отмерить 1 моль вещества нужно отмерить массу, равную его Ar или Mr .

  • 1 моль Fe весит 56г a М(Fe) = 56 г/моль
  • 1 моль S весит 32г a M(S) = 32 г/моль
  • 1 моль Na Cl весит 59г a M(NaCl) = 59 г/моль
  • 1 моль CuSO4 весит 160г a M(CuSO4) = 160 г/моль (Презентация, слайд 4,5)

Слушают, сопоставляют, делают предположения, записывают.

 Умение слушать и слышать, делать выводы. Саморегуляция.

Первичная проверка

 

- Если взять 64 г серы, сколько это будет молей? Как вы нашли?

Значит, чтобы найти количество вещества нужно его массу разделить на молярную массу:

n = m / M и, следовательно, m = n* M и M = m/n. (Презентация, слайд 6-7.)

- сколько будет весить 1 моль карбоната кальция CaCO3

- Вы знаете, что основная единица измерения массы - это грамм, величина в 1000 раз большая - килограмм, а в 1000 раз меньшая - миллиграмм. Такая же зависимость прослеживается относительно физико-химических величин и их единиц. Рассмотрим таблицу. (презентация, слайд 8):

Величина, её обозначение

Единицы величины

Основная

В 1000 раз большая

В 1000 раз меньшая

Масса, m

г

кг

мг

Количество вещества, n

моль

кмоль

ммоль

Молярная масса, М

г/моль

кг/кмоль

мг/ммоль

Постоянная Авогадро, NA

6 *1023 в 1 моль

6 *1026 в 1 кмоль

6 *1020 в 1 ммоль

 Высказывают своё мнение, делают предположения, делятся открытиями,

 Выражение мыслей, концентрация внимания, активизация мыслительной деятельности.

Умение слушать и делать выводы.

Первичное закрепление

Решим задачи. (презентация, слайд 8-9)

1.Найти массу 24 * 1023 молекул озона

2. Сколько молекул содержится в 111г гидроксида кальция Ca(OH)2?

Задание 4, стр.95

-Задайте вопросы по теме  и ответьте на вопросы одноклассников.

(1. Как обозначается количество вещества и в чём измеряется?

2. Сколько частиц содержит 1 моль любого вещества, как эта величина называется?

3. Чтобы отмерить 1 моль вещества, что надо сделать?

4. Что называется молярной массой, как обозначается, в чём измеряется, чему численно равна?)

Масса озона равна 192г

N=9*1023 молекул

Работают с учебником

Задают вопросы и отвечают

Умение решать поставленные задачи, управление поведением, концентрация внимания, активизация мыслительной деятельности, умение адекватно оценивать свои результаты.

Развитие речи, внимания.

Умение правильно сформулировать вопрос.

Умение слышать и слушать.

Развитие самооценки.

 Информация о домашнем задании

 §16, задания 2-3.

Пояснения

 Записывают задание.

 

 Рефлексия (подведение итогов)

 Оцените свою работу

Формулируют итоги урока.

Чему я научился

Что понятно

Что не понятно

Было легко/трудно

 Осознание качества и уровня усвоения, развитие самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии "Количество вещества"

На данном уроке используется метод укрупнённых едениц, позволяющий ввести понятия: "моль", "число Авогадро", "молярная масса", "молярный объём" на одном уроке....

Методическая разработка урока по теме "Количество вещества"

Изучение нового материала. Химия. 8 класс. Тема урока "Количество вещества". УМК О.С. Габриелян....

Конспект урока в 8 классе "Количество вещества. Моль. Молярная масса"

Сложная в изложении и понимании тема для учащихся 8 класса. Сделана попытка так преподать мателиал, чтобы было и понятно, и логчно, чтобы ученики сами пришли к нужным выводам, практически закрепили но...

Презентация к уроку по теме "Количество вещества" 8 класс

Презентация к уроку по теме "Количество вещества" 8 класс по учебнику О.С. Габриеляна...

Презентация к уроку химии 8 класса "Количество вещества"

Презентация знакомит учащихся с понятиями- количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем. Приведены примеры решения задач по теме...

Проверочная работа по химии 8 класс Количество вещества

Проверочная работа по теме Количество вещества составлена в 4 вариантах и состоит из 3 задач...

Обобщающие урок по теме "Количество вещества" . 8 класс

Технологическая карта урока в 8 классе по теме "Количество вещества"....