Разработка урока «Многоатомные спирты и альдегиды: качественный анализ с элементом количественного анализа»
план-конспект урока по химии (10 класс)

ПЕТРОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

Предмет – Органическая химия, Класс – 10

       Данный урок даёт возможность реализации Проектно-исследовательской деятельности учащихся, основанной на методе учебного проекта, входящего в группу личностно ориентированных технологий. Урок основан на индивидуальной и групповой работе учащихся, исследовательского и поискового подхода.

       Урок рассчитан на два часа (сдвоенный урок) и представлен в форме развёрнутого конспекта.

Общая характеристика и структура

Урок: «Многоатомные спирты и альдегиды: качественный анализ с элементом количественного анализа»

 

Цель урока: На основе практического эксперимента сформировать у учащихся понимание принципа (алгоритм) действий при проведении качественного анализа. Обучать коллективному взаимодействию в группах.

Задача урока: На основе коллективного взаимодействия в группах, провести качественный анализ предложенных растворов веществ, выполнить вычисления по заданной программе. Сформировать у учащихся позитивное представление эффективности групповой работы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._mnogoatomnye_spirty_i_aldegidy.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ НАО «СШ с.Ома»

Предмет – Органическая химия

Класс – 10

Учитель - Петров Николай Константинович

Первая квалификационная категория

с.Ома

2024 год

Пояснительная записка

Урок курса Органической химии. Раздел курса – «Кислородсодержащие органические соединения, спирты и альдегиды». В календарно-тематическом планировании урок находится в начале третьей четверти (39 – 40 по плану двухчасовой учебной недели).

Тема урока: «Многоатомные спирты и альдегиды: качественный анализ с элементом количественного анализа»).

Данный урок даёт возможность реализации Проектно-исследовательской деятельности учащихся, основанной на методе учебного проекта, входящего в группу личностно ориентированных технологий. Урок основан на индивидуальной и групповой работе учащихся, исследовательского и поискового подхода.

Урок рассчитан на два часа (сдвоенный урок) и представлен в форме развёрнутого конспекта.

Общая характеристика и структура

Урок: «Многоатомные спирты и альдегиды: качественный анализ с элементом количественного анализа»

Цель урока: На основе практического эксперимента сформировать у учащихся понимание принципа (алгоритм) действий при проведении качественного анализа.

Обучать коллективному взаимодействию в группах.

Задача урока: На основе коллективного взаимодействия в группах, провести качественный анализ предложенных растворов веществ, выполнить вычисления по заданной программе.

Сформировать у учащихся позитивное представление эффективности групповой работы.

Общие принципы урока: 1) Разделить класс на две группы по 3 – 4 человека в каждой (малокомплектная школа с количеством учащихся в 10 классе 8 человек);

2) Выделить задачи для каждой группы учащихся: а) первая группа – группа практических исследований;

б) вторая группа – группа обработки и оформления информации;

Постановка задачи для первой группы:

1) Провести качественный анализ предложенных трёх растворов на наличие многоатомных спиртов и альдегидов.

Даны: раствор глюкозы (1%) – 15 мл, раствор глицерина (5%) – 15 мл, раствор уксусного альдегида (1%) – 15 мл.

По результатам качественного анализа сделать вывод о присутствии в каждой пробе соответствующих веществ.

2) В установленной качественным анализом пробе с раствором альдегида определить изменение массы в пересчёте на массу выделенного серебра.

3) Все данные передать в центр (группу) обработки информации для оформления результатов качественного анализа и вычисления массы окисленного, в процессе эксперимента, альдегида и для подтверждения концентрации его раствора;

Постановка задачи для второй группы:

1) Грамотно и последовательно изложить суть результатов качественного анализа предоставленных первой группой, сформулировать выводы, записать уравнения.

2) По предоставленным результатам анализа и измерений, провести вычисление массы окисленного альдегида, указать химизм процесса.

3) Условно приняв, что альдегид окислен полностью, подтвердить концентрацию его раствора.

4) Сделать общее заключение по результату проведённого эксперимента.

Приборы и реактивы: 5% раствор сульфата меди(II);

10% раствор гидроксида натрия;

10% раствор аммиаката серебра (реактив Толленса);

5% раствор глицерина;

1% раствор глюкозы;

5% раствор ацетальдегида;

пробирки для трёх проб растворов (9 шт. + 1)

штатив для пробирок;

спиртовка;

пробиркодержатель;

весы технические с разновесами (точность не менее 10 мг);

пипетки для реактивов.

План работы (алгоритм действий), выдаётся группе

экспериментаторов в форме ЛИСТА ЭКСПЕРИМЕНТА:

Качественный анализ:

1. Приготовить в штативе 9 пробирок тремя рядами друг за другом, пронумеровать их последовательно как пробирки № 1,2,3 (для трёх проб предложенных растворов);

2. Взять в пробирки три пробы каждого раствора;

3. Исследовать каждый раствор первой пробы аммиачным раствором оксида серебра, записать результат (выводы не делать);

4. Каждую пробирку со второй пробой растворов исследовать свежеосаждённым гидроксидом меди(II) (реактив Троммера) без подогрева, записать результат (выводы не делать);

5. Слегка подогреть пробирки с темно-синим окрашиванием растворов, записать результат;

Количественный анализ:

6. Взвесить сухую прокалённую пробирку, записать её массу;

7. Из третьей пробы растворов взять определённый в предыдущем эксперименте раствор уксусного альдегида в пустую, предварительно взвешенную пробирку (V≈ 5 мл, принять ρ ≈ 1,04 г/мл );

8. Провести реакцию серебряного зеркала, добавлением 6 – 8 мл 5% раствора аммиаката серебра;

9. По завершении реакции промыть и высушить пробирку с налётом серебра, определить её массу, записать результат;

10. Передать данные эксперимента на обработку и проведение вычислений во вторую группу.

Общий план работы второй группы (обработка информации и проведение вычислений):

I. Оформление результатов качественного анализа:

1. Реакция с аммиачным раствором оксида серебра (реактив Толленса) позволяет сделать вывод о наличии … группы

в … пробах (указать номера)

Вывод: в пробах № … и № … присутствуют растворы … (указать принадлежность к соответствующему классу, но не называть вещества конкретно). Следовательно, в пробе № … точно присутствует раствор …

2. По результату реакции Троммера со второй пробой окрашивание растворов в … цвет появилось в пробах № …

и № … .

Вывод: В пробе № … подтверждено наличие … (указать конкретно вещество в растворе).

В пробе № … также проявила себя реакция на функциональные группы … . Следовательно вещество в данной пробе содержит в составе

функциональные группы … и … , а следовательно, может быть отнесено к классу … .

3. При умеренном нагревании всех трёх пробирок второй пробы (реакция Троммера) в двух из них выпал осадок … цвета, что так же указывает на наличие в пробе № … и № … функциональной группы … ( указать формулу и название);

4. Общее заключение по качественному анализу:

Исходя из выше изложенного, можно сделать однозначный вывод:

а) в пробе № … точно присутствовал раствор … ;

б) в пробе № … точно находился раствор … ;

в) проба № … дала реакции сразу на группы … и … , следовательно в этой пробе точно не могли находиться растворы … и … , а следовательно, это может быть только раствор … .

II. Оформление результатов количественного анализа (массы окисленного альдегида по массе осадка серебра):

1. Начальная масса сухой пробирки до опыта

… граммов, масса после эксперимента … граммов.

Масса выделенного на стенках серебра

… граммов.

2. Составляем уравнение реакции окисления альдегида аммиачным раствором оксида серебра, по массе серебра определяем массу окисленного альдегида по уравнению.

Уравнение: …………………………………………………………………….

Мною допускается упрощённая форма записи уравнения, приняв комплекс аммиаката серебра [Ag(NH3)2]OH за Ag2O.

Сделаем перерасчёт на массу 5% раствора ацетальдегида, подтвердим концентрацию раствора альдегида при условии его полного окисления, учитывая V ≈ 5 мл. ρ ≈ 1,04 г/мл).

Примечание: Это задание не предусматривает полного окисления альдегида в пробе, т.к. количество реактива серебра (реактива Толленса) крайне ограничено в школе ввиду хронического недостатка AgNO3. То, что окисление полное принимается условно.

III. Отчёт о проделанной работе в форме устного изложения типа семинара (≈ 20 минут времени второго урока) с использованием карты отчёта.

План урока

Тема: «Многоатомные спирты и альдегиды: качественный анализ с элементом количественного анализа»

Цель урока: На основе практического эксперимента сформировать у учащихся понимание принципа (алгоритма) действий при проведении качественного анализа.

Обучать коллективному взаимодействию в группах.

Задача урока: На основе коллективного взаимодействия в группах провести качественный анализ предложенных растворов веществ, выполнить вычисления по заданной программе.

Разработка рассчитана на средний уровень успеваемости учащихся, т.е. доступна для выполнения большинством учащихся класса.

I. Орг.момент – 1 – 2 мин.

II. Основная часть первого урока 25 – 30 мин.

Выдаются: а) лист проведения эксперимента ученикам первой группы (экспериментаторы).

Лист представляет собой заготовку для выполнения работы. В нём прописывается задание для выполнения и последовательность действий.

В лист вносятся только результаты проводимых экспериментов.

(Прилагается в конце разработки)

б) лист оформления данных и вычислений для группы обработки информации и вычислений.

Лист оформлен таким образом, что требует лишь правильного завершения формулировки задания и умения составлять уравнения соответствующих химических реакций. (Прилагается в конце разработки)

В течение 5 минут учащиеся каждой группы знакомятся с листами заданий.

Первая группа (экспериментаторы) находят необходимые реактивы и приготовленные растворы исходных веществ.

Выполнение задания (20 мин.) Первая группа, согласно заданию в листе наблюдения, берет предложенные растворы в три группы проб (три ряда пробирок предварительно пронумерованных № 1, № 2, № 3).

Ход эксперимента. Качественный анализ.

В пробирки каждой пробы берут по 5 мл. растворов: глюкозы (1%); уксусного альдегида (5%); глицерина (5%).

1. К растворам первой пробы прибавляют [Ag(NH3)2]OH (10%), нагревают до t0кип., результат указывают в листе наблюдения (без вывода).

Примерный вариант указания результата: в пробирках №1 и №2 на стенках налёт серебра. В пробирке №3 реакции серебряного зеркала не наблюдалось.

Примечание: Учащиеся первой группы лишь констатируют результат опыта, но не делают выводов, это задача второй группы.

2. В пробирках второй пробы проводят реакцию Троммера на многоатомные спирты, добавляя в каждую пробу последовательно, растворы сульфата меди(II) и гидроксида натрия.

Примерный вариант указания результата: в пробирках №2 и №3 появляется темно-синее окрашивание.

Вновь только констатация результата.

3. Все три пробирки второй пробы умеренно нагревают, наблюдают результат, отмечают его.

Примерный вариант указания результата: В пробирках №1 и №2 выпадение осадка кирпично-красного цвета.

Только констатация результата.

4. Согласно требованию в листе наблюдения из третьей пробы берут только ту пробирку, которая дала положительный результат на альдегидную группу в первом и третьем случаях (раствор уксусного альдегида).

Пусть это будет пробирка №1.

Эта пробирка предназначена для второй части работы, количественного анализа на раствор ацетальдегида.

Ход эксперимента. Количественный анализ.

Примечание.

По сути своей количественным анализом, в полном его представлении, эта часть эксперимента не является, а названа так только условно.

Такая условность необходима для формирования в сознании учащихся первичных представлений о том, какие вычисления можно проводить по результатам качественного анализа, формировать у учащихся первичные представления о количественных вычислениях в ходе проведения работы.

По результатам качественного анализа и выбранной на основании его пробирке №1 (как пример), проводится повторно реакция серебряного зеркала, используется больший объём раствора [Ag(NH3)2]OH (≈ 6 - 8 мл. для полного окисления альдегида в растворе. Vраствора альдегида ≈ 5 мл, ρ ≈ 1,04г/мл

плотность приведена условно).

Пробирка предварительно взвешена чистой, записана её масса

( к примеру 10 г). После проведения эксперимента и осаждения серебра, она промывается, сушится и вновь взвешивается. Находится конечная масса (к примеру 10,2 г).

Данные вносятся в лист наблюдения для передачи во вторую группу.

После внесения всех данных в лист наблюдения он передаётся второй группе для оформления данных и вычислений.

Работа первой группы завершается.

III. Завершающая часть первого урока (10 – 12 мин.)

Учащиеся второй группы, в период выполнения первой группой качественного анализа, знакомятся с листом оформления результатов

≈ 5 мин., наблюдают за ходом эксперимента, оказывают, при необходимости, помощь учащимся первой группы. Тем самым достигается большее сплочение в работе, лучшее понимание сути происходящего.

Наблюдение за результатом и предоставленные данные обеспечивают лёгкость выполнения второй части работы.

Лист обработки и оформления результатов представляет собой последовательность хода рассуждения с необходимостью правильного анализа предоставленной информации и верного завершения соответствующего алгоритма.

Лист обработки и оформления прилагается в конце разработки

с полным примерным вариантом заполнения.

В течение 10 – 12 мин. первого урока завершается заполнение листа обработки и оформления информации в части качественного анализа.

Первый урок завершается.

Урок второй (сдвоенный с первым)

I. Орг. момент (1 – 2 мин.)

II. Завершение обработки и оформления в количественной части листа, составление уравнений, выводы, оформление отчёта

(15 – 20 мин.).

Выполнение:

1) По предоставленным результатам определяется масса выделенного серебра на стенках пробирки.

2) Составляется уравнение окисления ацетальдегида, вычисляется его масса.

3) По заданному объёму раствора в пробирке (≈ 5 мл) и по заданной плотности (ρ ≈ 1,04 г/мл), учитывая найденную массу альдегида в растворе, вычисляем концентрацию раствора.

(См. лист оформления результата в конце разработки).

4) Делается общий вывод по качественному анализу и проведённым вычислениям.

5) Подготавливается краткая презентация по результату работы.

III. Завершение урока (15 – 18 мин.) проводится в форме презентации с элементами семинара:

1) По листу обработки и оформления учениками второй группы делается полное изложение о проведённой работе (зачитывается);

2) Проводится обсуждение результата с участием учащихся обеих групп;

IV. Подведение итога работы (3 – 5 мин.) проводится преподавателем:

1) Указываются положительные моменты в выполнении работы, допущенные ошибки;

2) Оценивается оперативность, и качество выполнения каждой части эксперимента;

3) Оценивается работа наиболее активных учащихся.

Примерный вариант выполнения работы прилагается ниже на соответствующих листах:

1) Лист эксперимента с данными;

2) Лист обработки и оформления информации с вариантом выполнения.

Лист эксперимента с данными. (Группа №1)

Все результаты заносятся в таблицы данных.

План выполнения работы:

1. Приготовит в штативе 9 пробирок тремя рядами друг за другом, прономеровать их последовательно как пробирки №1,2,3 (для трёх проб предложенных растворов);

2. Взять в пробирки три пробы каждого раствора;

3. Исследовать каждый раствор первой пробы аммиачным раствором оксида серебра, записать результат (выводы не делать);

4. Каждую пробирку со второй пробой растворов исследовать свежеосаждённым гидроксидом меди(II) (реактив Троммера) без подогрева, записать результат (выводы не делать);

5. Слегка подогреть пробирки с темно-синим окрашиванием растворов, записать результат по той из них, в которой произошли изменения;

6. Взвесить сухую прокалённую пробирку, записать её массу;

7. Из третьей пробы растворов взять, определённый в предыдущем эксперименте, раствор уксусного альдегида в пустую предварительно взвешенную пробирку (V≈ 5 мл, принять ρ ≈ 1,04 г/мл );

8. Провести реакцию серебряного зеркала, добавлением 6 – 8 мл 5% раствора аммиаката серебра ;

9. По завершении реакции промыть и высушить пробирку с налётом серебра, определить её массу, записать результат;

10. Передать данные эксперимента на обработку и проведение вычислений во вторую группу.

Таблицы результатов эксперимента (Группа №1)

(Примерный ход анализа и результатов описан выше, в плане урока)

Проба №1

№ пробирки

Реактив

1

2

3

[Ag(NH3)]OH

Ag

Ag

Нет реакции

Проба №2

№ пробирки

Реактив

1

2

3

Реактив Троммера

(Cu SO4 * 2NaOH)

растворы

Нет реакции

Тёмно-синее окрашивание

Тёмно-синее окрашивание

Проба №2

№ пробирки

Реактив

1

2

3

t0 (нагревание)

Cu2O

Cu2O

Не участвует

Лист обработки и оформления результатов (Группа №2)

Приводится примерный вариант выполнения задания.

Возможный вариант указан в скобках синим цветом.

I. Оформление результатов качественного анализа:

1. Реакция с аммиачным раствором оксида серебра (первая проба) позволяет сделать вывод о наличии … (альдегидной группы) в пробах (указать номера) … (№1, 2).

Вывод: в пробах № … (1) и № … (2) присутствуют растворы … (альдегидов) (указать принадлежность к соответствующему классу, но не называть вещества конкретно). Следовательно, в пробе № 3 … точно присутствует раствор … (многоатомного спирта, а в пробах это только глицерин).

2. По результату реакции Троммера со второй пробой, окрашивание растворов в … (тёмно-синий цвет) (назвать цвет) появилось в пробирках № … (№2, 3).

Вывод: В пробирке № … (3) подтверждено наличие … (глицерина) (указать конкретно вещество в растворе).

В пробе № … (2) так же проявила себя реакция на функциональные группы … (спиртов <ОН>). Следовательно, вещество в данной пробе содержит в составе функциональные группы … ( альдегидную и спиртовую), а следовательно, может быть отнесено к группе … (как многоатомных спиртов, так и к альдегидам, т.е это точно не уксусный альдегид, а следовательно, остаётся лишь раствор глюкозы).

3. При умеренном нагревании всех трёх пробирок второй пробы (реакция Троммера) в двух из них выпал осадок … (кирпично-красного цвета) (указать цвет), что подтверждает наличие в пробе № … (1, 2) функциональной группы … (альдегидов) (название);

Общее заключение по качественному анализу:

Исходя из выше изложенного, можно сделать однозначный вывод:

а) в пробе № … (1) точно присутствовал раствор … (уксусный альдегид) (указать вещество);

б) в пробе № … (3) точно находился раствор … (глицерина) (указать название вещества);

в) проба № … (2) дала реакции сразу на группы … (-СОН и ОН), следовательно, в этой пробе точно не могли находиться растворы … (уксусного альдегида и глицерина), следовательно, это мог быть только раствор … (глюкозы).

Составьте уравнения реакций окисления уксусного альдегида и уравнение цветной реакции на глицерин (уравнения реакций с глюкозой не составляются, тема «Углеводы» на момент урока не изучена).

Уравнения реакций:

1) Окисление уксусного альдегида аммиачным раствором оксида серебра

……………………………………………………………………………………

3ССОН + Ag2О = Н3ССООН + 2 Ag↓)

(Допускается упрощённая форма записи без указания механизма реакции)

2) Окисление уксусного альдегида свежеосаждённым Cu(OH)2

…………………………………………………………… Н2О…………………….

3ССОН + 2Сu(ОН)2 = Н3ССООН + 2CuOH

Cu2O↓

3) Качественная реакция на глицерин (многоатомные спирты)

……………………………………………………………………………………….

Н2С – СН – СН2 + Cu(OH)2 = Н2С – СН – СН2 + Н2О

│ │ │ │ │ │

ОН ОН ОН ОН О О

Cu

II. Оформление результатов количественного анализа (массы окисленного альдегида по массе осадка серебра):

1. Начальная масса сухой пробирки до опыта

… (10 г) граммов, масса после эксперимента … (10,2 г) граммов.

Масса выделенного на стенках серебра

… (1,28граммов).

2. Составляем уравнение реакции окисления альдегида аммиачным раствором оксида серебра, по массе серебра определяем массу окисленного альдегида по уравнению.

Уравнение: …………………………………………………………………….

Хг 0,2г

Н3ССОН + Ag2O = Н3ССООН + 2Ag↓

1м- 44г 2м- 216г

Х = 0,041(г) – m(Н3ССОН)

Вычисляем концентрацию раствора альдегида.

m (раствора альдегида) = ρV = 1,04 * 5 = 5,2(г) – m(раствора)

5,2 г - 100%

0,041 г - Х% Х = 0,8(%) – ω(Н3ССОН), что приблизительно соответствует заданной концентрации раствора в 1%

Мною допускается упрощённая форма записи уравнения, приняв комплекс аммиаката серебра [Ag(NH3)2]OH за Ag2O.

Синим цветом выделены примерные варианты ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План Медиа Урока "Многоатомные спирты"

Конспект медиа урока "Многоатомные спирты", 10 класс...

Разработка урока Многоатомные спирты

Познакомить учащихся со строением, физическими и химическими свойствами многоатомных спиртов, значением и применением их в промышленности и в повседневной жизни;uразвитие умений составлять струк...

Самоанализ урока Многоатомные спирты

Самоанализ урока  Предмет:     химия              Класс:   10...

Разработка урока химии 10 класс "Альдегиды"

Урок "Альдегиды" по программе Габриэляна О.С. в теме "Кислородсодержащие органические соединения"...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Урок "Многоатомные спирты"

Технологическая карта урока химии в 10 классе дает возможность провести урок в соответствии с требованиями системно- деятельного подхода  и соответствует требованиям ФГОС....

приложение к уроку "Многоатомные спирты"

"Бортовой журнал" для учеников  для изучения темы "Многоатомные спирты", своеобразный алгоритм действий по достижению цели и задач урока....