Конспект урока "Химические уравнения"
план-конспект урока по химии (8 класс)

ПЕТРОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

Урок химии в 8 классе по теме «Химические уравнения. Вычисления по химическим уравнениям».

Общая структура урока:

1) Урок состоит из экспериментальной и вычислительной частей;

2) Класс делится на две группы равные по уровню знаний (т.е. есть ученики, обладающие хорошей подготовкой и уровнем знаний, а есть менее подготовленные). Группы по 4 – 5 человек (малокомплектный класс).

Цель урока: 1) Формировать у учащихся навыки самостоятельного подхода к решению поставленной задачи.

                       2) Научит делать выводы, анализировать результат.

Задача: Объединить интеллектуальный потенциал учеников класса в достижении поставленной цели.   

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ НАО «СШ с.Ома»

Урок химии в 8 классе

Тема: Химические уравнения

Учитель Петров Н.К.,

Первая квалификационная категория

с.Ома

2023 год

Системно-деятельностный подход на уроках химии.

Пояснительная записка

Предлагаю урок химии в 8 классе по теме «Химические уравнения. Вычисления по химическим уравнениям».

Урок является логическим продолжением темы «Химические уравнения».

Уровень знаний учащихся на момент проведения данного урока:

1) Имеется полное представление о химических формулах и их составлении согласно валентности элементов и групп атомов;

2) Полностью сформированы навыки составления формулы вещества по названию и умение давать название по формуле;

3) Сформировано представление о типах химических реакций и умение определять тип реакции по уравнению;

4) Сформированы навыки вычисления молярных масс веществ по химическим формулам, вычисления массовых долей элементов по формуле вещества;

5) Сформировано и закреплено на предыдущих уроках представление о последовательности действий (алгоритме) в проведении вычислений по уравнениям;

6) Известен закон Авогадро.

Таким образом данный урок можно рассматривать как урок реализации учащимися полученных знаний по данной теме.

Общая структура урока:

1) Урок состоит из экспериментальной и вычислительной частей;

2) Класс делится на две группы равные по уровню знаний (т.е. есть ученики, обладающие хорошей подготовкой и уровнем знаний, а есть менее подготовленные). Группы по 4 – 5 человек (малокомплектный класс).

Менее подготовленные выполняют экспериментальную часть, а другие, теоретическую.

3) Каждой группе даётся задание экспериментально-вычислительного характера в форме карточки задания (или кейса) в которой прописано само задание и все этапы выполнения, цель и задачи. Выполнение задания каждой группой рассчитано на 15 – 20 минут, а затем, по группам, производится защита своей работы;

4) Результат защиты анализируется учителем с привлечение учащихся другой группы, объявляется результат, выставляются оценки.

В процессе выполнения заданий учитель участия не принимает, а лишь наблюдает за ходом выполнения работы.

Ученики, в соответствии с заданием должны самостоятельно и грамотно провести эксперимент, провести вычисления, сделать заключение по своей работе.

        План урока

Цель урока: 1) Формировать у учащихся навыки самостоятельного подхода к решению поставленной задачи.

                       2) Научит делать выводы, анализировать результат.

Задача: Объединить интеллектуальный потенциал учеников класса в достижении поставленной цели.    

I. Организационный момент (1 – 2 мин.)

II.Основная часть урока (40 мин.):

Примечание: Все приборы и посуда из наборов «Химическая лаборатория»

Приборы и реактивы: 1) спиртовка для группы №2

                                          2) пробирки в штативах для пробирок (по 6 шт.)

                                          3) колбы (50 мл.) с водой;

                                          4) пробиркодержатели;

                                          5) 5% раствор BaCl2 в бутылке с крышкой-пипеткой;

                                              10% раствор HCl    в бутылке с крышкой-пипеткой;

                                              сухой Na2SO4 в открытой бутылке;

                                              опилки магния.

Постановка задачи. Учитель: «Перед вами на столах реактивы и приборы. Вам выданы карточки с заданиями. Ваша задача: провести эксперимент в соответствии с заданием, на его основании сделать вывод о результате, провести вычисления. Используя ваши знания в химии, составьте химические формулы предложенных веществ, уравнения проведённых химических реакций. Основываясь на уравнениях подробно запишите ход вычислений. Оформите и обоснуйте результаты эксперимента».

Карточка №1 (первая группа)

Пояснение: В бутылке (1) с крышкой-пипеткой раствор хлорида бария, а в открытой бутылке сухой сульфат натрия.

Приготовьте раствор сульфата натрия в 1/3 части пробирки, взяв 1/4 часть от его количества о бутылке. К полученному раствору прибавьте по каплям раствор хлорида бария из бутылки (1). Пронаблюдайте за результатом эксперимента, сделайте вывод, назвав признак химической реакции.

Составьте формулы исходных веществ, и, на их основании, запишите уравнение химической реакции (используйте, при необходимости, таблицу растворимости в учебнике), определите тип реакции.

Прочитайте условие задачи, выполните вычисления, используя вами составленное уравнение.

Все данные внесите в карточку.

Эксперимент

1) Результат опыта - …                    (появление осадка молочно-белого цвета);

2) Признак реакции - …                  (выпадение осадка, изменение цвета);

3) Формула хлорида бария - …          (BaCl2)

     Формула сульфата натрия - …       (Na2SO4)

4) Уравнение химической реакции: …       (Na2SO4  +  BaCl2  = 2NaCl  +  BaSO4↓)

5) В осадке находится вещество - …        (сульфат бария)

6) Тип химической реакции - …             (реакция обмена)

(Синий шрифт – предполагаемый вариант ответа)

         

  Х

----

142

         

  4

----

233

Условие задачи: Пусть, масса осадка в данном эксперименте составила 4 г, вычислите, используя уравнение реакции, массу сульфата натрия, израсходованного при этом.

         Хг                                                                                        =  

     Na2SO4  +  BaCl2  = 2NaCl  +  BaSO4↓                

    1м-142г                                   1м-233г                          Х = 2,44(г) – m(Na2SO4)

Синий шрифт – предполагаемый вариант ответа

Карточка №2 (вторая группа)

Пояснение: В бутылке (2) с крышкой-пипеткой находится 10% раствор хлороводородной кислоты (хлорид водорода для учеников 8 класса на данном этапе обучения). В открытой бутылке, опилки магния.

Возьмите в сухую пробирку опилки магния в таком количестве, чтобы слегка прикрыть дно пробирки (не более). Добавьте из бутылки (2) 2 – 3 мл. раствора кислоты. Наблюдайте результат эксперимента, делайте вывод, назовите признак реакции. В момент проведения реакции зажгите лучинку и поднесите её к горлышку пробирки. Сделайте вывод по результату. Вспомните, следствием чего является проявивший себя признак.

После проведённого эксперимента заполните карточку с заданием.

Эксперимент

1) Результат опыта - …           (сильное кипение);

2) Признак реакции - …         (выделение газа);

3) Символ элемента магния - …      (Mg);

     Формула хлороводородной кислоты (хлорид водорода) - …    (HCl);

4) Уравнение химической реакции: …       (Mg +  2HCl  =  MgCl2 +  H2↑)

5) Выделяющийся газ - … (водород);

6) Признак водорода - … (глухой хлопок);

7) Тип химической реакции - … (реакция замещения)

Синим шрифтом выделены предполагаемые варианты ответов

Условие задачи: Предположим, что масса магния, растворённого в хлороводородной кислоте составила 10 г. Вычислите объём водорода, который должен выделиться в этом случае.

Примечание: Закон Авогадро изучен и многократно применялся на предыдущих уроках в вычислениях.

             10г                                    Хл                           10 * 22,4

             Mg +  2HCl  =  MgCl2 +  H2↑                 Х= —————  =  9,33 (л) – V(H2)

      1м-24г                            1м-22,4л                             24

Синий шрифт – предполагаемый вариант ответа

Распределение времени основной част урока:

всего – 40 мин.

знакомство с заданиями – 3 – 4 мин.

выполнение практической части (аккуратно) – 10 мин.

выполнение вычислений – 5 – 7 мин.

подготовка к отчёту о проделанной работе – 3 мин.

отчёт о результатах работы и обсуждение – 16 мин. (8 мин. на каждую группу).

Отчёт о проделанной работе можно построить в форме семинара, с целью привлечения к обсуждению наибольшего количества учеников.

Учитель в этом случае выполняет функцию направляющего звена, вовлекающего в обсуждение темы всех учеников каждой из групп.

III. Заключение (3мин.):

1) Подведение результатов работы;

2) Выделение лучших учеников в каждой группе;

3) Объявление итоговых оценок;

4) Домашнее задание

Карточка №1(первая группа)

Пояснение: В бутылке (1) с крышкой-пипеткой раствор хлорида бария, а в открытой бутылке сухой сульфат натрия.

Приготовьте раствор сульфата натрия в 1/3 части пробирки, взяв 1/4 часть от его количества о бутылке. К полученному раствору прибавьте по каплям раствор хлорида бария из бутылки (1). Пронаблюдайте за результатом эксперимента, сделайте вывод, назвав признак химической реакции.

Составьте формулы исходных веществ, и, на их основании, составьте уравнение химической реакции (используйте при, необходимости, таблицу растворимости в учебнике), определите её тип.

Прочитайте условие задачи, выполните вычисления, используя вами составленное уравнение.

Все данные внесите в карточку.

Эксперимент

1) Результат опыта - …                    

2) Признак реакции - …                  

3) Формула хлорида бария - …          

     Формула сульфата натрия - …      

4) Уравнение химической реакции: …      

5) В осадке находится вещество - …        

6) Тип химической реакции - …            

Условие задачи: Пусть, масса осадка в данном эксперименте составила 4 г, вычислите, используя уравнение реакции, массу сульфата натрия, израсходованного при этом.

         

Карточка №2 (вторая группа)

Пояснение: В бутылке (2) с крышкой-пипеткой находится 10% раствор хлороводородной кислоты (хлорид водорода для учеников 8 класса на данном этапе обучения). В открытой бутылке опилки магния.

Возьмите в сухую пробирку опилки магния в таком количестве, чтобы слегка прикрыть дно пробирки (не более). Добавьте из бутылки (2) 2 – 3 мл. раствора кислоты. Наблюдайте результат эксперимента, делайте вывод о том, что является признаком реакции. В момент проведения реакции зажгите лучинку и поднесите её к горлышку пробирки. Сделайте вывод о результате действия. Вспомните, следствием чего является проявивший себя признак.

После проведённого эксперимента заполните карточку с заданием.

Эксперимент

1) Результат опыта - …          

2) Признак реакции - …        

3) Символ элемента магния - …      

     Формула хлороводородной кислоты (хлорид водорода) - …    

4) Уравнение химической реакции: …      

5) Выделяющийся газ - …

6) Признак водорода - …

7) Тип химической реакции - …

Условие задачи: Предположим, что масса магния, растворённого в хлороводородной кислоте составила 10 г. Вычислите объём водорода, который должен выделиться в этом случае.

                                         



Предварительный просмотр:

                                       

ГБОУ НАО «СШ с.Ома»

Урок химии в 8 классе

Тема: Химические уравнения

Учитель Петров Н.К.,

Первая квалификационная категория

с.Ома

2023 год

Тема: «Химические уравнения» (урок – 2)

Пояснение. Урок включает в себя задания для учеников основной группы развития и задания для учащихся с признаками ЗПР (согласно медицинской справке).

Урок второй по данной теме.

Цель: Используя навыки первого урока и уроков «Химические формулы» научить самостоятельно составлять химизм процесса и приводить запись химизма к виду уравнения грамотной расстановкой коэффициентов.

Длительность урока 45 мин.

I.             Орг. момент (1 – 2 мин.)            Организация класса на работу

II.          Основная часть урока (35 мин.):

1) Пояснение цели урока для учащихся (2 мин.).

Примерно: «На прошлом занятии вы познакомились с понятием «Химическое уравнение», с основными принципами составления химизма процесса и приведения записи к виду уравнения. Сегодня вы закрепите полученные навыки и вашей задачей будет самостоятельное составление уравнений согласно предложенным заданиям.

Примечание. Задания отпечатаны на листах и выдаются непосредственно перед выполнением работы.

2) Выполнение заданий (15 – 18 мин.).

Выполняются задания в тетрадях т.к. это урок закрепления, а не проверочная работа по итогам темы.

Примерный вариант задания для основной группы:

Приведены попарно названия веществ, взаимодействующих друг с другом. Составьте формулы этих веществ по их названиям применяя знания символов элементов и формул групп атомов, а т. ж. их валентность. Составьте химизм их взаимодействия, приведите записи к виду химических уравнений путём расстановки соответствующих коэффициентов:

а) гидроксид натрия вступает в реакцию с серной кислотой (сульфат водорода) с образованием сульфата натрия и воды;

б) фосфор реагирует с кислородов (сгорает в нём) с образованием оксида фосфора (V);

в) Алюминий реагирует с хлороводородной кислотой (хлорид водорода) с образованием хлорида алюминия и водорода;

г) Гидроксид цинка и азотная кислота (нитрат водорода) образуют нитрат цинка и воду.

Примечание: Тема химические формулы и дача названий по ним ученикам хорошо знакома с прошлых уроков и проблем не составляет для учащихся основной группы.

Тема «Оксиды», хотя и не изучалась непосредственно, но знакома ученикам по многократным заданиям на составление химических формул с использованием формул веществ именно этой группы (т. е. знакома).

Тема «Кислоты» не изучалась, хотя фрагментарно её элементы имели место при составлении химических формул, поэтому на этом этапе работы целесообразно привести их дублирующие названия в СКОБКАХ, как временный вариант.

Примерный вариант заданий для группы адаптации (ЗПР):

Задание №1 предполагает использование на этом этапе своеобразного Задания – кейса, в котором представляется суть поясняемой темы, последовательность выполнения задания и предложенный аналог для самостоятельного выполнения.

Задание№1: В составе вещества оксида фосфора (V) два элемента: фосфор и кислород.

Количество атомов фосфора (Р) – два, а кислорода (O) – пять. Составим химическую формулу для данного вещества:

 Запишем символы элементов фосфора и кислорода друг за другом, а затем под каждым из них укажем число атомов соответствующими цифрами, которые называют «Индексы». Всё, формула готова.                              кислород

                                         фосфор               N2O5

                                                              индексы

Выполните задание самостоятельно: В составе молекулы угольной кислоты три элемента: водород (Н), углерод (С) и кислород (О). Количество атомов водорода – два, углерода – один, кислорода – три. Используя предыдущий пример составьте формулу молекулы этого вещества. Запишите её ниже.

Выполнение задания:

Задание №2 основано на задании №1, является его продолжением.

Задание №2: Вещество фосфор (Р) вступает в реакцию с веществом кислородом (О2) соединяясь с ним. В результате реакции получается новое вещество оксид фосфора (V) (Р2О5).

Составим химическое уравнение этого процесса:

а) Вначале запишем химизм процесса, где знаком взаимодействия веществ будет (+),

а то, что вступало в реакцию (исходные вещества) будет отделено от того, что получается (продукты реакции) знаком (=).

                                                           

                     знак взаимодействия веществ       знак, разделяющий левую часть и правую

                                                          Р  +   О2  =   Р2О5

б) Затем уравняем число атомов фосфора и кислорода справа и слева, поставив перед каждым из веществ, начиная с правой части большие цифры, называемые «Коэффициенты».                                  коэффициенты

                                                        4Р + 5О2 = 2Р2О5

Уравняв число атомов слева и справа мы получили ХИМИЧЕСКОЕ УРАВНЕНИЕ

Выполните задание самостоятельно: Вода (Н2О) и углекислый газ СО2) вступают в реакцию, соединяясь друг с другом. В результате получается новое вещество угольная кислота (Н2СО3). Пользуясь примером, приведённым выше, составьте уравнение реакции, проверьте необходимость расстановки коэффициентов в полученное уравнение.

Выполнение задания:

На выполнение задания основной и адаптивной группам даётся 15 – 18 мин. с учётом того, что адаптивная группа имеет не одно, а два, последовательно связанных задания, а у основной – четыре уравнения.

3) Проверка выполнения заданий (10 – 15 мин.):

а) Проверка начинается с задания основной группы.

Возможный вариант: К доске вызывается (по желанию) ученик из основной группы и записывает выполненное задание на доске. Остальные с места проверяют, исправляют, дополняют. Это даёт возможность влиться в этот процесс и ученикам адаптивной группы, а возможно понять и исправить свои ошибки.

б) Проверка задания адаптивной группы так же проводится у доски. Для эффективности проверки можно привлекать учащихся основной группы для спонтанного выполнения этих заданий или, по возможности, и при желании вызвать к доске ученика адаптивной группы.

в) Результаты проверки вносятся в форме исправлений и дополнений в тетради учеников основной группы и в листы заданий учениками адаптивной группы.

По результатам проверки наиболее активным ученикам обоих групп выставляются соответствующие отметки.

 III. Завершение урока (5 – 7 мин.):

а) подведение итогов работы:

б) оценка работы учащихся с выделением наиболее активных;

в) объявление оценок за урок;

г) дача домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений". Презентация...

Конспект урока "Уравнения"

Конспект урока по математике 5 класс. Урок обобщения....

опорный конспект "Тригонометрические уравнения"

методическая разработка по алгебре 10 класса. Предназначена для изуения нового материала, содержит примеры решения простейших тригонометрических уравнений...

Опорный конспект "Тригонометрические уравнения"

Способы решения тригонометрических уравнений....

Конспект урока «Уравнение»

Конспект урока алгебры в 7классе на тему «Уравнение»....

Конспект урока "Уравнение. Корень уравнения" в 5 классе

Конспект урока  "Уравнение. Корень уравнения" в 5 классе...