ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ В 11 КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
методическая разработка по химии (11 класс)
В 2019 и 2020 годах учреждения образования неожиданно столкнулись с проблемой перехода на дистанционное обучение. Было трудно, но по прошествии времени можно сказать, что мы справились с этой задачей. И накопили достаточно большой опыт, который позволяет сделать вывод как о положительных, так и об отрицательных сторонах дистанционного обучения.
В целом, по моему мнению, преимущества традиционной формы обучения очевидны. Тем не менее, мы понимаем, что дистанционный формат учебы и работы прочно вошел в нашу жизнь.
О минусах дистанционного обучения можно говорить много. Но есть и плюсы. К ним можно отнести индивидуальность и самостоятельность процесса обучения. Так, дистанционное обучение позволяет учащемуся выбирать свой темп и глубину освоения материала, то есть, по существу, создавать собственную образовательную траекторию, исходя из своих потребностей и возможностей.
К сожалению, не все учебные дисциплины и не все темы учебной программы возможно изучить дистанционно: есть дисциплины, которые имеют свои особенности. К таким дисциплинам относится химия. В изучении химии важны лабораторная и экспериментальная работа. Поэтому в процессе дистанционного обучения я давала школьникам интерактивные тесты, модели строения химических элементов, видеофрагменты опытов, видеофильмы. Это в значительной степени позволило оживить работу и заинтересовать детей в изучении предмета. Но нехватка реальной экспериментальной деятельности все равно ощущалась. И, поскольку выполнение некоторых школьных лабораторных работ не требует набора редких реактивов и сложного оборудования, можно найти такие работы в каждой параллели, которые учащиеся могут выполнить дома.
В качестве примера представлены 4 лабораторные работы для учащихся 11 классов, обучающихся по УМК О.С. Габриеляна «Химия 11 класс. Базовый уровень»
Целью введения практикума в дистанционный формат обучения было углубление теоретических знаний учащихся при помощи формирования практических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_konkurs.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №6
города Пятигорска Ставропольского края
ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ
В 11 КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Маслобоева Марина Леонидовна
Учитель химии и биологии
Высшая квалификационная категория
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки.
Практические занятия являются важными видами учебной деятельности, направленными на экспериментальное подтверждение теоретических знаний и формирование учебных и практических умений. В ходе выполнения практической работы, обучающиеся учатся организовывать собственную деятельность, анализируют рабочую ситуацию, оценивают и корректируют собственную деятельность, несут ответственность за результаты своей работы; осуществляют поиск информации, необходимой для эффективного выполнения работы. Все это влияет на формирование предметных и метапредметных компетенций обучающихся.
Особенности химии как науки и как учебного предмета накладывают серьезные ограничения при дистанционном обучении. Заочные формы обучения, в том числе и дистанционное обучение, в первую очередь сталкиваются именно с этой проблемой — проблемой организации и проведения химического эксперимента обучающимися. Эти и другие проблемы дистанционного обучения химии автор рассматривает в данной статье.
В основу обновленного содержания образования положены "ключевые компетентности", ведущими из которых становятся информационные, коммуникационные и компетентности самообразования и саморазвития. Именно они позволяют развиваться обучению на основе дистанционного образования.
В настоящее время становится очевидным, что накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность, поэтому на первый план выдвигается задача развития потребностей и умений человека не только самостоятельно добывать и обновлять знания, значимые для профессии, личности и общества, но и осуществлять этот процесс непрерывно на протяжении всей жизни. Современная жизнь требует от работника не только хороших исполнительских навыков, но и сформированных на достаточно высоком уровне ключевых компетенций (ориентировки в профессии, организационно-деятельностных, коммуникативных, интеллектуальных, творческих и других), лежащих в основе качественного овладения любой профессией.
Новые требования личности, общества, и государства формируют новые представления об образовательных результатах, которые невозможно достичь в рамках прежней образовательной среды. Современные информационные технологии открывают новые перспективы повышения эффективности образовательного процесса.
Выход находится в поиске новых форм образования. Одной из них явилось дистанционное образование, позволяющее обучаться в удобное время в удобном месте и в удобном темпе.
Понятие дистанционного образования имеет множество определений и интерпретаций, что непосредственно связано с эволюцией основных элементов дистанционного образования. Следовательно, "можно подойти к определениям и функциям дистанционного образования с точки зрения определенных классификаторов, за основу которых берутся временные этапы развития дистанционного образования, этапы развития информационного пространства" [1, с. 90].
Острые дискуссии относительно понятия "дистанционное образование" позволяют выделить наиболее актуальные проблемы:
- происходит переосмысление понятия "образование", его функций, роли и значения; усиливается социальная роль образования; его эффективность во многом определяет перспективы развития цивилизации. Все это необходимо учитывать при организации инновационной деятельности;
- необходимо более корректно использовать термин "дистанционное образование" как систему совместной деятельности обучаемых и обучающих;
- видовым отличием дистанционного образования от других форм образования является способ получения образования через двухстороннюю опосредованную коммуникацию обучаемого и обучающего. При этом набор конкретных средств, каналов и технологий такой коммуникации варьируется, а ключевым понятием является "интерактивность";
- понятие "дистанционное образование" должно быть определено не как определенного вида технология и не как особая информационно-образовательная среда, а как форма образования, поскольку именно "образование" является для него родовым понятием;
- форма обучения на расстоянии диктует свою специфику отбора средств обучения и организации познавательной деятельности, выбора методов и приемов обучения;
- существенным достоинством дистанционного образования является возможность индивидуализации учебного процесса и профессиональной подготовки специалистов.
Новая форма получения образования - дистанционная - дает возможность человеку, желающему получить образование, учиться в любое удобное время, в любом месте и по индивидуальному графику. Задача учителя при дистанционном обучении не передавать учащемуся определенный объем знаний, а организовать самостоятельную познавательную деятельность, научить самостоятельно добывать знания и применять их на практике при решении примеров и задач теоретического плана, а также задач и примеров, соответствующих их профессиональной деятельности. При этом главную роль, центральное место в модели дистанционного обучения играют личные качества учащихся, их способности, мотивация, стремление к получению знаний и развитию собственного интеллектуального потенциала.
Студенты и слушатели могут использовать компьютер в соответствии со своими индивидуальными потребностями на различных этапах обучения. Чаще всего они обращаются к нему во время самостоятельной работы. В режиме самостоятельной работы можно получить задание, запросить дополнительную информацию для выполнения задания, выяснить способ выполнения задания или задачи, ввести ответ как результат выполненного задания. Приоритетными формами обучения с использованием электронных учебно-методических пособий являются интерактивные виды взаимодействия обучающихся с компьютером. В результате этой работы развивается самостоятельность мышления, формируется умение делать обобщения, использовать знание с элементами творчества в новых условиях, самостоятельно находить ответы на вопрос, формируется индивидуальная образовательная траектория.
Электронные учебно-методические пособия предоставляют преподавателю новые возможности в организации учебного процесса. Использование их не ограничивает творческую деятельность педагога. Он может подбирать дополнительные материалы для процесса обучения, составлять новые контрольные задания и тесты, разрабатывать задания для осуществления как индивидуального, так и для дифференцированного подхода к студентам и слушателям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Монахов Н. В. Эволюция дистанционного образования // Школьные технологии. - 2003. - N2, с. 89-95.
Лабораторная работа №1
«Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств»
Даны вещества: сахароза, железо, кристаллическая сера, медь, сода, хлорид натрия, карбид кремния, кремнезем. Распределите их на 4 группы и охарактеризуйте.
Тип кристал-лической решетки | Примеры веществ | Формулы веществ | Тип химической связи | Общие физические свойства веществ |
Лабораторная работа №2
«Ознакомление с коллекцией полимеров:
пластмасс и волокон и изделий из них»
Даны образцы пластмасс: полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, фенолформальдегидные пластмассы. Распределите их на 2 группы и охарактеризуйте.
Пластмассы | ||
Термопластичные | Термореактивные | |
Примеры | ||
Свойства (общие) |
Даны образцы волокон: ацетатное, вискозное, капроновое, хлопок, шерстяное, найлон, шелковое, льняное, лавсан. Распределите их на 2 группы и охарактеризуйте.
Волокна | ||
Натуральные | Химические | |
Примеры | ||
Свойства (одного из волокон группы) |
Лабораторная работа №3
«Ознакомление с минеральными водами»
Проанализируйте состав данных минеральных вод, заполните таблицу и ответьте на вопросы.
Характеристики | Природные минеральные воды | ||
«Нарзан» | «Боржоми» | «Ессентуки 17» | |
Минерализация | |||
Тип природной минеральной воды* | |||
Основные катионы | |||
Основные анионы |
*Лечебные, лечебно-столовые, столовые (питьевые).
- Что называется минерализацией природной минеральной воды?
- От чего зависит тип природной минеральной воды?
- Напишите молекулярные и ионные уравнения качественных реакций
на ионы Са2+ (с содой) и СО32- (с кислотой).
Лабораторная работа №5
«Ознакомление с образцами дисперсных систем»
Дайте определения:
- Дисперсные системы
- Тонкодисперсные системы
- Грубодисперсные системы
- Дисперсионная среда
- Дисперсная фаза
Даны примеры природных и бытовых дисперсных систем: сухой воздух, влажный воздух, цветное стекло, пыльный воздух (смог), лак для волос, молоко, ил, пена в квасе, пористый шоколад, губная помада.
Распределите их по группам в таблицу:
Дисперсионная среда | ||||||||
Газ | Жидкость | Твердое вещество | ||||||
Дисперсная фаза | ||||||||
Газ | Жидкость | Твердое вещество | Газ | Жидкость | Твердое вещество | Газ | Жидкость | Твердое вещество |
Отметьте звездочкой* те системы, которые называют аэрозолями, суспензиями и эмульсиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструктивные карточки по выполнению практических работ на уроках химии
Преподавание основ химии в школе не может совершенствоваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента. Химический эксперимент – источник знаний о веще...
Методические указания по проведению практических работ по неорганической химии (11класс)
Материал предложенного пособия можно использовать при проведении практических работ по неорганической химии в профильных классах или на факультативных занятиях....
Модель урока систематизации знаний в условиях дистанционного обучения
Модель данного урока (макет), может быть использована в различных предметных областях, во время (онлайн) дистанционного обучения. Необходимо только вписать данные конкретного урока. Модель &laqu...
Методическое сопровождение учителя начальных классов в условиях дистанционного обучения.
В данной статье рассматривается опыт обучения в дистанционном формате в начальной школе. Предложены некоторые рекомендации педагогам и родителям для улучшения совместной работы и взаимодействия в онла...
Особенности организации практической работы на уроках профильного труда в период дистанционного обучения
Особенности организации практической работы на уроках профильного труда в период дистанционного обучения...
Изучение темы «Природный газ» в 10 классе в условиях дистанционного обучения
Изучение темы «Природный газ» в 10 классе в условиях дистанционного обученияПредлагаю вашему вниманию материал, который может быть использован для дистанционного изучения темы «Приро...
Особенности проведения практической работы на уроке информатики в соответствии с ФГОС
Данный материал содержит пошаговую инструкцию для проведения практической работы на уроке информатики по теме "Обрабока числовой информации. Диаграммы и графики" в 9-ом классе. Будет интерес...