Особенности проведения практической работы на уроке информатики в соответствии с ФГОС
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)

Коробко Ольга Леоновна

Данный материал содержит пошаговую инструкцию для проведения практической работы на уроке информатики по теме "Обрабока числовой информации. Диаграммы и графики" в 9-ом классе. Будет интересна для применения изучения важной темы в Excel, которая в дальнейшем выносится на ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ключ

  1. 1a, 2b, 3а, 4d, 5c

Ключ

  2.  2, 3, 1, 4, 5.

Ключ

 3. г)



Предварительный просмотр:

Выполните задания

Вопрос

Ответы

1.

Какую логическую функцию надо выбрать, если необходимо одновременное выполнение двух условий

  1. И
  2. ИЛИ
  3. ЕСЛИ
  4. СЧЕТЕСЛИ

2.

Какую логическую функцию надо выбрать, если достаточно выполнение одного из указанных условий?

  1. И
  2. ИЛИ
  3. ЕСЛИ
  4. СЧЕТЕСЛИ

3.

Укажите неправильную формулу:

  1. А2+В4
  2. =А1/С453
  3. =С245*М67
  4. =О89-К89 

4.

Что обозначает знак $, который записан рядом с адресом ячейки?

  1. денежный формат ячейки;
  2. финансовый формат ячейки;
  3. абсолютный адрес ячейки;
  4. относительный адрес ячейки

5.

Что означает запись адреса ячейки $C2 в формуле?

  1. адрес ячейки не меняется при протягивании;
  2. денежный формат ячейки;
  3. при протягивании формулы не меняется номер ряда;
  4. при протягивании формулы не меняется номер столбца;

6.

Что означает запись адреса ячейки C$2 в формуле?

  1. адрес ячейки не меняется при протягивании;
  2. денежный формат ячейки;
  3. при протягивании формулы не меняется номер ряда;
  4. при протягивании формулы не меняется номер столбца

Задание 1. «Маленький тест».

Задание 2. «Восстанови порядок». (Тест логического ранжирования).

 Расставьте по порядку этапы использования Мастера функций

  1. Выбор типа функции
  1. Создание таблицы с числовыми данными
  1. Запуск Мастера функций
  1. Заполнение аргументов функции
  1. При возникновении ошибки редактирование функции

Задание 3. «Найди пару» - В ячейке C1 записана формула =$A1*В1. Какой вид приобретет формула, после того как ее скопируют из ячейки C1 в ячейку D5?



Предварительный просмотр:

Бланк для ответов

ФИ выполняющего________________________________

ФИ проверяющего________________________________

Задание 1.

1 -                   2 -                 3 -                  4 -               5 -

Задание 2.

Запиши цепочку:  __________________________________

Задание 3.

Запиши букву верного ответа. _________

Бланк для ответов

ФИ выполняющего________________________________

ФИ проверяющего________________________________

Задание 1.

1 -                   2 -                 3 -                  4 -               5 -

Задание 2.

Запиши цепочку:  __________________________________

Задание 3.

Запиши букву верного ответа. _________



Предварительный просмотр:

Памятка построения диаграммы средствами Microsoft Excel

1) Выделить диапазон ячеек, для построения диаграммы.

2) Выбрать пункт меню  Вставка —> Диаграмма.

3) Выбрать тип диаграммы: гистограмма, график, круговая и т.п. В открывшемся списке возможных вариантов определите нужный вам внешний вид диаграммы.

4) Редактирование диаграммы при необходимости происходит с помощью вкладки Конструктор.

5) Выбрать параметры оформления различных частей диаграммы позволяет вкладка Макет. Например, подписи данных, легенда, название диаграммы.

6) Созданную диаграмму можно рассматривать как формулу. Если внести изменения в данные, использованные при её создании, то диаграмма изменится. Готовая диаграмма состоит из ряда элементов, которые можно выбирать и изменять.

 8) Вызвав контекстное меню выбранного элемента диаграммы, можно изменить содержание или оформление элемента диаграммы с помощью диалогового окна.

        



Предварительный просмотр:

Самооценка выполненной  практической работы

№ п/п

Действие [1]

Результат

Если п.3 выполнен верно, то в ячейках L2:L4 записаны следующие ответы, 7; 6; 2; 3.

Общий вид гистограммы соответствует образцу.

К гистограмме добавлен заголовок, легенда, ряды данных выделены разными цветами.

Имя листа изменено на «Гистограмма», сделана  красная подсветка.

Если п.7 выполнен верно, то в ячейках G2:G4 записаны следующие ответы, 24, 15, 36, 15.

Общий вид круговой диаграммы  соответствует образцу.

К круговой диаграмме добавлены подписи данных.

Имя листа изменено на «Круговая диаграмма», сделана  синяя подсветка.

Работа сохранена  в собственной папке в файле с именем Практическая работа 8 ваша фамилия и отправлена через сеть в папку D:\Уроки\9-Б, которая находится на компьютере учителя.

Итого:

Дополнительные баллы ________


[1] Если пункт выполнен частично или с помощью товарища, то ставим 0.5 балла.



Предварительный просмотр:

Практическая работа «Построение графиков и диаграмм»                                                               

Цель: научиться пользоваться средствами графического отображения информации   в среде электронных таблицах Microsoft Excel, используя понятия диаграмм и графиков.

  1. Откройте указанный учителем файл (D:\Уроки\Задание Excel\Практическая работа 8) для этого воспользуйтесь возможностями локальной компьютерной сети класса.

На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания:

  1. В ячейки K2:K4 запишите: Ленинский, Гагаринский, Нахимовский, Балаклавский.
  2. Определите, сколько учащихся набрало более 80 баллов по математике и не менее 75 баллов по  русскому языку в каждом районе.  Ответ запишите в ячейки L2:L4.
  3. Постройте гистограмму отображающую соотношение количества учащихся, набравших более 80 баллов по математике и не менее 75 баллов по  русскому языку в каждом районе. Левый верхний угол гистограммы  разместите вблизи ячейки N2.
  4. Произведите форматирование диаграммы: добавьте заголовок, легенду, измените цветовую гамму рядов данных. Если задание выполнено правильно, то должна получиться следующая гистограмма:

  1. Измените имя листа Лист 1 на Гистограмма. Установите красный цвет фона ярлычка.
  2. Перейти на лист 2. Запишите в ячейки F2:F5: музыка, литература, математика, химия.
  3.  Определите  количество учащихся, проходивших тестирование по математике, русскому языку, физике и английскому языку соответственно. Ответ запишите в ячейки G2:G4.
  4. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества участников по предметам. Левый верхний угол круговой диаграммы   разместите вблизи ячейки I2.
  5. Произведите форматирование диаграммы.  Задайте подписи данных в виде долей учащихся по каждому предмету в процентном соотношении. Если задание выполнено правильно, то должна получиться следующая круговая диаграмма.

  1. Измените имя листа Лист 2 на Круговая диаграмма. Установите синий цвет фона ярлычка.
  2. Сохраните свою работу в собственной папке в файле с именем Практическая работа 8 ваша фамилия и отправьте его через сеть в папку D:\Уроки\9-Б.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Построение диаграмм и графиков

Слайд 2

Что я хочу узнать? Чему я хочу научиться? Что я буду развивать? Где мне это пригодится в жизни?

Слайд 3

Ключ 1.1 a , 2 b , 3а, 4 d , 5 c Ключ 2. 2, 3, 1, 4 , 5. Ключ 3. г)

Слайд 4

Графическое представление данных Диаграмма График

Слайд 5

Построение графиков Графики используются для отображения зависимости значений одной величины (функции) от другой (аргумента); графики позволяют отслеживать динамику изменения данных. Численность населения мира Пример графика в электронных таблицах График функции y=x^2

Слайд 6

Требования техники безопасности перед началом и во время работы за компьютером Соблюдать расстояние до монитора… С техникой обращаться … При работе за компьютером выполнять задания … При появлении изменений в функционировании аппаратуры … Спина полностью опирается на спинку стула.

Слайд 7

Теперь я умею…… Теперь я знаю……



Предварительный просмотр:

Автор

Коробко Ольга Леоновна

Предмет, класс

Информатика, 9 класс

УМК

УМК «Информатика» для 7-9  классов, автор Л. Л. Босова, А.Ю. Босова

Тема

Обработка числовой информации

Тема урока

Построение диаграмм и графиков

Цели урока:

Образовательные:

  • формирование умений и навыков визуализации числовых данных в среде  табличного процессора;
  • освоение алгоритма построения диаграмм в табличном процессоре Microsoft Excel.  

Развивающие:

  • формировать аналитическое и логическое мышление учащихся;
  • развивать умение выделять главное, находить ошибку;
  • развивать способности сравнивать, сопоставлять.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к компьютеру, соблюдение ТБ;
  • формировать умение преодолевать трудности;
  • способствовать развитию умения оценивать свои возможности.

Тип урока по целеполаганию:

Урок усвоения новых знаний

Место урока в разделе

Раздел III « Обработка числовой информации», урок 5-ый из 6.

Основные термины и понятия

Таблица, ссылка на ячейку, круговая диаграмма,  гистограмма, график.

Планируемые результаты

Предметные

  • знать назначение и особенности различных типов диаграмм;
  • решать задачи на представление данных в электронных таблицах в виде диаграмм и графиков;
  •  знать алгоритм построения диаграмм и графиков.
  • уметь пользоваться технологией создания и редактирования диаграмм и графиков.

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
  • применять полученные знания на уроках информатики, математики, физики.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • умение работать в группе, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, беседы;
  • уметь высказывать свое суждение и спросить мнение партнера.

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование уважительного отношения к труду;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Методы обучения

частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,  словесный, наглядный, инструктивно- репродуктивный.

Формы работы

фронтальная, групповая (в парах), индивидуальная.

Межпредметные связи

математика, физика, биология.

Средства обучения

1) компьютер, проектор, интерактивная доска;
2) ПО: ОС Windows 7, MS Office 2010, обучающая  презентация
3) раздаточный материал.

Основные этапы урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Организационный момент (1 мин)

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, раздает оценочные листы.

Дети рассаживаются по местам, проверяют наличие принадлежностей, приветствуют учителя и гостей.

Личностные: формирование навыков самоорганизации.

Мотивация учебной деятельности  (2мин)

Проверка домашней работы, задает вопросы, показывает слайды с различными видами информации.

Проверяют домашнюю работу, отвечают на вопросы.

Личностные: формирование положительной мотивации. 

Коммуникативные:  умение слушать, вести диалог.

Формулирование темы урока, его целей и задач           (3 мин)

Задает наводящие вопросы, подводя учащихся к теме урока, корректирует формулировку темы.

Формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь, формулирует цели урока и задачи.

Регулятивные: умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему.

Личностные: формирование навыков самоорганизации, развитие логического мышления.

Актуализация         (7 мин)

Выдает задания («маленький тест», «восстанови порядок», «найди пару»), корректирует работу учащихся.

Работают с заданиями в парах, выполняют взаимопроверку, записывают баллы в листы самооценки.

Познавательные: умение  обобщать и классифицировать, проводить аналогии.

Личностные: повышение компетентности.

Усвоение новых знаний (12 мин)

Показывает презентацию, знакомит  с алгоритмом построения диаграмм, задает наводящие вопросы.

Работают с учебниками, представляют информацию в виде графа, смотрят презентацию.

Регулятивные: умение работать с учебником, отбирать нужную информацию, систематизировать и представлять в виде графа.

Познавательные: знакомство с  понятием «диаграмм и графиков».

Коммуникативные: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

Динамическая минутка (1 мин)

Физическая разрядка

Ученики слушают,  и выполняют физкультминутку

Здоровьесберегающая методика для снятия усталости

Закрепление изученного материала. Практическая работа (15 мин)

Настраивает детей на выполнение практической работы, краткий инструктаж по ТБ.

Выполняют практическую работу, задают вопросы.

Регулятивные: умение определять успешность выполнения задания, навыки контроля и самооценки.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов.

Итоги практической работы и урока       (2 мин)

Предлагает  вспомнить цели практической работы, проанализировать результативность работы на уроке, выявить что получилось, над чем еще предстоит работать.                                                                

Анализируют свою деятельность, заполняют оценочные листы.

Личностные:  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Домашнее задание, рефлексия (2 мин)

Сообщает учащимся домашнее задание, беседует с учащимися, предлагая высказать собственное мнение,  благодарит за урок.

Записывают домашнюю работу в дневники, отвечают на вопросы, выражают собственное мнение об уроке.

Личностные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли в соответствии с поставленными  задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание анимированного изображения в среде прикладной программы MS PowerPoint 2007. Практическая работа к уроку информатики и ИКТ

Практическая работа обучающего характера с подробным описанием действий, направленных на создание слайда с графическими объектами и применения к ним эффектов анимации....

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....

Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....

Листы практических работ для уроков информатики

Листы практических работ для уроков информатики по Босовой Л. Л., Босовой А. Ю. Устройства ввода-вывода...

Особенности организации практической работы на уроках профильного труда в период дистанционного обучения

Особенности организации практической работы на уроках профильного труда в период дистанционного обучения...

ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ В 11 КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В 2019 и 2020 годах учреждения образования неожиданно столкнулись с проблемой перехода на дистанционное обучение. Было трудно, но по прошествии времени можно сказать, что мы справились с этой задачей....